Конспект мастер-класса по теме "Комбинации в русских шашках"
план-конспект по теме

Сухарева Ирина Анатольевна

Конспект открытого занятия по программе «Шашки» на  тему «Комбинации в русских шашках»

 

Цель:

-                   Расширение знаний и приобретение практических навыков в игре «русские шашки».

-                   Развитие личности, способной к творческому самовыражению.

-                   Популяризация игры «русские шашки».

Учебно-методический комплект:

Книги - В. Лангин "Школа шашек для первоклашек", Э. Цукерник "Антология шашечных комбинаций", слова "комбинация", "колонна", "решето", карточки с диаграммами, тетради, шариковые ручки, мультимедийная презентация.

Оборудование: компьютер, проекционный экран, мультимедийный проектор.

 

Ход занятия:

 1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с комбинациями в русских шашках. Комбинация - это наикратчайший путь к выигрышу.

 

2. Повторение пройденного материала

Педагог: Чтобы провести комбинацию, давайте вспомним, что говорит о наличии комбинации?

1 обучающийся: Каждый ребенок любит и по-своему умеет играть в шашки!

2 обучающийся: Оказывается, в партии можно строить и проводить комбинации.

3 обучающийся: Комбинация – это жертва одной или нескольких шашек, чтобы убить гораздо большее количество шашек противника.

4 обучающийся: С помощью этой технологии можно быстро и красиво выиграть партию.

 

5 обучающийся: История возникновения шашечной игры древняя. Первое упоминание о шашках из Египта. они были найдены в гробницах фараонов. Другие легенды гласят, что впервые шашки появились в Китае. До сих пор нет достоверных фактов о возникновении любимой всенародной игры. На Руси шашки упоминаются с х века.

 

Педагог: А теперь давайте вспомним, какие комбинации вы уже знаете. Я предлагаю вам решить одну из них. Правильность ваших ответов проверяем через две минуты.

Дети решают

1. Для освоения техники "комбинация" нужно знать следующие понятия:

а) Наличие колонн.

б) Наличие позиции "решето" у соперника.

в) Открытые дамочные поля.

2. При проведении комбинации выполняется:

а) Жертва одной или нескольких шашек.

б) Выжидательный ход.

в) Поддача в дамки с последующей ловлей.

3. При выполнении комбинации в один ход выполняется поддача одной шашки.

 

4. При выполнении комбинации в два хода выполняется поддача двух шашек.

 

5. При выполнении комбинации в три хода выполняется поддача трёх шашек.

6. Если необходимо провести сложную и многоходовую комбинацию, могут сочетаться такие приёмы:

а) Отдача нескольких шашек.

б) "Тихий" ход.

в) Комбинация при помощи размена.

Педагог: Если кто-нибудь забыл «секреты» техники комбинации, то можно посмотреть в своих тетрадях на диаграммы и вспомнить, как они выполняются.

Педагог: Для решения комбинаций вам потребуется следующий материал.

 

У всех на столах приготовлены доски, шашки, карточки с диаграммами, тетради и ручки. Я предлагаю вам решить несколько комбинаций.

(обучающиеся решают самостоятельно)

Педагог: Проверим, правильно ли вы решили.

 

 

Педагог: Давайте вспомним, какие бывают комбинации?

(ответы детей и комментарии)

 

Педагог: Мы научились решать одноходовые комбинации.

(дети вспоминают и объясняют, как провести одноходовую комбинацию)

Педагог: Достоинство комбинации в том, что она довольно быстро приводит к выигрышу. А в проигрышной позиции позволяет добиться ничьей.

Слайд № 1

Колонна из трёх шашек на большой дороге - а1, в2, с3

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 2

Колонна из трёх шашек на большой дороге у белых. У чёрных - наличие шашек "решето" Белые: а1, в2, с3 Чёрные: а5, е5, g7

 

Слайд № 3

История возникновения шашек.

Слайд №4

Комбинация в один ход при помощи колонны из трёх шашек. Белые: a3, с3, d2, e1. Чёрные: a5, c5, e7, g7.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 5

Комбинация в один ход при помощи колонны из трёх шашек. Белые: с3, e3, f2, g1. Чёрные: c5, e5, e7, c7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 6 Комбинация в один ход.

Белые: a1, a3, b2, e3. Чёрные: a5, e5, e7, c7.

Слайд №7

Комбинация в один ход. Белые: a1, a3, b2, c3. Чёрные: a5, a7, c5, c7, f6.

Слайд  № 8 Комбинация в один ход. 

Белые: c1, f2, g3, h2, h4. Чёрные: a3, h6, e7, c7, c5.

 

3. Физминутка

Педагог: Для того, чтобы вам стало легче выполнять творческую работу, которую я вам сегодня предложу, давайте выполним следующие упражнения:

1. «Ленивые восьмерки». Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.

А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

2. «Двойной рисунок». Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:

- навстречу друг другу;

- вверх - вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой - вниз, и наоборот;

- разводя в разные стороны.

 

Эти упражнения содействуют улучшению координации глаз и улучшению моторных навыков

4. Объяснение нового материала

Педагог: Сегодня на уроке мы будем решать двух-ходовые комбинации. На карточках вы можете видеть задания. А кто мне ответит, что же означают слова "комбинация", "решето", "колонна"?

(дети предлагают свои ответы)

Педагог: Посмотрите, какие красивые и интересные комбинации. Все они очень часто встречаются в партиях. Давайте вместе внимательно рассмотрим карточки, а затем начнём самостоятельно работать.

(дети рассматривают карточки)

Педагог: Не забудьте, прежде чем приступить к выполнению задания, проверить правильность расположения шашек.

Если кто-то желает, то вы можете придумать свою комбинацию. Но постарайтесь при её составлении учитывать, что она должна быть двух-ходовой!

Слайд  № 9

Комбинация в два хода. Белые: a1, b2, c3, f2, h4. Чёрные: a5, b8,e5, f6, g7.

5. Практическая работа обучающихся

Педагог: Итак, ребята, приступаем к работе по решению двух-ходовых комбинаций.

Учащиеся выполняют задания по карточкам.

 

7. Подведение итогов занятия

Педагог: Наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим, какие у нас результаты.

(дети делятся впечатлениями и демонстрируют свои решения)

Педагог: У меня есть к вам два вопроса:

1. Чему вы научились на сегодняшнем занятии?

2. Что узнали нового?

(ответы детей)

Педагог: Кто не успел решить комбинации, зарисуйте их в тетрадь и решите дома. На этом наше занятие окончено. Спасибо! До свидания!

Слайд № 10

Комбинация в два хода. Белые: a3, c3, d2, e1, f4, h2. Чёрные: a5, b8, c5, d6, e7, g7.

 

Используемая литература:

1. В. Лангин "Школа шашек для первоклашек".

2. Э. Цукерник "Антология шашечных комбинаций". Москва физкультура и спорт, 1987 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_suharevoy_i.a.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «ЦВР»

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

Конспект открытого занятия

по теме: «Комбинации в русских шашках»

Автор: Сухарева Ирина Анатольевна,

педагог дополнительного образования

 

2012 г.

Цель:

  • Расширение знаний и приобретение практических навыков в игре «русские шашки».
  • Развитие личности, способной к творческому самовыражению.
  • Популяризация игры «русские шашки».

Учебно-методический комплект:

Книги - В. Лангин "Школа шашек для первоклашек", Э. Цукерник "Антология шашечных комбинаций", слова "комбинация", "колонна", "решето", карточки с диаграммами, тетради, шариковые ручки, мультимедийная презентация.

Оборудование: компьютер, проекционный экран, мультимедийный проектор.

Ход занятия:

 1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с комбинациями в русских шашках. Комбинация - это наикратчайший путь к выигрышу.

2. Повторение пройденного материала

Педагог: Чтобы провести комбинацию, давайте вспомним, что говорит о наличии комбинации?

1 обучающийся: Каждый ребенок любит и по-своему умеет играть в шашки!

2 обучающийся: Оказывается, в партии можно строить и проводить комбинации.

3 обучающийся: Комбинация – это жертва одной или нескольких шашек, чтобы убить гораздо большее количество шашек противника.

4 обучающийся: С помощью этой технологии можно быстро и красиво выиграть партию.

5 обучающийся: История возникновения шашечной игры древняя. Первое упоминание о шашках из Египта. они были найдены в гробницах фараонов. Другие легенды гласят, что впервые шашки появились в Китае. До сих пор нет достоверных фактов о возникновении любимой всенародной игры. На Руси шашки упоминаются с х века.

Педагог: А теперь давайте вспомним, какие комбинации вы уже знаете. Я предлагаю вам решить одну из них. Правильность ваших ответов проверяем через две минуты.

Дети решают

1. Для освоения техники "комбинация" нужно знать следующие понятия:

а) Наличие колонн.

б) Наличие позиции "решето" у соперника.

в) Открытые дамочные поля.

2. При проведении комбинации выполняется:

а) Жертва одной или нескольких шашек.

б) Выжидательный ход.

в) Поддача в дамки с последующей ловлей.

3. При выполнении комбинации в один ход выполняется поддача одной шашки.

4. При выполнении комбинации в два хода выполняется поддача двух шашек.

5. При выполнении комбинации в три хода выполняется поддача трёх шашек.

6. Если необходимо провести сложную и многоходовую комбинацию, могут сочетаться такие приёмы:

а) Отдача нескольких шашек.

б) "Тихий" ход.

в) Комбинация при помощи размена.

Педагог: Если кто-нибудь забыл «секреты» техники комбинации, то можно посмотреть в своих тетрадях на диаграммы и вспомнить, как они выполняются.

Педагог: Для решения комбинаций вам потребуется следующий материал.

У всех на столах приготовлены доски, шашки, карточки с диаграммами, тетради и ручки. Я предлагаю вам решить несколько комбинаций.

(обучающиеся решают самостоятельно)

Педагог: Проверим, правильно ли вы решили.

Педагог: Давайте вспомним, какие бывают комбинации?

(ответы детей и комментарии)

Педагог: Мы научились решать одноходовые комбинации.

(дети вспоминают и объясняют, как провести одноходовую комбинацию)

Педагог: Достоинство комбинации в том, что она довольно быстро приводит к выигрышу. А в проигрышной позиции позволяет добиться ничьей.

Слайд № 1

Колонна из трёх шашек на большой дороге - а1, в2, с3

Слайд № 2

Колонна из трёх шашек на большой дороге у белых. У чёрных - наличие шашек "решето" Белые: а1, в2, с3 Чёрные: а5, е5, g7

Слайд № 3

История возникновения шашек.

Слайд №4

Комбинация в один ход при помощи колонны из трёх шашек. Белые: a3, с3, d2, e1. Чёрные: a5, c5, e7, g7.

Слайд № 5

Комбинация в один ход при помощи колонны из трёх шашек. Белые: с3, e3, f2, g1. Чёрные: c5, e5, e7, c7.

Слайд № 6 Комбинация в один ход.

Белые: a1, a3, b2, e3. Чёрные: a5, e5, e7, c7.

Слайд №7

Комбинация в один ход. Белые: a1, a3, b2, c3. Чёрные: a5, a7, c5, c7, f6.

Слайд  № 8 Комбинация в один ход.  

Белые: c1, f2, g3, h2, h4. Чёрные: a3, h6, e7, c7, c5.

3. Физминутка

Педагог: Для того, чтобы вам стало легче выполнять творческую работу, которую я вам сегодня предложу, давайте выполним следующие упражнения:

1. «Ленивые восьмерки». Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.

А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

2. «Двойной рисунок». Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:

- навстречу друг другу;

- вверх - вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой - вниз, и наоборот;

- разводя в разные стороны.

Эти упражнения содействуют улучшению координации глаз и улучшению моторных навыков

4. Объяснение нового материала

Педагог: Сегодня на уроке мы будем решать двух-ходовые комбинации. На карточках вы можете видеть задания. А кто мне ответит, что же означают слова "комбинация", "решето", "колонна"?

(дети предлагают свои ответы)

Педагог: Посмотрите, какие красивые и интересные комбинации. Все они очень часто встречаются в партиях. Давайте вместе внимательно рассмотрим карточки, а затем начнём самостоятельно работать.

(дети рассматривают карточки)

Педагог: Не забудьте, прежде чем приступить к выполнению задания, проверить правильность расположения шашек.

Если кто-то желает, то вы можете придумать свою комбинацию. Но постарайтесь при её составлении учитывать, что она должна быть двух-ходовой!

Слайд  № 9

Комбинация в два хода. Белые: a1, b2, c3, f2, h4. Чёрные: a5, b8,e5, f6, g7.

5. Практическая работа обучающихся

Педагог: Итак, ребята, приступаем к работе по решению двух-ходовых комбинаций.

Учащиеся выполняют задания по карточкам.

7. Подведение итогов занятия

Педагог: Наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим, какие у нас результаты.

(дети делятся впечатлениями и демонстрируют свои решения)

Педагог: У меня есть к вам два вопроса:

1. Чему вы научились на сегодняшнем занятии?

2. Что узнали нового?

(ответы детей)

Педагог: Кто не успел решить комбинации, зарисуйте их в тетрадь и решите дома. На этом наше занятие окончено. Спасибо! До свидания!

Слайд № 10

Комбинация в два хода. Белые: a3, c3, d2, e1, f4, h2. Чёрные: a5, b8, c5, d6, e7, g7.

Используемая литература:

1. В. Лангин "Школа шашек для первоклашек".

2. Э. Цукерник "Антология шашечных комбинаций". Москва физкультура и спорт, 1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""

В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать  нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса

Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...

Конспект мастер-класса по теме: «Русский танец как средство повышения мотивации к изучению русской культуры»

Цель: Распространение опыта работы по обучению детей основам русского танца.  ...

Конспект мастер-класса для педагогов дополнительного образования по теме: «Русский танец как средство повышения мотивации к изучению русской культуры»

Совмесный мастер-класс с педагогом по прикладному творчеству. Состоит из двух частей : 1- изготовление народной куклы, 2 -Показать, как в танце можно применить предметы -  народную куклу....

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н...

План-конспект мастер-класса Название: Русская вечерка

Цель мастер-класса: Создать привлекательнуюальтернативу  другим видам досуга, в виде традиционного русского молодежного ( семейного) отдыха....