Статьи
статья
Статьи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.18 КБ | |
| 14.53 КБ | |
| 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Нашим детям – в XXI век…
Уже третий год супруги Алексей и Фаина Будаевы совместно с членами ТОС «Тунка казачья» работают над проектом создания документального фильма «Нить от прошлого к будущему». Фильм основан на подлинных фактах аудио и видеозаписей от старожилов Тункинской долины. Это сложный и кропотливый труд связан с собранием фольклорного материала от знатоков и носителей культурных ценностей. Мы встретились с автором уникального проекта и вот что она нам поведала:
- Фаина Георгиевна, что вы можете нам рассказать о ваших планах и перспективах этой, можно сказать, научной работы?
- Да, действительно, это большая научная работа. Я давно занимаюсь исследованием и сбором фольклора, в частности обрядов и традиций казаков именно нашего Тункинского района. На сегодняшний день это очень актуальная тема… Хранителей и знатоков казачьего фольклора с каждым годом становится все меньше и меньше. Мы теряем культурные ценности своего народа, и мы должны и обязаны стать у истоков возрождения казачьего творчества. Сегодня в ряд важнейших задач по обновлению содержания и форм развития культуры я выдвигаю проблему приобщения подрастающего поколения к традиционному художественному творчеству. Культура любого народа, любой эпохи оставляет после себя не только материальные и духовные ценности, но тип сформированной личности, которая есть продукт, и создатель данной культуры. Приобщить смену нашего поколения к традиционному народному творчеству – значит познакомить с теми культурными ценностями, которые оставляли после себя прошлые поколения, довести до них народное миропонимание и мироощущения, передать мудрость народной философии и педагогики. Через приобщение детей к фольклору происходит устранение отчуждённости от культуры народа, приумножаются и сохраняются духовные ценности, происходит их активное использование для повышения культурного уровня людей. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам, свидетельствам не только его прошлого, но гарантом его будущего. Я считаю, что взаимодействие старших поколений с младшими есть путь привлечение внимания школьников к занятиям народным искусством. Мы знаем, что взаимодействие людей составляет основу жизнедеятельности общества, является фактором и условием его развития, а характер взаимодействия имеет важное значение для преобразования самого общества и развития каждого его члена. Сегодня мы должны помочь ребенку приобрести опыт взаимодействия с окружающими людьми на гуманной демократической основе. В школьном же коллективе этот опыт формируется в совместной деятельности, общения взрослых и детей. Взаимодействие людей – способ осуществления переемственности поколений:
- передача опыта
- информация от поколения к поколению.
У ребенка освоение опыта и овладение им происходит через взрослого или старшего в процессе совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом, «присвоить его» себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным и умелым. Взаимодействие в этом случае служит способом передачи культурного наследия предшествующих поколений.
Если обратиться к традиционному крестьянскому опыту, то навыки и традиции предков в хозяйственной и духовной жизни базировалась на семейном взаимодействии. Достаточно четко просматривается взаимодействие семьи и малых социальных групп: молодежи, подростков, стариков в процессе приобщения детей к обширному массиву фольклора, который бытовал в каждом селении. Крестьянские дети начинали петь с десяти лет, взрослые никогда не прогоняли желающих петь детей. Песни сопровождали крестьянина всю жизнь. Каждая местность имела свой набор песен. Например, только свадебных песен насчитывалось более тридцати. И осуществлялось овладение этим богатым материалом в процессе взаимодействия взрослых и детей, старших и младших: «улица», «посиделки», хороводы – были для молодежи настоящей школой эстетического и нравственного воспитания, приобщения к различным видам народного творчества.
Между тем, «фольклорная среда» современного ребенка сводится к нулю. Нет «колыбельной песни» матери, «вечерней сказки» бабушки. В детском саду и в школе фольклор изучается в плановом порядке. Однозначно что такого материала детям явно недостаточно. Им необходим фольклор в исконной форме бытования, в живой изустной манере передачи. Ведь с момента начала работы по приобщению школьников к фольклору закладывается фундамент, на котором в последствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фольклор переемственности поколений, приобщения к народной культуре и истории народа. В решении задач нравственного и эстетического воспитания, развитие творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству я отвожу сегодня более заметное место. В настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос межнационального общения людей. Оно значительно облегчается при условии знания и понимания национальных культур народов, что возможно только на основе постижения своих собственных культурных народных корней. Фольклор дает возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа. Много веков человечество передавало накопленные знания и умения последующему поколению, обеспечивая прогресс общественной мысли. Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, но одновременно и определенный объём жизненно необходимой информации.
- Поэтому возник вопрос о создании живого наглядного пособия по фольклору?
- Да. Это глобальный вопрос. С выпуском этого документального фильма мы сразу решаем две задачи: чтоб дети учились, опираясь, прежде всего на местный фольклор, и вторая это, сохранение видеоматериалов как память о наших старожилах долины. Три года назад мы с супругом Алексеем со своей записывающей видеотехникой поехали по селам с фольклорной экспедицией. В селе Талое нам посчастливилось встретиться с весьма интересной личностью - Осокиной Екатериной Ивановной. Ей тогда исполнилось 90 лет. Столько много песен она напела, рассказала баек, народных поговорок.… А в Ахалике зайдя к Деминой Антониде Григорьевне(1933 г.р.) мы совершенно случайно попали на празднование старинного обрядового праздника – девятая пятница ( праздник коровушек). За длинным семейным столом собрались все её дети, внуки, сватьи и сестры . На столе пышно клубился пар саламата(или как в народе говорят, затируха), аппетитно красовались сдобные саландайки. Очень удивило нас, что соблюдаются еще такие обрядовые праздники в народе.… Это отрадно! По нашим исследованиям в других селах этот праздник сильно не отмечают. Вот в Ахалике, да. В Еловке мы собрали очень большой материал! Усольцева А.Т (1938 г.р.), Шелехова А.М.(1937 г.р.), Бобкова Г.И.(1937 г р.) – в наш фонд хранения отдали много песенного материала. Ценную информацию о знатоках казачьего фольклора предоставила Любовь Ивановна Ларионова , заслуженный работник культуры РБ ,как устного, так и музыкального. В Туране мы побывали у Ковязиной М.А (1935 г.р.), которая напела нам столько частушек, что нам пришлось приехать во второй раз… не хватило времени. Вот, действительно, кладовая казачьих песен да частушек, знающая свои традиции и обряды! В Шимках живет удивительная женщина, которой уже далеко за 90 лет – Полина Михайловна Гулькова, у которой записали тоже много и песен, и прибауток, и даже сказок, автором которых был местный сказатель Федор Иванович Семенчук. Большое количество сел, мы проехали, собрали богатейший и ценный фольклорный материал. В общем, много интересных видеокадров ждет зрителей …
- Кто помогает и поддерживает ваш проект?
- Члены ТОС «Тунка казачья», начальник управления культуры С.В.Тулаева, директор МБУК РКДЦ В.Б.Цыдендоржиев, Глава Администрация МО «Тункинский район» Иван Альхеев, мои коллеги по работе, а главное мой муж Алексей Владимирович Будаев, который является оператором фильма.
- Смогут ли зрители увидеть ваш фильм сейчас, именно в Год кино?
- Да. К Новому году планируем презентацию первого ролика проекта. Ну, а полностью только в 2017 году, так как там будет выпушен уже лицензионный диск.
-Спасибо за беседу. Творческих вам успехов!
Предварительный просмотр:
Дети- это счастье!
Лучший способ сделать ребенка хорошим –
это сделать его счастливым.
Оскар Уайльд.
Сегодня мы, родители воспитанников Шимкинского детского сада «Берёзка», хотим рассказать о работе нашего садика, о его тесном взаимодействии с нами, родителями, о садике, где создаются все условия для формирования и развития личности наших детей.
За всё время, что наши дети посещают детский сад, и мы и наши дети получают от общения с педагогами только положительные эмоции.
Наши дети всегда с радостью идут в сад, потому что там их встретят любимые воспитатели, с которыми им легко, интересно и можно поделиться своими секретами.
В группах царит комфортная , тёплая обстановка, малышей учат дружить и уважать друг друга, творить и фантазировать, ценить прекрасное, любить свою семью и Родину. Всё это благодаря профессионализму и опыту наших воспитателей.
Занятия которые организовывают Надежда Георгиевна, Анна Анатольевна и Лариса Петровна всегда отличаются педагогической подготовленностью, разнообразием используемого материала, они всегда очень интересны, по- настоящему увлекают детей. Наши дети знают много стихотворений, загадок, скороговорок, сказок,свободно общаются на темы о природе, родном крае, здоровье, безопасности жизни.
Приёмная группа всегда украшена экспозициями детских рисунков и поделок.
Хотелось бы отметить музыкальные праздники, для которых наши воспитатели совместно с музыкальным руководителем Фаиной Георгиевной, подбирают уникальный материал. Дети приобщаются к истокам нашей культуры в самых наилучших образах, сформированные в концертные программы, которые смотрятся с лёгкостью. За всем этим стоит огромный труд всего творческого, педагогического коллектива и высочайший профессионализм. В этом учебном году ввели занятия по бурятскому языку, которые ведет Сушкеева Саяна Буянтуевна. Наши малыши углубленно изучают традиции и обычаи бурятского народа.
Воспитатели проводят замечательные родительские собрания. Одно собрание не похоже на другое, всегда используется видео и фото материалы, музыкальное сопровождение, чёткий и грамотный отчёт о проделанной работе за минувший период или о предстоящих планах на будущее. Наши воспитатели очень успешно воспитывают в детях чувство коллективизма и дружбы, искренне стремятс сделать так, чтобы детки не ругались, не ссорились, а дружили все вместе. Благодаря чистым, добрым сердцам наших педагогов в группах сложился уникальный детский коллетив, в котором все детишки чувствуют себя как члены одной большой дружной семьи.
Приводя детей в группу нас всегда встречаают улыбкой и мы оставляем своих детей в саду со спокойным сердцем, так как уверены в том, что они будут вовремя накормлены, присмотрены и что самое главное обучены и правильно воспитаны.
Нас радует, что наши дети принимают участия в кустовых и районных мероприятиях.Есть праздники, где наши малыши занимали призовые места. Для нас счастье, что дети просто развиваются, растут, познают все прекрасное в этом мире…а значит и они счастливы!
Мы очень благодарны работникам детского сада «Берёзка», полностьюим довееряем им, ведь оставляя наших детей практически на весь день в саду,родителю очень важно знать, что его " чадо" в надёжных руках.
Мы с искренним уважением относимся к воспитателям и работникам детского сада. Выражаем глубочайшую признательность заведующей детским садом в лице Конюшкиной Альбины Васильевны.
Спасибо Вам, и дай вам Бог здоровья, счастья, и семейного благополучия!
С уважением родители воспитанников Шимкинского детского сада «Березка».
Предварительный просмотр:
Накануне бриллиантовой свадьбы…
В рамках исследования фольклора старожилов Тункинской долины мы посетили удивительную семью Николая и Людмилы Томиловых проживающих в с.Тунка. Николай Иннокентьевич и и Людмила Михайловна вместе уже 59 лет. Супруги рука об руку прошли этот долгий жизненный путь, устояв пред невзгодами судьбы, как самый крепкий камень – алмаз.
За круглым семейным столом этой дружелюбной и миролюбивой семьи наша беседа затянулась на долгих четыре часа. Николай Иннокентьевич, в народе его называют «Тункинский самородок», пел песни собственного сочинения аккомпанируя на двухрядной гармонике-хромке. « Научился играть еще в детстве, - рассказывает он, - и вся деревня в те далекие времена плясала под мою разливистую гармонь». Николай очень любит сочинять стихи, песни, частушки, складывать байки и поговорки. На все случаи жизни у него есть стишок в запасе, а то и песенка… По вечерам вместе с супругой они поют песни своей молодости под гармонь. Одну из своих песен «Незабываемая любовь» он посвятил своей любимой жене Людмиле. Много ценного фольклорного материала передал в наш архив этот самобытный мудрый человек . А родился Николай Иннокентьевич 12 декабря 1937 г в деревне Булунтулай, не подалеку от с. Тунка. В школе проучился всего четыре класса. Трудиться начал с малых лет, в прочем, как и все дети войны. Отслужил армию. Много лет проработал в сельхозтеханике, а с 1972 по 1997 в сельпо водителем автомагазина. Кто же в народе не знает дядю Колю? Конечно все, - это продавец автолавки. В то время не было таких универсальных магазинов, где все можно было купить, как сейчас. Поэтому товары прямо с базы развозили по деревням и селам. Всеми любимого дядю Колю, шутника и юмариста, ждали на фермах и полевых станах. Спешили купить красивые свитера,ковры и другого «дефицита», как говорили в народе… С людьми он обходился вежливо и с уважением, хотя порой и хотелось крикнуть: - «На всех товара не хватит!» Но улыбнувшись покупателям пел песню, сложенную тут же для них:
Наступила весна, снова солнце согрело,
Я приехал сюда на расстань торговать.
- Дорогие мои, я привез, что вам надо,
Рад сейчас я вам все показать:
Вот пальто, вот костюм и рубашка
Заказала доярка Наташка.
Вот часы еще есть и гармошка –
Заказал её скотник Серёжка.
И ковер ведь здесь есть и клеёнка –
Заказала доярка Аленка…
Дорогие мои, только вы не шумите,
Вот вам книга, а вы запишите.
Я поеду завтра на базу,
И возьму, что там есть по заказу.
У нас график в следующую среду –
И в тот день я как раз к вам приеду…
До сих пор вспоминают в народе веселого водителя автомагазина.
С сельпо Николай ушел на заслуженный отдых. За добросовестный труд имеет много наград: почетные грамоты, похвальные листы, медали «Отличник торговли», «Ветеран труда», «Дети войны».
Любовь всей своей жизни Томилову (Мехову) Людмилу Михайловну он встретил в 1959 году. Но о ней другая история…
Людмила после окончания строительного техникума по направлению приехала работать на кирпичный завод в с.Никольск. Родилась она 23 августа 1938 году в г. Псков Ленинградской области На её долю выпало не мало тягостных и мучительных дней, в памяти страшная война… Её родной город, оказался в оккупации с июля 1941 по июль 1944 года.За время оккупации немецкие захватчики уничтожили все имевшееся в городе до войны промышленные предприятия. Погибло более 3,5 тысяч только мирных граждан, здесь были организованы концлагеря для советских военнопленных. По данным областной комиссии по расследованию злодеяний на территории области, в концлагерях только по городу Пскову погибло свыше 200 тысяч военнопленных. Город был освобождён 23 июля 1944 года войсками 3-го Прибалтийского фронта под командованием генерал-полковника И. И. Масленникова. «Мне было лет шесть, когда зимой 1944 года фашисты согнали нас в церковь в деревне Летово,- рассказывает со слезами на глазах Людмила Михайловна, - было очень много людей, все кричали… Немцы распределяли, кого куда сейчас повезут. Детей отбирали у матерей, мужчин отправляли в лагеря, женщин хватали за волосы и били! Я прижалась к маме и плакала. Рядом с нами была моя бабушка. Вдруг мама увидела канаву у противоположной стены церкви. Тихо что то шепнув моей бабушке, она положила меня на пол и заставила ползти по канавке. Я последовала её словам. Я не помню, как я ползла, а мама за мной и бабушка…все наступали на меня, я глотала грязь из этой канавы. Оказавшись на улице, мы побежали. Помню, схоронились в каком то хлеве. Нас искали с собаками, но была сильная метель и замела следы… Это, наверное, спасло нас. Но самое страшное, что я ни как не могу забыть, это когда я увидела свою куклу. Она висела с петлей на шее на дереве и было видно, что в нее много раз стреляли…» Закончив свой рассказ, Людмила Михайловна посетовала, что её папа, Мехов Михаил Сергеевич 1912г.р. ушел воевать на фронт и не дожил одного месяца до Победы. От полученных ран он умер в госпитале в апреле 1945 года.
И так судьба распорядилась, что она оказалась здесь, в красивом цветущем крае Саянских хребтов. Вышла замуж за Николая Томилова , который стал ей любовью и опорой всей жизни. У них родились трое прекрасных детей Михаил, Андрей и Ирина. Дочь, Ирина Николаевна, кандидат мецинских наук, живет и работает в г.Иркутск . Сын Михаил с семьей живет тоже в Иркутске. А вот сына Андрея нынче не стало… болезнь забрала его у них.
Но супруги не унывают, смиряясь со всеми поворотами судьбы. По сегодняшний день ведут подсобное хозяйство. Николай Иннокентьевич самостоятельно ведет заготовку кормов для коров и телят. Хвастается, хорошим подспорьем в хозяйстве ему служит верная машина «Победа», с которой он не расстается уже половину века! На прицепе к машине он возит и сено и дрова. Людмила Михайловна следит за уютом в доме и с любовью ухаживает за красивым цветущим садом, что когда то они вместе с любимым Колей посадили на радость своим детям и внукам.
Хочется пожелать этой Богом созданной паре, еще долго жить и радовать своих родных и сельчан положительным настроем к жизни, оптимизмом и верой в хорошее будушее. А на следующий год грандиозно справить свой Бриллиантовый юбилей – 60 лет ВМЕСТЕ!
Фаина Будаева, председатеь ТОС «Тунка казачья».
Песни и стихи Николая Томилова.
Победа!
Разгромили мы фашистов
Громко крикнули:- «УРА!»
И Победу мы справляли
Прямо с раннего утра!
Командир наш батареи
Всех построил в два ряда,
И вручил нам по порядку
За Победу ордена.
Загуляли мы запели,
Фронтовые песни спели
Вспоминали кто о чем:
Как стреляли и не спали,
И в окопах до утра,
Мы голодные сидели-
И на мир с тоской смотрели…
Но в грязь лицом мы не упали-
Сталинград мы отстояли!
Пожелали всем добра,
За Победу, за Россию
Громко крикнули: -«УРА!»
«Саяны».
Саянские горы долины
Протянулись так далеко…
И скалистые их вершины
Поднялись высоко-высоко.
Вы Саяны мои родные,
Укрепились в больших валунах
А природа мне подсказала,
Что таится в этих горах…
И скалистые камни в вершинах
И в ребристых могучих краях,
Вы скажите, как стали большими?
Даже видим мы вас в облаках.
А еще,Саяны, раскройте
Свои вы секреты для нас-
Это правда, что вы послужили
Берегами Байкала до нас?
Песня «Казаки».
…Наступила осень, листья под ногами шуршат,
А казаки с Иркутска в гости к нам спешат.
Рассказать историю, как это было
Сколько казаков здесь в землю полегло.
Много лет прошло, уж стали забывать,
Давайте мы сегодня будем вспоминать.
Сегодня светлый праздник ,
Славный наш Покров,
Давайте дружно встанем, помянем казаков!
Атаман Иркутский приехал не один,
Ансамбль свой «Березонька»
К нам в гости пригласил.
Веселые, задорные, с шашкою в руках,
Песни задушевные, с слезами на глазах…
Юные казачки, браво для нас пели
Наши души и сердца-
Ох, как вы согрели…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....