Особенности проектной деятельности при работе с детьми, имеющими нарушение слуха
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Манакова Людмила Анатольевна

В материале на тему "Особенности проектной деятельности при работе с детьми, имеющими нарушение слуха" собран опыт работы по проектной деятельности с глухими и слабослышащими детьми, которую проводят воспитатели во внеурочное время в коррекционной школе-интернате.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности проектной деятельности при работе с детьми,

имеющими нарушение слуха

На современном этапе развития общества, новые образовательные стандарты предусматривают обязательное использование педагогами проектного метода. Поэтому поиск новых средств и методов формирования творческой личности в образовательном процессе, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию – актуальная задача современной педагогической науки.

Проектная деятельность подразумевает самостоятельное открытие обучающимися новых явлений и понятий вместо привычного получения от педагогов знаний и умений в готовом виде. Дети выступают в роли исследователей и первооткрывателей, а их обучение становится более мотивированным. Школьники получают возможность развивать свои интеллектуальные и духовные способности. Проектная деятельность - это еще и интеллектуальный труд. Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся.

Работая с детьми, имеющими нарушение слуха, можно отметить, что у данной категории детей имеется естественное ограничение на организацию проектной деятельности.

В развитии человека слух играет первостепенную роль. Нарушение слуховых функций приводит к невозможности качественно воспринимать звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведёт, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно-логического мышления.

У детей с нарушением слуха наблюдается кратковременная память, бедность словаря, трудности коммуникации, низкий уровень предметной деятельности. Стойкое нарушение слуха как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом. У таких детей очень плохо развито умение работать самостоятельно, искать информацию, применять знания на практике, общаться друг с другом.

Перед педагогами школы-интерната всегда стоял вопрос, как помочь таким детям? Как максимально скорректировать и компенсировать имеющийся слуховой дефект и развить потенциал, научить слышать все многообразие окружающей среды, научить думать, выражать свои мысли, применять полученные знания не только в стенах школы, но и в реальной жизни. Использование метода проекта позволяет частично решать эти проблемы, потому что обучение идёт через деятельность. Невозможно заставить учащихся работать над проектом, если они не знают, о чем идёт речь и как приступить к работе. А имеющиеся знания можно дополнить путём вбрасывания, но в очень ограниченном количестве в те моменты, когда ученикам их будет не хватать. Начинать вовлекать учащихся с нарушением слуха в проектную деятельность нужно обязательно с начальных классов, что мы и осуществляем в своей работе.

Следует помнить, что нормально-развивающийся ребенок многое усваивает в процессе повседневного общения, в самостоятельной деятельности, а нарушения, имеющиеся у глухого или слабослышащего ребенка, являются препятствием для развития познавательной активности, самостоятельности. Если при использовании метода проектов в общеобразовательной школе учитель выступает как наблюдатель, который только создает условия для проявления активности учащихся, педагог в специальном образовательном учреждении при организации проектной деятельности берет на себя роль «соучастника» и уделяет большое внимание использованию так называемой «направляющей помощи».

Мир слабослышащих и глухих детей – это особый мир. Мир, в котором дети отгорожены от палитры звуков тишиной, поэтому жест, мимика, печатное слово, зрительный ряд имеют важное значение. Во время работы над проектами с любой возрастной категорией детей, требуется большая предварительная и кропотливая работа, которая включает в сбя наблюдения во время прогулок, закрепление словаря, экскурсии, посещение музеев, памятных мест, игры, беседы, чтение литературы, инсценировки, рисование рисунков.

С целью патриотического воспитания и в связи с 80-й годовщиной Курской битвы и Прохоровского танкового сражения с воспитанниками старших классов была проведена работа над иссследовательским проектом «Что я знаю о той войне?» Проект был долгосрочный, вначале обсудили с воспитанниками актуальность данного проекта, т.е. зачем нам нужно заниматься такой работой. Провели анкетирование на проверку знаний у детей о событиях времен Великой Отечественной войны, где увидели некоторые пробелы. На внеурочных занятиях обсуждали с детьми необходимость заниматься работой по такой теме, где видели заинтересованность, проявление интереса у воспитанников школы-интерната. Потом определили состав участников, включая, конечно и родителей, определили этапы работы над проектом и спланировали проведение работы для каждого этапа. Кроме этого сотавили подробный план работы.

В течение года вместе с обучающимися, при постоянной поддержке родителей, родственниками мы посетили с детьми различные музеи, выставки, библиотеки. На занятиях во внеурочное время проводили беседы, читали прозведения на военную тематику. Провели встречи с ветерами, собрали материал вместе с родителями о родственниках, знакомых и близких людях, воевавших на полях сражений и также под Прохоровкой.

Проводя экскурсию в Белгородский государственный историко-художественный музей –диораму Курская битва Белгородское направление, ребята увидели после реставрации гигантское художественное полотно, иллюстрирующее решающую схватку на Курской дуге в июле 1943 г.

Многие герои картины исторически достоверны и имеют портретное сходство с реальными участниками. Глядя на диораму со смотровой площадки, дети как бы находились в центре битвы и оказались невольными участниками. Ребята узнали, что площадь картинного холста диорамы — 1005 кв. м. Чтобы его расписать, художникам понадобилось целых два года, их консультировали ветераны — участники сражения.

Не менее значимой и интересной для воспитанников школы-интерната и педагогов оказалась экскурсионная поездка в Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». Воспитанники смогли побывать в музее «Третье ратное поле России», в музее бронетанковой техники, познакомились с танковой композицией «Таран. Танковый десант». Ребята увидели красивый белоснежный храм-памятник святых Апостолов Петра и Павла, который поднимается высоко в небо своими куполами и был построен в память о погибших в танковом сражении под Прохоровкой. Особенностью данного храма является то, что на мраморных плитах его стен высечены имена 7 тысяч воинов, павших в Прохоровском сражении.

Итогом данной работы стала защита проекта, каждый воспитанник подготовил свое сообщение по разделам: что мы знали о войне, что узнали и что сделали. Кроме этого был создан видеофильм «Память о солдате».

Данный проект объединил усилия учителей, родителей, ветеранов в патриотическом и гражданственном воспитании, создал благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности ребёнка.

Чтобы расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о людях, чьими именами названы улицы города, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города, воспитанниками школы-интерната была представлена большая и интересная проектная работа «Улицы Белгорода, хранящие память героев Великой Отечественной войны».

Проект также был долгосрочный, вначале составили план работы, обсудили с детьми, что будем делать на каждом этапе проекта, в течение года собирали материал из различных источников, узнавали много интересного о каждом герое, совершали экскурсии по улицам родного города. Ведь, очень много улиц города носят имена героев Великой Отечественной войны. И не каждый взрослый может рассказать о том человеке, в честь которого названа улица. Но, а молодое поколение зачастую и не задумываются об этом.

В конце учебного года состоялась защита проекта, создана презентация и сообщение воспитанников о своей проделанной работе, о полученных результатах.

Работа над данными проектами позволяет сохранить историю о подвигах людей, заинтересовать молодое поколение изучением великих битв и побед русского народа во Второй Мировой войне! Мы в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях войны.

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

В результате проектной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. Кроме того, дети учатся вести диалог, отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, влияет на умение общаться, выстраивать отношения с окружающими людьми и дает ребёнку с ОВЗ почувствовать себя успешным. Это очень важно для обеспечения успешной социализации детей.

Литература

  1. Государственный общеобразовательный стандарт образования РК. Специальное образование детей с ограниченными возможностями развития.
  2. Ершова Л.О. Метод проектов в работе с детьми с ОВЗ. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2010
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
  4. 4. Старцева С.М. Проектная деятельность по организации взаимодействия педагогов ОУ при работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ. – Югра, 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

О том, как смежные науки приходят на помощь на практике...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Использование методик развития интеллектуальной сферы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развития когнитивных процессов: памяти, внимание, мышления, воображения, и предпо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения

Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения...

"Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения"

Особенности коррекционно-воспитательной   работы  с умственноотсталыми учащимися.. Основные направления , формы и методы работы во время учебного процесса....

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"...