Шашки в Excel
материал

Гаврилов Евгений Александрович

Социальный  проект  «Шашки в Excel  - как форма развития интеллектуальных способностей и социализации и  детей с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_shashki_v_excel_gavrilov_e.a.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

III Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Популяризация научных знаний

Тематическое направление

Социальный проект «Шашки в Excel - как форма развития интеллектуальных способностей и социализации и детей с ограниченными возможностями здоровья».

Тема методической разработки

Гаврилов Евгений Александрович,

учитель информатики,

классный руководитель МБОУ «Школа №4»

Вышневолоцкий городской округ

2022год

#1055;ояснительная записка.

МБОУ «Школа №4» г. Вышний Волочек имеет тридцатилетний опыт работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В школе обучается около 200 детей с ОВЗ от 7 до 18 лет. Выполняя свою главную задачу по реализации прав и равных возможностей на обучение, в нашем учебном учреждении создаются все условия для реабилитации и адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Через проведение внеурочных занятий, внеклассных мероприятий, педагогический коллектив уделяет большое внимание привлечению лиц с ограниченными возможностями к здоровому образу жизни, приобщает обучающихся к занятиям физкультурой и различным адаптивным видам деятельности. Подобные мероприятия способствуют развитию двигательного аппарата, укреплению здоровья, мыслительных способностей, помогают воспитывать волевые и моральные качества, обеспечивают активное участие детей-инвалидов в общественной жизни.

  1. Тематическое направление: популяризация научных знаний.

Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:

Тема: «Социальный проект «Шашки в Excel - как форма развития интеллектуальных способностей и социализации и детей с ограниченными возможностями здоровья».

Актуальность проекта: Шашки - по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр, так как, именно эта игра стимулирует мыслительную деятельность, способствует логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, зарождает в ребенке творческое начало. Игра стимулирует мыслительную деятельность детей с задержкой психического развития, способствует компенсации недостатков логического мышления. Участие в классных и коллективных соревнованиях, привлечение семей и педагогов школы к совместной педагогической деятельности в ходе реализации проекта «Шашки в Excel» позволит обучающимся с проблемами в учебной мотивации успешнее социализироваться в обществе. Вовлечение обучающихся в игровую образовательную среду способствует популяризации научных достижений в сфере цифровых образовательных ресурсов.

Целевая группа проекта: обучающиеся 7-9-х классов с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 13 до 18 лет и семьи с детьми - инвалидами.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:

Данный проект неразрывно связан с программой воспитания МБОУ «Школа №4» и учитывает особенности детей с ОВЗ (ЗПР) , обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам. Классный руководитель в рамках своей педагогической деятельности, внеклассной работы и на занятиях внеурочной деятельностью школьного информационного центра «Компьютерный мир», с участием обучающихся и их семей выполняет руководящую функцию по формированию взаимодействия между участниками образовательных отношений, организует практическую работу с использованием цифровой образовательной среды учебной организации. Полученные результаты проекта и творческие продукты в цифровых и методических форматах, пополнят школьную библиотеку службы методической поддержки педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Цели и задачи проекта, планируемые результаты:

Цели:

  1. Социальная реабилитация и интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общество, способствование их интеллектуальному развитию, раскрытию их творческого потенциала путем привлечения к здоровому образу жизни и развивающей досуговой деятельности, спорту и киберспорту посредством приобретения навыков игры в шашки в цифровом (в том числе дистанционном) формате.
  2. Развитие и популяризация настольных игр (в частности игры в шашки) как средства реабилитации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья различного возраста.
  3. Формирование социально значимых навыков здоровой конкуренции, стремления к достижению личных и командных целей в формате взаимодействия классных коллективов, педагогов школы, семей обучающихся с ОВЗ.
  4. Расширение кругозора, формирование навыков общения с различными социальными группами и игровыми сообщества по всему миру посредством электронных ресурсов.

Задачи:

  1. Привлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к здоровому образу жизни, через регулярные занятия развивающей досуговой деятельностью посредством приобретения навыков игры в шашки.
  2. Использование навыков работы в Excel, полученных на уроках информатики, для самостоятельного создания игровых полей и проведения игровых состязаний.
  3. Повышение уровня цифровой компетентности лиц с ограниченными возможностями здоровья через организацию системы игрового взаимодействия участников образовательного процесса (обучающиеся – родители – педагоги).
  4. Пропаганда развития интеллекта, как одной из форм здорового образа жизни через занятия таким адаптивным видом спорта как шашки.
  5. Создание и развитие школьной игровой группы на базе информационного центра.

Планируемые результаты:

Формируемые УУД у обучающихся с ОВЗ:

Личностные УУД:

Формирование мотиваций учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи и поддержки, поддержание здоровой конкуренции и соревновательных качеств.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия. Умение взаимодействовать со сверстниками в проектно-исследовательской деятельности. Дети учатся определению последовательности высказываний с учётом конечного результата

Познавательные УУД.

Обучающиеся учатся искать информацию, овладевают навыками работы в современном цифровом мире, продолжают совершенствовать умение работать с цифровой техникой и программами

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Овладевают умениями строить коммуникацию как в непосредственном общении , так и в формате офф-лайн , организовать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Коррекционная составляющая:

Активизация формирования системы научных знаний как составляющей личности и социализация обучающихся с ОВЗ (ЗПР) на основе участия в практической игровой деятельности.

Практическая составляющая :

Создание собственных игровых продуктов с применением таблиц Еxel.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Вид проекта:

Долгосрочный. Информационно-игровой.

Проблематика проекта:

Здоровый образ жизни – это не только физическое здоровье, но и интеллектуальное развитие, что немаловажно в компенсации дефицита познавательной сферы детей с задержкой психического развития.

Педагогические технологии , приемы и методы, используемые для достижения образовательных результатов:

- изучение и анализ литературы и цифровых источников;

- анкетирование потребностей обучающихся и семей, воспитывающих детей-ивалидов ;

- привлечение педагогов школы и родителей обучающихся с ОВЗ к сотрудничеству в рамках проекта;

- анализ полученных данных;

- статистическая обработка результатов;

- практическая деятельность;

- игровые методы;

-практическое использование полученных на уроках навыков работы на ПК

Ресурсы , необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

Кадровые ресурсы:

- классные руководители обучающихся 5-9-х классов;

- учитель информатики;

- руководитель школьного информационного центра;

- администрация школы.

Методические ресурсы:

- план работы классного руководителя;

- план проектно-исследовательской деятельности;

- цифровые ресурсы школы.

Материально-технические ресурсы:

- школьный инфоцентр с доступом в Интернет;

- программные материалы для работы в программе Exel.

#1056;екомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Данная методическая разработка может быть использована в рамках реализации работы классных руководителей и учителей информатики с обучающимися 5-9-х классов с ОВЗ , так и как часть программы воспитания школы по направлению популяризации современных цифровых знаний.

В рамках внеурочной деятельности обучающиеся получат возможность участия как в теоретической деятельности, с использованием электронных образовательных ресурсов, так и в практической деятельности при изготовлении продукта игровых технологий. Социализация обучающихся с ОВЗ происходит через расширения кругозора , получений навыков игровой компьютерной деятельности, участии в социальных опросах, взаимодействии с семьями и электронными источниками системы Интернет.

2. Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия

Этапы проекта:

В 2019-2020 учебном году в рамках проекта планировалось реализовать следующие основные мероприятия:

- создать материально-технической базу (помещение, приобретение необходимого инвентаря и оборудования, обучение преподавателей);

- разработать специализированные методики по обучению настольным играм (шашкам) обучающихся с ОВЗ;

- актуализировать потребности участников образовательного процесса в рамках цифровых образовательных технологий;

- провести агитационно-разъяснительную работа с обучающимися и их семьями по мотивации обучающихся с ОВЗ к игровой развивающей деятельности по направлению «Шашки»;

- организовать регулярные занятий по обучению правилам игры в шашки, с проведением внутриклассных и школьных турниров, в том числе с привлечением семей обучающихся и педагогов школы.

#1054;писание воспитательного мероприятия (социального проекта)

Реализация проекта:

В возникшей неблагоприятной эпидемиологической обстановке в связи с угрозой пандемии Ковид -19 в конце 2019-2020 учебного года пришлось искать новые решения для поставленных задач: «Как организовать обучение детей игре «Шашки» и взаимодействие классных коллективов в дистанционном формате?»

Новые времена диктуют новые правила, и решение было найдено.

В рамках реализации одного из направлений деятельности муниципальной экспериментальной площадки на базе МБОУ «Школа №4» по направлению «Мобильное образование» в школе были созданы условия для регулярного (не менее 1 раза в неделю) общения классных коллективов, возможности совместной телекоммуникационной деятельности, в том числе - игры в шашки, а также развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся с ОВЗ.

Материально-техническое обеспечение школьного информационного центра позволило организовать систему дистанционного взаимодействия, в основу которого положены знания и практические умения, полученные обучающимися на уроках информатики.

В соответствии с программными требованиями обучающиеся 7-9-х классов овладевают навыками работы в различных офисных программах. В программу обучения входит модуль работы с таблицами Excel. Данный программный продукт обычно используется для построения простейших таблиц и различных вычислений. Уникальность нашей разработки состоит в том, что обучающиеся, под руководством педагога, а затем и самостоятельно создают игровое поле в табличном редакторе. Игра может осуществляться как локально на одном компьютере, так и в сети Интернет посредством Google – таблиц, без использования специальных приложений и иных программ. Данный сервис поддерживает возможность не только создания и ведения дистанционной игры, но и осуществлять непосредственное сетевое общение как в формате сообщений, так и в формате видео трансляции.

Выводы и перспективы проекта:

В итоге работы над проектом благополучателями стали не менее 20-ти обучающихся подросткового возраста с ОВЗ и 10-ти семей , воспитыающих детей-инвалидов, которые смогли повысить уровень своих коммуникативных навыков, духовного и физического развития, мотивации к регулярным занятиям шашками, навыков здоровой социальной конкуренции.

Обоснование социальной значимости

Интеллектуальная игра “Шашки” является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этой старинной, подлинно народной игре, посвящают свой досуг миллионы людей различных возрастов и профессий. Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, именно эта игра стимулирует мыслительную деятельность, способствует логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, зарождает в человеке творческое начало.

Приобретение необходимых игровых навыков развивает умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.
Реализация проекта позволяет приобщать к этому виду спорта детей с ОВЗ и детей-инвалидов различных категорий и видов заболеваний, расширять возможность активного образа жизни.

Уникальность проекта состоит в том, что занятия таким адаптивным спортом в условиях как очного, так и дистанционного формата помогают людям с ограниченными возможностями здоровья, развивать и совершенствовать свои интеллектуальные способности, снимают ощущение изолированности, оказывают положительное влияние на нервно-психическое развитие играющего, дают чувство уверенности и уважения к себе, возвращают к активной жизни. Они вызывают положительные эмоции, развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. Совместные действия сближают игроков, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Эти занятия для человека с ограниченными возможностями здоровья, дают возможности развития своего потенциала в спорте. Участие данной категории лиц в соревнованиях между одноклассниками, учителями, классными руководителями, членами семей по игре в шашки способствуют развитию в обществе толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и раскрытию их творческого потенциала.

Шашки в цифровом (в том числе дистанционном) формате - это возможность участия в спортивных соревнованиях и активной полноценной жизни маломобильных слоев населения, а также старшего поколения, возможность для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющим с разные заболевания реализовывать себя и свой потенциал, повышать свою самооценку и осознавать социальную значимость, расширять круг социальных связей.

Ожидаемые дальнейшие результаты перспективы проекта:

-стабильный интерес обучающихся к настольным играм и иным соревновательным видам деятельности.

- участие в турнирах, проводимых различными игровыми сообществами.

- овладение уверенным уровнем работы в Excel для решения поставленных задач.

- совершенствование коммуникативных навыков, способности четко, ясно, логично ставить вопрос и обосновывать решение.

Перспектива развития проекта – включение в пропедевтический курс информатики для обучающихся 5-6 классов с ОВЗ элементов игровых механик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по теме «Формулы» в 5 классе с использованием табличного процессора MS-Excel («Формулы в MS-Excel»)

Уроки рассчитаны на учащихся 5 классов, изучивших темы «Формулы», «Площади квадрата и прямоугольника», «Объёма параллелепипеда», имеющих начальные навыки работы на компьютере. Использование комп...

Шашки - увлекательная игра

В шашки научить играть не сложно, но мастерски играть - это другой вопрос. Это во многом зависит от  самих игроков. Но главной моей целью было и есть: научить моих учащихся думать, размышлять, де...

Сценарий открытого мероприятия "Шашки - это интересно"

Цель мероприятия: Создание условий для интеллектуального развития воспитанников различного возраста через проведения шахматно-шашечных турниров....

Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...

Урок по теме:"Окно программы MS Excel. Настройка общих параметров MS Excel"

Развернутый план урока производственного обучения и дополнительные материалы к нему....

Excel в помощь учителю. Ведение в Excel ведомости питания обучающихся в учебном году.

Читатели данной статья,  знающие основы MS Excel, воспользовавшись инструкциями, приведенными ниже, смогут автоматизировать ведение ведомости питания обучающихся в классе.Разработанная ...

Excellence and excel

Интегрированный урок английского языка и информатики для 9 класса в форме викторины...