Конспект урока "Частушки".
учебно-методическое пособие по музыке на тему

Знакомство  учащихся с русским народным музыкальным жанром – частушками, воспитание  интереса к ним, формирование  этномузыкальной культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chastushka.docx161.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа: «Музыка» для 2 – 4 классов , авторы Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова, И. В. Кадобнова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Тарасов;

Класс: 4.

Четверть: I.

Тема урока: «Частушки».

Цель урока: познакомить учащихся с русским народным музыкальным жанром – частушками, воспитывать интерес к ним, формировать этномузыкальную культуру личности, гражданскую и этническую идентичность.

Художественно-педагогическая идея:

«Частушка – уникальное явление, присущее только русскому фольклору».

«Частушки послушать – словно в душу народную заглянуть».

«Сколько ни черпай из океана народной частушки – всего не вычерпаешь».

Планируемые результаты

Предметные:

  • Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
  • Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
  • Умение оценивать произведения разных видов искусства;
  • Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания частушек.

Метапредметные:

  • Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России.
  • Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  • Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
  • Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
  • Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
  • Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

Методы этномузыкального образования:

- метод изустного разучивания песни;

- метод погружения в мир бытования песни;

- метод эмоционально-выразительного исполнения песни.

Музыкальный материал:

Автор музыки — Н.Кошелева, автор текста — С. Кинякин «Гимн Республики Мордовия», В. С. Родионов «Марса вейсе», татарская народная песня, русская народная песня «Я на горку шла», попевка «Тютю, баю, бай».

Дидактический материал: презентация к уроку

Ход урока.

1. Организационный момент.

У.: Ребята, здравствуйте, садитесь. Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке музыки! Он обещает быть интересным, полным разных открытий. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Мы начинаем урок.

2. Изучение нового и повторение пройденного материала.

У.: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока… Думаю, вы назовёте мне её сами.

Посмотрите на высказывания на слайдах и догадайтесь, о чем идёт речь.

  • Среди множества разных жанров русской народной песни есть один самый молодой и самый активный, живо откликающийся на все жизненные события.
  • Слово, обозначающее этот жанр, образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е. много раз повторяющийся. Он основан на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами.
  • Этот жанр любит шутку, юмор, а порой и сатиру, когда обличается глупость, жадность и зло, но в нём можно также услышать и печаль, и душевные переживания.
  • Вряд ли найдётся человек, который никогда не слышал данный жанр. Он создаётся в процессе исполнения, поэтому никогда не теряет свежести и новизны.
  • Исполнение данного жанра – весёлая русская забава, пользующаяся популярностью и в наши дни.

У.: Как вы думаете, ребята, о каком жанре русской народной песни идёт речь?

(ответы детей).

У.: Верно, это частушки.

Частушка возникла в середине XIX века. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли "частыми".

Частушка быстро завоевала огромную популярность и получила повсеместное распространение.

Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один мотив.

Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие, напевы и наигрыши.

В разных областях России частушки и называли по разному:

  • пригудки,
  • говорушки,
  • прибаторы,
  • посиделочные,
  • ихахошки,
  • припевки,
  • страдания,
  • скоморошьи,
  • вертушки,
  • бакулки,
  • скакухи,
  • сбирушки,
  • матани,
  • сударушки,
  • прибаски,
  • завлекаши,
  • нескладехи,
  • перепевки и т.д.

Для музыкальной речи частушек характерны напевно-речитативные интонации, импровизация па основе определенных ритмических и мелодических оборотов, неожиданные синкопы. По своему мелодическому складу частушки разнообразны: задумчивые, лирические, бытовые, шуточные, юмористические. Частушки исполняют в сопровождении балалайки или баяна.

У.: Кто может дать определение частушки на основе вышесказанного?

(ответы детей).

У.: Молодцы, ребята. Давайте ещё раз посмотрим на определение частушки.

ЧТО ТАКОЕ ЧАСТУШКА?

ЧАСТУШКА – это:

  • жанр русского словесно-музыкального народного творчества;
  • жанр фольклора с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями;
  • короткая однострофная песенка быстрого темпа исполнения;
  • народная художественная песня-миниатюра;
  • результат развития других форм устного народного творчества;
  • неисчерпаемый источник чистой, искренней, глубокой поэзии;
  • поэтическая импровизация;
  • отклик на события времени.

У.: Со временем всё в жизни меняется, так же и частушка не стоит на месте. Предлагаю посмотреть на слайд и сравнить частушку вчерашнюю, или прошлых лет, и сегодняшнюю.

ЧАСТУШКА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

КРИТЕРИИ

ЧАСТУШКА ВЧЕРА

ЧАСТУШКА СЕГОДНЯ

ЧТО ЭТО?

Часть русского фольклора

Часть народного творчества

АВТОР

Русский деревенский народ

Жители городов, сёл и деревень

ИСПОЛНИТЕЛЬ

Исключительно мужчины

Все – от мала до велика

ТЕМАТИКА

Задорные песни

о любви и жизни

в деревне

Различная тематика

ЧЕРТЫ

Деревенской жизни

Нового быта, нового отношения к труду

(Совместный разбор таблицы).

У.: Скажите, в чём же отличие частушки вчерашней и частушки сегодняшней?

(ответы детей).

.http://doc4web.ru/uploads/files/29/28634/hello_html_mfd48547.gif

У.: Частушки бывают разные. Сейчас мы с вами в этом убедимся

(Разбор каждой характеристики по слайдам).

3.Вокально-хоровая работа.

У.: Сегодня мы с вами разучим несколько частушек из школьной тематики.

(Разучивание частушек,)..

Частушки

Девочки, вы, девочки,

Конфеточки покушайте,

Мы споем частушечки,

А вы пока послушайте.

Мальчики, вы, мальчики,

Конфеточки покушайте.

Мы споем частушечки,

А вы пока послушайте.

Девочки и мальчики

Конфеточки покушали,

Спели все частушечки

И вместе их послушали

А теперь мы будем подыгрывать себе на ложках. (разучивание ритма)

3. Итог урока.

У.: Ребята, с каким русским народным музыкальным жанром мы сегодня познакомились?

У.: Назовите основные особенности жанра частушки.

У.: О чём нам может рассказать частушка?

У.: В сопровождении каких инструментов исполняют частушки?

4. Домашнее задание.

У.: Дома предлагаю вам придумать свои частушки на тему «дружба», на следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...