Сценарий внеклассного мероприятия в рамках конкурса лучших образовательных практик «Я-гражданин России» Тема: «Бурятские народные игры»
творческая работа учащихся по русскому языку (5 класс)

Нахвальная Татьяна Викторовна

Внеклассное мероприятие Бурятские народные  игры для 5-6 классов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

в рамках конкурса лучших образовательных практик «Я-гражданин России»

Тема: «Бурятские народные игры»

Цель: Познакомить детей с бурятскими народными играми, дать представление об истории бурятских народных игр.

Задача: научить играть некоторым видам игр.

Образовательные задачи:

Обобщить и расширить знания детей о красоте и разнообразии игр бурятского народа.

Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Воспитательные задачи:

Формировать интерес и уважение к национальной культуре;

Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.

Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от национальной принадлежности.

Ход мероприятия:

История происхождения игр.

Ведущий: Все народы земного шара сопровождают свои праздники, увеселительные мероприятия песнями, играми, танцами. В них отражаются представления народа о прекрасном, они характеризуют лицо народа, национальный или психологический склад мышления.

Из глубины веков дошли до нас народные игры, которые были непосредственно связаны с различными сторонами быта и трудовой деятельности бурятского народа. Широкое распространение имели такие игры, как «глухариная игра», «медвежья игра», «волчий танец» и другие, в которых играющие воспроизводят характерные повадки животных и птиц.

Игра 1. Ход игры: Дети становятся в круг, по очереди каждый   выходит в центр круга и воспроизводит повадки животных и птиц, которых называет ведущий, а остальные повторяют.

Ведущий: Новым крупным шагом на пути прогресса явилось появление скотоводства. Оно породило целый ряд новых обычаев, взглядов, традиций. Которые нашли свое отражение в новых играх. Примером этого может служить танец «укрощение коня», «подковывание коня», «выделка кожи», «шитье», «игра в няньки» и другие сценки.

Игра 2. Ход игры: Ведущий передает игрокам по очереди листок с написанным заданием, игрок должен изобразить сценку, остальные играющие догадаться, что изображает игрок.

Ведущий: Большое количество бурятских игр сопровождалось диалогами, песнями, юмором. Буряты исполняли круговые танцы вокруг какого-либо предмета или природного объекта: костра, дерева, горы. Замкнутый круг был древнейшим оберегом от злых сил. Ни один праздник бурятского народа не обходится без самого любимого, распространенного по всей этнической Бурятии древнейшего по своему происхождению кругового танца ёхор.

Когда в ёхоре ребята,

Что там иноходь коней,

Перед взмахом рук девичьих.

Что там крылья лебедей.

Каждый круг, что мы проходим,

Все азартней, все быстрей.

Косы девушек щекочут

В пляске спины парней.

Д.Жалсараев(пер. Светлова)

Игра 3. Ход игры: Дети становятся в круг и танцуют ёхор.

Ведущий: Одной из характерных особенностей бурятских народных игр является взаимосвязь с культовыми обрядами, традиционным знанием и укладом жизни, а также является сезонность игр, т.е. игр, приуроченных к весне и началу лета – «Праздник Белого месяца» (Сагаалган) и Сурхарбан – праздник, посвященный началу лета. Поиграем в подвижные игры.

Игра 4. «Сурхарбан»

Ход игры: Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязок соломы или спутанных веревок. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше. Правила игры. Соблюдать правильный прием стрельбы.

Игра 5. «Иголка, нитка и узелок»

Ход игры: играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Главное правило: Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Игра 6 «Табун»

Ход игры: Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.

Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.

Подведение итогов: Ребята, вам понравилось сегодня на занятии? Что запомнилось? Какое у вас настроение? Что было для вас трудно?

До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Моя семья в годы войны: путь к Победе (к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне).

Вы в детство приняли войну…
                                                                  Отдали ей свою беспечность.
                                                                Вы грудью встали за страну,
                                                                         За мир, за честь, за человечность.

   Победе в Великой Отечественной войне в этом году 80 лет, но не забыты в памяти народной те, кто приближал победу, кто ее осуществил. Это не только защитники Москвы и Сталинграда, Ленинграда и Севастополя, Киева и Одессы, герои Курской дуги. Победа в войне - это и победа тружеников тыла.

     Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны стар и млад. Но насколько трагично потерянное детство.  Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

     В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, работали в сельском хозяйстве, участвовали в проведении агротехнических мероприятий, посевных кампаниях, уходе за посевами, уборке урожая, подработке и засыпке зерна, овощей. Особенно массовой была работа по заготовке семенного материала для посадки картофеля и сбору колосков.

     Мой прадедушка, Михаил Иванович Красовский, родился 21 октября 1929 года в деревне Бурдуково Прибайкальского района Республики Бурятия в многодетной семье, в которой было 8 детей.  Он был третьим ребенком. Семья была большая, дружная. Родители работали в колхозе, дети учились и помогали дома по хозяйству. Жизнь шла своим чередом, каждый был занят своим делом.

       И вдруг – война! Михаилу на этот момент исполнилось 12 лет. Каждую семью зацепило это огромное горе. Из каждой семьи уходили на войну родные и близкие. Не обошла стороной война и семью Красовских. На фронт ушли сразу два мужчины: отец и старший брат – Андрей. Наступили тяжелые времена. Михаил остался за старшего. Было уже совсем не до учебы. Мальчик пошел работать в колхоз: пас коров и коней, в лесу работал на заготовке и сплавке леса, участвовал в посевных и уборочных работах. Все заботы по домашнему хозяйству также легли на хрупкие плечи ребенка. Мать тоже работала с утра до ночи. На ее руках, кроме Михаила, было еще пять малолетних детей. И тут новая беда – из госпиталя привезли раненного отца Ивана Варфоломеевича. Мой прапрадедушка был ветераном ещё Первой мировой войны.

       Прадедушка Михаил ездил за ним на станцию на лошади, завернул его в тулуп, как маленького ребенка и привез домой. Мой прапрадедушка, по воспоминаниям родственников, был настолько истощен, что уместился в обычной плетеной корзине. Еды в семье не хватало, но все понимали, что отца нужно выхаживать и с молчаливым согласием отдавали ему лучшие продукты. На плечи матери, моей прапрабабушки… легло еще больше забот. Теперь нужно было беспокоиться не только о детях, но и поднимать на ноги больного, измученного отца. Михаилу приходилось работать за двоих. Так, день за днем, трудясь на благо и во имя Победы, каждый советский человек приближал Великий день освобождения своей Родины от фашистских захватчиков.    

       И вот долгожданная Победа! Но детям было еще не до учебы. Нужно было восстанавливать страну от разрухи. И здесь пригодились детские руки. Михаил Иванович также продолжал работать в колхозе. Постепенно жизнь восстанавливалась. В семье Красовских родился ещё один   сын. Михаил как мог, старался помочь своим родителям. Потом служба в армии в КНР, был заместителем командира взвода, награжден медалью «Китайско-Советской дружбы». Затем женитьба, работа в леспромхозе в селе Еловка. Жизнь шла своим чередом. В семье Красовских родилось пятеро детей. Одна из них моя бабушка Валентина Михайловна. Семья была большой и дружной. Михаил Иванович трудился не только в леспромхозе, в семье было большое подсобное хозяйство. Дети подрастали, помогали своим родителям. Отец с детства приучал их к трудолюбию, показывая на своем примере, каким должен быть Человек.  В 1983 году Михаила Ивановича наградили медалью за долголетний добросовестный труд, а в 1984 – знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки». Также ему были вручены юбилейные медали: «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И Ленина» 1970 г, «50 лет Победы в ВОВ» 1995 г, «60 лет Победы в ВОВ» 2005г.

      Вся его жизнь заключалась в труде, и за это в 1996 году Михаил Иванович удостоен почетной награды – медалью «Ветеран труда», а в 2002 году ему было присвоено звание Ветерана Великой Отечественной войны». Но он не дожил до знаменательного дня вручения. Эту почетную награду получила за него его внучка.  Мой прадед- Михаил Иванович умер 30 декабря 2006 года

      Брат прадедушки Андрей Иванович вернулся домой после победы. Как же радовались все люди этому дню и верили, что дальше будет только счастливая мирная жизнь. И конечно никто из них предположить не мог, что нацизм поднимет голову в наши дни. Совсем недавно 23 июля 2024 года геройски погиб мой троюродный брат Красовский Вадим Андреевич -участник Специальной военной операции на Украине, правнук Андрея Ивановича.  

       А два моих дяди, сыновья Ивана Михайловича, защищают нашу Родину сегодня. Это Михаил Иванович, который служит в разведроте, и Виктор Иванович –старшина роты штурмовиков, оба награждены медалью «За Отвагу». А также мой двоюродный брат Андреев Александр Андреевич также был участником СВО и служил сапером. Наша семья хранит память о прадедах и дедах, из поколения в поколение передаёт их заветы, поэтому мужчины нашего рода не могли не откликнуться на призыв –защищать Родину.

    Я горжусь тем, что являюсь правнучкой такого замечательного человека, как Михаил Иванович Красовский.

     Мы, наше поколение, знаем о  войне в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

       Сейчас эти пожилые люди, живущие рядом с нами, вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет, так, как нет уже в живого моего прадеда. Поэтому мы считаем, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия для коррекционной школы-интерната VIII вида "Родина моя - Россия!" (с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

Цели: формировать системные представления о государственных символах России;воспитать чувство любви к родному Отечеству;показать, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России;формировать ...

Внеклассное мероприятие по литературе «О подвигах, о доблестях, о славе…» (по теме «Устное народное творчество. Былины». 7 класс)

          Данное мероприятие «О подвигах, о доблестях, о славе…» проводится в рамках внеклассной работы по литературе в 7 классе после изучения темы «Устное народное тв...

Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева "Как упоительны в России вечера!"

Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева "Как упоительны в России вечера!"...

Сценарий внеклассного мероприятия «13 ноября – День службы защиты государственной тайны ВC России».

Профориентация – это система мер, направленных на помощь в выборе профессии. В средних классах подростки выбирают уже конкретные направления и специальности. Важно как можно раньше найти то...

Сценарий внеклассного мероприятия в рамках проведения клуба по интересам «Музыка без границ»

quot;Стилистические особенности использования синтезатора в камерном и ансамблевом музицировании"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры по теме "80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений"

Память, память, Ты же можешь, ты должна!.............................................Внеклассное мероприятие, посвящённое памятным событиям Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), проводится...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры по теме "80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений"

Дай мне силы ничего не забывать!Память, памятьТы же можешь, ты должна!На мгновенье, эти стрелки повернуть.Я хочу не просто вспомнить имена!..Как хочется, чтобы дети научились мыслить, сами могли научи...