Применение методов и приёмов тайм-менеджмента в детском общественном объединении
методическая разработка

Погребицкая Александра Адреевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_taymmenedzhmenta_v_doo.docx580.06 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Курсы повышения квалификации

«Современные подходы к преподаванию тайм-менеджмента»

Аттестационная работа

«Применение методов и приёмов тайм-менеджмента в детском общественном объединении»

Автор:

Погребицкая Александра Андреевна,

педагог-организатор, педагог дополнительного образования,
руководитель Детского общественного объединения «НЕВА»,

 ГБОУ Гимназия 11 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Куратор:

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2024

Оглавление (содержание)

  1. Титульный лист ................................................................................................................ 1
  2. Оглавление (содержание) .................................................................................................2
  3. Введение .............................................................................................................................3
  4. Теоретическая часть...........................................................................................................4
  5. Основное содержание........................................................................................................7
    5.1 История тайм-менеджмента........................................................................................7
    5.2 Тайм-менеджмент в детском общественном объединении.....................................9
  6. Приложения........................................................................................................................11
  7. Вывод .................................................................................................................................13
  8. Список использованной литературы и интернет-ресурсов ..........................................14

        

Введение

Тайм-менеджмент в современной системе образования играет большую роль - согласно положениям образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, обучающийся должен вовремя посещать занятия, успевать посещать кружки, секции, выполнить домашние задания и найти время на общение с семьёй и сверстниками и отдых.

Некоторые образовательные учреждения вводят основы тайм-менеджмента с начальных классов, предлагая некоторые методики в игровой форме, стараясь развить интерес ребят к соблюдению графика, наблюдению, рассуждению и формированию самостоятельности.

В современное время методы тайм-менеджмента – это неотъемлемая часть образовательного и жизненного процесса каждого ребенка и подростка. Они мотивируют ребят на развитие творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельность и расстановку приоритетов. 

        В данной аттестационной работе осуществлён анализ некоторых приёмов тайм-менеджмента на примере деятельности Детского общественного объединения.

Теоретическая часть

Во данным портала neiros.ru определение «Тайм-менеджмент» звучит следующим образом:

определение тайм

(подробная формулировка в приложении 1)

Ребёнок - 1. лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)..." -гласит "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. От 30.11.2011) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2012г.)

                - 2. «Ребёнок —постоянно растущий и развивающийся организм, на каждом возрастном этапе обладающий определёнными морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями. В постнатальном (послеродовом) периоде различают:

  • Период новорожденности (первые четыре недели (28 дней) жизни)
  • Грудной возраст (с 29-го дня жизни до одного года)
  • Ясельный или преддошкольный период (до 3 лет)
  • Дошкольный период (от 3 до 7 лет)
  • Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)
  • Старший школьный возраст (от 12 до 17-18лет)»*

Подросток (Тинейджер) - согласно источникам и словарям, этим словом можно назвать человека от 10-14 лет, а так же юношей и девушек 15-17 лет, в последние годы подростковый возраст возрос и до 19 лет (данные электронных порталов Экстернат.РФ и академик.ру;

Это возраст активного взросления, большого интереса к различным сферам жизни, часто к выбору профессии. Так же это период становления, самопознания и больших перемен в социально-коммуникативной сфере человека.

        Детские общественное организации (объединения) тоже имеют свою большую славную интересную историю, начиная от британского скаутского движения в 1907 году и в 1909 году в мире, продолжая их запретом Коммунистической Партией в 1917 году. В 1922-м, в феврале, под предводительством Надежды Крупской и идеолога скаутского российского движения, педагога Иннокентия Жукова возникает Московская городская пионерская организация.

        Пионерская организация - «19 мая 1922 года на II Всероссийской конференции Российского коммунистического союза комсомола (РКСМ, в 1926-1991 годах - Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи, ВЛКСМ) было принято решение о повсеместном создании пионерских отрядов и их объединении во Всероссийскую детскую коммунистическую организацию "Юные пионеры имени Спартака". В 1924 году, после смерти лидера СССР Владимира Ленина, детская организация получила его имя. С 1926 года она называлась Всесоюзной пионерской организацией им. В. И. Ленина.»**

В 1940-х были очень известны своими бескорыстными и честными поступками «Тимуровцы», чаще всего тоже из числа пионеров. Будут ещё «Октябрята», а потом «Комсомольцы». К 1980-м годам Пионерия стала огромным «поездом» детства с огромной численностью почти в 20 миллионов советских ребят. У пионеров были свои печатные издания (25 газет «Пионерская правда» и около 40 журналов), свои лагеря и дома отдыха, были некие социальные преимущества, существовали Дома пионеров и школьников, представительства практически в каждом жилом пункте огромной страны Советов... По подсчётам за все время существования советская пионерская организация приняла в свои ряды около 210 миллионов человек!

1 октября 1990 г. на Х Всесоюзном слёте пионеров в "Артеке" (детский лагерь) была официально прекращена деятельность пионерии. Но на том же съезде был зарегистрирован Минюстом РФ как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений - Международный союз детских общественных объединений "Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций" (СПО-ФДО).

Организация активно развивается, её членами являются 79 детских общественных объединений, в том числе из девяти зарубежных стран, одно общероссийское объединение, одно межрегиональное и 65 региональных детских организаций и объединений из 48 субъектов РФ.

Позже по Указу президента Российской Федерации В. Путина будет создано Российское Движение Школьников, ещё позже «Юнармия» и «Движение Первых».

Детское общественное объединение (далее ДОО) -

Обратимся к цитате***(см. изображение ниже):

доо - академик.ру

Детскими признаются общественные объединения, которые насчитывают в своём составе не меньше 2/3 (то есть 70,0%) граждан до 18 лет от общего числа членов коллектива.

_______________________________________________________________________________

* - цитата из электронного словаря и энциклопедии «академик.ру», автор неизвестен.

** - цитата из открытого источника tass.ru 
*** - цитата из электронного словаря и энциклопедии «академик.ру», автор неизвестен.

Общественным также считается объединение, которое:
▪ создаётся по инициативе и на основе свободной воли детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может существовать на его базе/территории и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

▪ осуществляет социально-творческую деятельность;

▪ не ставит своей (уставной) целью получение прибыли, и распределение её между членами объединения.

Основное содержание

        Для начала разберём, откуда появилось понятие «тайм-менеджмент», и для чего он необходим?

        Обратимся к Истории создания метода тайм-менеджмента.

История тайм-менеджмента

Задумываться об организации осознанного контроля и распределения времени человечество начало очень давно: ещё в Древней Греции поэт, политик, писатель, а также наставник римского императора Нерона - философ-стоик Луций Анней Сенека (Приложение 2) был убеждён, что время стоит разделять. Сенека разделял время на «бесполезное» и то, которое тратится с пользой и во благо самого человека.

        Один из крупнейших политиков своего времени, Бенджамин Франклин так же создал свою теорию и создал свою пирамиду (см. Приложение 3). По учению политика всю жизнь, всё время стоит подразделять на планы, от краткосрочных на день, до глобальных жизненных ценностей и приоритетов. Так же он говорил, что вся необходимая информация уже давно есть в голове каждого человека, достаточно лишь определить истинные ценности и приоритеты. Таким образом Франклин предполагал, что целей добиться будет гораздо удобнее и быстрее, когда вся жизнь буквально определена приоритетами, глобальными целями, жизненными ценностями и принципами. Рассмотрим их подробнее:

- воздержанность (пищевая, алкогольная и т.д.);

- молчаливость или отсутствие излишней говорливости;

- порядок в личных вещах и доме;

- решительность и умение брать на себя ответственность;

- бережливость без излишней расточительности;

- отсутствие излишнего труда при любви к важному и нужному труду;

- честность и искренность;

- стремление к справедливости и её соблюдению;

- стремление к умеренности в духовном и материальном плане;

- чистота тела и духа;

- спокойствие;

- стремление к чистым помыслам и целомудрию;

- скромность, подобная Богу.

Стоит отметить, что всё выше перечисленное должно сочетаться с глобальной истинной целью человека.

        К началу XX века выходец из обеспеченной семьи Фредерик Уинслов Тейлор (см. Приложение 4), инженер-механик, очень образованный и предприимчивый человек из США решил усовершенствовать систему труда и начал большой анализ работы трудящихся. Он заметил особенность, присущую рабочим: производительность предприятий невелика, хотя работников и ресурсов было достаточно, но самое важное - работники ленились, а многие наоборот очень быстро переутомлялись. Ф. Тейлор, получив должность бригадира, решил детально рассмотреть и проанализировать всё - от режима труда и отдыха до движения тела и конечностей. Он изучал вес и форму лопат (и других орудий труда), жёсткость и угол движений сотрудников, эксперименты по погрузке чугуна, испытывал на себе и своих подопечных все варианты и детали каждого этапа работ на всех предприятиях, на которых успел поработать. Он даже самостоятельно разрабатывал конструкции строительных инструментов... Физические усилия увеличивались за счёт разной нагрузки и специально разработанной системы труда, нагрузок на организм и отдыха и минимальных затратах. В это же время, засчёт оптимизации и сокращения рабочего времени сохранялись нормы выработки и заработная плата, соответственно времени и желания лениться у работников   стало гораздо меньше. По началу таких нововведений (усиленная нагрузка при сокращении рабочего времени) возмутили сотрудников, но позже, при переоценке оплаты рабочие согласились.  

Таким образом, благодаря систематизации работ и телодвижений, Фредерику Тейлору удалось получить производительность в 2,3 и более раз за очень короткие сроки. Стоит отметить, что важным аспектом было человеческое отношение ко всем сотрудникам, не зависимо от их происхождения (на предприятиях инженера никогда не было ни одной крупной забастовки. Как упоминалось выше, заработную плату Тейлор так же повышал, разработав и серьёзную систему оплаты, учитывая переполнение плана и наоборот понижая оплату при невыполнении). При этом ответственность за обеспечение качественных рабочих мест он возлагал на руководящий персонал и уточнял важность распределения прав и обязанностей между рабочим персоналом и руководством предприятия, вводил профессиональное обучение сотрудников. Так же он считал, что руководитель должен знать своих подчинённых, понимать и быть заинтересованным судьбах, уметь держаться на публике и грамотно излагать мысль в соответствии с поставленной задачей, при этом предлагал и предпочитал вести беседу с подчиненным один на один, чтобы исключить общественное давление и порицание. Он умел мотивировать и не материально, поддержать человека, рекомендовал идти на уступки своим рабочим, в том числе организовывать досуг, обучение, покупку питомцев и т.д. В последствии Ф. Тейлора назовут прародителем менеджмента и тайм-менеджмента, а его труды и письменные работы будут актуальны и по сегодняшний день. После смерти деятеля было много последователей, было организовано сообщество последователей, а на его надгробном камне появилась надпись: «Отец научного менеджмента».

        Начиная с 50-х годов второй половины двадцатого столетия мир стал ориентироваться не только на продуктивность физического, но и на повышении продуктивности интеллектуального труда. Многие умы серьёзно трудились над тем, чтобы оптимизировать многие процессы и увеличить производительность человеческого мозга. Психология и социология переплетались со многими другими науками, в том числе с теориями экономики, методами целеполагания. В последствии этот синтез назовут термином «Менеджмент». Внутри этого понятия и зародились истоки современного тайм-менеджмента. В это же время наступает эпоха широкого использования прогнозирования и календарного планирования в деятельности как организаций, так и индивидуально. Это осуществлялось с написанием плана работы на год, пять (в СССР так называемые «пятилетки») и т.д., а на прилавках магазинов и типографий появляются органайзеры, записные книжки... Позже появятся перекидные настольные календари с подставкой для ручки, ежедневники, планеры... Это поможет наглядно видеть план действий на определённый срок, и не забыть важные дела и информацию, а также оптимизировать в том числе интеллектуальный труд.

        К концу столетия фокус перемещается на личность человека со своими индивидуальными особенностями. В соответствии с этим на каждого человека индивидуально влияют очень многие факторы: технологии, ритм жизни, увлечения, социум, политика, здоровье и многое другое. При этом с появлением современных бизнес-структур и развитием рыночных отношений появляются аспекты, связанные с ранжированием заданий и задач, связанные со Срочностью И/ИЛИ Важностью этих заданий и задач, появляются соответствующие распределения по периодам и времени реализации: долгосрочные, среднесрочные или краткосрочные. Таким образом появляется и прочно закрепляется ежедневное планирование, а тайм-менеджмент становится отдельной отраслью науки, связанной с управлением временем и целеполаганием.

Тайм-менеджмент в детском общественном объединении

        Возвращаясь к теме аттестационной работы вспомним, что детское общественное объединение (далее ДОО), это коллектив: иногда, малочисленный, а иногда многочисленный, но непременно имеющий руководителя или куратора, т.е. взрослого.

        Как связаны детское объединение и тайм-менеджмент? Разберём на примере ДОО «НЕВА», г. Санкт-Петербург. Наше объединение появилось совсем недавно, чуть больше 6 лет назад, в марте 2018 года, на смене в лагере. Мы не строили никаких планов на будущее, как как являлись небольшой дружной «кучкой» активистов и учителя.

        Через небольшой промежуток времени, когда мы вступили в РДЮ ГПОД «Союз юных петербуржцев» (далее СЮП), было принято решение стать активными участниками программы СЮПа. Таким образом ДОО «НЕВА» обрело систематические еженедельные встречи, которые с нового учебного года были внесены в учебный план ОУ. Так же была разработана программа, которая была основана на интересах ребят и смелых взглядах в будущее.

        Анализируя нашу деятельность, при написании программы объединения было предложено создать свой небольшой Устав и записать ценности и Законы ДОО:

- Закон уважения (каждый участник ДОО уважает ближнего, не зависимо от возраста, вероисповедания, национальности и статуса);

- Закон собственного мнения (каждый имеет право на собственное мнение, высказывает его деликатно и бережно);

- Закон чистоты (чистые помыслы, чистое тело, чистота во всём);

- Закон любви и добра к ближнему (не обижай ближнего, будь добр и честен, твори добро, не стесняйся проявляться).

Таким образом мы видим пересечение с учениями Бенджамина Франклина и пересечение с некоторыми принципами его учений.

В последствии ДОО «НЕВА» и я, как руководитель, понимаем, что нам нужно стремиться к чему-то большему, планировать будущее, или начать задумываться в этом направлении. Обращаясь к пирамиде Франклина можно сказать, что появилась глобальная цель - создать такое детское общество, чтобы дети выпускались во взрослую жизнь с определёнными навыками, целями, возможно профориентированные, с жизненными ценностями и интересами. В соответствии с этим и была написана наша программа, которая по своей сути - долгосрочный план. Благодаря СЮПу, а впоследствии, в том числе и плану воспитательной работы ОУ ежемесячно мы получаем краткосрочный план, по которому распределяем нагрузку и обязанности каждого активиста. План на месяц позволяет удобно расписать план действий на неделю и, если необходимо, день, т.е. краткосрочный план.

При наличии плана и распределения обязанностей и занятости нам удалось систематизировать деятельность ДОО и с 2021 года иметь статус «Правофлангового ДОО».

В определённый момент каждый коллектив приобретает новых участников процесса - выпускники поступают в ВУЗы и ССУЗы, и юные ребята пополняют ряды детских общественных объединений и активов. В каждом коллективе в определённый момент наступает момент, когда необходимы перемены, а предыдущие установки требуют переработки и внимания руководителя и подопечных. Ещё становится необходимо эффективно организовать работу, избегать лишних ошибок, способствовать снижению уровня лени и прокрастинации, а также получать высокий уровень деятельности и при этом успевать уделять время отдыху, друзьям и семье, при этом поддерживая дружелюбную атмосферу в коллективе и поддерживая идею жизненных ценностей и глобальной идеи в рамках ДОО.

Я, руководитель, принимаю решение поговорить с коллективом и ввести систему поощрений за выполнение определённых заданий, посещений и участия в акциях, мероприятиях, организации коллективно-творческих дел (это может быть сладкий приз, небольшой сувенир, грамота, словесное поощрение и т.д.), а также наоборот, систему некоторых санкций (за невыполнение, опоздание, неявку и т.д.).  Безусловно, сначала ребята высказали своё недовольство. После дискуссии и объяснения всех тонкостей, ребята согласились, и нам удалось повысить активность и продуктивность нашего коллектива.  Можно смело сказать, что метод Фредерика Уинслова Тейлора работает!

Затрагивая тему КТД и мероприятий хочется более подробно обратиться к теме посещения и опозданий. Нередко ребята приходят с большой задержкой или не предупреждают о том, что опоздают или вовсе не явятся на занятие или репетицию. Это говорит о том, что мероприятие/занятие/репетиция для подростка/участника ДОО не является приоритетным и достаточно важным. Конечно же, мы берём в расчёт только не учебное время и время, не пересекающееся с уважительными причинами отсутствия.  Как же добиться посещения, соблюдения тайминга и оповещения? Во-первых, необходимо понять самого ребёнка, действительно ли ему интересно, ценно и важно участие в данном деле и коллективе. Во-вторых, если ребёнок опаздывает систематически, то нужно углубиться и разобрать причину опозданий, прибегая к различным методикам. В-третьих, если же наш подопечный забыл о том, что сегодня важна встреча, акция или репетиция, то можно порекомендовать ему обратиться к методу планирования - воспользоваться блокнотом, стикером, ежедневником, магнитным или меловым планером, заметками или электронным планерам в телефоне. В любом случае каждому ребёнку и подростку необходима поддержка и стимул для обеспечения дальнейшей уверенности в себе, умения принимать ответственность, обретения силы воли, и, как следствие, упорства в достижении целей.

На примере «НЕВЫ» эти методы и приёмы помогли значительно сократить опоздания и пропуски.

Приложения

 Приложение 1.

Приложение 1

Приложение 2

сенека

Приложение 3

Приложение 2

Приложение 4

приложение 3

Заключение

Из выше изложенного можно сделать вывод, что метод применения приёмов тайм-менеджмента не является кардинально новым в истории развития детских объединений и образования в целом. Как считал философ и педагог Дж. Дьюи, полезно только то, что даёт результат на практике и направлено во благо общества, человечества. А подростку/ребёнку необходимо познать человечество через окружающий его мир, узнавая все ценности, сложности и задачи на практике.

Использование тайм-менеджмента в образовательном процессе вносит существенные перспективы и в классно-урочную систему обучения. В том числе методы тайм-менеджмента помогают справиться с определённой многозадачностью в коллективах разновозрастных групп на примере детских общественных объединений.

  1. Список использованной литературы и интернет-ресурсов

  1. Алексей Ковальский, «Фредерик Тейлор» - статья в электронном источнике, URL: Фредерик Тейлор — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, инженер, научный менеджмент - 24СМИ (24smi.org) (дата обращения: 10.04.2024).
  2. Алиева Л. В. Педагогика пионерского поручения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 127 с. (дата обращения: 10.04.2024)
  3. Артём Геодакян/ТАСС, статья в электронном источнике - «История детского и юношеского движения в России»,  - URL: https://tass.ru/info/14848615?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения 29.04.2024).
  4. Даниил Ткаченко, статья в открытом источнике «Что такое пирамида Франклина и как ей пользоваться», - URL: Пирамида Франклина и как ей пользоваться, примеры (dnevnik-znaniy.ru) (дата обращения: 10.04.2024).
  5. Дмитрий Дячков, статья в электронном источнике - «История тайм-менеджмента: от возникновения до наших дней», URL: История тайм-менеджмента: от возникновения до наших дней (wikigrowth.com)  (дата обращения 29.04.2024).
  6. Как вести за собой: Большая книга вожатого. / Науч. ред Л. И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 607 стр. (дата обращения: 10.04.2024).
  7. Мария Булохова, статья в электронном источнике «Тайм-менеджмент: 43 техники, чтобы жить полноценно», URL: Тайм-менеджмент - что это такое простыми словами и как управлять временем | принципы и техники тайм-менеджмента (neiros.ru) (дата обращения: 10.04.2024).
  8. Советская трудовая школа: Книга для чтения и работы по основам советской системы воспитания / под ред. А.Т. Калашникова. — М.: Работник просвещения. — 1926.— Т.2. (дата обращения: 29.03.2024)
  9. Статья Анастасии Рыловой Сооснователя Тьюторского центра «Выбор будущего», преподавателя-практика НИУ ВШЭ – г. Пермь, регионального эксперта ФРИИ в соавторстве с  Аленой Францевич, руководителем Тьюторского центра «Выбор будущего», тьютором и методологом профориентационных моделей, опубликована в открытом источнике: https://rosuchebnik.ru/material/proektnaya-deyatelnost-i-uspekh-sovremennogo-shkolnika/ (дата обращения: 29.03.2024).
  10. Текстовая версия видеоинтервью записанного вместе с Сергеем Ивановским в студии Дмитрия Пучкова в 2019 году от Максима Смирнова, с участием Игоря Викентьева. Предмет обсуждения — Фредерик Тейлор, его реальные достижения, мифы о его взглядах и методах, а также проблемы современной интерпретации его принципов. Участники интервью:  М.С. — Максим Смирнов, С.И. — Сергей Ивановский, И.В. — Игорь Викентьев - опубликовано в открытом источнике, URL: Фредерик Уинслоу Тейлор: научный менеджмент и его принципы (brammels.com) (дата обращения: 10.04.2024).
  11. Айше Джемилева, статья в открытом источнике «Тайм-менеджмент - что это такое  простыми словами», URL:  тайм-менеджмент и для чего он нужен, обзоры популярных техник Time Management (timeweb.com) (дата обращения: 04.05.2024).
  12. Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение // Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. — М.: Просвещение, 1962-1965. — Т.2. (дата обращения: 29.03.2024)
  13. Электронный словарь и энциклопедия «Академик» - статья в электронном источнике, URL: Детское общественное объединение | это... Что такое Детское общественное объединение? (academic.ru) (дата обращения: 10.04.2024).
  14. Электронная энциклопедия «Биограф.ру» - статья в электронном источнике, URL: Сенека - биография, жизнь и идеи римского философа (biographe.ru) (дата обращения: 04.05.2024)
  15. Электронная энциклопедия «Хронос» - статья в электронном источнике, URL: Франклин (Franklin) Бенджамин (hrono.ru) (дата обращения: 04.05.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...

Программа детского общественного объединения «ЮККА и К˚» «Раскрась мир в яркие цвета»

Одной из важнейших задач воспитания является организация культурного досуга детей, формирующего личность будущего гражданина. Ребенок должен быть не только пассивным потребителем досуговых услуг, но и...

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...

Сбор - старт детского общественного объединения "Бриз" и молодежного объединения "Волна" "Азбука лидера"

Как год начнешь, так его и проведешь! Поэтому участники детского объединения "Бриз" и молодежного объединения "Волна" СТАРТУЮТ" на все 100%!!!...