Конспект занятия "Сибирские частушки"
план-конспект

Данный материал можно использовать во внеурочной деятельности в рамках регионального компонента или в кружковой деятельности по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sibirskaya_chastushka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия № 13.

Тема: Фольклор родного края (сибирская частушка).

Цель: Углубление знаний обучающихся о жанре русского фольклора- сибирской частушке.

Задачи:

- Закрепить знания обучающихся об организации досуга по русским народным  традициям  (сибирские  вечерки )

 - Приобщать к русской  культуре.

- Способствовать развитию способностей личности: самостоятельности, инициативности и творческой активности.

- Воспитывать уважение к своим традициям.

Ход занятия.

1. Вступление.

Подготовленный ученик в русском народном костюме читает:

    Знаю я не понаслышке

    О сибирской стороне

    В ней, приветливой не слишком,

    Довелось родиться мне.

    Климат очень там серьезный:

    То метели, то жара.

    И морозы поморозней

    И поветренней ветра.

    Но в любой ее глубинке,

    Где дорогам всем конец,

    Есть всегда своя теплинка -

    Доброта людских сердец.

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не просто занятие, а сибирские вечёрки.

Закончился трудовой день, все дела сделаны. Собираются парни и девки в русской избе частушки попеть да поплясать – душой отдохнуть.

 Обратимся к  толковому словарю  Владимира Ивановича Даля, создателю и знатоку  русского слова ( показываю  словарь)

Ученица читает со слайда:

 «Вечерина, вечеринка, вечорки, вечеруха, вечерушка –название  вечерних сходбищъ, собраний, пировъ.

Вечерница, вечернее собрание девок, под предлогом чоски льна, пряденья куда приходят и холостые парни, просиживая ночи напролет».

«Сибирские  вечерки бываютъ без работы, сходятся для увеселений, поют круговые песни съ поцелуями и пляшут  любимую  Осьмеру»

Выходят ребята и поют:

    Мы в Сибири родилися,

    Не страшны нам холода.

    Нам подруга – злая вьюга

    И студеная вода.

    Вы, ребята, выходите,

    А я уже вышла.

    В нашем Асино споем,

    Ну а в Томске слышно.

    А из Асино девчата

    Не умеют танцевать.

    Каждый вечер те же речи:

    “Дай-ка семак пощелкать”.

    Я хотела пофорсить,

    Длину юбку поносить,

    А дружок мой косолапый

    Наступил на юбку лапой.

    Не на месте кустик вырос –

    На высоком берегу.

    Я из Асино девчонку

    Позабыть так не могу.

    Ты уж, Маша, запевай.

    Мне не запевается –

    Котелок картошки съела

    Рот не разевается.

    Ребята рассаживаются по местам.

Вопрос к присутствующим:

- Ребята, что вы сейчас услышали?

(Ученики: частушки)

- А что вы знаете об этом жанре? Затрудняетесь? А хотите узнать?

2. Получение новой информации.

Ученица рассказывает об истории зарождения и особенностях жанра частушки.

Учитель: А я, ребята, хочу вам рассказать о частушках Причулымья, а поможет мне в этом книга Геннадия Игнатова «Частушки Причулымья».

Выходят ребята и поют частушки из сборника Геннадия Игнатова.

Я милёнка проводила

За Чулым – большу реку.

А сама я осталася

Вот на этом берегу.

Ты, подружка дорогая,

Свой тебе даю совет:

Не ходи замуж в Бобровку,

Лучше выйди в Тегульдет.

Я частушки петь кончаю,

К дому удаляюся.

Если я вам надоела,

За то извиняюся.

Ребята уходят.

4. Рефлексия.

- Вот и заканчиваются наши вечерки. Пора расходиться по домам. Но я надеюсь на то, что с собой вы сегодня унесёте не только новые знания о русском фольклоре – жанре частушки, но и тепло и любовь к своему Причулымскому краю, богатому замечательными трудолюбивыми людьми, в сердцах которых живёт песня.

А вас, ребята, я попрошу принести на следующее занятие хотя бы одну частушку, которую вам споёт кто-то из ваших родных или знакомых.

Звучат частушки в исполнении русского сибирского хора.

Литература:

  1. Интернет – ресурсы.
  2. Игнатов Г. «Частушки Причулымья», Асиновское полиграфическое объединение, Асино, 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Частушки про мальчиков ( 23 февраля)

1 .Третья четверть уж в разгаре,Часики затикали.А мальчишки-то мечтают :Снова бы каникулы! 8. Дима, ну же постарайся,Удиви товарищей!На уроке не кривляйся ,Стань серьезней, занимайся!2. Наш...

школьные частушки

Данные частушки пригодятся и украсят любое внеклассное мероприятие....

Конспект занятия на тему "ЧАСТУШКИ И АККОМПАНЕМЕНТ К НИМ"

Данное занятие проводится в дополнительном образовании, в объединении "Бардовская песня". Занятие проходит на первом году обучения, возраст учащихся 12-18 лет. Разработка может быть полезна педагогам,...

Конспект урока "Частушки".

Знакомство  учащихся с русским народным музыкальным жанром – частушками, воспитание  интереса к ним, формирование  этномузыкальной культуры личности....

Конспект урока "Частушки".

знакомство учащихся с русским народным музыкальным жанром – частушками, воспитание  интереса к ним, формирование этномузыкальной  культуры личности....

Конспект урока музыки 4 класс "Частушка"

Урок,котрый я представляю,проходил в 4 -м классе,количество обучающихся 28 человек.Одним из ключевых вопросов, заданных на уроке был-Почему важно знать и уметь исполнятьРусские народные песни.Дети выс...

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс...