Рабочая программа внеурочной деятельности «Государственная символика РФ»
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Государственная символика РФ" для 5-9 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП "Государственная символика РФ"40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Академический лицей № 95 г. Челябинска»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Государственная символика РФ»

на уровень основного общего образования

(5 – 9 классы)

Берсенев Е.Д.,

Учитель истории

МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Государственные символы России: история и современность» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

- Федерального закона от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 2010г.)

- Основной образовательной программы основного общего образования;

- Письма Министерства образования и науки РФ от 2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

- Письма Министерства просвещенияСК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации».

Общая характеристика курса

Основная цель курса «Государственные символы России» – в доступной и лаконичной форме, используя исследования известных специалистов по истории отечественной символики рассказать об истории возникновения, утверждения и эволюции главных символов российской государственности – герба, флага и гимна.

Одна из важных задач курса – не оставить ребят равнодушными, вызвать у них уважительное отношение к государственным символам России, её многовековой истории, чувство гордости за своё Отечество.

Государственные символы нашей Родины – это часть Отечественной истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение многовековой жизни народов нашей страны.

Обращение к теме государственных символов имеет громадное воспитательное значение, так как через накопление знаний о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн. Эта триада символов возникла не сразу. Только в двадцатом веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

Изучение причин и условий возникновения этих памятников прошлого, их эволюции помогает не только лучше понять нашу историю, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, социальной психологии общества, его менталитета – вопросам актуальным и ещё недостаточно изученным.

Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг, и гимн родной страны, но и понимать символику. А для этого нужно иметь представление об её истории, о том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

В России период утверждения государственной символики был весьма длительным. При Великом князе Иване Третьем средневековая Русь обрела свою главную государственную эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла. Пётр Великий закрепил за Россией трёхцветный флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая Первого. Все эти символы российской государственности отражали мировоззрение не только самодержцев и высшего сословия, но и всего российского общества.

Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет значимую роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества Формирование уважения к символам государства является важной составной частью становления активной гражданской позиции. Знакомство детей с символами своего государства – гербом, флагом, гимном – сегодня является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данный элективный курс предназначен для учащихся 5-9 классов и рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Цель курса: создать условия для расширения кругозора детей по государственной символике России.

Планируемые результата освоения учебного курса «Государственная

символика России»

Личностным результатом изучения курса является формирование следующих умений и качеств:

- формирование ценностных ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации обучающихся;

- воспитание патриотизма, чувства гордости за свое Отечество- многонациональное Российское государство, духовно-нравственное развитие;

- формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Метапредметным результатом освоения курса является формирование

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Познавательные УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

– поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации с помощью учителя;

– осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

– уметь строить логические цепочки рассуждений;

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– уметь отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– самостоятельно в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, самостоятельно различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

– уметь самостоятельно разрешать конфликт – выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

– самостоятельно уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- Овладение целостными представлениями об пути становления и развития государственных символов России как необходимых для миропонимания и познания современного общества, истории своей страны;

- Овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

- Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.

Раздел 1. Государственный герб

Тема 1. Геральдика как наука о гербах.

Знакомство с новой наукой – геральдикой. Книги и документы по геральдике России. Знаменитые коллекционеры-геральдисты. Понятие герб. Виды и типы гербов. Формы гербового щита. Цветовая гамма. Составные части герба: шлем, нашлемник, клейноды, намёт, мантия, щитодержатель, девиз.

Тема 2. Герб Древней Руси.

Родовые знаки Рюриковичей. Первые княжеские печати. Ефрагистика – наука о печатях. Причины появления печати Ивана III в 1497 г. Эпоха Ивана III, централизация государства – необходимость в государственном символе. Печать символ царя и государства. Работа с иллюстрациями печати 1497 года. Происхождение двуглавого орла. Отношения России с Византией. Москва – третий Рим. Версии о появлении на Руси герба виде орла (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, И.М.Снегирёв и др.). Печать 1505 года. Конный воин на древнерусских княжеских печатях. Печать Василия III. Святой Георгий Победоносец на гербе России. Герб Москвы, Киева, Новгорода. Эволюция государственного герба на государственных печатях России. Печать Ивана Грозного. Скипетр. Держава. Герб в годы Смуты.

Тема 3. Российский герб XVIII-XIX вв.

Российский герб во времена Петра Великого до первой половины XIX века. Большой государственный герб Российской империи. Указ Петра об учреждении Герольдмейстерской конторы. Изменения составных частей герба в правление Петра. Влияние внешнеполитических факторов на государственном символе Российской империи – гербе. Большой и малый государственный герб Российской империи 1882 года. Герб династии Романовых.

Тема 4. Государственные гербы XX в.

Герб Временного правительства. Социалистическая государственная геральдика. Герб СССР 1924 года. Гербы союзных социалистических республик. Пятиконечная звезда. Конституция – основной закон государства. Основные идеи государственного герба социалистического периода истории. Герб современной России. Составные части герба их символика. Современная интерпретация символа – двуглавого орла. Федеральный конституционный закон № 2 «О Государственном гербе Российской Федерации».

Раздел 2. Государственный флаг

Тема 5. Разновидности флагов.

Наука вексиллология. Виды знамён: флаг, штандарт, хоругвь, вымпел, прапор, бунчук. Крепление знамён к древку. Знамёна Древнего Рима, Западной Европы и Византии. Характеристика знамён Древнего Рима (военный значок римлян), Западной Европы (знамя-баньеры) и Византии (лабарум). Сходства и различия.

Тема 6. Флажный этикет.

Правила вывешивания флагов. Правила совместного вывешивания флагов нескольких государств, флагов государства и муниципального образования или предприятия. Армейские ритуалы. Прибивка знамени к древку Вынос и относ боевого знамени Флотские ритуалы Подъем флага на корабле Торжественный подъем флага на корабле. Охрана флага.

Тема 7. Знамена Древней Руси.

Западное и Византийское влияние на стяги Древней Руси. Самобытность русских стягов. Лики святых на стягах Древней Руси. Хоругвь при Дмитрии Донском. Знамёна Ивана Грозного. «Писание о зачинании знак и знамён или прапоров».

Тема 8. Знамена Допетровской Руси.

Предпосылки появления государственного (национального) знамени России. Гербовое знамя Алексея Михайловича.

Тема 9. Российские знамена XVIII- в начале XX в.

Знамя царя Петра Алексеевича 1700 г. Знамёна первого русского корабля «Орёл». Российский триколор. Знамёна Преображенского и Семёновского полка. Андреевский флаг. Императорский штандарт дворцовый и судовой. Флаги времён дворцовых переворотов. Династический флаг Романовых. Изменения цветовой гаммы государственного флага Российской империи. Государственный флаг империи 1914 г. Знамя 210-го пехотного Бронницкого полка. Знамя Георгиевского батальона.

Тема 10. Государственные флаги XX в.

Флаг РСФСР. Флаги СССР и союзных республик. Знамёна Армии и Флота. Знамя победы. Указ президента Российской Федерации № 561 от года «О Знамени Победы».

Тема 11. Возрождение исторического флага России.

Возвращение трёхцветного флага. Государственный флаг Российской Федерации. Президентский штандарт. 22 августа – день государственного флага. Федеральный конституционный закон № 1 «О Государственном флаге Российской Федерации»

Раздел 3. Государственный гимн

Тема 12. Происхождение гимнов.

Гимн – торжественная, хвалебная песнь. Истоки гимнов: религиозные, светские, революционные и др. Патриотизм, вдохновлённость, глубина смысла в словах и музыке гимна. Гимны стран Европы: Голландии, Англии, Франции. Гимн славян «Гей, славяне!». Межгосударственный гимн «Интернационал».

Тема 13. Музыкальное искусство на Руси в X-XVI вв.

Богослужебное пение Древней Руси. «Повесть временных лет» о первых славославиях на Руси. Песнь воинов. Музыкальное сопровождение хвалебного песнопения.

Тема 14. Гимны Российской империи в XVIII-XIX вв.

Гвардейские марши времён Петра Великого. Преображенский марш. «Гром победы!» («Славься сим, Екатерина!») на слова Г.Р. Державина. «Русская песнь на взятие Варшавы» на слова В.А. Жуковского. «Коль славен наш Господь в Сионе» музыка Д.С. Бортнянского, слова М.М.Хераскова. «Молитва русских» В.А. Жуковского – «Боже, царя храни» – русские слова, музыка английская. Новая музыка Российского гимна А.Ф.Львова. «Славься!» М.И.Глинка. «Эй, ухнем!» в обработке А.К. Глазунова. Анализ текстов.

Тема 15. Гимны Советской России 1917 - 1991гг.

«Интернационал». А.В. Александров «Гимн партии большевиков» 1939 года. 1 января 1944 г. гимн СССР на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана, музыка А.В. Александрова.

Тема 16. Гимн современной России.

Гимн Российской Федерации – символ страны. Государственный гимн Российской Федерации. Правила поведения граждан при исполнении государственного гимна. Федеральный конституционный закон №3 «О Государственном гимне Российской Федерации».

Раздел 4. Иные символы России.

Тема 17. Иные символы России: штандарт

История штандарта. Указ президента «О штандарте (флаге) президента Российской Федерации». Описание изображения штандарта. Место его нахождения.

Тема 18. Иные символы России: знак Президента Российской Федерации

Символ президентской власти в Российской Федерации. Описание знак и его история. Нормативно правовой акт.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5-7, 8-9 класс, 1 час в неделю

п/п

Наименование разделов и тем, планируемых для освоения обучающимися

Количество академических часов, выделенные на изучение каждого раздела, темы

Информация об электронных учебно-методических материалах, которые используются при изучении темы

Воспитательный компонент содержания рабочей программы по темам

Геральдика как наука о гербах

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Герб Древней Руси

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Российский герб XVIII-XIX вв.

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Государственные гербы XX в.

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Разновидности флагов

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Флажный этикет

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Знамена Древней Руси

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Знамёна Допетровской Руси

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Российские знамена XVIII- в начале XX в.

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Государственные флаги XX в.

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Возрождение исторического флага России

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Происхождение гимнов.

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Музыкальное искусство на Руси в X-XVI вв.

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Гимны Российской империи в XVIII-XIX вв.

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Гимны Советской России 1917 - 1991гг.

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Гимн современной России.

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Иные символы России: штандарт

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине

Иные символы России: знак Президента Российской Федерации

2

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса: "Государственная символика Российской Федерации и Республики Адыгея"

Разработка рабочей программы по обществознанию в рамках элективного курса для 9 класса...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности курса «Государственная символика – доступным языком»

Учащиеся должны знать историю государственных символов, ведь отношение к гербу, гимну и флагу - отношение к самому государству. Они нужны как воплощение его истории и отражение настоящего, как выражен...