Программа внеурочной деятельности "Юный экскурсовод"
рабочая программа (5, 6 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный Экскурсовод» является частью основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МБОУ «Гимназия №5», разработана в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС ООО, входит в обязательную часть плана внеурочной деятельности по направлению, связанному с реализацией особых интеллектуальных потребностей обучающихся и реализуется 1 год в 2023-3034 учебном году в 5-6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekskursovod_2023-2024_vaganova.docx50.93 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ

МБОУ "ГИМНАЗИЯ №5"

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания школьного методического объединения учителей (классных руководителей)

№1 от г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Моливер Е.С.

г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия №5»

_________ /Журавель В.И./

№ 289-В от «01» сентября 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Юный экскурсовод» для 5-6 классов

Автор-составитель:

Ваганова Елена Викторовна, учитель истории

городской округ Королёв 2023

Аннотация к рабочей программе

курса внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» для 5-6 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный Экскурсовод» является частью основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МБОУ «Гимназия №5», разработана в соответствии с пунктом ФГОС ООО, входит в обязательную часть плана внеурочной деятельности по направлению, связанному с реализацией особых интеллектуальных потребностей обучающихся и реализуется 1 год в 2023-3034 учебном году в 5-6 классах.

Рабочая программа разработана учителем истории МБОУ «Гимназия №5» с использованием следующих пособий:

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011
  2. Смирнов А.В. Программа научно-познавательного направления «Юные музееведы», Издательство «Просвещение», 2010
  3. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. Программы внеурочной деятельности. Туристско- краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011

Программа внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» разработана в соответствии с

Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ;

- Федеральный закон от №479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";

- Распоряжение Правительства РФ от N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

- СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России N 61573);

- Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от г. № 10825-13в/07);

- Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Методические рекомендации Минобрнауки от , база официальных документов);

- Устав МБОУ “Гимназия №5”

- Положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в школе по курсу внеурочной деятельности.

Рабочая программа содержит следующие структурные элементы:

  • пояснительную записку;
  • общую характеристику и цели изучения курса внеурочной деятельности;
  • место курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности;
  • планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
  • тематическое планирование, сформированное с учётом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР и определяющее формы организации внеурочной деятельности.
  • Информационное обеспечение обучения.

Рабочая программа обсуждена на заседании ШМО классных руководителей школы, принята решением педагогического совета (протокол №1 от #1075;.), утверждена приказом по МБОУ «Гимназия №5» № 289-В от г. в качестве части содержания ООП ООО

На основе данной программы учителем разрабатывается КТП в соответствии с Положением о календарно-тематическом планировании по учебному предмету, курсу, модулю. КТП рассматривается на заседании ШМО и согласуется с заместителем по УВР.

Выписка

из основной образовательной программы основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» для обучающихся 5-6 классов

срок реализации 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО). Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель программы:

- воспитание эстетически грамотного, нравственно-здорового и патриотически настроенного подрастающего поколения жителей города на основе творческого взаимодействия музея и школы.

- сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала.

Задачи программы:

  • расширение и углубление знаний, дополняющих школьную программу;
  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по изучению истории своего народа;
  • воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование способности самостоятельно оценивать исторические события;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО программа направлена на:

  • создание условий для развития личности ребёнка;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
  • создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;
  • привлечение детей к участию в общественно полезных, социально значимых акциях;
  • взаимодействие с семьёй.

Последовательность тем обусловлена логикой развития основных понятий и способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Обучающиеся собирают, систематизируют, исследуют материалы. Работа на занятиях строится как исследовательская: дети находят дополнительную литературу, систематизируют материал.

Воспитательные задачи:

- воспитание ценностного отношения к России, к своей малой родине отечественному культурно-историческому наследию;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание зрительной и музейной культуры.

Развивающие задачи:

- развитие визуального мышления;

- формирование соответствующих навыков межличностного общения через общение с музейным миром;

- развитие способности критического мышления;

- развитие исторического сознания;

- формирование навыков решения проблемных задач;

- формирование навыков конкретизации материала, понимания их - исторического конспекта;

- формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

- развитие творческих способностей учащихся.

Обучающие задачи:

- формирование основ систематических знаний о родном городе, его истории, героях;

- приобретение элементарных представлений о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю в 5,6 классах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения курса учащиеся должны знать:

о значении, сущности, задачах исследовательской деятельности учащихся; отличительные черты исследовательской работы; основные элементы исследования; особенности этапов исследования: подготовительного, исследовательского, завершающего; понятие «методы исследования»; приемы работы над сообщением, докладом, экскурсией; особенности социологических методов и приемов исследования: опроса (анкетирования, интервьюирования), наблюдения, анализа документов; требования к оформлению результатов исследовательской деятельности; особенности методов исследования родного края; признаки школьного музея; виды и формы работы музея; виды экскурсий.

Учащиеся должны уметь:

составлять план экскурсии; работать со словарями, энциклопедиями, использовать ресурсы Интернет; составлять анкеты, конструировать вопросы для интервьюирования с целью проведения опроса по заданной теме; оформлять результаты исследования; использовать разнообразные методы с целью исследования родного края; собирать и оформлять музейные предметы для школьного музея; готовить эскизы и оформлять экспонаты для школьного музея; проектировать экспозиции, разрабатывать и проводить экскурсии.

Обучающийся научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край;
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с культурой народов мира;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, экскурсии;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при проведении экскурсий, работе с музейными фондами, над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Обучающийся научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику города;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных, школьных архивах. Коммуникативные действия:

Обучающийся научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение экскурсий в школьном музее;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Обучающийся получит возможность:
  • готовить и выступать с сообщениями;
  • работать с музейной экспозицией, посвященной памяти С.П. Данильченко;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности, проводить экскурсии;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

По окончании обучения по программе дети должны знать:

  • историю музейного дела,
  • основные музеи родного города,
  • жизнь и деятельность выдающихся людей родного края,
  • основы музееведческой деятельности,
  • основные термины, применяемые в музейном деле.

Дети должны уметь:

  • планировать деятельность музея,
  • работать с фондами музея и осуществлять поисково-исследовательскую деятельность,
  • выступать с защитой проектной работы, проводить экскурсии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Цели и задачи занятий по программе «Школьный музей». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений, обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея.

  1. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Права и обязанности юных музееведов.

Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России.

  1. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

  1. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

  1. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.

Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

  1. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. Разработка плана работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчёт о деятельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы, проведение экскурсий для ребят своей школы.

  1. Фонды музея. Работа с фондами

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет»,

«экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

  1. Музейная экспозиция и её виды (Музейная экспозиция С.П. Данильченко)

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, указатели и др.).

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

  1. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьной музейной экспозиции.

Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьной музейной экспозиции в соответствии с тематикой и планом его деятельности; проведение экскурсий.

  1. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьной экспозиции музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школе (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школе; составление паспорта выставки.

  1. Культурно-образовательная деятельность музея

Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).

  1. Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

  1. Подготовка и проведение экскурсий.

Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника- экскурсовода, его вклада в общее дело.

Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка текстов экскурсий; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел

Всего часов

Примечание

1

Роль музеев в жизни общества

13

2

Музееведение

8

3

Экскурсионная деятельность

3

4

Исследовательская, поисковая,

проектная деятельность

10

Итого:

34

Информационное обеспечение обучения

Методические пособия для учителя:

1. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): Приложение к письму Министерства образования России: «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/ 16.

2. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.

3. Кружковая работа по истории и обществоведению. Сборник статей. Составитель Простов М.П. М., 1984.

4. Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982.

5. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2000.

6. Школьное краеведение. Информационно-методический бюллетень экспериментального краеведения, этнографии, экскурсий Министерства образования России. М., 1993

7. Щеглова Т.К. Школьное краеведение. Методика сбора устных исторических источников. М., 1993.

8. Шкурко А.И. Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. – М., 1973.

9. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». –М., 1997.

10. Музейная педагогика. Под ред. Н.М. Ланковой. Работа со школьниками в краеведческом музее. – М., 2001.

11. – Информационно-просветительский портал. Музейная педагогика в школе.

Список литературы для обучающихся

1. Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.

2. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): Приложение к письму Министерства образования России: «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/ 16.

3. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.

4. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.

5. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания: Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮиК, 2005.

6. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд.третье, дополненное. М.: ФЦДЮиК, 2006г

7. – Информационно-просветительский портал. Музейная педагогика в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Программа кружка "Юный экскурсовод"

Программа  «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родн...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа внеурочной деятельности «Юный экскурсовод»

Формирование личности обучающихся, как достойных граждан своего Отечества, ориентировано на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России через умение вслушива...

Программа кружка "Школа экскурсоводов"

ПРограмма расчитана на 2 года. 1-й год - изучение Невских земель и крепостей, второй - изучение основания Санкт-Петербурга...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»

для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...