Конспект урока музыки 4 класс "Частушка"
план-конспект урока по музыке на тему

Розова Светлана Анатольевна
Урок,котрый я представляю,проходил в 4 -м классе,количество обучающихся 28 человек.

Одним из ключевых вопросов, заданных на уроке был-Почему важно знать и уметь исполнятьРусские народные песни.Дети высказали предположение о значимости народной и фольклорной музыки в современной жизни (сохранение традиций и бытования русского народа)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

4 класс урок 3

Тема урока: Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Частушка.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока: познакомить учащихся с русским народным музыкальным жанром- частушками, воспитывать интерес к ним, формировать этномузыкальную культуру личности, развивать умение воспринимать музыку, развивать музыкальный слух, память, чувство ритма.

Задачи:

Образовательные:

-продолжить работу над понятием  «фольклор» и его малые жанры,

-изучить тематику, проблематику песен и частушек,

-показать связь строения песни и частушек

Развивающие:

-развивать умения самостоятельной работы, работы в малых группах,

-развивать познавательную активность средствами предмета,

-реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;

Воспитательные:

-воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок,

-воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;

Планируемые результаты

Предметные:

-умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям,

-развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России,

-использование элементарных умений и навков про воплощении художественно-образного содержания частушек

Метапредметные:

-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,

-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества;

Личностные:

-проявление эмоциональной отзывчивости, личностного  отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений,

-развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования

Методы и приёмы: проблемный, частично поисковый, наглядный

Оборудование для учителя: ноутбук,

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Создание мотивации к учебной деятельности. Само-определение. Развитие

Познавательных и регулятивных  ууд.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с русской народной музыкой. Назовите жанры народной музыки, которые вам теперь знакомы? Как появлялась русская песня? где их исполняли? Для чего они были нужны? какие особенности имеет русская песня?Почему важно знать и уметь исполнять русские народные песни?

Сейчас я предлагаю вам послушать музыкальный фрагмент народной музыки. Он часто звучит в наше время. Дайте название этому жанру.

Учащиеся называют известные жанры народной музыки . Рассказывают, как сочинялись народные песни, где и когда их исполняли.

Определяют роль  народной и фольклорной музыки в жизни человека.

2.Целеполагание. Развитие познавательных и регулятивных ууд.

3.деятельность.позна-вательные,личностные,регуля-тивные,коммуникативные ууд.

О каком жанре пойдёт речь сегодня на уроке. Давайте сформулируем тему и цель нашего урока и запишем на доске и в тетради.

Прослушайте два музыкальных фрагмента (песня и частушка), как вы думаете, какой из них является частушкой?

Почему?

Самостоятельная работа(продукт): Используя

заготовки,

Досочините частушки.

Давайте исполним ваши частушки.

Слушание. «Частушки».

Учащиеся формулируют тему урока «Частушка». Цель - изучив характерные особенности частушки, научиться сочинять и исполнять их.

Дети называют характерные особенности частушки(весёлая, озорная,

задорная песенка, легко запоминается, легко поётся)

Частушку можно сочинить самим.

Работа в группах.

Исполнение частушек группами.

4.рефлексия.

Какую цель мы вами ставили перед собой на уроке. Как вы думаете, достигли мы этой цели? что вы можете рассказать своим друзьям о частушке?

д/з

записать в тетрадь частушки бабушек и дедушек.

Частушка -короткая песенка, задорного ,весёлого шутливого характера исполняемая  на гуляньях, ярмарках, праздниках.

Дидактический разбор урока с использованием метода рефлексии профессиональной деятельности.

Урок, рефлексию которого я представляю, проходил в 4 классе, количество обучающихся-28 человек.

В системно- деятельностной парадигме  к уроку предъявлена система требований, которую  выполняла в соответствии с современной дидактикой.

Одно из важных требований- мотивационный этап, на котором дети уясняют, необходимость изучения  материала. Одним из ключевых вопросов, заданных на этом этапе был- почему важно знать и уметь исполнять Русские народные песни?.Дети высказали предположение о роли народной и фольклорной музыки в современной жизни(сохранение традиций и бытования русского народа).Познавательный интерес стал главным звеном  принципа деятельности на уроке.

Учащимся было предложено самостоятельно сформулировать тему и цель урока, и после предварительного прослушивания фрагмента народной песни  и частушки, дети выявили цель исследования нового материала «частушки».

Следующим этапом урока было включение в самостоятельную работу (принцип деятельности) по поиску знаний, определили особенности сложения и исполнения частушки. Поисковая работа заключалась в том ,чтобы провести сравнительный анализ сходства и различия частушки с песней. На уроке дети высказали предположение о том, что частушка -народная песенка - лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания. При помощи «заготовок» сначала досочинили частушки на школьную тематику, а потом попробовали самостоятельно сочинить частушки(варианты сочинённых частушек приведу ниже).В самостоятельную работу дети включились с огромным интересом  и удовольствием. Принцип минимакса осуществлялся на уроке посредством работы с «заготовками»,что вызывало у детей посильное затруднение.

На уроке использовались  различные формы межличностного взаимодействия :ученик-ученик,ученик-класс,ученик-учитель,ученик-группа,посредством работы в паре, группе, фронтальной работе с классом. На уроке работа велась ,в основном, в группах по7 человек. При выполнении самостоятельной работы каждый из ребят смог поучаствовать в «сочинении» ,более сильные ученики помогали тем, кто слабее.

Атмосфера на уроке была очень благоприятной ,творческой и плодотворной. За несколько минут до окончания урока каждая из групп представила свои творческие проекты-частушки и исполнила их перед классом. После исполнения дети сумели отрефлексировать свою деятельность, определили ,у какой группы частушки получились, а кому ещё нужно «доработать»,а также предложили свои варианты  частушки.

Таким образом ,к концу урока было создано 4 проекта (4 частушки),что явилось результатом совместной деятельности  учащихся на уроке.

Итоговая рефлексия на уроке проводилась при помощи фронтальной беседы по вопросам-  С каким жанром народной музыки мы познакомились? Что такое частушка? Какие песенные особенности отличают частушку от Русской народной песни? Смогли ли мы сегодня достичь цели урока? Что вы сможете рассказать своим друзьям о частушке? Учащиеся обратились к первоначальной цели урока, проанализировали свою исследовательскую деятельность на уроке, сделали вывод о том, насколько они смогли достигнуть цели.

Проекты частушек, сочинённых на уроке:

1.Две мамаши обсуждали

Поведенье сыновьёв

«Твой сынок-глупее мухи,

Мой сынок-как королёк»

2.Наша Ксюша на уроке

Всё кричит как пулемёт

Как её не утешали

Всё равно она орёт.

3.Дима любит песни петь

Ему никак не усидеть

Двойку получает он

Вот так чудо-чемпион

4.Сидит Рома за столом

И любуется слоном

Слон на Рому посмотрел

Рома так и обалдел.


Общий вывод  по уроку:

В целом, урок прошёл на хорошем   уровне, мне удалось реализовать цели и задачи, поставленные на уроке. Показателем достижения цели служит высокая активность учащихся в выполнении самостоятельной работы, представление проектов- все справились.

С учётом того, что это был урок первичного изучения материала, выявила для себя некоторые проблемы, над которыми придётся работать в дальнейшем:

-научить ребят более активно отстаивать свою позицию, в некоторых группах выявлялся лидер, который выполнял почти всю работу сам.

-больше времени уделять детям, которые предпочитают репродуктивную работу(более пассивны на уроке)

-работать над музыкально-ритмическими движениями ,развивать ритмослух, ритмо-пластику, развивать вокальные данные детей.

-учить детей строить диалог с товарищами, вырабатывать взаимовыручку, создавать   ситуацию успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.   Тип урока: урок   применения и с...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...