Программа внеурочной деятельности.
рабочая программа

Крамарова Эвелина Сергеевна

Программа внеурочной деятельности "Школа выразительной речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneur.deyat_._shkola_vyrazit_rechi.docx77.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа №22 г. Армавира

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГКОУ  школы №22 г. Армавира                          ________________________С.В. Макаренко

Протокол педагогического совета от 29.12.2022 г. № 3

Программа

внеурочной деятельности

«Школа выразительной речи»

для обучающихся 2-3 классов

   Составитель: учитель-дефектолог

                                                                       ГКОУ школы № 22 г. Армавира

                                               Крамарова Э.С.

Армавир, 2022

Содержание

  1. Пояснительная записка…………................................................3
  2. Общая характеристика программы……………………………3
  3. Условия реализации программы………………………………4
  4. Планируемые результаты………………………………………5
  5. Диагностика усвоения знаний………………………………….7
  6. Содержание курса……………………………………………….7
  7. Тематическое планирование…………………………………….8
  8. Список используемой литературы…………………………….19
  9. Материально-техническое обеспечение……………………….20

  1. Пояснительная записка

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации обязательной является организация занятий по внеурочной деятельности. Одним из направлений внеурочной деятельности является научно-познавательное направление, которое предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учет личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Достичь этого можно путем включения в обучение задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала.

    Выразительность устной речи является важным элементом, в значительной мере влияющим на понимание устной речи, интерес слушателя, наличие полутонов речи. Для того, что бы максимально эффективно использовать устную речь, необходимо понимать, какие компоненты составляют выразительную речь. Н. С. Рождественский писал, что выразительность устной речи – это умение внятно, убедительно и в то же время максимально сжато выражать свои мысли и чувства; способность интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя или читателя.  Б. Н. Головин называет выразительностью речи такие особенности ее структуры, которые способствуют поддерживанию внимания и интереса у слушателей или читателей; следовательно речь, обладающую этими особенностями, можно назваться выразительной. Речь, построенная таким образом, что выбором и расположением средств языка воздействует на ум и эмоциональную область сознания, удерживает внимание и интерес слушателя или читателя, называется выразительной, то есть основным качеством выразительной речи мы можем назвать связь выраженного суждения и отношения к нему говорящего. Выразительность речи должна быть основана на осознанной передаче мысли.

  1. Общая характеристика программы

Речь и все ее составляющие компоненты представляют собой один из важнейших факторов социализации людей с умственной отсталостью. В частности, например, навыки выразительной речи способствуют более точному донесению мысли, помогают собеседнику понять настрой и приоритеты говорящего, верно считывать эмоции. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не всегда в состоянии без помощи педагога освоить навыки выразительности речи: расстановку логических ударений, постановку пауз, выбор верной интонации. Это делает проведение работы по развитию выразительности устной речи необходимым, а, следовательно, обусловливает актуальность наших занятий.

Актуальность курса – необходимость развития речевых способностей обучающихся с учетом их индивидуальных психофизических способностей.

Разработка программы обусловлена потребностью:

- более глубокой подготовки обучающихся к участию в конкурсах художественного слова, праздничных мероприятиях, концертах;

- в творческом развитии младших школьников;

- в самосовершенствовании личности младшего школьника.

Программа курса направлена на развитие орфоэпчески правильной речи детей. Это значит, совершенствование произносительно-слуховой культуры, формирование хорошей дикции, развитие выразительности речи, повышение культуры живого слова. Внимание к речи детей определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте, лёгкости в общении между людьми, придаёт речи коммуникативное совершенство. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека.

Материал занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания и представления по средствам выразительности языка. Рассматриваемый материал выходит за рамки школьной программы. При реализации курса используются произведения народного творчества, литературные произведения поэтов и прозаиков (И.А. Крылова, С.Я. Маршака, Н.Н. Носова, А. Л. Барто, К.И. Чуковского, Б.В. Заходера, А.П. Платонова, Д.И. Хармса, М.Э. Мошковской и др.). Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по курсу, сформировать общеучебные умения и способности, необходимые для успешного обучения в основной школе, а затем в жизни. 

Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе, соответствующих уровню подготовки, способностей детей развитию их эмоциональной сферы.

Срок реализации программы – 2 года. Занятия курса рассчитаны на 68 часов (1 раз в неделю): 34 часа во 2 классе, 34 часа в 3 классе. Они дополняют базовую программу, способствуют речевому развитию обучающихся. Занятия посещают обучающиеся 2 – 3 классов.

Цель программы: формирование и развитие навыков выразительной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Задачи программы:

  • формирование навыка выразительного чтения;
  • развитие художественной памяти, эмоциональной стороны речи;
  • преодоление психологических барьеров при декламации, изучение приёмов исполнительского мастерства;
  • развитие творческих способностей, расширение кругозора, эстетического вкуса детей;
  • уважение и любовь к культуре и традициям русского народа.

  1. Условия реализации программы

Главные принципы реализации программы:

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.

В процессе реализации программы используются следующие технологии:

  • технология продуктивного чтения;
  • игровые технологии;
  • технология обучение в сотрудничестве.

Направления работы:

  • развитие речевого слуха (восприятия изменений силы, высоты голоса,  тембра и темпа речи);
  • развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма;
  • развитие фонационного (речевого) дыхания;
  • координация дыхания, голосообразования и артикуляции;
  • развитие мимики и выразительности движений;
  • развитие способности понимать и передавать в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;
  • развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса;
  • развитие восприятия и воспроизведения ударения;
  • формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;
  • совершенствование темпоритмической организации высказываний;
  •  развитие умения произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами в процессе речевого общения.

  1. Планируемые результаты

Прогнозируемые результаты:

  • совершенствование и повышение качества речевой подготовки обучающихся;
  • формирование представлений о приёмах работы с текстом, подготовки текста к выразительному чтению;
  • умение применять изученные методы при чтении любых текстов;
  • умение применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях;
  • развитие общей эрудиции обучающихся, расширение их кругозора;
  • развитие творческого мышления, эмоциональной сферы обучающихся;
  • рост личностных достижений.

После изучения курса обучающиеся должны уметь:

  • умело пользоваться приёмами выразительного чтения (изменение тембра голоса, передача настроения, чувствовать паузы, выделять голосом слова, на которые падает логическое ударение и др.);
  • выступать перед зрителями на импровизированной сцене;
  • работать в паре, группе детей;
  • участвовать в создании инсценировок к произведениям, играть разные роли.

Курс «Школа выразительной речи» для обучающихся 2-3 классов в связи с его содержанием и способами организации внеурочной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования базовых учебных действий и личностных результатов.

Личностными результатами является формирование следующих умений:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; прослушивание аудиозаписей, просмотр театрализованных постановок и их обсуждение.

Метапредметными результатами является формирование базовых учебных действий (БУД).

Регулятивные БУД

- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на занятии;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

– учиться работать по предложенному педагогом плану.

Средством формирования регулятивных БУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные БУД

– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и педагога;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.

Средством формирования познавательных БУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.

Коммуникативные БУД

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать разные тексты (стихи, проза);

– договариваться с одноклассниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Средством формирования коммуникативных БУД служит технология продуктивного чтения и технология обучения в сотрудничестве.

  1. Диагностика усвоения знаний

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и базовых учебных действий.

В связи с этим оценивание учащихся идет следующими двумя способами:

1. Диагностика усвоения знаний и умений осуществляется через практический показ на итоговых занятиях (2 раза в год). После изучения каждого раздела проводятся тренировочные  выступления, выявляющие уровень выразительности речи. В конце изучения курса проводятся итоговые мероприятия (классные и общешкольные концерты, смотры, конкурсы  и т.д.).

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение понятий курса. Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что педагог оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети.

Формы подведения итогов: участие в классном этапе конкурса художественного слова; итоговые занятия (декабрь, май).

  1. Содержание курса

 2 класс

Месяц

Раздел программы

Количество часов

Сентябрь

Введение в курс «Выразительность речи».

3 часа

Октябрь

«Стихи-инсценировки». Работа над выразительным чтением небольших стихотворений.

4 часа

Ноябрь

«Удивительный театр».

4 часа

Декабрь

«Создание сказки». Играем в театр.

4 часа

Январь

«Скоро конкурс». Подготовка к школьному конкурсу художественного слова.

4 часа

Февраль

«Любимые игрушки». Рассказывание с предметами.

3 часа

Март

«Я читаю стихи». Чтение любимых стихотворений.

4 часа

Апрель

«Стихи-Настроения».

4 часа

Май

«Читаем стихи и прозу». Выразительное чтение текстов.

4 часа

Итого:

34 часа

3 класс

Месяц

Раздел программы

Количество часов

Сентябрь

«Речевой аппарат. Речь. Слово».

4 часа

Октябрь

«Изобразительные средства языка в народных сказках».

4 часа

Ноябрь

«Басня-жанр литературы».

4 часа

Декабрь

«Музыка – помощница слову».

4 часа

Январь

«Скоро конкурс». Подготовка к школьному конкурсу художественного слова.

3 часа

Февраль

«Пробую себя в диалоге».

4 часа

Март

«Я –ведущий концерта». Чтение любимых стихотворений.

4 часа

Апрель

«Миниатюра-небольшое произведение».

4 часа

Май

«Я умею читать выразительно».

3 часа

Итого:

34 часа

  1. Тематическое планирование

 2 класс

№ п/п

Примерные сроки

Название раздела, темы урока

Часы

Материал для занятий

Примечания

1.

Сентябрь

Введение в курс «Выразительность речи».

3 ч.

Знакомство с понятием «выразительность», приёмами выразительного чтения, развитие художественного слуха.

2 неделя

Тема: «В гостях у волшебника». Играем в куклы».

-упражнения на дыхание: таблицы, кольца;

- повторяем буквы;

- эмоции и чувства;

- упражнения на регулирование диапазона голоса

1

Кукла «Волшебник», «волшебная палочка», таблицы для упражнений,

карточки-слоги.

Кукольный театр (маленькие куклы).

комп. игра «Лунтик».

3 неделя

Тема: «Удивительная гусеница».

- восклицательный, вопросительный знаки,

точка;

- упражнения на регулирование диапазона голоса, на дыхание;

- читаем слоги выразительно

1

Мягкая игрушка «Гусеница», таблица со знаками «Интонационная дорожка», «волшебная палочка», карточки-слоги, таблицы для упражнений.

комп. игра «Лунтик».

4 неделя

Тема: «Куклы».

- мимика и жесты;

- эмоции и чувства;

- читаем слоги выразительно.

1

Игры:

-«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»;

-«Покажи слово»;

- игры «Эмоции и чувства».

комп. игра «Лунтик».

2.

Октябрь

Стихи-инсценировки. Работа над выразительным чтением небольших стихотворений.

4ч.

Знакомство с понятием «речевая разминка», «сценка, инсценировка». Работа с мимикой и жестами, развитие эмоциональности.

1 неделя

Тема: «В саду у волшебных цветов».

- читаем слова выразительно;

- «Бабочка». Стихотворение-загадка.

1

Материал для речевой разминки.

упражнения на дыхание (таблицы);

- кольца-слоги;

- интонационная дорожка;

- сила голоса («волшебная палочка»)

комп. игра «Читаем с Хрюшей и Степашкой»

2 неделя

Тема: «Живые перчатки».

- читаем слова

- «Улитка»- стихотворение-загадка

1

Трикотажные перчатки.

Игры- импровизации с перчатками, материал для речевой разминки

3 неделя

Тема: «Куклы».

- читаем слова

- «Муха» - весёлая физминутка

- сочиняем диалоги с куклами

1

Материал для речевой разминки. Упражнения – жесты «Расскажи руками»,

Набор кукольный театр (разные куклы).

комп. игра «Лунтик».

4 неделя

Тема: «Живые перчатки».

- читаем слова

- Е. Измайлов «Чернота».

1

Тёмные трикотажные перчатки, материал для речевой разминки.

комп. игра «Я учусь читать».

3.

Ноябрь

Удивительный театр.

4 ч.

Использование скороговорок, чистоговорок в речевой разминке.

1 неделя

Тема: «В гости к снежинке».

- читаем простые предложения

- работа над персонажами спектакля.

1

Чтение сказки, обсуждение персонажей

комп. игра

«Я учусь читать».

2 неделя

Тема: «Чудеса возле ёлки».

- читаем простые предложения

- диалоги героев.

1

Набор кукол для театра.

3 неделя

Тема: «Необычные подарки».

- читаем тексты

-репетиция сцен кукольного спектакля

1

Набор кукол для театра.

комп. игра

«Я учусь читать».

4 неделя

Тема: «Дед Мороз»

-чтение стихов про Новый год

1

Декламация стихов по выбору.

4.

Декабрь

Создание сказки. Играем в театр.

4 ч.

Вживание в образ. Работа над выразительностью.

Диагностика результатов.

1 неделя

Тема: «Сказочные персонажи».

- чтение коротких слов выразительно

- выбор своей роли.

2

Набор кукольных театров, придумывание героев сказки. Вживание в образ героя - работа в парах.

вживание в образ

2 неделя

Тема: «В гостях у сказки».

- чтение слов, простых предложений выразительно;

- постановки-миниатюры.

1

Работа за ширмой, в парах, вживание в образ героя.

комп. игра «Лунтик».

3 неделя

Тема: «Я умею читать». Подготовка к открытому занятию».

- повторение пройденного материала.

1

Настольная игра «Эмоции и чувства», работа в парах.

4 неделя

Тема: «Я умею читать».

- чтение текстов выразительно.

- открытое занятие «Мои друзья-книги».

1

Открытое занятие

декламация стихов

5.

Январь

«Скоро конкурс». Подготовка к школьному конкурсу художественного слова.

4

Классный тур. Работа над выразительностью речи.

3 неделя

Тема: «Моя родина».

Посещение школьной библиотеки. Выбор произведений по теме конкурса.

2

Тема конкурса «И помнит вся Россия», выбор произведений

Понятие «патриотизм», тема патриотизма в произведениях.

4 неделя

Тема: «Патриотизм в произведениях».

Работа над выразительностью текстов, интонацией.

2

Тексты.

декламация стихов

6.

Февраль

Любимые игрушки. Рассказывание с предметами.

3 ч.

Развитие умения читать стихи с опорой на игрушку.

1 неделя

Тема: «Кошка».

Н.Емельяненко «Здравствуй, Киса!».

Чтение текстов выразительно.

1

Мягкая игрушка «Кошка», материал для речевой разминки.

комп. игра «Читаем с Хрюшей и Степашкой»

3 неделя

Тема: «Мишка».

С.Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку».

Чтение текстов выразительно.

1

Мягкая игрушка «Плюшевый медвежонок», материал для речевой разминки.

4 неделя

Тема: «Кукла».

А. Барто «Кукла», выразительное чтение стихотворения.

1

Игрушка «Кукла», материал для речевой разминки.

комп. игра «Читаем с Хрюшей и Степашкой»

7.

Март

«Я читаю стихи». Чтение любимых стихотворений.

4 ч.

Закрепление изученного: речевая разминка, работа над выразительностью.

1 неделя

Тема: «Стихи Д. Хармса»

Д. Хармс «Удивительная кошка», выразительное чтение стихотворения.

1

Материал для речевой разминки.

Работа в парах.

Сборники стихов, литература для чтения.

использование жестов при чтении

2 неделя

Тема: «Стихи К. Чуковского»

К. Чуковский «Котауси и Мауси», выразительное чтение стихотворения.

1

3 неделя

Тема: «Я умею читать».

Чтение текстов по выбору выразительно.

1

4 неделя

Тема: «Я умею читать».

Чтение текстов по выбору выразительно.

1

8.

Апрель

Стихи-Настроения.

4 ч.

Речевая разминка. Работа над выразительностью.

1 неделя

Тема: «Б.Заходер «Приятная встреча».

Чтение текстов выразительно.

1

Инсценировка.

радость

2 неделя

Тема: «Б. Заходер «Мой лев».

Чтение текстов выразительно.

1

Мягкая игрушка «Лев», материал для речевой разминки

удивление

3 неделя

Тема: «О. Григорьев «Щекотные стихи».

Э. Мошковская «Кислые стихи».

Чтение текстов выразительно.

1

Настольная игра «Эмоции и чувства», работа в парах.

недовольство, смех

4 неделя

Тема: «И. Токмакова «Туман».

Чтение текстов выразительно.

1

Настольная игра «Эмоции и чувства», работа в парах.

грусть

9.

Май

«Читаем стихи и прозу». Выразительное чтение текстов.

4 ч.

Повторение пройденного материала, диагностика результатов.

1 неделя

Тема: «Рассказы В. Осеевой».

«Печенье», «Сторож»,

1

Сборник рассказов В. Осеевой

чтение по ролям

2 неделя

Тема: «Рассказы В. Осеевой».

«Обидчики», «Вырванный лист», «Кто хозяин».

1

3 неделя

Тема: «Рассказы В. Осеевой».

«Волшебное слово», «Кто хозяин».

1

Сборник рассказов В. Осеевой

Чтение по ролям

4 неделя

Тема: «Я умею читать».

- чтение текстов по выбору выразительно;

- открытое занятие.

1

Итоговое занятие.

декламация стихов, прозы

3 класс

№ п/п

Примерные сроки

Название раздела, темы урока

Часы

Материал для занятий

Примечания

1.

Сентябрь

«Речевой аппарат. Речь. Слово».

4 ч.

Развитие речевого аппарат, художественного вкуса, эмоциональности речи.

1 неделя

Тема: «Средства выразительности»

Упражнения на дыхание, на силу голоса.

Артикуляция, динамизм, пауза.

1

Практическая фонетика: скороговорки.

тренировочные упражнения, творческие речевые разминки

2 неделя

Тема: «Средства выразительности».

Эмоции и чувства.

Тембр и высота голоса: упражнения на регулирование диапазона голоса

1

Речевая разминка: жесты, мимика, интонация, дикция.

3 неделя

Тема: «Средства выразительности».

Упражнения на регулирование диапазона голоса, на дыхание. Жест и слово.

1

Играем в жесты. «Пантомима».

4 неделя

Тема: «Средства выразительности».

Мимика и жесты; эмоции и чувства.

Чтение текстов.

1

Речевая разминка: жесты, мимика, интонация, дикция

2.

Октябрь

«Изобразительные средства языка в народных сказках».

4ч.

Чтение текстов. Развитие навыка нахождения в тексте приёмов: сравнение, олицетворение, гипербола, ирония.

1 неделя

Тема: «Сравнение-сопоставление двух предметов, имеющих общий признак».

Русские народные сказки.

1

Материал для речевой разминки.

Сравнение существенных признаков предметов, составление предложений описательного характера с использованием сравнений.

работа в группах. выбор лучшего чтеца группы

2 неделя

Тема: «Олицетворение-перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы».

Адыгейские сказки.

1

Речевая разминка.

Приём «олицетворение» в текстах произведений, составление предложений с использованием олицетворения.

3 неделя

Тема: «Гипербола – художественное преувеличение».

Осетинские сказки.

1

Речевая разминка.

Приём «гипербола» в текстах произведений, составление предложений с использованием гиперболы.

4 неделя

Тема: «Ирония – тонкая насмешка».

Сказки народов мира.

1

Речевая разминка.

Приём «ирония» в текстах произведений, составление предложений с использованием иронии.

3.

Ноябрь

«Басня-жанр литературы».

4 ч.

Вживание в образ. Работа над выразительностью при чтении басен.

1 неделя

Тема: «И.А. Крылов – мастер басни».

Интонирование басен. Характерные особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение межстиховых пауз.

1

Сборник басен И.А. Крылова

инсценировка басни по выбору

2 неделя

Тема: «И.А.Крылов – мастер басни».

Интонирование басен. Выразительное чтение басен по выбору. Инсценировка басни.

1

3 неделя

Тема: «И.А.Крылов – мастер басни».

Интонирование басен. Выразительное чтение басен по выбору. Инсценировка басни.

1

4 неделя

Тема: «И.А.Крылов – мастер басни».

Выразительное чтение басен по выбору. Декламация.

1

4.

Декабрь

«Музыка – помощница слову».

4 ч.

Интонационно-мелодическое исполнение стихотворений, чтение прозы с использование музыкального сопровождения.

Диагностика результатов.

1 неделя

Тема: «С. Маршак «Двенадцать месяцев».

Чтение по ролям.

1

Вживание в образ героя - работа в парах.

Произведение С. Маршак «Двенадцать месяцев».

распределение ролей

2 неделя

Тема: «С. Маршак «Двенадцать месяцев».

Чтение по ролям.

Инсценировка любого отрывка.

1

инсценировка

3 неделя

Тема: «Е. Шварц Два брата». Подготовка к открытому занятию».

Выразительное чтение произведения. Чтение по ролям.

Повторение пройденного материала.

1

Настольная игра «Эмоции и чувства», работа в парах.

Произведение Е. Шварца «Два брата».

4 неделя

Тема: «Таланты художественного слова».

Повторение пройденного материала.

Выразительное чтение произведений по выбору.

1

Открытое занятие.

декламация

5.

Январь

«Скоро конкурс». Подготовка к школьному конкурсу художественного слова.

4

Классный тур, школьный тур конкурса художественного слова. Работа над выразительностью речи.

3 неделя

Тема «Ирония».

Посещение школьной библиотеки. Выбор произведений по теме конкурса.

2

Тема конкурса «От иронии до сатиры», выбор произведений.

4 неделя

Тема «Ирония».

Составление партитуры текста. Работа над выразительностью текстов. Декламация.

2

Тексты выбранных произведений.

декламация

6.

Февраль

«Пробую себя в диалоге».

4 ч.

Знакомство с понятием «Диалог», со способами чтения диалога.

1 неделя

Тема: «Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

Выразительное чтение глав книги. Инсценировка.

1

Вживание в образ героя - работа в парах.

Произведение Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

инсценировка

работа в парах

2 неделя

Тема: «Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

Выразительное чтение глав книги. Инсценировка.

1

3 неделя

Тема: «Андрей Платонов «Умная внучка».

Выразительное чтение сказки. Инсценировка.

1

Произведение Андрея Платонова «Умная внучка».

инсценировка

работа в парах

4 неделя

Тема: «Андрей Платонов «Волшебное кольцо». Выразительное чтение сказки.

1

Произведение Андрея Платонова «Волшебное кольцо».

7.

Март

«Я –ведущий концерта». Чтение любимых стихотворений.

4 ч.

Ораторское искусство, умение выступать перед аудиторией.

1 неделя

Тема: «Концерт № 1»

Стихи А. Барто

1

Материал для речевой разминки.

Сборник стихов А. Барто, С. Маршака,

С. Михалкова, И. Токмаковой

распределение ролей: ведущий, выступающие, оформители, помощники

2 неделя

Тема: «Концерт № 2»

Стихи С. Михалкова

1

3 неделя

Тема: «Концерт № 3»

Стихи С. Маршака

1

4 неделя

Тема: «Концерт № 4»

Стихи И. Токмаковой.

1

8.

Апрель

«Миниатюра-небольшое произведение».

4 ч.

Знакомство с понятием «миниатюра», подбор произведений –миниатюр. Работа над выразительностью в группах.

1 неделя

Тема: Л. Толстой. Произведения –миниатюры: «Два товарища», «Филиппок», «Пожар», «Деревья дышат».

1

Тексты произведений, аудиозапись текстов.

работа в группах, выбор лучшего чтеца в группе

2 неделя

Тема: Л. Толстой.

Произведения –миниатюры: «Котенок», «Гроза в лесу».

1

3 неделя

Тема: Л. Толстой.

Произведения –миниатюры: «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

4 неделя

Тема: Л. Толстой.

Произведение –миниатюра: «Как волки учат своих детей».

1

9.

Май

«Я умею читать выразительно».

4 ч.

Повторение пройденного материала, диагностика результатов.

1 неделя

Тема: Э. Успенский.

Э. Успенский "Дядя Федор, пёс и кот".

Подготовка к итоговому занятию.

1

Произведение Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

инсценировка

2 неделя

Тема: «Таланты художественного слова».

Повторение пройденного материала.

Выразительное чтение произведений по выбору.

1

Итоговое занятие.

декламация

  1. Список используемой литературы
  1.  А.А. Бондаренко, М.Л.Каленчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников» (пособие для учителя), Москва, Просвещение, 1990.
  2.  В.И. Селивёрстов «Речевые игры с детьми», Москва, «Владос», 1994.
  3.  Н.В.Нечаева, Т.М.Андрианова, А.А. Остроумова «Букварь»(части А, Б, В), корпорация «Фёдоров», Самара, 1997.
  4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая азбука» (учебник для первоклассников), Москва, 1999.
  5.  Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева «Капельки солнца» (книга для чтения в 1 классе), «С-инфо», «Баллас», Москва, 1995.
  6.  Е.В. Посашкова «Мир чтения. Ступеньки» (книга для внеклассного и семейного чтения), часть 1, «У-Фактория», Екатеринбург, 1997.
  7.  Е.В. Посашкова «Мир чтения. Ступеньки» (книга для внеклассного и семейного чтения), часть 2, «У-Фактория», Екатеринбург, 1997.
  8.  Серия «Детские классики» А. Барто «Уронили мишку на пол» (книга для чтения детям и взрослым) Москва, РИО «Самовар 1990.», 1997.
  9.  Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ
  10. Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В. Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.
  11. Т.Ф.Завадская. «Искусство чтения в художественном развитии младшего школьника» - М; «Просвещение», 2009.
  12. Б.С.Найдёнов. «Выразительность речи и чтения» - М; «Просвещение», 2009 .
  13. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990.

9. Материально-техническое обеспечение:

1.  Кабинет, оборудованный в соответствии с возрастными требованиями санитарных норм.

2.   Мебель, подобранная в соответствии с требованиями санитарных норм.

3.   Компьютер, аудиосистема.

Медиа-ресурсы (обучающие программы):

  1. «Лунтик: русский язык для малышей».
  2. Готовимся к школе: учимся читать вместе с Хрюшей и Степашкой».
  3. «Я учусь читать», под редакцией Т. Рик.

        

РЕЦЕНЗИЯ

на  программу  внеурочной деятельности

«Школа выразительной речи» для обучающихся 2-3классов

учителя-дефектолога ГКОУ школы №22 г. Армавира

Крамаровой Эвелины Сергеевны

       К рецензированию была представлена разработка программы внеурочной деятельности «Школа выразительной речи» для обучающихся 2-3классов, составленная Крамаровой Эвелиной Сергеевной, расчитана на 2 года реализации и направлена на формирование  эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников с ОВЗ, развитие орфоэпчески правильной речи детей, совершенствование произносительно-слуховой культуры, формирование хорошей дикции, развитие выразительности речи, повышение культуры живого слова. Общий объем работы – 20страниц.

       Программа ориентирована на развитие и коррекцию личности ребенка, воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников с ОВЗ, развитие художественной памяти, эмоциональной стороны речи, преодоление психологических барьеров при декламации, изучение приёмов исполнительского мастерства, развитие творческих способностей, расширение кругозора, эстетического вкуса детей.

     Реализация программы с помощью выразительных средств речи, таких как, интонация, ударение, высота голоса, тембр и темп речи учит детей  чувствовать события, взаимоотношения между людьми, что приведет к  умению произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами в процессе речевого общения.

Театральная игра способствует коррекции и формированию детской фантазии, воображения, памяти. Программой предусмотрены: знакомство детей с различными видами  речевых оборотов, практические занятия, встречи с библиотекарями, проведение ролевых игр, театрализованных представлений. Все это будет способствовать развитию познавательных интересов и  общему интеллектуальному направлению.  Содержание программы соответствует познавательным интересам школьников с ОВЗ и предоставляет им возможность сформировать более глубокие знания по предмету «Чтение», а так же применить полученные  знания  для развития коммуникативной функции через игровые ситуации,  как непременное условие социальной адаптации.

          Образовательная деятельность, запланированная в программе, осуществляется  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.

        Программа внеурочной деятельности «Школа выразительной речи», подготовленная Крамаровой Эвелиной Сергеевной, обладает большой значимостью, так как этот материал может быть использован не только учителем, работающим с детьми с ОВЗ, но и педагогами общеобразовательных организаций. Содержание программы опирается на субъективный опыт обучающихся с ОВЗ и связь с социальной реальностью, поэтому имеет практичную значимость.

03.02.2023

к. пед.н., доцент кафедры социальной,                            И. Ю. Лебеденко

специальной педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный

педагогический университет»

г. Армавир, Краснодарский край                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...