Внеурочная деятельность
материал
Внеклассные мероприятия, рабочая программа кружка, календарно-тематическое планирование кружка, устройство экотропы в школе-интернате, статья "Организация трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по профессионально – трудовому обучению (столярное дело) в рамках предметной недели профессионально – трудового обучения для 9 – 11 классов.
«Мастера на все руки»
Внеклассное мероприятие по профессионально – трудовому обучению (столярное дело) в рамках предметной недели профессионально – трудового обучения.
Цели:
обобщить и закрепить знания, полученные на уроках столярного дела, в том числе, и экзаменационный материал, проверка умений и навыков работы со столярными инструментами;
развивать у учащихся логическое мышление и внимание;
содействовать сплочению учащихся путем объединения их в коллективной творческой деятельности и создания благоприятного психологического микроклимата;
воспитывать ответственность перед коллективом, критическое отношение к достигнутому результату.
Оборудование: столярные и разметочные инструменты, верстак, деревянные заготовки, кроссворды, листы белой бумаги, выставка работ учащихся.
Подготовка к мероприятию: участники представляют три команды 9, 10, 11 классов. С ними предварительно проводится инструктаж о правилах безопасности труда. Определяется состав жюри. Организуются места для гостей и болельщиков, с ними на месте проводится инструктаж о правилах поведения в мастерской.
Ход мероприятия.
Ведущий:
Пословица в мире известна одна,
Что рыбку в пруду не поймать без труда.
Умения, знания надо копить,
На свете без них невозможно прожить.
Сегодня мы с вами получим ответ:
Что знаете вы, а чего ещё нет!
Чему научились, и что предстоит
Вам в деле столярном ещё изучить…
У нас три команды – больших мастеров,
И в первую мы наберём столяров.
Вторую команду составили плотники,
А в третьей, по лесопосадке работники,
Они к делу нашему очень близки,
И мы им названье дадим – лесники.
Девизы объявят команды сейчас.
Со стульев не падайте – просим мы вас…
Каждая команда объявляет свой девиз.
Ведущий:
А чтобы немножко мозги поразмять,
Как следует дух боевой приподнять,
С весёлых загадок мы конкурс начнём,
А то вы все хмуры, как пасмурным днём.
1 Конкурс загадок: за каждый правильный ответ один балл.
Зажимать, хватать, кусать- это их работа,
Вечно что – нибудь в зубах им держать охота. ( пассатижи )
Если сделал сруб работник,
То зовём его мы … ( плотник )
Я его за хвост поймала и кручу, кручу, верчу.
Он скрипит, но глубже лезет, я танцую и молчу. ( отвёртка и шуруп )
Чтоб узнать длину и рост,
Тянем мы змею за хвост ( рулетка )
Не дают ему скучать,
Вечно требуют стучать ( молоток )
В табурете крепят ножки,
Крышка, царги и … (проножки )
2 Конкурс инструментальщиков.
По одному участнику от каждой команды должны быстро разобрать рубанок на составные части (колодку, нож ,клин ).
Второй участник от каждой команды должен собрать рубанок и настроить его к работе .
Третий участник делает пробное строгание (при необходимости регулирует выход ножа ).
Оценка конкурса:
Скорость разборки 1 – 3 балла; скорость сборки 1 – 3балла; качество настройки 1- 5 баллов. Общая оценка складывается из суммы баллов.
3 Конкурс кроссвордов.
Каждая команда получает кроссворд ( см. приложение 1). На его отгадывание даётся 3минуты. После этого, командам предлагается заполнить такой же кроссворд на доске. По очереди от каждой команды выходит участник , читает любой вопрос и вписывает ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1балл. Неверный ответ не засчитывается, если команда допустила орфографическую ошибку, то команда соперников может её исправить и получить дополнительный балл.
Ответы на кроссворд:
По горизонтали: 3 влажность, 9 коробление, 10 рубанок, 12верстак,13сучки , 14 кривизна.
По вертикали: 1лак, 2лоток, 4 текстура, 5фанера, 6 киянка, 7горбыль, 8доски, 11брус, 12валик.
4 Конкурс – изготовление указки.
Каждая команда получает заготовку (рейку длиной 50 см, сечением 15 х 15 мм.), рубанок, напильник, наждачную шкурку.
Первый участник каждой команды должен рубанком скруглить рёбра и кромки заготовки (получить деталь круглого сечения).
Второй участник должен рубанком заострить один конец заготовки и тем самым, придать ей форму указки .
Третий участник напильником обрабатывает торец (скругляет его).
Четвёртый, должен обработать указку наждачной шкуркой.
Участники меняются по мере того, как каждый решит, что его работа завершена.
Оценка конкурса: за скорость 1 – 3 балла, за качество работы 1- 5 баллов.
5 Конкурс эрудит.
Каждая команд пишет на доске название, какого – либо дерева, состоящее из пяти или более букв. После этого, надо составить список столярных инструментов и приспособлений названия, которых начинаются буквами из предложенного командой слова. Команды по очереди записывают свои слова на доске, повторение не допускаются. За каждое правильно написанное слово
команда получает 1 балл.
6 Конкурс разметки и пиления.
Каждая команда получает брусок длинной 120 см с ровно отпиленными торцами. Участники каждой команды поочерёдно выходят к верстаку, отмеряют на бруске заготовку длинной 20 см и отпиливают её. Каждая команда должна отпилить по 5 заготовок.
Оценка конкурса: скорость 1 – 3 балла, соответствие заданной длинны – до 5 баллов, ровность отпиленных торцов – до 5 баллов. Общая оценка складывается из суммы баллов.
7 Конкурс теоретических знаний.
Командам по очереди задаются вопросы теоретического характера. В зависимости от полноты ответа команда получает 1- 5 баллов за вопрос, за дополнение 1 – 3 баллов.
Вопросы для конкурса:
1Назвать разметочные инструменты.
2Назвать хвойные породы деревьев.
3Назвать известные вам пороки древесины.
4Перечислите физические свойства древесины.
5Устройство столярного верстака.
6Перечислить виды ручного электроинструмента.
7 Назвать твёрдые породы древесины.
8Что такое непрозрачная отделка древесины.
9Какие виды пиломатериалов вы знаете.
8 Конкурс «Сколоти бруски».
Команды получают отпиленные ранее бруски, их надо сколотить парами. В каждую пару забивают по три гвоздя, которые должны быть забиты в одну линию и на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждой команде предстоит сколотить 6 брусков – 3 пары.
Оценка конкурса: за каждую пару брусков команда получает 1- 5 баллов.
Критерии оценки: 1 качество забитых гвоздей ( в одну линию, на одинаковом расстоянии друг от друга, не согнуты); 2 ребра и торцы брусков должны находиться в одной плоскости (хотябы с одной из сторон если бруски окажутся разной длинны и сечения).
Пока жюри подводит итоги, проводится опрос зрителей для определения трёх лучших выставочных работ.
Приложение
Кроссворд по столярному делу.
По горизонтали.
3. Физическое свойство древесины, которое определяется по количеству влаги в ней.
9. Изменение формы досок при высыхании.
10. Основной строгальный инструмент.
12. Рабочее место столяра.
13.Пороки древесины, которые находятся в тех местах, где когда-то росли ветки.
14. Порок древесины, связанный с изменением формы ствола.
По вертикали.
1.Материал для прозрачной отделки древесины.
2.Место на крышке верстака, куда во время работы кладут инструменты и заготовки.
4.Рисунок на срезе дерева.
5.Древесный материал, получаемый путём склеивания нескольких листов шпона.
6.Деревянный молоток.
7.Боковые срезы бревна.
8.Пиломатериалы толщиной до 100 мм и шириной более 200 мм.
10
11.Пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм.
12.Инструмент для нанесения краски.
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания педагогического совета № ___ от «___»_________2024 | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» __________________М.И. Иванова приказ №___ от «___»___________2024 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Мастерилкин»
Объем :
1 группа – 58 часов
2 группа – 58 часов
Учитель: Некрасов В.А.
г. Нефтеюганск-2024
Содержание
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Паспорт программы | |
II | Пояснительная записка | |
2.1 | Нормативное обеспечение программы | |
2.2 | Цель, задачи программы | |
2.3 | Сроки реализации программы | |
2.4 | Принципы программы | |
III | Содержание программы | |
IV | Предполагаемые результаты реализации программы | |
V | Тематическое планирование | |
VI | Описание материально-технического обеспечения | |
VII | Список литературы |
1.Паспорт программы
Названия учреждения | Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
Наименования программы | Рабочая программа дополнительного образования по направлению «Сделай сам» на 2024-2025 учебный год |
Нормативное обеспечение |
|
Цель программы | Обучающийся, имеющий элементарные представления о резьбе по дереву, умеющий самостоятельно конструировать и изготавливать поделки в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы | Программа рассчитана на 1 год обучения. |
Объём программы | 1 четверть – 8 ч 2 четверть – 14 ч 3 четверть – 20 ч 4 четверть – 16 ч |
Ожидаемые результаты | Обучающийся овладеющий начальными навыками, трудовыми умениями, способами планирования и организации трудовой деятельности. |
Автор программ | Некрасов Вадим Андреевич, учитель |
Контактная информация | Адрес: Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121, тел./факс 8(3463) 22-60-18 E-mail: Specschool8@mail.ru |
II. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Мастерилкин» разработана с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с требованиями основной образовательной программы примерных программ основного общего образования по кружку «Сделай сам».
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с древесными материалами.
Работа в кружке «Сделай сам» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия формируют у детей умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, своей роли в нем как преобразователя, являются эффективным средством для развития интеллекта и психики детей. Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития ребенка и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние при общении со взрослым и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Линия познания развивает познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Линия творчества пробуждает творческую активность, стимулирует воображение, желание включаться в творческую деятельность. Программа позволяет сформировать у детей стойкий интерес к работе и желание выполнить работу самостоятельно, организационные умения в труде, воспитывает положительные качества личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность, целеустремленность, умение работать в коллективе). Разнообразие видов работ, входящих в программу (работа с ручными злектроинструментами, резцами, работа на станках), обеспечивает разностороннюю и активную работу всех органов чувств.
2.1. Нормативное обеспечение программы
- Приказ Минобрнауки России от 19. 12. 2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью);
- Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 13, 28, 58);
- Закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормы СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;
- Письмо Министерства образования и науки России от 12
мая 2011 года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Локальные акты:
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ.
- Положение об индивидуальном образовательном маршруте.
- Инструкция о педагогической диагностике обучающихся.
2.2. Цель и задачи
Программа направлена на реализацию целей и задач школы-интерната:
Тема школы-интерната: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования
Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.
Задачи:
- Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями установленным федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.
- Создание условий* для эффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.
* кадровых, материально-технических, информационных, финансово-экономических, организационных.
Цель рабочей программы:
Обучающийся, имеющий элементарные представления о резьбе по дереву, умеющий самостоятельно конструировать и изготавливать поделки в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями.
Задачи программ:
- Сформировать технические и изобразительные навыки и умения при работе с древесными материалами.
- Развивать самостоятельность, инициативу, трудолюбие, коммуникативные навыки при работе в разновозрастной группе.
2.3. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения - 58 часов в год.
- Принципы программы
Основные принципы реализации программы:
- Принцип индивидуализации (личностно-ориентированного подхода)
- Принцип деятельностного подхода.
Через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка
- Принцип не нанесения вреда
Данный принцип одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строятся профессиональная этика любой человековедческой профессии.
- Принцип доступности
Соответствие учебного материала индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- Принцип комплексности, системности и последовательности.
Учебная деятельность связывается со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями и навыками опирается на то, что уже усвоено.
III. Содержание программного курса
Обучающиеся разделены по возрасту на группы:
1 группа младшие классы вырезают легкие узоры для начинающих;
2 группа старшие классы вырезают узоры на изготовленных поделках (рамки для фотографий, шкатулки).
1 группа
Художественная обработка древесины. Вырезание ложки. Нанесение рисунка на древесину по шаблону. Вырезание ложки. Шлифование ложки.
Прорезная резьба. Изучение прорезной резьбы. Нанесение рисунка на древесину. Выпиливание по внешнему контуру. Сверление отверстий. Выпиливание внутренних проемов. Шлифование.
Плоскорельефная резьба. Изучение плоскорельефной резьбы. Нанесение рисунка на древесину. Надрезание узора. Подрезание узора. Заоваливание контура. Обработка лакокрасочными материалами.
Плосковыемчатая резьба (контурная). Изучение контурной резьбы. Обработка древесины лакокрасочным материалом. Изготовление шаблона. Нанесение рисунка на древесину. Выполнение резьбы.
2 группа
Художественная обработка древесины. Вырезание ложки. Изготовление шаблона. Нанесение рисунка на древесину. Вырезание ложки. Шлифование ложки. Нанесение узора.
Прорезная резьба. Изучение прорезной резьбы. Изготовление шаблона. Нанесение рисунка на древесину. Выпиливание по внешнему контуру. Сверление отверстий. Выпиливание внутренних проемов. Шлифование.
Плоскорельефная резьба. Изучение плоскорельефной резьбы. Изготовление шаблона. Нанесение рисунка на древесину. Надрезание узора. Подрезание узора. Заоваливание контура. Обработка лакокрасочными материалами.
Плосковыемчатая резьба (контурная). Изучение контурной резьбы. Обработка древесины лакокрасочным материалом. Изготовление шаблона. Нанесение рисунка на древесину. Выполнение резьбы.
IV Предполагаемые результаты реализации программы
Критерии результативности программы
Уметь:
|
Ожидаемый результат: Обучающийся со сформированными трудовыми умениями, способами планирования и организации трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
VI Описание материально-технического обеспечения
Оборудование
1. Комплекты плакатов при деревообработке:
2. - «Долбление сверление»,
3. - « Строгание древесины»,
4. - «Фрезерование и шлифование»,
5. - «Пиление древесины»,
6. - «Пожарная безопасность»,
7. - «Технологические комплекты».
8. - Стенд «Пооперационное изготовление изделий».
Станки
1.- Станок токарный по дереву
2.- Станок сверлильный
3.- Станок СНВШ-2
Ручные инструменты
Наборы резцов для обработки древесины.
Технические средства обеспечения образовательного процесса
Наименование |
Доска аудиторная |
ноутбук |
Проектор |
VII Список литературы
- Программа специальной коррекционной образовательной школы VIII вида: 5-9 классы в 2 сб. [Текст]/ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Владос, 2010 - Сб. 1.
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 2. Авторы: Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., 2011.
- Интернет ресурсы.
Предварительный просмотр:
V Тематическое планирование.
№ п/п | Раздел, тема. | Кол-во часов. | Дата провед. | Оборудование и материалы |
1 четверть | 18 | |||
1 | Художественная обработка древесины | 1 | Виды художественной обработки древесины. | |
Вырезание ложки | ||||
2 | Изготовление шаблона | 1 | Бумага, картон, карандаш, ножницы. | |
3 | Изготовление шаблона | 1 | Бумага, картон, карандаш, ножницы. | |
4 | Нанесение рисунка на древесину | 1 | Шаблон, карандаш. | |
5 | Нанесение рисунка на древесину | 1 | Шаблон, карандаш. | |
6 | Вырезание ложки | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
7 | Вырезание ложки | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
8 | Вырезание ложки | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
9 | Вырезание ложки | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
10 | Вырезание ложки | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
11 | Вырезание ложки | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
12 | Шлифование ложки | 1 | Наждачная шкурка. | |
13 | Шлифование ложки | 1 | Наждачная шкурка. | |
14 | Шлифование ложки | 1 | Наждачная шкурка. | |
15 | Нанесение узора | 1 | Узоры, карандаш, резцы. | |
16 | Нанесение узора | 1 | Узоры, карандаш, резцы. | |
17 | Нанесение узора | 1 | Узоры, карандаш, резцы. | |
18 | Нанесение узора | 1 | Узоры, карандаш, резцы. |
№ п/п | Раздел, тема. | Кол-во часов. | Дата провед. | Оборудование и материалы |
2 четверть | 14 | |||
Прорезная резьба | ||||
1 | Изучение прорезной резьбы | 1 | ||
2 | Изготовление шаблона | 1 | Бумага, картон, карандаш, ножницы. | |
3 | Изготовление шаблона | 1 | Бумага, картон, карандаш, ножницы. | |
4 | Нанесение рисунка на древесину | 1 | Шаблон, карандаш. | |
5 | Нанесение рисунка на древесину | 1 | Шаблон, карандаш. | |
6 | Выпиливание по внешнему контуру | 1 | Лобзик, верстак. | |
7 | Выпиливание по внешнему контуру | 1 | Лобзик, верстак. | |
8 | Сверление отверстий | 1 | Сверлильный станок | |
9 | Сверление отверстий | 1 | Сверлильный станок | |
10 | Выпиливание внутренних проемов | 1 | Лобзик, верстак. | |
11 | Выпиливание внутренних проемов | 1 | Лобзик, верстак. | |
12 | Выпиливание внутренних проемов | 1 | Лобзик, верстак. | |
13 | Выпиливание внутренних проемов | 1 | Лобзик, верстак. | |
14 | Шлифование | 1 | Наждачная шкурка. |
№ п/п | Раздел, тема. | Кол-во часов. | Дата провед. | Оборудование и материалы |
3 четверть | 20 | |||
Плоскорельефная резьба | ||||
1 | Изучение плоскорельефной резьбы | 1 | ||
2 | Изготовление шаблона | 1 | Бумага, картон, карандаш, ножницы. | |
3 | Изготовление шаблона | 1 | Бумага, картон, карандаш, ножницы. | |
4 | Нанесение рисунка на древесину | 1 | Шаблон, карандаш, копировальная бумага. | |
5 | Нанесение рисунка на древесину | 1 | Шаблон, карандаш, копировальная бумага. | |
6 | Надрезание узора | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
7 | Надрезание узора | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
8 | Надрезание узора | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
9 | Надрезание узора | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
10 | Надрезание узора | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
11 | Подрезание узора | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
12 | Подрезание узора | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
13 | Подрезание узора | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
14 | Подрезание узора | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
15 | Подрезание узора | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
16 | Заоваливание контура | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
17 | Заоваливание контура | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
18 | Заоваливание контура | 1 | Резцы для обработки древесины. | |
19 | Обработка лакокрасочными материалами | 1 | Лак, кисть. | |
20 | Обработка лакокрасочными материалами | 1 | Лак, кисть. |
№ п/п | Раздел, тема. | Кол-во часов. | Дата провед. | Оборудование и материалы | |||
4 четверть | 16 | ||||||
Плосковыемчатая резьба (контурная) | |||||||
1 | Изучение контурной резьбы | 1 | |||||
2 | Обработка древесины лакокрасочным материалом | 1 | Лакокрасочный материал (темный), кисть. | ||||
3 | Обработка древесины лакокрасочным материалом | 1 | Лакокрасочный материал (темный), кисть. | ||||
4 | Изготовление шаблона | 1 | Бумага, картон, карандаш, ножницы. | ||||
5 | Изготовление шаблона | 1 | Бумага, картон, карандаш, ножницы. | ||||
6 | Нанесение рисунка на древесину | 1 | Шаблон, карандаш, копировальная бумага. | ||||
7 | Нанесение рисунка на древесину | 1 | Шаблон, карандаш, копировальная бумага. | ||||
8 | Выполнение резьбы | 1 | Резцы для обработки древесины. | ||||
9 | Выполнение резьбы | 1 | Резцы для обработки древесины. | ||||
10 | Выполнение резьбы | 1 | Резцы для обработки древесины. | ||||
11 | Выполнение резьбы | 1 | Резцы для обработки древесины. | ||||
12 | Выполнение резьбы | 1 | Резцы для обработки древесины. | ||||
13 | Выполнение резьбы | 1 | Резцы для обработки древесины. | ||||
14 | Выполнение резьбы | 1 | Резцы для обработки древесины. | ||||
15 | Выполнение резьбы | 1 | Резцы для обработки древесины. | ||||
16 | Выполнение резьбы | 1 | Резцы для обработки древесины. | ||||
Предварительный просмотр:
Ответственные учителя профессионально-трудового обучения: Данилов С.В., Звягин М.И.
Предварительный просмотр:
Организация трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности
Образовательная область «Технология» является обязательным компонентом основного общего образования, которая предоставляет возможность применять теоритические знания на практике, и направлена на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности.
Отношение к труду в нашей школе формируется в процессе проведения уроков технологии, кружковой работы, выполнения работ по уходу за территорией школьного двора и её благоустройству, летней практики.
Трудовое воспитание в процессе изучения основ наук в предусматривает целевую направленность получаемых школьниками знаний о научных основах важнейших процессов производства, развитие познавательных и профессиональных интересов.
Учащиеся в течение всего учебного года выполняют творческие проекты, предусмотренные программой.
Также трудовое воспитание в школе осуществляется и в процессе внеклассной работы. Различные ее формы обеспечивают развитие технического творчества учащихся, формирование познавательных интересов в той или иной области знаний. Участие в кружках позволяет выявить склонности и способности учащихся в различных видах деятельности, служит удовлетворению их интересов и развитию соответствующих умений и навыков.
В настоящее время в стране происходит увеличение крестьянских индивидуальных подсобных хозяйств. Одним из приоритетных направлений в обучении сельскохозяйственному труду в школе является экологическое обучение. Бережное отношение к природе должно стать нормой для каждого человека, так как экологическая проблема стала одной из глобальных проблем человечества. На территории школы имеется теплица, клумбы, экотропа, а также закреплённая за школой территория, которые позволяют прививать учащимся трудовые навыки и экологическое воспитание.
Независимо от вида трудовой деятельности, необходимо формировать у учащихся культуру труда. В основе ее лежит ряд умений: умение планировать предстоящую деятельность, рационально использовать время, содержать в порядке рабочее место, экономно и бережно обращаться с материалами и орудиями труда.
Профессиональное просвещение проводится с учетом потребностей округа в кадрах той или иной профессии.
Трудовое обучение и воспитание занимает одно из ведущих мест в системе гармоничного развития школьников. Необходимо, чтобы желание школьника заниматься определённой деятельностью, реализовалось наиболее полно с опорой на интересы, психофизиологические возможности учеников. Для этого необходимо как можно раньше начинать работу по формированию положительного отношения школьников к труду. Именно в учебно-воспитательном процессе школьники приобретают трудовые навыки и умения, развиваются многие жизненно важные качества личности. Воспитание положительного отношения к труду и миру профессий необходимо осуществлять на протяжении всего обучения и воспитания детей.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Формирование трудовых навыков в нашей школе начинается с первого класса в процессе проведения уроков технологии, кружковой и внеурочной деятельности, выполнения работ по благоустройству территории школьного двора, организации летней практики.
Методическое объединение учителей трудового обучения, работая над темой: «Развитие активности и самостоятельности на уроках технологии и во внеурочной деятельности», ставит перед собой следующие задачи:
-формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
- подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и успешному достижению жизненных целей;
- развитие профессиональной компетенции учителей МО через участие в мероприятиях различного уровня, аттестацию и курсовую подготовку.
Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего обучения трудовым умениям и навыкам.
Для этого в нашей школе есть столярная мастерская, кабинет домоводства, теплица, имеется станочное оборудование и ручной инструмент.
Учащиеся не только изучают теоретические сведения по технологии обработки различных материалов, но и выполняют практические работы. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков. Многое здесь даёт использование коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации.
Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроках технологии методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения трудовой активности учащихся. Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Проблемное обучение (как и любое другое обучение) способствует реализации двух целей:
- сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
- достигнуть высокого уровня развития способности к самообучению, самообразованию.
Трудовую активность школьников мотивирует проектная деятельность.
Метод проектов включает в себя различные методы и формы обучения: мозговой штурм, дискуссию, методы проблемного обучения, деловые игры, коллективные формы обучения и др. Творческие проекты выполняются учащимися, как индивидуально, так и коллективно. Перед классом ставится задача по созданию творческого проекта, раскрывается важность данной работы. При коллективной работе над проектом у детей формируются навыки общения и активного сотрудничества.
Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную трудовую деятельность. Некоторым детям учителем оказывается индивидуальная помощь. Если сразу не обратить внимания на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего выполнения творческого проекта.
Совершенно очевидно, что метод творческого проекта на уроках трудового обучения открывает перед каждым школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику предоставляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то более близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: трудовую активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника - обучаемого.
Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, создаёт психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.
Труд и практическая деятельность школьников оказывают благотворное влияние на их физическое развитие, развиваются умственные способности, самостоятельность, сообразительность, творческая смекалка. Велико значение труда в воспитании личности, формировании товарищеских отношений, коллективизма и взаимопомощи.
Трудовое воспитание осуществляется и в процессе внеклассной работы. Кружковая работа по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. Работа кружкового объединения «Моделирование» обеспечивает развитие технического творчества учащихся, направлена на изготовление поделок из природного материала, картона, дерева, металла, фанеры. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются у школьников в повседневных практических делах, в разнообразных видах внеурочной деятельности кружка «Дизайн в озеленении», при выполнении работ по уходу за территорией школьного двора. В 10 классе ведётся профильный курс «Ландшафт в озеленении». Во дворе школы в честь 80-летия Великой Победы школьниками была заложена липовая аллея, за которой ухаживают учащиеся закреплённой территории, оформлены клумбы с цветочно-декоративными растениями, имеются площадки для отдыха, украшенные декоративными кустарниками.
Работая в теплице, дети закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, познают растительные организмы, овладевают методами управления ростом и развитием растений, приобщаются к коллективному труду. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца. Кроме этого, у учащихся формируются личностные качества, способность ориентироваться в специфике сельскохозяйственного производства, бизнеса, формирование у детей умений более оперативно учитывать изменения рыночной конъектуры, системно анализировать складывающуюся обстановку, проявлять инициативу, разумный риск.
Особое внимание в нашей школе уделяется временному трудоустройству школьников. Основной целью временного трудоустройства несовершеннолетних граждан является профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, их ранняя профориентация, помощь в овладении трудовыми навыками, поддержка семейного бюджета.
Некрасов В.А., учитель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

