"Память жива"
проект (7 класс)

Осипова Елена Фоминична

Историческая память народа бесценна. Именно она составляет основу нашей духовности, задает нам нравственные ориентиры и помогает определять верные пути развития. Наша огромная и великая страна прошла тяжелый и славный исторический путь, принеся колоссальные жертвы на алтарь нашего сегодняшнего мира. Помнить о тех, кто отдал свои жизни тогда, в годы Великой Отечественной войны не просто наша обязанность. Это великий нравственный долг, о котором не должны забывать ни мы, ни наши дети, ни наши внуки.

Наша история -наша подлинная гордость и мы должны помнить и рассказывать о ней детям. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pamyat_zhiva.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

Проект

по патриотическому воспитанию

«Память жива»

Составила: воспитатель Осипова Е.Ф.

Срок реализации проекта: 2023-2024 уч.г.

Введение

Эта память с корнями

Уходит все глубже,

И шумит на ветвях, зеленея, листва….

Ее времени без никогда не заглушит!

Ведь душа молода, пока память жива!

З. Чеботарева

Историческая память народа бесценна. Именно она составляет основу нашей духовности, задает нам нравственные ориентиры и помогает определять верные пути развития. Наша огромная и великая страна прошла тяжелый и славный исторический путь, принеся колоссальные жертвы на алтарь нашего сегодняшнего мира. Помнить о тех, кто отдал свои жизни тогда, в годы Великой Отечественной войны не просто наша обязанность. Это великий нравственный долг, о котором не должны забывать ни мы, ни наши дети, ни наши внуки.

Наша история -наша подлинная гордость и мы должны помнить и рассказывать о ней детям.  

Основной долг всех последующих поколений нашей страны- долг перед поколением победителей- сохранить  историческую память о Великой Отечественной  войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта.

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание детей — это очень трудный педагогический процесс. В основе которого лежит формирование нравственных чувств школьников. Чувство патриотической гордости не возникает сама по себе, оно формируется постепенно и с самого раннего возраста.

Одним из принципов ФГОС начального, среднего общего образования является приобщение детей социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Основная проблема современного общества в том, что наблюдается разрыв между понятиями «Мораль» и «Нравственность».  Культурное наследие передается на уровне, знаний, минуя чувственный и деятельностный компоненты. Человек, принимая исторический опыт, не пропускает его через себя, не включается механизм эмпатии (сочувствия, сопереживания), а то, что не пережито, не становится частью мировоззрения личности. Огромный историко - культурный пласт, оказывающий воздействие на формирование нравственного облика личности – период Великой Отечественной войны. Тема – нелегкая для восприятия детьми с ОВЗ. Поэтому в своей задачей считаю - выстроить систему работы так, чтобы в ней были задействованы не только механизмы памяти рода, семьи, но и чувственный народный опыт, живущей в произведениях искусства (музыкальных, поэтических, произведениях изобразительного искусства) комплексно.  Проект имеет огромное мировоззренческое значение и большой практический интерес в плане социализации детей с нарушением интеллектуальной деятельности.

О проекте:

Информационная карта проекта

Организация: БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

Автор: воспитатель - Осипова Е.Ф.

Вид, тип проекта: краткосрочный, творческий, познавательный, социально-значимый.

Участники проекта: обучающиеся 7 класса, родители, педагоги, сотрудники.

По степени участия: внутришкольный, информационный, творческий

Виды деятельности: совместно-распределенная учебная деятельность, творческая, трудовая, спортивная, игровая.

Гипотеза: если мы привлечем внимание обучающихся с ОВЗ и их родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию их в мероприятиях по подготовке и празднованию 79-летия Победы, то подробнее узнаем весь ход военных действий на всех территориях Советского Союза во время великой Отечественной войны, городах-героях и их победителей.

В основу проекта легли следующие принципы:

Принцип историзма, сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.

Принцип гуманизма: ориентация на высшие человеческие понятия- любовь к близким, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, социумом, сочетание разных видов деятельности.

Принцип наглядности: изготовление мультимедийных презентаций на основе исторического материала, материалов на сайт.

Практическая значимость: повышение качества образовательного процесса. Создание методической копилки по патриотическому воспитанию обучающихся с ОВЗ. Данный проект может быть использован в работе педагогов ОУ.

Основная часть

Цель проекта: развитие и обогащение духовного мира обучающихся с ограниченными возможностями   здоровья, привитие любви и уважение к защитникам Родины.

Задачи:  

Образовательные

  • формировать представление обучающихся о Великой Отечественной войне, о ее героях- защитниках, наших земляках;
  • ознакомить с символами, связанными с войной- памятниках, песнях, наградах и семейных реликвиях.
  • познакомить с традициями празднования Дня Победы

Развивающие:

  • развивать познавательные способности обучающихся с ОВЗ в процессе практической деятельности, развивать интеллект обучающихся, формировать наглядно- образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;
  • способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах.

Воспитательные:

  • Воспитать интерес вырабатывать ценностное отношение к символам Великой Отечественной войны, уважение ветеранам труда, гордость за свою Родину

Основные формы реализация проекта:

-непосредственно образовательная деятельность;

-игровая деятельность;

-самостоятельная деятельность детей

-взаимодействие с родителями.

Реализация проекта проводится через систематическую работу по трем направлениям:

  1. Работа с обучающимися

Блок «История войны детям»

«Дети военной поры»

«Великая Отечественная война глазами художников»

  1. Работа с родителями

Практикум «Как знакомить детей с Великой Отечественной войной»

Альбом «Наша память»

  1. Работа с социумом

Организация цикла встреч с ветеранами тыла, ветеранами боевых действий.

Посещение Комнату боевой славы краеведческого музея под открытым небом

Участие в акции «Открытка солдату»

Сроки проведения: с 09.12.2023г по 26.05.2024г.

Основные этапы реализации проекта

1 этап: диагностический (декабрь 2023г.)

Проведение диагностических исследований по реализуемой теме: разработка опросников и проведение анкетирования на наличие знаний и представлений о Великой Отечественной войне, защитниках Родины обучающихся 7класса.

2 этап -основной, организационно- практический-реализация проекта (январь- апрель 2024г.)

Работа с детьми:

Чтение и обсуждение произведений о войне.

Просмотр презентаций и видеороликов о войне.

Очные и заочные экскурсии в «Сквер Памяти и Славы.

Рассматривание иллюстраций

Изготовление тематических рисунков и творческих работ

Индивидуальные беседы о войне.

Изготовление открыток ветеранам.

Беседы с использованием мультимедийных презентаций

Подвижные игры, физкультурное развлечение

Участие в Акциях.

Работа с родителями

Информация в группе в «телеграмм -канале»

Индивидуальные и групповые консультации по организации выставок и проведению праздника

Разработать памятки для родителей

Участие в создании стенгазет, открыток.

Участие в акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Открытка ветерану»

Работа с социумом:

  1. Встреча с ветеранами боевых действий, с тружениками тыла
  2. Беседа у книжной выставки, посвященной ВОВ в районной детской библиотеке.
  3. Участие на параде Победы 9 мая

3 этап: заключительный (май 2024г)

Праздничный концерт «Детям войны посвящается…»

Итоги участия в конкурсах разного уровня.

Ожидаемые результаты:

-формирование у детей негативное отношение к войне у детей, желание в будущем защищать свою Родину от врагов, бороться за мир;

- уважительное отношение к ветеранам войны, тыла, труда, пожилым людям;

- гордость за героев, павших на войне, защищая Родину, и кто сейчас стоит на страже страны.

- сформированность понятия «вечная память», значимости Дня Победы в истории России

-осознание родителями важности патриотического воспитания.

- активное участие родителей и социальных партнеров в проектной деятельности совместно с детьми и педагогами.

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Организационная работа

Декабрь

Анкета для воспитанников о Великой Отечественной войне

Декабрь

Работа с детьми

Выставка рисунков детей и родителей «Голубь мира», «Открытка ветерану».

В течение реализации проекта

Чтение с обсуждением художественной литературы военной тематики

Н. Лупсяков «Пулемет», И. Турчинин «Крайний случай», А Кассиль «Воздух», «Вперед, танкисты!».

Ежемесячно

Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев -солдат, солдатской службе, товариществе.

Ежемесячно

Тематические беседы о войне, военных профессиях, фронтовиках, детях войны, о огородах-героях.

Ежемесячно

Просмотр видеофильмов «Друзья». «Поджог», «Деревянный меч»

Ежемесячно

Просмотр работы Н.Пластова «Фашист прилетел», «Раненый мальчик», «За водой».

Ежемесячно

Прослушивание аудиозаписи композиции «Далекий голос войны»

Ежемесячно

Интегрированное занятие «Подарок для ветерана» (многослойная аппликация «Голубь мира»

Январь

Очные и заочные экскурсии по уголкам Славы: знакомство с биографиями Героев Советского союза и других участников ВОВ, наших земляков.

Февраль-май

Разучивание песни «Дети войны», стихотворения про войну

Март

Громкое чтение рассказа «Медаль за отвагу»

Апрель

Концерт «Детям войны посвящается…»

Май    

Работа с родителями:

Практикум «Как знакомить детей с ВО войной»

Декабрь

«Наш помощник- телевизор» (какие фильмы и передачи смотреть, как обсуждать их содержание с детьми)

Декабрь

Выставка семейных фотографий дедов и прадедов, участвовавших на Великой Отечественной войне

Апрель

«История страны и история рода (как пережили войну прадедушки и прабабушки»

Активное участие детей и родителей подготовки и проведении праздничного концерта «Дети военной поры».

Май

Работа с социумом:

Встреча с ветеранами боевых действий «Есть такая профессия Родину защищать»

Февраль

Встреча с тружениками тыла в годы ВО войны «Цена хлеба»

Март

Беседа у книжной выставки, посвященной ВОВ в районной детской библиотеке

Май

Участие на параде Победы 9 мая

Май

Заключение

       Проект «Память жива» направлен на развитие патриотизма, формирование национального самосознания и уважения к истории своей страны, формирование стойкой гражданской позиции у подрастающего поколения, а также на повышение социальной активности обучающихся школы -интерната и вовлечение их в социально значимую деятельность. Проект позволит активизировать работу по увековечению памяти о событиях Великой Отечественной Войны.  Наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его. Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев, достоин свободы и независимости. Пока жива память о людях, отстоявших мир для будущих поколений, живы эти люди, пока жива память – живы мы!

Список литературы

1.Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. - М.: Наука (ГРФМЛ), 1987.

2. Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. - М.: Наука, 1991.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИЯ», 2003.

4.Великая Отечественная война. 1941 - 1945 гг.: справ. пособие / авт.-сост. И.И. Максимов. - М. : ДИК : Дрофа, 2005. - 159 с.

5. Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили»/ Торопцев А.П. – «Подмосковье», 2014.-220с.

Интернет-ресурсы:

  1. Видеоролики http://www.yuotube.com/
  2. Картинки https:/yandex.ru/images/?clid=1872363
  3. Стихи для детей о ВОВ http://tanyakiseleva.ru/stiki-dlya-detej-o-vojne/
  4. Детские песни о войне http://allforchildren.ru/ songs/vov.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Память жива"

Исследование, проведенное в период проведения Месячника Мужества в школе (2012 год), – посильный вклад учащихся МКОУ СОШ № 2 в дело восстановления  исторической справедливости, в формирован...

ПОКА ПАМЯТЬ ЖИВА сценарий школьного праздника Победы

ПОКА ПАМЯТЬ ЖИВА          сценарий школьного праздника Победы                                 ...

Праздничное занятие "Проходят года-наша память жива"

На данном занятии рассказывается о двух знаменательных датах в феврале:2 февраля  - победа Сталинградской битвы,23 февраля – праздник защитников Отечества, праздник всех солдат и командиров....

Внеклассное мероприятие " Память жива"

Пояснительная запискаМетодическая разработка представляет  собой литературно – музыкальную композицию, которая помогает определить, как провести данное внеклассное мероприятие, в какой ...

ПАМЯТЬ ЖИВА

Приложения для закрепления знаний по теме "Их именами названы"...

"Душа молода, пока память жива"

Рассказ о ветеране Великой Отечественной войны   Венковой         Раисе Михайловне. Во время войны Раиса Михайловна была в партизанском отряде и помо...

Коррекционное развивающее занятие "Память жива"

Формирование у воспитанников чувства долга перед народом, воспитание нравственных ценностей подрастающего поколения, преклонение перед мужеством и стойкостью героев, воспитание уважения к своей истори...