Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская»
рабочая программа (7 класс)

Зинаида Александровна Тюнина

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская» для обучающихся 7 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat._7_rp.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\Krugly_logotip_s_textom_vokrug (1).png

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Специальная учебно-воспитательная школа №2»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического

совета

протокол от 30.08.2023 г. №1

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

КОУ Специальная учебно-

воспитательная школа №2

____________М.Н. Наумов

«___».____________2023 г.

                                         мп.

Приказ от 01.09.2023 г. №391/1-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

 (для 7  класса образовательных организаций)

Сургут 2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская» для обучающихся 7 класса на уровне основного общего образования подготовлена на основе  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).

Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и уровнями их знаний.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану общеобразовательной организации.

Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного предмета, планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные, тематическое планирование, поурочное планирование, учебно-методическое обеспечение.

Организация-разработчик: КОУ «Специальная учебно-воспитательная школа №2»

Разработчик: Тюнина Зинаида Александровна, учитель, высшая квалификационная категория,

Рассмотрена на заседании методического объединения учителей-предметников, протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

Согласовано

Руководитель методического объединения

____________ /З.А. Тюнина /

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

Важность реализации программы обусловлена особенностью проектно-исследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека. Жизнь современного общества устроена таким образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и исследований - в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы школа по-настоящему стала «учительницей жизни», важно учить школьника основам проектно-исследовательской деятельности.

Программа будет востребована, в первую очередь, для обучающихся, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного цикла и к гуманитарной сфере жизни общества в целом - культуре, межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т. п. Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в привлекательной для них деятельности. Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Этот опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и - в перспективе — во взрослой самостоятельной жизни. Программа поможет обучающемуся более глубоко изучить интересующую его область гуманитарных наук, а также приобрести важные социальные навыки, необходимые для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир: навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату;

− навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время людьми многих творческих профессий;

− навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах других людей, других авторов - владельцев интеллектуальной собственности;

− навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;

− навык работы со специализированными компьютерными программами, техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность обучающегося.

Кроме того, работа обучающегося над проектом или исследованием будет способствовать и развитию его адекватной самооценки.

Программа реализуется в работе с обучающимися 7 класса. В силу возрастных особенностей обучающихся педагогу важнее акцентировать внимание не столько на качестве результата проекта или исследования, выполненного ребенком (качественный результат проекта или исследования подростка - все-таки редкость, а не правило), сколько на том, чтобы ребенок научился делать проекты, т. е. освоил основы проектно-исследовательской деятельности и приобрел, возможно, первый опыт такого рода деятельности.

Программа курса рассчитана на 34 ч, в рамках которых предусмотрены такие формы занятий, как беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на отработку организаторских навыков, коммуникативные и деловые игры, самостоятельная работа обучающихся, индивидуальные консультации педагога, конкурс, итоговая научно-практическая конференция. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы обучающихся, предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность.

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:

− приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Примерной программе воспитания;

− возможности комплектования разновозрастных групп для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся (воспитательное значение таких групп отмечается в Примерной программе воспитания);

− высокой степени самостоятельности обучающихся в проектно-исследовательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;

− ориентации обучающихся на подчеркиваемую Примерной программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности, их проектов и исследований;

− интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается Примерной программой воспитания.

На каждом этапе работы над проектом (исследованием) обучающийся вправе рассчитывать на помощь педагога. А педагог должен быть готов такую помощь оказать. Делать это нужно крайне деликатно: не подменяя своим трудом труд ребенка, не лишая его самостоятельности, не гонясь за результатом ради результата. Результат проектно-исследовательской деятельности — это забота обучающегося, а развитие личности школьника — забота педагога, педагогический результат.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере гражданского воспитания:

− готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

− готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);

− готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами пользуется обучающийся во время проведения исследования или с которыми он вступает во взаимодействие во время реализации проекта;

− активное участие посредством реализации социально ориентированных исследований или проектов в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны.

В сфере патриотического воспитания:

− осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;

− ценностное отношение историческому и − природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев - историков, психологов, социологов, педагогов.

В сфере духовно-нравственного воспитания:

− ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально- этических принципов в деятельности исследователя;

             − готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

            − свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

В сфере эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в ходе проектно-исследовательской деятельности, к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

− осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.

В сфере воспитания, формирования культуры, здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных исследований и важнейшего ориентира для проектных работ;

− способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с реализуемым школьником социальным проектом или публичной защитой собственного исследования, осмысляя собственный опыт проектно-исследовательской деятельности и выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального будущего

В сфере трудового воспитания:

− установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность в рамках реализуемых индивидуальных или групповых проектов;

− интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знания, полученного в ходе исследования

В сфере экологического воспитания:

− ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

В сфере понимания научного познания:

− ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

− овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического познания мира;

− овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

− освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

− способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности через практическую проектную и исследовательскую деятельность (в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других);

− навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, формулировать собственные исследовательские или проектные идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

− умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

 1.Овладение универсальными познавательными действия ми:

− выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

− устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

− с учетом предложенной учебно-исследовательской или учебно-проектной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

− выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

− выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

− делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

− самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; использовать вопросы как исследовательский инструмент;

− формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

− формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

− проводить по самостоятельно составленному плану исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

− оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;

− самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

− прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

− применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи;

− выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

− находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

− самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

− оценивать надежность информации; эффективно систематизировать информацию.

 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями:

− понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной проектной или исследовательской работы при решении конкретной практической или научной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

− уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, планировать организацию совместной работы, определять собственную роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

− выполнять свою часть групповой проектной или исследовательской работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать собственные действия с другими членами команды;

− оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями:

− владеть приемами самоорганизации при осуществлении исследовательской и проектной работы (выявление проблемы, требующей решения);

− составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами самоконтроля, осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов исследовательской или проектной работы;

− вносить коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших трудностей.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности (основное общее образование) представлены с учетом специфики содержания гуманитарных предметных областей, затрагиваемых в ходе проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Русский язык:

− извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;

− осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;

− обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения; осознанное расширение речевой практики; овладение основными нормами современного русского литературного языка.

Литература:

− умение участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов);

− умение использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи;

−  применение ИКТ, соблюдение правил информационной безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

7 КЛАСС

  1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность. (6 ч)
  2. Общий замысел проектно-исследовательской работы. (9 ч)
  3. Реализация замысла проектно-исследовательской работы. (14 ч )
  4. Оформление итогов проектно-исследовательской работы. (5 ч)      

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

7 КЛАСС

Тема

Основное содержание

Деятельность обучающихся

Введение в проектно-исследовательскую деятельность (6 ч)

На пороге интересных открытий (1 ч)

Открытия и изобретения в нашей жизни Любопытство и желание помочь людям как двигатели прогресса. Детские мечты школьников и педагога об открытиях и изобретениях, первые попытки их реализации - наивные и реалистичные, смешные и серьезные, удачные и неудачные. Мир взрослых как мир, построенный на проектах и исследованиях. Курс внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность» как возможность воплотить детские мечты и подготовиться к успешной взрослой жизни.

Суть проектно-исследовательской деятельности - решение актуальной исследовательской или практической проблемы, с которой сталкиваются люди; возможность получить (хотя бы отчасти) новое знание или создать (хотя бы отчасти) новый продукт, который поможет решить эту проблему. Два вида проектно-исследовательской деятельности: деятельность, направленная на получение нового знания (исследование), и деятельность, направленная на создание нового практического продукта (проект). Признаки проектно-исследовательской деятельности школьников: направленность на решение сложной практической или  исследовательской проблемы, требующей совершения поэтапных действий; предложение нового или отчасти нового решения этой проблемы; получение результата в виде нового или отчасти нового (усовершенствованного) продукта- нового или отчасти нового (дополненного) знания, помогающего решить эту проблему; сложность или невозможность предопределения результата; самостоятельность выполнения с возможностью обратиться за консультациями к взрослым.

Знакомство с основами проектно-исследовательской деятельности. Обсуждение ее роли в жизни человека и общества. Участие в общей беседе о мечтах, планах на будущее и детском опыте открытий и изобретений.

Индивидуальные и групповые проекты (1 ч)

Индивидуальные и групповые проекты и исследования Особенности занятий в рамках курса «Проектно-исследовательская деятельность»: творчество и ориентация на получение конкретного результата работы, максимум посильной самостоятельности, сочетание индивидуальной работы.

Знакомство с проектами различных видов. Участие в мозговом штурме по выдвижению идей конкретных проектов по каждому из предложенных педагогом видов.

Где найти свой интерес и принести пользу людям: возможные направления проектной деятельности (1 ч)

Примеры практических проблем в гуманитарной сфере (в том числе те, которые ранее решались другими школьниками) и соответствующие им возможные направления проектной деятельности. Виды проектов, которые подразумевают создание конкретного продукта, необходимого людям.

Проект как дело или мероприятие для других: творческие, социальные, экологические, краеведческие, трудовые, спортивные проекты.

Проект как преобразование виртуальной или реальной среды: создание сайта, оформление классной комнаты или пришкольной территории, создание наглядных пособий и т. п. Проект как инициирование новых видов деятельности: создание школьной медиастудии, организация танцевальных перемен в школе, создание игротеки для малышей и т. п.

Знакомство с проектами различных видов. Участие в мозговом штурме по выдвижению идей конкретных проектов по каждому из предложенных педагогом видов.

Где найти свой интерес и принести пользу людям: возможные направления проектной деятельности (1 ч)

Примеры практических проблем в гуманитарной сфере (в том числе те, которые ранее решались другими школьниками) и соответствующие им возможные направления проектной деятельности. Виды проектов, которые подразумевают создание конкретного продукта, необходимого людям.

Проект как дело или мероприятие для других: творческие, социальные, экологические, краеведческие, трудовые, спортивные проекты.

Проект как преобразование виртуальной или реальной среды: создание сайта, оформление классной комнаты или пришкольной территории, создание наглядных пособий и т. п. Проект как инициирование новых видов деятельности: создание школьной медиастудии, организация танцевальных перемен в школе, создание игротеки для малышей и т. п.

Знакомство с проектами различных видов. Участие в мозговом штурме по выдвижению идей конкретных проектов по каждому из предложенных педагогом видов.

Индивидуальные консультации (2 ч)

Консультации для школьников по вопросу определения проблемы, которую они хотели бы попытаться решить, и выбор соответствующего ей направления проектной или исследовательской деятельности

Вопросы обучающегося педагогу по поводу выбора направления проектной или исследовательской деятельности.

Формулирование своих интересов в сфере проектной или исследовательской деятельности. Описание конкретных практических или исследовательских проблем, требующих, по мнению школьника, решения. Аргументация необходимости и возможности их решения оригинальным способом. Согласование направления проектной или исследовательской деятельности с педагогом.

Общий замысел проектно-исследовательской работы (9 ч)

Как одной фразой сказать обо всем: формулируем тему работы. (1 ч)

Этапы работы над проектом или исследованием: выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы, формулировка цели и задач, разработка гипотезы (для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ), решение поставленных задач, формулирование выводов о полученных результатах, итоговое оформление текста с описанием проведенного исследования или реализованного проекта, защита работы. Выбор темы проектной или исследовательской работы. Требования к выбираемой теме будущего исследования или проекта: личная заинтересованность в теме, отражение в теме проблемы, которую школьник хочет решить, простота, четкость, однозначность, непротиворечивость формулировки темы.

Тривиальность, многословие, наукообразие, избыток иноязычных аналогов слов русского языка как наиболее распространенные ошибки в формулировании темы проектных работ.

Знакомство с правилами выбора и формулировки темы исследования или проекта. Обсуждение примеров тем исследовательских и проектных работ, над которыми ранее работали другие школьники, дискуссия об их сильных и слабых сторонах. Работа в группах (метод мозгового штурма): формулировка тем на основе предложенных исследовательских или практических проблем

Индивидуальные консультации (1 ч)

Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу выбора темы проекта или исследования, а также первоначального замысла его реализации.

Вопросы школьника педагогу на понимание или уточнение отдельных аспектов выбора темы проекта или исследования. Формулирование школьником нескольких вариантов темы своего проекта или исследования. Их обоснование. Беседа с педагогом по вопросам грамотности формулировки темы, ее соответствия собственным интересам и уровню подготовки, адекватности отражения в ней той проблемы, которую обучающийся хотел бы решить.

Кому и зачем нужна моя работа: обосновываем мою актуальность (1 ч)

Аргументация актуальности работы как важный социальный навык, дающий возможность взрослому человеку реализовывать интересы, отстаивать свои взгляды, добиваться целей, находить единомышленников и продвигать результаты собственного труда.

Знакомство с правилами обоснования актуальности работы. Обсуждение с другими убедительности, аргументации в продвижении проекта.

Индивидуальные консультации (1 ч)

Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу выбора темы проекта или исследования, а также первоначального замысла его реализации.

Вопросы школьника педагогу на понимание или уточнение отдельных аспектов выбора темы проекта или исследования. Формулирование школьником нескольких вариантов темы своего проекта или исследования. Их обоснование. Беседа с педагогом по вопросам грамотности формулировки темы, ее соответствия собственным интересам и уровню подготовки, адекватности отражения в ней той проблемы, которую обучающийся хотел бы решить.

Актуальность проектной работы

(1 ч)

Обоснование актуальности проектной работы: в чем суть решаемой в ходе работы проблемы, почему ее нужно решать, в чем новизна предлагаемого решения, кому поможет это решение, чем новое решение может быть полезно.

Научная актуальность как важность и пополнение недостающих знаний об изучаемом явлении или новом факте.

Как описать актуальность проектной работы. Как определить целевую аудиторию, возраст и масштаб аудитории, ориентация проекта на потребности аудитории.  Примеры удачных и неудачных обоснований актуальности тем проектных работ в гуманитарной сфере, в том числе над которыми ранее другие работали.

Участие в деловой игре: придумывание тем проектов, определение адресата и обоснование актуальности тем, придуманных обучающимися.

Индивидуальные консультации (1 ч)

Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу обоснования актуальности выбранной темы исследования или проекта, а также замысла его реализации.

Вопросы школьника педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов обоснования актуальности своей работы. Беседа с педагогом по вопросам обоснования актуальности. Продолжение обсуждения с педагогом замысла реализации проекта или исследования.

Заглянем в будущее: ставим цель, задачи и разрабатываем исследовательскую гипотезу или описываем предполагаемые свойства создаваемого продукта (1 ч)

Цель как идеальный, мысленно представленный результат исследовательской или проектной работы. Требования к цели: краткость, конкретность, достижимость, проверяемость достижения.

Примеры удачных и неудачных формулировок целей исследований и проектов.

Задачи исследовательской и проектной работы. Отличие задач от цели, соотношение цели и задач. Задачи как отражение этапов предстоящей работы, как преодолеваемые препятствия на пути к достижению цели. Поступательность и поэтапность формулируемых задач. Примеры удачных и неудачных формулировок задач исследований и проектов.

Знакомство с правилами и примерами постановки цели, задач, разработки исследовательской гипотезы или описания предполагаемых свойств создаваемого продукта. Участие в дискуссии о сильных и слабых сторонах приводимых педагогом примеров из проектных и исследовательских работ, выполненных другими школьниками.

Гипотеза в исследовательской работе (1 ч)

Гипотеза в исследовательской работе и модель описания создаваемого продукта в проектной работе. Гипотеза как описанное в общих чертах предположение о будущих результатах исследовательской работы, как предполагаемая новая информация, которую школьник планирует получить в ходе исследования.

Знакомство с примерами разработки исследовательской гипотезы или описания предполагаемых свойств создаваемого продукта.

Индивидуальные консультации (1 ч)

Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу обоснования актуальности выбранной темы исследования или проекта, а также замысла его реализации.

Вопросы школьника педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов обоснования актуальности своей работы. Беседа с педагогом по вопросам обоснования актуальности. Продолжение обсуждения с педагогом замысла реализации проекта или исследования.

Реализация замысла проектно-исследовательской работы (14 ч)

Шаг за шагом: этапы и общая схема работы над основной частью проекта и исследования (1 ч)

Исследовательская и проектная работа как поэтапное решение поставленных задач и описание сделанного. Приоритет самостоятельной работы школьника. Общий план работы: поэтапная самостоятельная работа школьника над решением поставленных задач; совместный анализ во время индивидуальных консультаций с педагогом той части работы школьника, которая была выполнена им на каждом ее этапе; разбор успехов и неудач школьника; предложения педагога по исправлению или корректировке работы; помощь педагога (по запросу школьника) в преодолении имеющихся у школьника затруднений; повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка к работе на следующем этапе; параллельное ознакомление школьников с необходимыми нюансами реализации проекта или исследования.

Знакомство с основными этапами реализации замысла проектной или исследовательской работы. Вопросы школьника педагогу о предстоящем самостоятельном периоде работы над проектом или исследованием, режиме консультаций, возможностях офлайн- и онлайн-консультаций.

Согласование сроков предоставления работ, очередности и времени консультаций.

Индивидуальные консультации (1 ч)

Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ

Шаг за шагом: этапы и общая схема работы над основной частью проекта и исследования (1 ч)

Исследовательская и проектная работа как поэтапное решение поставленных задач и описание сделанного. Приоритет самостоятельной работы школьника. Общий план работы: поэтапная самостоятельная работа школьника над решением поставленных задач; совместный анализ во время индивидуальных консультаций с педагогом той части работы школьника, которая была выполнена им на каждом ее этапе; разбор успехов и неудач школьника; предложения педагога по исправлению или корректировке работы; помощь педагога (по запросу школьника) в преодолении имеющихся у школьника затруднений; повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка к работе на следующем этапе; параллельное ознакомление школьников с необходимыми нюансами реализации проекта или исследования.

Знакомство с основными этапами реализации замысла проектной или исследовательской работы. Вопросы школьника педагогу о предстоящем самостоятельном периоде работы над проектом или исследованием, режиме консультаций, возможностях офлайн- и онлайн-консультаций.

Согласование сроков предоставления работ, очередности и времени консультаций.

Индивидуальные консультации (1 ч)

Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ

Вопросы обучающегося педагогу - на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов или исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций.

Шаг за шагом: этапы и общая схема работы над основной частью проекта и исследования (1 ч)

Исследовательская и проектная работа как поэтапное решение поставленных задач и описание сделанного. Приоритет самостоятельной работы школьника. Общий план работы: поэтапная самостоятельная работа школьника над решением поставленных задач; совместный анализ во время индивидуальных консультаций с педагогом той части работы школьника, которая была выполнена им на каждом ее этапе; разбор успехов и неудач школьника; предложения педагога по исправлению или корректировке работы; помощь педагога (по запросу школьника) в преодолении имеющихся у школьника затруднений; повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка к работе на следующем этапе; параллельное ознакомление школьников с необходимыми нюансами реализации проекта или исследования.

Индивидуальные консультации (1 ч)

Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ

Вопросы обучающегося педагогу - на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов или исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций.

Как лучше понять проблемы и потребности тех, на кого ориентирован проект: изучение целевой аудитории проекта (1 ч)

Проблемы и потребности людей как исходный посыл для создания проекта. Инструменты изучения проблемных зон. Опросы как инструменты конкретизации проблемы. Составление опросников. Открытые и закрытые опросы. Выбор аудитории для опроса. Гугл-формы и их создание. Способы обработки полученных данных.

Практикум по составлению опросника для определения потребностей целевой аудитории.

Индивидуальные консультации (1 ч)

Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ

Вопросы обучающегося педагогу - на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов или исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций.

Как лучше понять проблемы и потребности тех, на кого ориентирован проект: изучение целевой аудитории проекта (1 ч)

Обратная связь от целевой аудитории в ходе реализации проекта и после его окончания. Механизмы получения обратной связи. Непосредственные и опосредованные методы получения обратной связи. Коррекция краткосрочных проектов в зависимости от обратной связи. Коррекция долгосрочных проектов в зависимости от обратной связи: создание регулирующих механизмов и инструментов.

Негативная обратная связь от аудитории: как правильно ее воспринимать и как с ней работать

Практикум получения обратной связи от аудитории.

Как не открыть Америку и не изобрести велосипед: изучение научной литературы по проблеме исследования. (1 ч)

Обзор литературы и анализ литературы: отличие одного от другого. Анализ разработанности проблемы в научной литературе как важная часть настоящего исследования.

Знакомство с жанром анализа научной литературы. Дискуссия о культуре цитирования: «Идея принадлежит всем или ее автору?»

Этика исследователя. (1 ч)

Этика исследователя. Плагиат и цитирование высказываний других авторов. Правила оформления ссылок на использованную литературу.

Практикум: оформление цитирований и ссылок на использованную литературу в рамках предложенных педагогом кейсов.

Индивидуальные консультации (1 ч)

Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ

Вопросы обучающегося педагогу - на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов или исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций.

Как сделать проект успешным: поговорим о способах его реализации (1ч)

Способы реализации проекта. План работы как исходная точка реализации проекта. Признаки хорошего плана работы. Формулировка конкретных этапов работы.

Создание карты дедлайнов по проекту.

Этапы работы (1 ч)

Требования к результатам каждого этапа работы. Организация собственной работы над индивидуальным проектом.

Учебное упражнение на расстановку сил в проектной группе.

Оформление итогов проектно-исследовательской работы (5 ч)

Оформление итогового текста проектной работы (1ч)

Описание проектной работы как способ самоанализа как способ самоанализа и возможность передать другим людям свои опыт и знания.

Структура и правила оформления текста описания проектной работы: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза, описание процесса решения поставленных задач, заключение с формулированием выводов о полученных результатах, список использованной литературы.

Знакомство с правилами оформления итогового текста проектной работы.

Подготовка к публичной защите проектно-исследовательской работы (1 ч)

Защита проектной или исследовательской работы как возможность приобрести полезный навык публичного выступления, отстаивания и продвижения своих идей. Мультимедийное сопровождение защиты, правила создания мультимедийной презентации в доступных компьютерных программах. Правила и секреты публичного выступления: грамотная речь, темп речи и дикция, мимика и жесты, краткость и яркие примеры, уместный юмор, внешний вид и умение держать себя перед аудиторией.

Дискуссия в группе на тему: «Есть ли польза от публичной защиты проектно- исследовательской работы для ее автора?».

Индивидуальные консультации (1 ч)

Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ

Вопросы обучающегося педагогу - на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов или исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций.

Подготовка к публичной защите проектно-исследовательской работы (1 ч)

Особенности предстоящей научно-практической конференции школьников и проводимого в ее рамках конкурса проектно-исследовательских работ. Критерии оценки проектно-исследовательской работы.

Практикум по использованию доступных компьютерных программ для создания презентаций.

Научно-практическая конференция обучающихся.(1ч)

Торжественное открытие конференции. Объявление регламента работы конференции и выступлений обучающихся. Объявление регламента конкурса проектно-исследовательских работ обучающихся, проводимого в рамках конференции. Выступления авторов проектов и исследований. Вопросы авторам и выступления с комментариями со стороны других обучающихся, педагогов, приглашенных специалистов. Работа жюри конкурса. Подведение итогов конференции. Благодарности.

Выступление с докладом об основных идеях и результатах своей проектной или исследовательской работы. Ответы на вопросы. Участие в дискуссиях по выступлениям других авторов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения.- М., 2011-290 с. 
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М., 2005- 367с. 

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1.   Библиотека ЦОК [Моя школа]: [https://m.edsoo.ru/] (дата обращения:25.08.23)
  2. [http://bg-prestige.narod.ru/proekt] Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» (дата обращения:25.08.23)
  3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М., «Просвещение», 2018 - 367с.
  4. Полат Е.С. Как рождается проект. - М., «Дрофа», 2005-254с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 5 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями Ф...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"

Курс «Индивидуальный проект» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к ра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская: музееведение» 10б класс Составитель: Костина Юлия Анатольевна, учитель истории и обществознания, высшей квалификационной категории

Рабочая  программа   курса  внеурочной  деятельности «Проектная мастерская: музееведение» для  10б класса  разработана в соответствии с требованиями феде...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная мастерская»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная  мастерская»...