Русские шашки
рабочая программа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таятская основная общеобразовательная школа
им. Героя России И. Кропочева»
СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР __________Н.В.Шмидт | УТВЕРЖДАЮ: Директор _____________ В.А.Ткачёв |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
школьного-спортивного клуба «ЕРМАК»
направление - «Русские шашки»
Возраст обучающихся – 7-16 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Составитель программы:
инструктор физической культуры и спорта
Булатов Андрей Александрович
2022 год
Пояснительная записка.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Интеллектуальная игра “шашки” является одним из наиболее
распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этой старинной, подлинно народной игре, посвящают свой досуг миллионы людей различных возрастов и профессий. Игра в шашки вырабатывает объективность мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер, зарождает в человеке творческое начало. Игра в шашки помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал. Игра в шашки развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения.
Цель – создание условий для развития личности обучающегося посредством обучения игре в русские шашки.
Задачи программы.
Обучающие:
- познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка;
- познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;
- научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;
- научить простейшим дебютным схемам;
- научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;
- познакомить с основами композиционной игры.
Воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- прививать чувство эстетичности через эстетику шашечной культуры;
- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;
- развивать чувство гармонии, креативность, творческие способности, умение проводить в жизнь задуманную мысль, то есть составлять план и реализовывать его;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Отличительные особенности
Образовательная программа дополнительного образования детей “Русские шашки” отличается от программ, на основе которых она построена
следующим:
- Применение элемента сказки. Обучения (для детей 7-16 лет) на занятиях применяется элемент сказки – это самый действенный и эффективный способ донести до обучающихся в данном возрасте информацию о русских шашках.
- Разнообразие методов и форм организации игровой (практической) части занятия.
Возраст детей
Образовательная программа дополнительного образования детей “Русские шашки” предназначена для обучения детей в возрасте от 7 до 16 лет.
Сроки реализации программы: один год обучения – 68 учебных часов.
Формы проведения учебных занятий.
Групповые. Количество детей в группе – 6-10 человек. Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю, по 1 часу.
Методы организации занятий
Словесные:
- лекция; беседа; рассказ; сказка; объяснение педагога; анализ партий и типовых позиций.
Наглядные:
- показ видеоматериалов; работа с демонстрационной доской.
Практические:
- конкурс решения комбинаций, сеанс одновременной игры; тренировочные партии, матчи.
Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория). Затем, как правило, следует игровая часть занятия, то есть непосредственно сама шашечная игра (практика), и подведение итогов – озвучивание результатов.
Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой
форме, в виде практических занятий, решают задания на память, внимание.
Особенностью методики проведения занятия является разнообразие
активных видов детской деятельности, а именно формы тренировочных занятий должны быть многообразными, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.
Ожидаемые результаты
К концу обучения дети должны:
- познакомиться с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомиться с кодексом новичка;
- знать правила шашечной игры, буквенно-цифровой ряд и нотацию;
- уметь реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более: при численном преимуществе, как простейшее средство достижения победы - размен;
- знать простейшие дебютные схемы: ход сд4 – развитие левого фланга белых (игра за белых); “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов); начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”;
- уметь реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;
- знать основы композиционной игры;
- овладеть навыками поведения в коллективе: культурой общения, аккуратностью;
- уважительным отношением к товарищу.
Результативность обучения по программе определяется с помощью устного опроса, конкурса по решению комбинаций.
Входной контроль осуществляется только в начале первого учебного года в виде наблюдения за игрой и устного опроса.
Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде конкурса по решению комбинаций.
Итоги реализации образовательной программы дополнительного образования детей “Русские шашки” проводятся на открытых занятиях для родителей, участия в соревнованиях, турнирах.
Учебно-тематический план
Содержание занятий | Всего часов | Теория | Практика |
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике и противопожарной безопасности | 1 | 1 | |
2. История возникновения шашечной игры. Шашечный кодекс. | 1 | 1 | |
3. Гигиена и врачебный контроль, самоконтроль. | 1 | 1 | |
4. Основы шашечной теории. Стратегия и тактика. | 12 | 4 | 10 |
5. Миттельшпиль (середина игры) | 14 | 6 | 10 |
6. Дебют | 16 | 6 | 10 |
7. Эндшпиль (окончание). Спортивный режим и ОФП. | 12 | 3 | 9 |
8. Шашечная композиция | 4 | 1 | 5 |
9. Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 68 | 22 | 46 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, правила поведения на занятиях. Практическое занятие.
- История возникновения шашечной игры. Шашечный кодекс. Разновидности шашек. Появление шашек на Руси. Правила игры. Нотация. Шашечная азбука: доска, шашки, ходы, бой, дамка. Практические занятия.
- Миттельшпиль (середина игры). Сила центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки (нападение на слабую шашку). Игра в середине партии. Отсталые шашки (а1, h2). Фланги. Ударные колонны.
“Золотые шашки”. Последовательность захвата центральных полей (f4, затем с5). Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение “мешающих шашек и “доставка” недостающих, подрыв дамочных, слабых полей, вскрытие. Расчет и план игры. Простейшие приемы. Идея и механизм комбинаций. Борьба против центральных шашек соперника. Важность колонны q1, f2, Е3 (b8, C7,d6). Способы постановки “кола” и “тычка” для атаки в центре. Практические занятия.
- Стратегия и тактика. Основы шашечной теории. Сущность и цель игры в русских шашках. Фланги. Элементы шашечной позиции. Понятие о комбинации. (1, 2-хходдовки) и позиционные приемы (оппозиция, размен). Основные стадии партии: начало, середина, окончание. Связь теории с практикой; кодекс новичка. Позиционные приемы игры. Понятия.
Тактические приемы игры. Общие вопросы теории, понятия, термины. Практические занятия.
- Дебют. Значение дебютов. Идеи дебютов. Начало партии. Цель хода сд4. Развитие левого фланга белых (игра за белых). Порядок введения шашек в игру. Знакомство с дебютами: “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов); начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”. Практические занятия.
- Эндшпиль (окончание). Нормальные окончания. Петля, двойная петля, четыре дамки против одной, меньшая сторона на главной дороге и без неё (квадрат), три дамки против одной. Понятия: “размен”, “скользящий размен”, “оппозиция”, “запирание”, “столбняк”, “петля”, “застава”, “вилка” (распорка), “распутье”, “трамплин”. Дамочные окончания (1х1, 2х1, 3х1). Спортивный режим и гигиена: гимнастика, сон, питание, купание, двигательная активность. Физическая подготовка. Личная гигиена шашиста. Методы закаливания. Практические занятия.
- Шашечная композиция. Композиция – область шашечного творчества. Основные виды (жанры) композиции: проблемы, этюды, задачи, комбинации. Практические занятия.
- Итоговое занятие.
Методическое обеспечение программы
Учатся правильно разыгрывать те ил иные позиции до выигрыша, также безошибочно разыгрывать изученные дебюты. Решение задач на демонстрационной доске. Упражнения на шашечной доске.
Анализ партий и типовых позиций. Упражнения на шашечной доске, фиксация важнейших моментов в результате анализа.
Во время тура, практической игры, педагог должен запоминать поучительные моменты в партиях и при разборе делать свои замечания
всеобщим достоянием, нужно приучить ребят серьёзно относиться к своему творчеству. Важнейший принцип - не обрушивать на ребенка при анализе отдельной партии слишком много информации. Достаточно подчеркнуть 2-3 принципиальных момента. После партии заставить воспитанника обобщить: каковы были главные неточности или ошибки по ходу игры? Анализ может быть с одним ребенком или всей группой.
Сеансы одновременной игры. Упражнения на шашечной доске. Сеансы могут носить учебный и чисто спортивный характер.
Участие в соревнованиях. Участие в турнирах осуществляется внутри тренировочной группы: классификационные турниры, матчи и т.д.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год, лучшие
результаты, задачи на следующий учебный год, задания на лето, несколько слов по каждому обучающемуся, вручение грамот, призов.
Литература
- Маньшин С.С., Громов Г.В. «Программа подготовки юных шашистов». 1 часть. Русские шашки. – СПб., 1992.
- Султанов Р.А. Шашки «Интегрированный курс подготовки шашистов для групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп, групп спортивного совершенствования, групп высшего спортивного мастерства». – Нижний Тагил, 2009.
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от г. № 06-1844)
- Адамович В.К. «Позиционные приемы борьбы в русских шашках». М., “Физкультура и спорт”, 1976.
- Литвинович В.С., Перченок И.Р. «Школа позиционной игры. Русские шашки». – М.: Физкультура и спорт, 1984.
- Берлинков Б.Л., Рокитницкий А.В. «Шашечные партии белорусских мастеров». –Минск.: Полымя, 1983.
- Пак Н.М. «Популярный шашечный практикум». – Донецк: АСТ, 2004.
- Маламед В.Р., Барский Ю.П. «Курс шашечных окончаний; Международные и русские шашки». Энциклопедическое изд.- М.: Физкультура и спорт, 1989.
- Герцензон. Б.М. Напреенков А.А. «Шашки - это интересно». Учебник шашечной игры. – СПб.: Литература, 1989.
- Громов Г.В., Свечников А. А. «На старт, новички!» - СПб., 2003.
- Юровский Е.М, Кондратьева Л.П.. «Зайкины шашки». – СПб., 2001.
- Блиндер. Б.М. «Избранные партии, окончания, этюды». – М., 1960.
- Куличихин А.И. «История развития русских шашек». – М.: ФиС, 1982. 1989, вып. 5.
- Цирик З.И. «Шашечный эндшпиль. Учебник по шашечным окончаниям». – Черкассы, 2010.
Календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по теме "Комбинации в русских шашках"
Конспект открытого занятия по программе «Шашки» на тему «Комбинации в русских шашках» Цель:-...
Система тестирования обучающихся на соответствие юношеским разрядам по русским шашкам
Разработанная система представленных тестов предназначена для проверки знаний обладателей юношеских разрядов по русским шашкам, а также претендентов на данные разряды....
Образовательная программа клуба "Русские шашки" -"Игра моего народа"
Настоящая программа предназначена для шашечного клуба "Русские шашки" и является попыткой систематизировать и обобщить методические материалы для обучения детей игре в русские шашки.Программа со...

итоги турнира по русским шашкам среди 2-4 классов "Дни Воинской Славы"
итоги турнира по русским шашкам среди 2-4 классов "Дни Воинской Славы"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Русские шашки".
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возра...
Мастер - класс по игре в русские шашки
Мирная шашечная борьба - это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, та...

"Столкновение умов в русские шашки"
Как говорил, известный советский педагог, создатель народной педагогики -Василий Александрович Сухомлинский:«Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого»...
