"Литературные" правонарушения
методическая разработка

Ушакова Ольга Александровна
Внеклассное занятие по профилактике коммуникативных отклонений в поведении несовершеннолетних

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnye_pravonarusheniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Долганская средняя общеобразовательная школа»

Крутихинский район Алтайский край

Методическая разработка

В мире«литературных» правонарушений и не только…

Автор-составитель: Ушакова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

Тип мероприятия: внеклассное занятие

Место проведения: кабинет

Время проведения: 40 мин.

Цель: профилактика коммуникативных отклонений в поведении несовершеннолетних на основе формирования у них чувства общности с другими учащимися, стремления к сотрудничеству.

Задачи: осознание и выражение собственного отношения к проблеме отклоняющегося поведения, стимулирование поведенческих изменений подростка посредством обращения к литературным произведениям.

Оборудование: газетные и журнальные тексты, большой лист — ватман

Возраст учащихся: 11—14 лет.

Ход мероприятия:

В е д у щ и й На сегодняшнем занятии мы вспомним сказки, басни, в которых литературные герои совершают поступки, не задумываясь о последствиях и ответственности за них.

З а д а н и е 1

В е д у щ и й. Прочитайте отрывки из басен И. А. Крылова, вспомните или придумайте реальную историю, которая бы соответствовала заложенной в басне морали. В чем ее суть?


Крестьянин и лисица
В ком есть и совесть, и закон,

Тот не украдет, не обманет,

В какой бы нужде ни был он;

А вору дай хоть миллион —

Он воровать не перестанет.


Орел и кот
Не презирай совета ничьего,

Но прежде рассмотри его.
Лягушка и Юпитер

На свете много мы таких людей найдем,

Которым все, кроме себя, постыло

И кои думают, лишь мне бы ладно было,

 А там весь свет гори огнем.
Крестьянин и Змея

Когда почтен быть хочешь у людей, —

С разбором заводи знакомства и друзей!


Свинья под дубом
Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.


Разбойник и Извозчик

Как много из пустого

На свете делают преступного и злого.

З а д а н и е 2

В е д у щ и й. Прочитайте стихи, определите, о каких правонарушениях идет в них речь, какая ответственность предусмотрена за их совершение. (Ведущий корректирует ответы учащихся, в случае затруднений помогает с ответом.)


Он подкрался незаметно,

Дверь открыл своим ключом,

Потом взял чужие вещи

И на этом был таков. (Кража.)


На стоянке возле дома
 

Вдруг исчез автомобиль,

Фокусник тут ни при чем,

Виноват здесь только ОН,

Тот, кто совершил ... (угон).


Кто-то знает вашу тайну

И, грозясь ее раскрыть,

Предлагает вам молчанье

В деньгах быстро оплатить. (Вымогательство.)


Он хотел всех рассмешить,

Всех друзей развеселить.

В школу быстро позвонил,

Про опасность сообщил.

Почему ж тогда, друзья,

Шутка эта не смешна?

И какое наказанье

Вследствие того деянья? (Заведомо ложное сообщение об опасности.)


Памятник — от слова «память»,

Чтобы помнить, не забыть.

Но, случается порою,

Память могут осквернить,

Уничтожить, повредить.

Творите доброе, друзья,

А запрещенное — нельзя. (Осквернение памятников.)

Когда на вас напали

И силой отобралиТо,

что по праву ваше,

Скажите, это — кража?

Иль это нападение —

Другое преступление? (Грабеж или разбой.)


Он художник не простой,

А художник он «стенной».

Только вечер наступает,

Стены краской он марает.

За такое рисование

В Кодексе есть наказание. (Умышленное повреждение имущества.)


Она наступает с 16 лет,

И как исключение — раньше.

Как зовут ее, друзья?

Перечисли преступления,

За которые она

Предусмотрена всегда.
(Уголовная ответственность за убийство, грабеж
и т. д.)


Убийство, кража, похищение,

Грабеж, разбой, угон, захват…

Дополни список преступлений

И никогда не совершай.

 За д а н и е 3

В е д у щ и й. Вспомните произведение А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь».

рочитать эту сказку до начала работы над ней.)

 Давайте проанализируем сказку с позиции совершения правонарушений: кто из героев и какие правонарушения совершил?


Варианты ответов
 учащихся:


 заведомо ложное сообщение (ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой послали весть о том, что царица родила «неведому зверюшку»);
 убийство (царевич убивает коршуна и спасает лебедь-птицу);
 умышленное причинение вреда (князь превратился в комара и «впился... тетке в правый глаз») и др.

Примером другого произведения может быть сказка Х. К. Андерсена «Дюймовочка».

Правонарушения, присутствующие в сказке:


 похищение (Жаба и Рогатый Жук похитили Дюймовочку);
 насильственное удержание (Крот удерживал Дюймовочку под землей);
 побег (Дюймовочка с помощью Ласточки убежала от Крота).

Для анализа может быть выбрана любая сказка по желанию подростков.

З а д а н и е 4

В е д у щ и й. Определите, в какой сказке:
 была совершена умышленная порча сооружения после того, как героя не пустили жить внутрь из-за большого количества жильцов («Теремок», «Рукавичка»);
 герою были нанесены тяжкие телесные повреждения, когда он пытался попасть в кирпичный дом трех братьев через дымоход («Три поросенка»);
 было совершено похищение человека птицами, которые унесли его на крыльях («Гусилебеди»);
 земноводное заставило героя жениться на себе в обмен на стрелу («Царевналягушка»).


З а д а н и е 5

В е д у щ и й. Обведите кружком те действия, за которые предусмотрена уголовная ответственность:

кража
разбой
убийство
вымогательство
оскорбление

угон автомобиля
побег из дома

З а д а н и е 6

В е д у щ и й. На «возрастной» прямой выделите цветом возраст, с которого наступает уголовная ответственность

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

З а д а н и е 7

В е д у щ и й. Подберите метафоры (выражения в переносном значении) к следующим словам:

свобода (например, раздолье, полет, невесомость и пр.),

подросток (например, энергия, между детством и взрослостью).

З а д а н и е 8

В е д у щ и й. Создайте «Коллаж достоинств и недостатков» — портрет современного подростка, используя для этого газетные и журнальные тексты, и наклейте их на большом листе.

З а д а н и е 9

В е д у щ и й. Напишите несколько писем, выбрав возможных адресатов из следующего списка:
 подростку (15 лет), который часто уходит из дома;
 девочке, которая украла деньги и потратила на косметику;
 подростку, который попал в плохую компанию и не знает, как из нее выйти;
 маме, которая не понимает свою дочь;
 мальчику, который грубит своим родителям, оскорбляет их;
 папе подростка (13 лет), который практически каждый вечер приходит домой в нетрезвом состоянии;
 подростку, который легко дает обещания (друзьям, родителям, учителям), но не выполняет их.

Итог занятия

Результаты  затруднительно выразить в процентных (количественных) показателях, поскольку на одном занятии не представляется возможным решить проблему в полном объеме. Однако выполнение заданий позволит привлечь внимание учащихся к проблеме, заставит обучающихся задуматься о своем поведении и ответственности.

Использованная литература:

1. Т.В. Ничишина
Профилактика девиантного поведения несовершен
нолетних в школе и семье., Минск : Национальный институт образования, 2018

2.Г.Х. Андерсен Сказки

2. И.А. Крылов Басни

3.А.С. Пушкин Сказки