Урок - реконструкция "Блокадный Ленинград"
план-конспект
сценарный план урока можно использовать для театрализованной постановки на уроке и во внеурочное время
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока - реконструкции «Блокадный дневник»
для 5-11 классов
- Общие сведения о мероприятии
Длительность | 45 минут |
Количество участников | 40-50 человек |
Цель | Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, сострадания и гордости за людей, переживших блокаду. |
- Необходимые материалы
Иллюстрации с изображением блокадного Ленинграда, записи песен «От героев былых времен», «Песня о Ладоге», «Баллада о Тани Савичевой», «Священная война», листки записной книжки (дневника) Тани Савичевой.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Звучит песня «Священная война» (1 куплет)
Учитель:
“Опять война, Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда - Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…” (Юрий Воронов)
Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы вспомнить подвиг Ленинграда. Наше мероприятие пройдет в необычном формате, активисты Движения Первых подготовили для вас урок-реконструкцию, на котором постараются воссоздать события тех страшных дней, показывающие стойкость духа, мужество и героизм Ленинградцев.
Юнармеец 1:
27 января — особая дата в истории нашей страны. Именно в этот день, в 1944 году, была снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 долгих дней и ночей. Оборона города на Неве стала символом беспримерного мужества и силы духа советского народа.
Юнармеец 2:
Это день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных. Более 600 тысяч человек умерло страшной голодной смертью в окруженном немецкими войсками городе, несколько сотен тысяч — в оккупированной нацистами области.
Юнармеец 1:
Эта чудовищная трагедия никогда не должна стираться из нашей памяти. Последующие поколения должны помнить и знать подробности о случившемся, чтобы подобное не повторилось никогда.
Юнармеец 2:
Лучше всего блокаду описывают не газетные хроники, не списки погибших, а именно воспоминания переживших те страшные дни. Важно понимать, что город тогда чуть не вымер. Но люди все же не сдались. Прошли голод, холод, ежедневные похороны и норму хлеба в 200 грам.
Юнармеец 1:
И самые страшные воспоминания описаны на детских страничках. Одним из таких свидетельств тех дней является дневник Тани Савичевой, который не был издан.
Юнармеец 2:
В нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Исполнение песни «От героев былых времен» (Коростелева В.А.)
Выходят люди-тени в черных балахонах по заднему плану сцены.
Ученик 1:
Вместо супа – бурда из столярного клея,
Вместо чая – заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Ученик 2:
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.
Ученик 3:
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
(По центру сцены идет Таня Савичева, несет керосиновую лампу. На сцене стол, на столе дневник, ручка.).
Ученик 4:
Блокада! Блокада! Блокада!
У нарвских ворот баррикада
На фронт уходящие танки
И с гробиком детские санки,
Ученик 5:
Блокада! Блокада! Блокада!
И голод, и ноги, как вата.
И смерть каждый день на пороге.
А в школе сегодня уроки.
Ученик 6:
Уроки с тетрадками, мелом,
Уроки под страшным обстрелом.
Уроки, как вызов блокаде.
И выстрел… и кровь на тетради.
Звук МЕТРОНОМА. Тени качают головами в такт.
Таня: Ленинград. Вторая линия Васильевского острова. В доме №13 жила я – Савичева Таня. Рядом булочная, а в подвале- керосиновая лавка. Но ни хлебом, ни керосином не пахнет. Ни того, ни другого нет. Война. Блокада.
Юнармеец 1:
Таня родилась 23 января 1930г. в селе Дворищи под Гдовом, но, как и её братья и сёстры, выросла в Ленинграде. Таня была младшим ребенком в семье, у нее было две сестры и два брата. Сестры на момент начала войны работали на Невском машиностроительном заводе, Нина – в конструкторском бюро, Евгения – в архиве. Братья тоже работали на предприятиях, но по рабочим специальностям. Леонид (Лека) был строгальщиком, Михаил – слесарем сборщиком. Сама Таня перед войной закончила третий класс.
Юнармеец 2:
Холод, голод, болезни... Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь.
Свой страшный дневник 11-летняя Таня завела в день смерти Жени 28 декабря 1941-го.
Видимо Таня боялась, что на протяжении блокады они постепенно забудут дату смерти Жени и решила её записать. Для этого она взяла записную книжку Нины, которую той подарил когда-то Лека.
Звук МЕТРОНОМА. Тени качают головами в такт.
Ученик1:
Тетрадка, тетрадка,
В линеечку косую,
Ученик 2:
Одни примеры пишут,
А я войну рисую.
Ученик 3:
И смерть идет с косою,
В линеечку косую.
Таня встает из-за стола, берет фото и прикрепляет к ткани кнопкой.
- Женя умерла 29 декабря в 12: 30 часов утра 1941 года. В тот день за две буханки хлеба и табак мама нашла гроб и договорилась с машиной так как Женя очень боялась, что в глаза земля попадет, если без гроба закапывать будут...
Юнармеец 1:
19 января 1942 года вышло постановление открыть столовые для детей в возрасте от восьми до двенадцати лет. Таня ходила в них вплоть до 22 января.
23 января 1942 года ей исполнилось двенадцать лет, вследствие чего по меркам блокадного города в семье Савичевых “детей не стало” и отныне Таня получала такую же норму хлеба, как и взрослый человек.
Юнармеец 1:
Следующей Таня заполнила страничку с буквой «Б» – 25 января 1942-го, спустя два дня после дня рождения Тани умерла бабушка Евдокия Григорьевна. У нее была третья – самая тяжелая – степень алиментарной дистрофии. Умирая, старушка попросила не выкидывать ее продуктовую карточку, действовавшую до конца месяца. Савичевы чуть схитрили – в свидетельстве о смерти бабушки датой значится 1 февраля.
Ученик 4:
Коптилка – мой фонарик.
Лица не различишь
Да здравствует сухарик!
Но он мне снится лишь.
Ученик 5:
Ни маковой росинки,
Зато дают бурду.
И плавают крупинки,
В тарелке, как в пруду.
Ученик 6:
А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.
Таня:
А бабушке плохо, уже не встает.
От голода лютого тоже умрет.
И выведу я дрожащей рукой:
«Январь. Двадцать пятое. Сорок второй».
Таня встает из-за стола, берет фото и прикрепляет к ткани кнопкой.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
Юнармеец 1:
28 февраля не вернулась с работы Нина. В тот день на Ленинград обрушился сильнейший артобстрел – Савичевы решили, что 23-летняя девушка погибла, не зная, что Нина, вместе со всем предприятием, где она работала, была спешно эвакуирована через Ладожское озеро на Большую Землю.
Юнармеец 2:
Кошмар 1942 года продолжился короткой записью Тани на странице с буквой «Л». От истощения 17 марта умер брат Лека. Все это время, голодный и обессиленный, он ходил на работу на Адмиралтейский завод – без единого опоздания. Как и старшая сестра Женя, Леонид часто ночевал на работе, чтобы отпахать две смены подряд.
Ученик 1:
Я сказала Ленинградке:
«Ты сожги свои тетрадки
И погрейся у огня»
Не послушалась меня.
Ученик 2:
Все простуженно сопела,
И перо ее скрипело.
Сотрясали взрывы дворик.
Кто-то встретил смерть свою.
Ученик 3:
Пишет маленький историк
Пишет летопись свою.
Таня:
На Адмиралтейском работает брат,
И ночью, и днем, по две смены подряд,
Чтоб город родной от врага защитить!
Но в марте пришлось и его хоронить.
Опять я пишу ослабшей рукой
Про Лёку, и дату, и сорок второй…
Лишь кожа да кости. Почти что скелет.
С железною волей. В одиннадцать лет.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим «перышком»… Лека умер… умер Лека…
Таня встает из-за стола, берет фото и прикрепляет к ткани кнопкой.
Юнармеец 1
13 апреля наступил черед дяди Васи. 10 мая умер и дядя Леша. А утром 13 мая не стало и Таниной мамы.
Юнармеец 2
Со смертью матери Таня заполнила еще три страницы с буквами «С», «У» «О». Шел 247-й день блокады.
Таня выходит в центр сцены.
Таня:
«Савичевы умерли», «умерли все», «осталась одна Таня».
Ученик 4:
Таня от бессилия падает на стол.
- Девочка слаба. Подняться силится
падает.
Поднимется едва ли.
расскажи нам, старая чернильница,
как в тебе чернила застывали.
Ученик 5:
как об черный лед стучало перышко,
перышко-голодный клюв воробышка.
расскажи, как можешь, печка бывшая,
как ты в дни блокады горевала,
как стояла, про огонь забывшая,
и жилье уже не согревала.
Ученик 6:
но молчит чернильница.
умерла учительница.
печь к теплу дорогу не покажет,
только хлеб живой. Он все расскажет.
Таня:
вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала. Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. снова отломить, и снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их. Чтобы ни одна крошечка не пропала… ни одна крошечка…
Трек: Взрывы
«тени» мечутся по сцене. Прячутся, замирают.
Таня:
штукатурка упала. Штукатурка- это не страшно. Когда летят осколки стекла- опасней.
Звук сильного взрыва, Таня падает на пол. Все замирают.
Аудиозапись «Таня и журавлик»
Сильный стук в дверь
-Кто? Кто там?
- Это я Журавлик!
- журавлик? А как ты попал сюда, журавлик?
- Я услышал, что тебе приходится трудно, вот и прилетел.
- Тебя же могли сбить. Слышишь, как гремят зенитки. А у тебя бумажные крылья. И одно крыло уже подбито, опущено.
- Меня нельзя уничтожить: пока живы дети, всегда будут бумажные журавлики.
- А у меня нет для тебя даже крошечки хлеба.
- Бумажным журавликам не нужен хлеб. Хлеб нужен тебе.
- Откуда ты прилетел?
- Из твоего будущего, Таня.
- Но у меня нет будущего.
- Что же ты навсегда останешься девочкой?
- Блокадной девочкой.
- Но снаряд может пролететь мимо. И бомба не попадет в твой дом.
- Не все ли равно, от чего умирать. Может быть, от голода еще больнее.
- Давай улетим вместе на большую землю. Там есть хлеб, там жизнь….
- Я не могу улететь без мамы.
Юнармеец 1:
Из страшной квартиры захватит с собой
Венчальные свечи с венчальной фатой.
Еще шесть свидетельств о смерти возьмет,
И тихо в историю нашу уйдет.
***
Дневник в ленинградском музее лежит.
В нем каждое слово набатом звучит.
Нет, бьет!
Умерла!
Умерла!
Умерла!
Лишь несколько строчек… Скупых… Как смогла…
Юнармеец2:
Летом 1942-го Таню определили в детдом №48. В этом был её единственный шанс на быструю эвакуацию. В августе Таня покинула Ленинград вместе с другими детдомовцами и уехала в Горьковскую область. Как оказалось, эвакуировали Таню слишком поздно. На новом месте у девочки обнаружили туберкулез, она сразу же попала в изоляцию от других детей. Единственной ее подругой стала медсестра Нина Середкина. Женщине удалось поставить Таню на ноги: через какое-то время бедняжка научилась передвигаться на костылях, а потом и без них – держась за стенку. Но здоровье Тани уже миновало точку невозврата. В марте 1944-го Савичеву отправили в дом инвалидов, где она начала угасать. Туберкулез в квартете с дистрофией, цингой и шоком от пережитого забрал жизнь Тани 1 июля 1944 года. В последние дни девочка страдала от диких головных болей и ослепла. Ей было 14 с половиной лет.
Ученик:
Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Жутко и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
Маму и бабушку голод унес.
Нет больше силы. И нет больше слез.
Умерли дяди, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.
Пусто в квартире. В живых – только Таня.
В маленьком сердце – столько страданья.
«Умерли все». Никого больше нет.
Девочке Тане – одиннадцать
Я расскажу вам, что было потом.
Эвакуация, хлеб и детдом,
Где после голода, всех испытаний
Выжили все. Умерла только Таня.
Девочки нет. Но остался дневник –
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повторится!»
Видео «Баллада о Тане Савичевой»
Учитель:
Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе — пресечется род наш человеческий. Давайте чтить и помнить тех, кто сражался ради жизни, умирал, жертвовал собой, чтобы жили мы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"
Данная презентация посвящается 70 годовщине снятия блокады Ленинграда. Презентацию можно испольльзовать на уроках английского языка по этой теме или на классных часах....

ОТКРЫТЫЙ УРОК: « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»
Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

открытый урок "Блокада Ленинграда"
Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у учащихся чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстояв...

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"
Презентация для 7 класса к уроку "Блокада Ленинграда" по учебнику Коровина...

Разработка урока "Блокада Ленинграда"
8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда....

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"
Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"...
Разработка урока "Блокадный Ленинград"
Урок "Блокадный Ленинград" напровлен на формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины. Используя умения сравнения, обобщения, и систематизации информации помо...
