Конспект тематического часа « День партизанской славы Ленинградской области» для старшего школьного возраста.
классный час (5, 6, 7 класс)

Конспект тематического часа « День партизанской славы Ленинградской области» для старшего школьного возраста. Цели: создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области. Задачи: • Познавательные: изучить историю партизанского движения в Ленинградской области, формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма. • Воспитательные: создать мотивацию к изучению культуры родного края; воспитывать чувство уважения к прошлому нашего региона и гражданское самосознание; • Развивающие: повысить познавательную самостоятельность в изучении истории своего края; развивать творческую активность и инициативность учащихся; развивать монологическую речь учащихся. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портреты героев, выставка книг о ВОВ, музыкальное сопровождение, аудиозаписи стихотворении о войне. Формы и методы работы: лекция учителя, беседа по основным вопросам темы урока(викторина), групповая работа учащихся с текстом, изучение фотоматериалов, рассказ детей о героях Партизанского движения в Ленинградской области. Краткий план мероприятия: 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 3. Вступление в тему 4. Изучение нового материала 5. Герои партизанского движения 6. Значение партизанского движения День партизанской славы – важная дата, посвященная приходу обоза, на котором партизаны доставили продовольствие через линию фронта в Ленинград. Губернатор Ленобласти также отметил, что истории партизанского движения необходимо уделять большее внимание, в том числе проработать вопрос о создании в регионе музея, посвященного быту и подвигам партизан. Кроме того, участники встречи поддержали идею Александра Дрозденко о проведении исторической реконструкции по маршруту продовольственного обоза. Очень важно сохранять память о героях Великой Отечественной войны. На уроках региональной истории большое внимание уделяется изучению вклада наших земляков в общее дело победы над фашистскими захватчиками. Тема борьбы местных жителей в тылу врага будет близка многим учащимся, поскольку их предки жили на этой территории и лично сталкивались со всеми ужасами войны и немецкой оккупации. Урок, посвященный партизанской славе ленинградской области призвать составить у учащихся представление о деятельности и подвиге ленинградских партизан, заставить задуматься о причинах, побудивших простых людей подняться на борьбу с врагом. Данный урок может быть использован не только в рамках курса региональной истории, но и для проведения тематических классных часов, посвященных Дню партизанской славы. Рассказ о подвиге советского народа будет важным ресурсом для воспитания патриотизма и гражданственности. Ход мероприятия: - День партизан и подпольщиков — праздник молодой, но очень важный. Это день бойцов невидимого фронта, тех, кто помогал ковать победу в тылу врага. С чувством глубокого уважения мы поздравляем сегодня всех ветеранов и помним тех, кто уже не с нами. Звучит аудиозапись песни «Священная война», музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача, 1 куплет. - В 2016 году в Ленинградской области отмечалась важная дата в истории нашего региона – 75 лет партизанского движения в Ленинградской области. Губернатор Ленинградской области подписал областной закон “О праздничных днях и памятных датах”, в котором особое место уделяется партизанской славе нашего региона. Появление в этом календаре Дня партизанской славы – 29 марта – событие, значение которого трудно переоценить. Воины тех героических лет, приближали Победу так же, как бойцы на передовой. Видео-презентация: Показ видеоролика о деятельности партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, их боевых подвигах и жертвах. - Партизанская борьба оставила неизгладимый след в истории нашей страны. Сегодня мы вспоминаем имена тех, кто несмотря на тяжелейшие испытания и лишения, оставался верен своим идеалам и оборонял свободу и независимость Родины. Актуализация знаний. С целью актуализации знаний и вступления в тему учащимся предлагается ответить на вопросы: Почему немецкое командование хотело захватить Ленинград? • Овладеть мощной экономической базой Советского Союза • Захватить/уничтожить Балтийский военно-морской флот • Закрепить своё господство на Балтийском море • Все перечисленное Сколько дней длилась блокада Ленинграда? • 800 • 680 • 871 • 687 Когда началась блокада Ленинграда? • 3 октября 1941 года • 25 ноября 1942 года • 17 августа 1941 года • 8 сентября 1941года Когда окончилась блокада Ленинграда? • 27 января 1944 года • 25 января 1943 года • 15 марта 1944 года • 2 апреля 1944 года По какому озеру проходила дорога жизни? • по Ладожскому озеру • по озеру Байкал • по озеру Светлое • по озеру Мариинское Стихотворение: Наш город назывался Ленинградом, И шла тогда суровая война. Под вой сирены и разрыв снарядов Дорогой Жизни Ладога была. Она спасеньем ленинградцам стала. И помогла в войне нам победить. Чтоб снова время мирное настало. Чтоб нам с тобой под мирным небом жить. Самая низкая норма выдачи хлеба во время блокады? • 200 грамм • 125 грамм • 250 грамм • 150 грамм Сколько граммов хлеба выдавали на карточку рабочего? • 350 • 320 • 250 • 300 - Тяжело было в блокадном Ленинграде! Но особенно тяжело пришлось детям. Дети, слабые и беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной и злой силой фашизма. Каждый день от холода и голода умирало много детей. Когда немцы обещали взять Ленинград? • 5 июня 1941 года • 6 июля 1941 года • 7 сентября 1941 года • 9 августа 1941 года Общие вопросы: 1.Какое значение имел Ленинград для обороны нашей Родины? (один из промышленных центров, база Балтийского флота, обеспечивал связь с Мурманском, “оплот большевизма”, психологическое значение) 2.Что могло бы случиться в случае захвата Ленинграда врагом? 3.Какой вклад внесли жители Ленинграда и области для победы над общим врагом? (героическая оборона города, партизанское движение). Учащимся предлагается рассмотреть плакат времен ВОВ и ответить на вопросы: 1. Кто изображен на плакате? 2. Какие чувства испытывает этот человек? 3. Что побуждало простых людей идти в партизаны? 4. Какую роль сыграли партизаны в освобождении нашей Родины от врага? Кто такой партизаны? Само понятие «партизаны» пошло от французского слова partie, что в переводе означает «часть», «сторона», «доля», «участок» или «сегмент». Но в русской интерпретации более близкое определение «партия», то есть группа лиц. Здесь подразумевается воинское формирование, которое отделяется от основной армии для выполнения специальных задач на фланге или в тылу врага. Первые партизаны появились в российской истории 23 июля по старому стилю или 4 августа по новому 1812 года. Тогда по указанию главнокомандующего русской армии генерала от инфантерии Михаила Барклая де Толли был образован первый партизанский отряд. Появился он в Смоленске и насчитывал 1 300 человек в составе. В состав партизан попадали разные категории населения, которые оказались в зоне оккупации и давали отпор противнику. Их можно разделить на четыре группы. В первую входили солдаты и командующий состав Красной Армии, оказавшиеся в тылу врага. Во вторую - гражданские, которые вступали в партизанский отряд в попытках спастись от фашистов, избежать экономической кабалы и исключить своё перемещение в Германию на работы. В третью группу входили истребительные батальоны, перебрасываемые во вражеский тыл для ведения активных боевых действий с диверсантами противника. В таком батальоне НКВД был отец Владимира Путина Владимир Спиридонович. По словам российского лидера в 2000 году, «в группе было 28 человек. Их выбросили под Кингисеппом, они огляделись по сторонам, устроились в лесу и даже успели взорвать состав с боеприпасами. Немцы обложили их со всех сторон, и только некоторым, в том числе и отцу, удалось вырваться. Началось преследование. Остатки отряда уходили к линии фронта. По дороге потеряли ещё несколько человек и решили рассеяться. Отец с головой спрятался в болоте и дышал через тростниковую трубочку, пока собаки, с которыми их искали, не проскочили мимо. Так и спасся. Из 28 человек к своим тогда вышли четверо». В последней группе были члены партийного аппарата, которые уходили в партизанские подразделения. Они чаще всего руководили действиями партизан. Кто входил в партизанские отряды Ленинградской области в годы ВОВ? Рассказ учителя: - Сосредоточив такие крупные силы, немецкое командование рассчитывало захватить Ленинград в минимально короткий срок. Начиная войну с Советским Союзом, Гитлер говорил, что "через три недели мы будем в Петербурге". В боях на дальних и ближних подступах к Ленинграду советские войска потеряли почти 345 тысяч человек, из них 214 тысяч составили безвозвратные потери. Ценой этих потерь Ленинград закрыл путь вермахту на северо-западном участке советско-германского фронта. Уже в двадцатых числах июля 1941 начали формироваться партизанские отряды, действовавшие на территории Ленобласти. Был создан 191 партизанский отряд. По мере увеличения масштабов партизанской борьбы потребовалась централизация руководства. Постановлением Военного совета Ленинградского фронта от 27 сентября 1941 г. вместо отдела по организации и руководству партизанским движением Ленинградского фронта был утвержден Ленинградский штаб партизанского движения (ЛШПД). Партизанские бригады дислоцировались в Лужском, Белебелковском и Поддорском (ныне Новгородской области), Дедовичском и Дновском (ныне Псковской области) районах Ленинградской области в довоенных границах. В августе 1941 года, на территории этих районов, в оккупированной зоне площадью 10 тысяч кв. километров, возник так называемый “партизанский край”. Партизаны вытеснили врагов из этой зоны. На этой территории была восстановлена советская власть, работали школы и другие советские учреждения. Партизаны были значительной силой. Если в июле 1941 года в партизанских отрядах насчитывалось около 18 тысяч бойцов, то к январю 1944 года на территории области действовала хорошо вооруженная партизанская армия, состоявшая из 13 партизанских бригад. Общая численность партизан составляла 35 тысяч человек. Это был незримый фронт осажденного Ленинграда, внесший значительный вклад в его героическую оборону - Партизанское движение с июля 1941 года по февраль 1944 года оказало существенную помощь военному командованию Красной Армии в решении стратегических задач по разгрому немецко-фашистских войск под Ленинградом и изгнанию их с территории Ленинградской области. Рост численности партизанских отрядов шел в основном за счет местной молодежи 17-20 лет. За 32 месяца войны партизанские отряды Ленинградской области: уничтожили более 100 тысяч вражеских бойцов; вывели из строя свыше 1 000 паровозов, 18 000 вагонов; взорвали 201 железнодорожных и 1180 шоссейных мостов, 150 909 рельс; разрушили 2153 километра телеграфно-телефонных линий связи. -Архивные документы сохранили свидетельства о легендарном партизанском обозе, доставившем 29 марта 1942 г. продовольствие жителям блокадного Ленинграда. Операция по перевозке особо ценного груза была осуществлена 2-й Ленинградской партизанской бригадой (ЛПБ), командиром которой являлся Николай Григорьевич Васильев. В блокадный город было доставлено более трех тысяч пудов продовольствия — муки, круп, мяса, масла и т.д. Продукты, доставленные в самый критический момент блокады, спасли сотни тысяч жизней ленинградцев. За 32 месяца войны партизанские подразделения Ленобласти оказали существенную помощь Красной Армии. На их счету: • уничтожение более 100 тысяч вражеских бойцов; • выведение из строя свыше тысячи паровозов и 18 тысяч вагонов; • подрыв 201 железнодорожного и 1 180 шоссейных мостов, а также 150 909 рельс; • разрушение 2 153 километров телеграфно-телефонных линий связи; • сбор и доставка продовольственного обоза в Ленинград, что спасло сотни тысяч жизней. Примерно 13 тысяч ленинградских партизан погибли в годы войны. Что такое «партизанский край»? Во время Великой Отечественной войны появились особые территориальные зоны - освобождённые или не занятые врагом и на протяжении длительного времени удерживаемые партизанами. Их называли «партизанскими краями» или «партизанскими республиками». К ним также относились частично освобождённые и систематически контролируемые народными мстителями участки. Они обычно создавались в труднодоступных местах: в лесах, на болотах и в районе гор, где противнику было бы сложнее добраться до участников движения. Первые «партизанские края» возникли осенью 1941 года. К лету 1943-го они уже занимали 1/6 часть оккупированной врагом территории. Фашисты величали такие участки «незамиренная территория». Герои партизанского движения. Ребята рассказывают про героя, показывая фото.(рассказ заранее подготовлен). Ленинградские партизаны - Герои Советского Союза: 1. Бисениек Анастасия Александровна — участница Дновской подпольной группы. Зверски замучена фашистами в октябре 1943 г. 2. Васильев Николай Григорьевич — командир 2 ЛПБ. Умер от болезни 25 марта 1943 г. 3. Винокуров Александр Архипович — командир отряда 11 ЛПБ. 4. Герман Александр Викторович — командир 3 ЛПБ. Погиб в бою в ночь с 5 на 6 сентября 1943 г. 5. Голиков Леонид Александрович — разведчик 4 ЛПБ. Погиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками в январе 1943 г. 6. Григорьев Александр Григорьевич — комиссар полка 3 ЛПБ им. Германа. Погиб в бою в сентябре 1943 г. 7. Григорьев Григорий Петрович — командир полка 11 ЛПБ. Погиб 3 декабря 1943 г. 8. Егоров Владимир Васильевич — командир полка 5 ЛПБ. 9. Зиновьев Василий Иванович — командир партизанского отряда «Дружный». Погиб в бою за город Холм в ночь с 17 на 18 января 1942 г. 10. Карицкий Константин Дионисьевич — командир 5 ЛПБ. 11. Кузьмин Матвей Кузьмич — колхозник Великолукского района, повторивший подвиг Ивана Сусанина. 12. Назарова Клавдия Ивановна — руководитель подпольной комсомольской организации г. Острова. Казнена немецко-фашистскими захватчиками в г. Острове в декабре 1942 г. 13. Никитин Иван Никитич — секретарь Гдовского РК ВЛКСМ. Погиб в бою в 1941 г. 14. Никифоров Владимир Иванович — командир партизанского отряда 1 ЛПБ. 15. Петрова Антонина Васильевна — разведчица Лужского партизанского отряда. Погибла в бою с немецко-фашистскими захватчиками в 1941 г. 16. Плохой Василий Павлович — командир 1-го партизанского отряда 7 ЛПБ. 17. Сергунин Иван Иванович — комиссар 5 ЛПБ. 18. Соколов Дмитрий Иванович — командир полковой разведки 5 ЛПБ. 19. Тараканов Алексей Федорович — командир полка 5 ЛПБ. 20. Харченко Михаил Семенович — командир 4-го отряда 1-го отдельного партизанского полка. Погиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками в декабре 1942 г. ( см приложение). Значение партизанского движения. После выступлений учащимся предлагается подумать, какой вклад внесли партизаны в общее дело освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков? Возможные ответы: сопротивление захватчикам, разрушение инфраструктуры немецкой армии – железных и шоссейных дорог, мостов и т.д., срыв поставок продовольствия и оружия врагу, дестабилизация работы всей фашистской машины, помощь в поставках продовольствия в Ленинград, спасение людей от немецких лагерей, пропаганда, подъем освободительного движения. Память о партизанском движении в Ленинградской области сохраняется в памятниках героям, названиях улиц. В Лужском районе сооружен монумент “Партизанская слава”, призванный увековечить память о всех героях, которые вели борьбу в тылу врага. Просмотр видео с памятниками ВОВ в Ленинградской области. Звучит музыка: Песни дорог войны. «Шумел сурово Брянский лес». - Что интересного вы сегодня узнали? Что бы вам хотелось ещё узнать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_partizanskoy_slavy.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тематического часа

« День партизанской славы Ленинградской области» для старшего школьного возраста.

Цели: создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области.

Задачи: 

  • Познавательные: изучить историю партизанского движения в Ленинградской области,    формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма.
  • Воспитательные: создать мотивацию к изучению культуры родного края; воспитывать чувство уважения к прошлому нашего региона и гражданское самосознание;
  • Развивающие: повысить познавательную самостоятельность в изучении истории своего края; развивать творческую активность и инициативность учащихся; развивать монологическую речь учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портреты героев, выставка книг о ВОВ, музыкальное сопровождение, аудиозаписи стихотворении о войне.

Формы и методы работы: лекция учителя, беседа по основным вопросам темы урока(викторина), групповая работа учащихся с текстом, изучение фотоматериалов, рассказ детей о героях Партизанского движения в Ленинградской области.

Краткий план мероприятия:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Вступление в тему
  4. Изучение нового материала
  5. Герои партизанского движения
  6. Значение партизанского движения

День партизанской славы – важная дата, посвященная приходу обоза, на котором партизаны доставили продовольствие через линию фронта в Ленинград. Губернатор Ленобласти также отметил, что истории партизанского движения необходимо уделять большее внимание, в том числе проработать вопрос о создании в регионе музея, посвященного быту и подвигам партизан. Кроме того, участники встречи поддержали идею Александра Дрозденко о проведении исторической реконструкции по маршруту продовольственного обоза.

Очень важно сохранять память о героях Великой Отечественной войны. На уроках региональной истории большое внимание уделяется изучению вклада наших земляков в общее дело победы над фашистскими захватчиками. Тема борьбы местных жителей в тылу врага будет близка многим учащимся, поскольку их предки жили на этой территории и лично сталкивались со всеми ужасами войны и немецкой оккупации. Урок, посвященный партизанской славе ленинградской области призвать составить у учащихся представление о деятельности и подвиге ленинградских партизан, заставить задуматься о причинах, побудивших простых людей подняться на борьбу с врагом.

Данный урок может быть использован не только в рамках курса региональной истории, но и для проведения тематических классных часов, посвященных Дню партизанской славы. Рассказ о подвиге советского народа будет важным ресурсом для воспитания патриотизма и гражданственности.

Ход мероприятия:

- День партизан и подпольщиков — праздник молодой, но очень важный. Это день бойцов невидимого фронта, тех, кто помогал ковать победу в тылу врага. С чувством глубокого уважения мы поздравляем сегодня всех ветеранов и помним тех, кто уже не с нами.

 Звучит аудиозапись песни «Священная война», музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача, 1 куплет.

- В 2016 году в Ленинградской области отмечалась важная дата в истории нашего региона – 75 лет партизанского движения в Ленинградской области. Губернатор Ленинградской области подписал областной закон “О праздничных днях и памятных датах”, в котором особое место уделяется партизанской славе нашего региона. Появление в этом календаре Дня партизанской славы – 29 марта – событие, значение которого трудно переоценить. Воины тех героических лет, приближали Победу так же, как бойцы на передовой.

Видео-презентация: Показ видеоролика о деятельности партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, их боевых подвигах и жертвах.

- Партизанская борьба оставила неизгладимый след в истории нашей страны. Сегодня мы вспоминаем имена тех, кто несмотря на тяжелейшие испытания и лишения, оставался верен своим идеалам и оборонял свободу и независимость Родины.

Актуализация знаний.  С целью актуализации знаний и вступления в тему учащимся предлагается ответить на вопросы:

Почему немецкое командование хотело захватить Ленинград?

        Овладеть мощной экономической базой Советского Союза 

        Захватить/уничтожить Балтийский военно-морской флот 

        Закрепить своё господство на Балтийском море 

        Все перечисленное

Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

        800

        680

        871

        687

Когда началась блокада Ленинграда?

        3 октября 1941 года

        25 ноября 1942 года

        17 августа 1941 года

        8 сентября 1941года

 Когда окончилась блокада Ленинграда?

        27 января 1944 года

        25 января 1943 года

        15 марта 1944 года

        2 апреля 1944 года

 По какому озеру проходила дорога жизни?

        по Ладожскому озеру

        по озеру Байкал

        по озеру Светлое

        по озеру Мариинское

Стихотворение:

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

Дорогой Жизни Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала.

И помогла в войне нам победить.

Чтоб снова время мирное настало.

Чтоб нам с тобой под мирным небом жить.

Самая низкая норма выдачи хлеба во время блокады?

        200 грамм

        125 грамм

        250 грамм

        150 грамм

 Сколько граммов хлеба выдавали на карточку рабочего?

        350

        320

        250

        300

 - Тяжело было в блокадном Ленинграде! Но особенно тяжело пришлось детям. Дети, слабые и беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной и злой силой фашизма. Каждый день от холода и голода умирало много детей.

Когда немцы обещали взять Ленинград?

·        5 июня 1941 года

·        6 июля 1941 года

·        7 сентября 1941 года

·        9 августа 1941 года

Общие вопросы:

1.Какое значение имел Ленинград для обороны нашей Родины? (один из промышленных центров, база Балтийского флота, обеспечивал связь с Мурманском, “оплот большевизма”, психологическое значение)

2.Что могло бы случиться в случае захвата Ленинграда врагом?

3.Какой вклад внесли жители Ленинграда и области для победы над общим врагом? (героическая оборона города, партизанское движение).

Учащимся предлагается рассмотреть плакат времен ВОВ и ответить на вопросы:

  1. Кто изображен на плакате?
  2. Какие чувства испытывает этот человек?
  3. Что побуждало простых людей идти в партизаны?
  4. Какую роль сыграли партизаны в освобождении нашей Родины от врага?

Кто такой партизаны?

Само понятие «партизаны» пошло от французского слова partie, что в переводе означает «часть», «сторона», «доля», «участок» или «сегмент». Но в русской интерпретации более близкое определение «партия», то есть группа лиц. Здесь подразумевается воинское формирование, которое отделяется от основной армии для выполнения специальных задач на фланге или в тылу врага.

Первые партизаны появились в российской истории 23 июля по старому стилю или 4 августа по новому 1812 года. Тогда по указанию главнокомандующего русской армии генерала от инфантерии Михаила Барклая де Толли был образован первый партизанский отряд. Появился он в Смоленске и насчитывал 1 300 человек в составе.

В состав партизан попадали разные категории населения, которые оказались в зоне оккупации и давали отпор противнику. Их можно разделить на четыре группы. В первую входили солдаты и командующий состав Красной Армии, оказавшиеся в тылу врага. Во вторую - гражданские, которые вступали в партизанский отряд в попытках спастись от фашистов,  избежать экономической кабалы и исключить своё перемещение в Германию на работы. В третью группу входили истребительные батальоны, перебрасываемые во вражеский тыл для ведения активных боевых действий с диверсантами противника.

В таком батальоне НКВД был отец Владимира Путина Владимир Спиридонович. По словам российского лидера в 2000 году, «в группе было 28 человек. Их выбросили под Кингисеппом, они огляделись по сторонам, устроились в лесу и даже успели взорвать состав с боеприпасами. Немцы обложили их со всех сторон, и только некоторым, в том числе и отцу, удалось вырваться. Началось преследование. Остатки отряда уходили к линии фронта. По дороге потеряли ещё несколько человек и решили рассеяться. Отец с головой спрятался в болоте и дышал через тростниковую трубочку, пока собаки, с которыми их искали, не проскочили мимо. Так и спасся. Из 28 человек к своим тогда вышли четверо».

В последней группе были члены партийного аппарата, которые уходили в партизанские подразделения. Они чаще всего руководили действиями партизан.

Кто входил в партизанские отряды Ленинградской области в годы ВОВ?

Рассказ учителя:

- Сосредоточив такие крупные силы, немецкое командование рассчитывало захватить Ленинград в минимально короткий срок. Начиная войну с Советским Союзом, Гитлер говорил, что "через три недели мы будем в Петербурге".

В боях на дальних и ближних подступах к Ленинграду советские войска потеряли почти 345 тысяч человек, из них 214 тысяч составили безвозвратные потери. Ценой этих потерь Ленинград закрыл путь вермахту на северо-западном участке советско-германского фронта.

Уже в двадцатых числах июля 1941 начали формироваться партизанские отряды, действовавшие на территории Ленобласти. Был создан 191 партизанский отряд. По мере увеличения масштабов партизанской борьбы потребовалась централизация руководства. Постановлением Военного совета Ленинградского фронта от 27 сентября 1941 г. вместо отдела по организации и руководству партизанским движением Ленинградского фронта был утвержден Ленинградский штаб партизанского движения (ЛШПД).

Партизанские бригады дислоцировались в Лужском, Белебелковском и Поддорском (ныне Новгородской области), Дедовичском и Дновском (ныне Псковской области) районах Ленинградской области в довоенных границах. В августе 1941 года, на территории этих районов, в оккупированной зоне площадью 10 тысяч кв. километров, возник так называемый “партизанский край”. Партизаны вытеснили врагов из этой зоны. На этой территории была восстановлена советская власть, работали школы и другие советские учреждения. Партизаны были значительной силой.

Если в июле 1941 года в партизанских отрядах насчитывалось около 18 тысяч бойцов, то к январю 1944 года на территории области действовала хорошо вооруженная партизанская армия, состоявшая из 13 партизанских бригад. Общая численность партизан составляла 35 тысяч человек. Это был незримый фронт осажденного Ленинграда, внесший значительный вклад в его героическую оборону

- Партизанское движение с июля 1941 года по февраль 1944 года оказало существенную помощь военному командованию Красной Армии в решении стратегических задач по разгрому немецко-фашистских войск под Ленинградом и изгнанию их с территории Ленинградской области. Рост численности партизанских отрядов шел в основном за счет местной молодежи 17-20 лет. За 32 месяца войны партизанские отряды Ленинградской области: уничтожили более 100 тысяч вражеских бойцов; вывели из строя свыше 1 000 паровозов, 18 000 вагонов; взорвали 201 железнодорожных и 1180 шоссейных мостов, 150 909 рельс; разрушили 2153 километра телеграфно-телефонных линий связи.

-Архивные документы сохранили свидетельства о легендарном партизанском обозе, доставившем 29 марта 1942 г. продовольствие жителям блокадного Ленинграда. Операция по перевозке особо ценного груза была осуществлена 2-й Ленинградской партизанской бригадой (ЛПБ), командиром которой являлся Николай Григорьевич Васильев. В блокадный город было доставлено более трех тысяч пудов продовольствия — муки, круп, мяса, масла и т.д. Продукты, доставленные в самый критический момент блокады, спасли сотни тысяч жизней ленинградцев.

За 32 месяца войны партизанские подразделения Ленобласти оказали существенную помощь Красной Армии. На их счету:

  • уничтожение более 100 тысяч вражеских бойцов;
  • выведение из строя свыше тысячи паровозов и 18 тысяч вагонов;
  • подрыв 201 железнодорожного и 1 180 шоссейных мостов, а также 150 909 рельс;
  • разрушение 2 153 километров телеграфно-телефонных линий связи;
  • сбор и доставка продовольственного обоза в Ленинград, что спасло сотни тысяч жизней.

Примерно 13 тысяч ленинградских партизан погибли в годы войны.

Что такое «партизанский край»?

Во время Великой Отечественной войны появились особые территориальные зоны - освобождённые или не занятые врагом и на протяжении длительного времени удерживаемые партизанами. Их называли «партизанскими краями» или «партизанскими республиками». К ним также относились частично освобождённые и систематически контролируемые народными мстителями участки.

Они обычно создавались в труднодоступных местах: в лесах, на болотах и в районе гор, где противнику было бы сложнее добраться до участников движения. Первые «партизанские края» возникли осенью 1941 года. К лету 1943-го они уже занимали 1/6 часть оккупированной врагом территории. Фашисты величали такие участки «незамиренная территория».

Герои партизанского движения. Ребята рассказывают про героя, показывая фото.(рассказ заранее подготовлен).

Ленинградские партизаны - Герои Советского Союза:

1. Бисениек Анастасия Александровна — участница Дновской подпольной группы. Зверски замучена фашистами в октябре 1943 г.
2. Васильев Николай Григорьевич — командир 2 ЛПБ. Умер от болезни 25 марта 1943 г.
3. Винокуров Александр Архипович — командир отряда 11 ЛПБ.
4. Герман Александр Викторович — командир 3 ЛПБ. Погиб в бою в ночь с 5 на 6 сентября 1943 г.
5. Голиков Леонид Александрович — разведчик 4 ЛПБ. Погиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками в январе 1943 г.
6. Григорьев Александр Григорьевич — комиссар полка 3 ЛПБ им. Германа. Погиб в бою в сентябре 1943 г.
7. Григорьев Григорий Петрович — командир полка 11 ЛПБ. Погиб 3 декабря 1943 г.
8. Егоров Владимир Васильевич — командир полка 5 ЛПБ.
9. Зиновьев Василий Иванович — командир партизанского отряда «Дружный». Погиб в бою за город Холм в ночь с 17 на 18 января 1942 г.
10. Карицкий Константин Дионисьевич — командир 5 ЛПБ.
11. Кузьмин Матвей Кузьмич — колхозник Великолукского района, повторивший подвиг Ивана Сусанина.
12. Назарова Клавдия Ивановна — руководитель подпольной комсомольской организации г. Острова. Казнена немецко-фашистскими захватчиками в г. Острове в декабре 1942 г.
13. Никитин Иван Никитич — секретарь Гдовского РК ВЛКСМ. Погиб в бою в 1941 г.
14. Никифоров Владимир Иванович — командир партизанского отряда 1 ЛПБ.
15. Петрова Антонина Васильевна — разведчица Лужского партизанского отряда. Погибла в бою с немецко-фашистскими захватчиками в 1941 г.
16. Плохой Василий Павлович — командир 1-го партизанского отряда 7 ЛПБ.
17. Сергунин Иван Иванович — комиссар 5 ЛПБ.
18. Соколов Дмитрий Иванович — командир полковой разведки 5 ЛПБ.
19. Тараканов Алексей Федорович — командир полка 5 ЛПБ.
20. Харченко Михаил Семенович — командир 4-го отряда 1-го отдельного партизанского полка. Погиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками в декабре 1942 г. ( см приложение).

Значение партизанского движения.  После выступлений учащимся предлагается подумать, какой вклад внесли партизаны в общее дело освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков? Возможные ответы: сопротивление захватчикам, разрушение инфраструктуры немецкой армии – железных и шоссейных дорог, мостов и т.д., срыв поставок продовольствия и оружия врагу, дестабилизация работы всей фашистской машины, помощь в поставках продовольствия в Ленинград, спасение людей от немецких лагерей, пропаганда, подъем освободительного движения.

Память о партизанском движении в Ленинградской области сохраняется в памятниках героям, названиях улиц. В Лужском районе сооружен монумент “Партизанская слава”, призванный увековечить память о всех героях, которые вели борьбу в тылу врага.

Просмотр видео с памятниками ВОВ в Ленинградской области.

Звучит музыка:  Песни дорог войны. «Шумел сурово Брянский лес».

- Что интересного вы сегодня узнали? Что бы вам хотелось ещё узнать?

Литература. 

  1. Петров Ю.П. Партизанское движение в Ленинградской области. 1941-1944 гг. Л.: Лениздат, 1973
  2. Клятва ленинградских партизан // История Петербурга ХХ век [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fragments.spb.ru/partisan_1.html, свободный.
  3. Патриотический интернет-проект “Герои страны // Герои страны [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.warheroes.ru/, свободный.
  4. Оборона Ленинграда // Ленинград. Блокада. Подвиг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blokada.otrok.ru/index.php, свободный.

Приложение:

Герои партизанского движения

1. 25 марта 1943 года умер настоящий патриот своей Родины, легендарный командир 2-ой Ленинградской партизанской бригады Николай Григорьевич Васильев. Умер в госпитале от туберкулёза, что стало также следствием партизанской деятельности.

Именно командир 2-ой Ленинградской партизанской бригады Николай Григорьевич Васильев был одним из организаторов доставки в осажденный Ленинград обоза из 223 подвод с продовольствием весной 1942 года.
2 апреля 1944 года Николай Васильев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (посмертно).
БОЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА КОМАНДИРА 2-й ПАРТИЗАНСКОЙ БРИГАДЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ВАСИЛЬЕВА НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА, ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО К ЗВАНИЮ «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»
29 февраля 1944 г.
Тов. ВАСИЛЬЕВ Н. Г. родился в 1908 году, русский, член ВКП(б), в рядах партизан с июля 1941 года, с августа 1941 года командир 2-ой партизанской бригады.
За доблесть, мужество и отвагу, проявленные в партизанской борьбе, награждён: орденом ЛЕНИНА, медалью «Партизану Отечественной войны» 1-ой степени и медалью «За оборону Ленинграда». До Отечественной войны был начальником Дома Красной Армии в г. Новгороде.
Тов. ВАСИЛЬЕВ Николай Григорьевич связал свою судьбу с партизанским движением с первых дней Отечественной войны. Преданный патриот Родины, верный сын партии он отдал все свои силы, весь свой организационный талант на выполнение призыва товарища Сталина о подъеме широких масс населения для борьбы с немецкими захватчиками в их тылу.
В течение короткого периода он создал несколько партизанских отрядов, которые усилиями т. ВАСИЛЬЕВА были объединены в одну из самых боевых и прославленных бригад Ленинградской области. Тов. ВАСИЛЬЕВ один из первых поставил перед собой задачу спасения советского населения от истребления, защиту личного и государственного добра от расхищения немецкими извергами. На территории Дедовичского, Белебелковского и Ашевского районов, где оперировала бригада т. ВАСИЛЬЕВА, был создан “Партизанский Край”, вошедший, как наиболее яркая страница в историю партизанской борьбы.
Для ленинградцев и всей страны навсегда останется памятен обоз в 223 подводы с продовольствием, собранный жителями “Партизанского Края“ и доставленный партизанами через линию фронта в блокированный Ленинград, в наиболее тяжёлые для него дни.
Фашистское командование, напуганное все возрастающей политической и военной силой бригады т. ВАСИЛЬЕВА, предприняло против неё ряд карательных экспедиций. В этих боях бригада провела ряд блестящих операций, в результате которых немецкие части были неоднократно разгромлены. Среди них такие крупные операции, как захват города Холм, уничтожение гарнизонов в Дедовичах и Яссках. Здесь товарищ ВАСИЛЬЕВ проявил себя как подлинный полководец, отлично владеющий военным искусством.
За полтора года командования бригадой т. ВАСИЛЬЕВЫМ она истребила 15.543 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 421 эшелон противника, уничтожила 49 танков, 230 автомашин, 37 разных складов, 1 бронепоезд, 78 железнодорожных и шоссейных мостов, 11 самолётов, 15 000 метров связи врага. Тов. ВАСИЛЬЕВ воспитал ряд талантливых командиров партизанского движения. Тов. ВАСИЛЬЕВ с расстроенным здоровьем вывезен в советский тыл, где вскоре безвременно скончался.
Тов. ВАСИЛЬЕВ награждён орденом ЛЕНИНА за образцовое выполнение боевых заданий командования, за отвагу и геройство, проявленное в партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков.

2. Леня Голиков родился в 1926 году в д. Лукино Новгородской области. Когда его родное село захватил враг, мальчик воочию видел все ужасы немецкого господства и поэтому, когда в 1942 г. стали формироваться партизанские отряды, парень не задумываясь, решил в них вступить.

Он был бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу.

На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились: 78 немецких солдат и офицеров, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью “За отвагу”.

13 августа 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга-Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционые донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.

В декабре 1942 немцы начали крупномасштабную операцию, под преследование которой попал и отряд, в котором воевал герой. 24 января 1943, он и еще более 20 человек, измотанные погоней, вышли к деревне Острая Лука. Убедившись, что немцев в ней нет, остановились на ночлег в трех крайних домах. Гарнизон врага находился не так далеко, было решено не выставлять часовых, чтобы не привлекать ненужного внимания. Среди жителей деревни нашелся предатель, который донес старосте деревни, в каких именно домах скрываются партизаны.

Спустя некоторое время, Острую Луку окружили 150 карателей, в составе которых находились местные жители, сотрудничавшие с гитлеровцами, и литовские националисты.

Захваченные врасплох партизаны героически вступили в бой, вырваться живыми из окружения удалось лишь шести из них.

Они и сообщили о погибших героях, в числе которых находился юный партизан Лёня Голиков. За проявленное мужество и совершенные неоднократно подвиги, 2 апреля 1944, он посмертно был удостоен Звания Героя Советского Союза.

3. Лара Михеенко родилась в Лахте (тогда входившей в состав Сестрорецкого района Ленинградской области) в семье рабочих. В начале июня 1941-го года Лара вместе со своей бабушкой поехала на летние каникулы в Калининскую область. Здесь их и застало начало Великой Отечественной войны. Дядя Лары согласился служить оккупационным властям. Свою старую мать и племянницу-пионерку, осуждавших его за это, дядя выселил из своего дома. Для Ларисы и ее бабушки начались тяжелые дни.

Весной 1943 года вместе с подругой оказалась у партизан. В партизанском отряде девушек встретили без энтузиазма: жизнь в лесу нелегка и совсем не подходит для неприспособленных девушек-подростков, которые собрались стать разведчицами. Прошедших проверку пионерок все же решили принять в отряд. В начале задания юным партизанкам поручали не сложные технически, но опасные для людей более старших возрастов.

Кроме разведки приходилось Ларе и ее подругам заниматься и другим делом -распространением агитационных листовок. Одевшись нищенками, девочки приставали к местным людям, как бы прося милостыню, а на самом деле в это время незаметно подсовывали им в карманы и сумки свернутые в несколько раз листовки. Однажды немецкий патруль задержал Лару за этим занятием. Однако в тот раз ей удалось сбежать до того, как немцы узнали об ее истиной цели С августа 1943 года партизанский отряд, в котором состояла Лара, принимал активное участие в “рельсовой войне”. Партизаны стали регулярно взрывать железнодорожные линии, мосты и пускать под откос немецкие эшелоны.

В начале ноября 1943 года Лариса и еще двое партизан пошли на разведку в деревню Игнатово и остановились в доме у проверенного человека. Пока партизаны общались с хозяйкой дома, Лариса оставалась снаружи для наблюдения. Внезапно появились враги (как выяснится позже, партизанскую явку сдал один из местных жителей). Лариса успела предупредить находившихся внутри мужчин, однако была схвачена. В завязавшемся неравном бою оба партизана были убиты. Ларису привели в избу для допроса. В пальто у Лары была ручная осколочная граната, которой она решила воспользоваться. Однако брошенная девушкой в патрульных граната по непонятной причине не взорвалась.

4. Клавдия Ивановна Назарова родилась в семье крестьянина. Окончила школу, 1 курс Института физической культуры в Ленинграде. В 1936 г. поступила ученицей на телеграф в Островский районный отдел связи, затем работала в школе старшей пионервожатой.

7 июля 1941 г. после ожесточённого боя советские войска оставили г. Остров. Организатором подпольной группы юных патриотов, дравшихся в рядах истребительного батальона, стала Клавдия Назарова, закончившая к этому времени первый курс школы тренеров. Подпольщики собирали оружие, распространяли листовки, уничтожали фашистов, забросали гранатами фашистский штаб. Совершили, поджог лесопильного завода, поставлявшего продукцию оккупантам.

Кроме того, подпольщики под руководством Клавдии Назаровой помогали военнопленным бежать из лагеря и добираться до партизан. Было спасено более 50 человек. Несколько подпольщиков стали полицаями. Им поручена охрана молодёжи, мобилизованной для отправки в Германию. Ни один из мобилизованных до фашистского логова так и не доехал, зато ряды партизан пополнились новыми бойцами. Однажды подпольщикам удалось взорвать поезд, который вёз фашистских офицеров из-под Ленинграда в отпуск – целых тринадцать вагонов. Подпольщики установили связь с советским командованием и снабжали сведениями разведчиков, заброшенных в тыл врага.

Но фашистам удалось выследить Клаву Назарову. Начались ужасные пытки.12 декабря 1942 г. согнав всех, кто мог передвигаться на городскую площадь, гитлеровцы повесили юную патриотку.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1945 г. Клавдии Ивановне Назаровой было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Именем Клавы Назаровой названа площадь, где она погибла, там же установлен памятник. Улицы гг. Остров, Псков, Бежаницы, Калининград и другие носят ее имя.

5. Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в посёлке Тарновичи – на юге Ленинградской области – была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семёнова. Для связи с партизанами она подобрала самых надёжных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Весёлая, смелая, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учёбу".

Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а её донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по посёлку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков.

Два месяца провела Галя Комлева в гестапо. Её ежедневно избивали и без сознания тащили обратно в камеру, чтобы наутро снова взять на допрос.

Галя продолжала молчать. Она вела себя мужественно и сохранила доверенную ей тайну, она-партизанская связная Галя Комлева. 20 февраля 1943 года её вместе с другими арестованными увезли в деревню Васильковичи и там расстреляли.

Галя Комлева посмертно награждена орденом Отечественной войны 1 степени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего школьного возраста "многоликое счастье"

Многоликое счастье.   Пожелания счастья, счастливой жизни стало будничным и обыденным, дежурной фразой каждого праздника. Что значит быть счастливым, как стать счастливым, что включает...

конспект занятия с детьми старшего школьного возраста "Личный профессиональный план"

Старший школьный возраст - это время самоопределения подростков, время выбора дальнешего жизненного пути. Помочь детям разобраться с многообразием мира профессий, научить детей навыкам конструирования...

Конспект игры «Путешествие с капитаном Врунгелем» для детей среднего и старшего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья

Игра  предназначена  для детей среднего и старшего школьного  возраста с ограниченными возможностями здоровья ( интеллектуальные нарушения).Цель:Создание условий для развития у детей ин...

план-конспект "Коронавирус. Меры профилактики" Лекция-семинар для детей старшего школьного возраста.

Данный материал позволяет  организовать просветительную и разъяснительную работу со школьниками по вопросам, связанными с особенностями профилактики и недопущения рапространения Коронавируса....

Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке детей с ОВЗ старшего школьного возраста "Приготовление блинов"

Цель занятия: уточнить, расширить и закрепить представления воспитанников о блинах, их видах, способах приготовления блинов и продуктах необходимых для этого; формировать навыки приготовления тес...

Сценарий школьного вечера авторской поэзии «Зарифмованный мир» (целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего школьного возраста, воспитанники литературных студий, поэтических кружков, начинающие поэты и прозаики)

Сценарий школьного вечера авторской поэзии «Зарифмованный мир» (отчётный концерт детской литературной студии МБОУ УСОШ №4 «Зеркало души»).Примечание: при создании сценария испо...