Программа факультативного курса "Занимат ельная этимология" (7 кл)
рабочая программа (7 класс)

Черепанова Елена Александровна

Программа факультативного курса  «Занимательная этимология» для учащихся 7 класса помогает учащимся расширить знания о происхождении слов,  помогает сформировать способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_zanimatelnaya_etimologiya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Белоярского района

«Средняя общеобразовательная  школа №1 г. Белоярский»

Программа факультативного курса

«Занимательная этимология»

Автор-составитель:

Черепанова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

г. Белоярский

2023 г

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Занимательная этимология»   разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Факультативный курс рассчитан на обучающихся  7 класса, получивших базовые умения  и навыки по русскому языку в пределах программы основной школы. Программа рассчитана на  34 часа, 1 час в неделю.

Цель:

  • расширить знания учащихся о происхождении слов, показать связь этимологии с другими разделами науки о языке, развивать интерес к изучению родного языка.

Задачи факультатива:

  • познакомить учащихся с развитием этимологии, деятельностью видных ученых-лингвистов, работающих в этой области;
  • формировать навыки работы со словарями;
  • дать понятие об ономастике и топонимике;
  • знакомить с происхождением лингвистических терминов;
  • особое внимание уделить работе по изучению происхождения фразеологизмов;
  • формировать навыки исследовательской деятельности

        Основные формы и виды работы:

  • работа со словарями и справочниками;
  • исследовательская работа и работа с мини-проектами по истории отдельно взятого слова;
  • решение олимпиадных  заданий;
  • групповая и работа;
  • экскурсия в библиотеку;
  • этимологические КВНы.

Результаты освоения курса

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

          аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

 говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ;
  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

Содержание

  1. Понятие об этимологии. Определение понятия. Детская этимология, «народная» этимология.
  2. Этимологические словари. Ученые-лексикографы. Этимологические словари.
  3. Этимологические группы. «Ягодная этимология». «Пернатая» этимология» «Огородная» этимология
  4. Слова-иностранцы. Слова, заимствованные из греческого, латинского, арабского языка. Международные слова.
  5. Фразеологизмы. Возникновение фразеологизмов.  Источники фразеологизмов.
  6. Ономастика. Происхождение имен, отчеств, фамилий. Древнерусские имена. Имена после принятия христианства. Новообразованные имена. Полное личное имя и его производные. Проект «Что означают наши имена». Проект «Секреты метрической книги». Происхождение отчеств, фамилий. Проект «Моя фамилия»
  7. Топонимика. Топонимика как наука. Топонимы родного края: ойконимы, гидронимы. Топонимы нашего города: годонимы. Проект «Здесь Родины моей начало…»

Тематическое планирование

Тема занятий

кол-во часов

1

Этимология как наука.

1

2

Кто придумывает слова?

1

3

Детская этимология

2

4

Этимологические словарные статьи

1

5

«Ягодная этимология»

1

6

«Огородная» этимология

1

7

«Пернатая» этимология

1

8

Как появились названия «школьных» слов

1

9

Мини-проекты по «школьным» словам

10

Как появились знаки препинания?

1

11

Арабское наследство

1

12

История происхождения временных отрезков

1

13

Мнимые иностранцы

1

14

Возникновение фразеологизмов

2

15

Группы фразеологизмов по происхождению

1

16

Проект по истории происхождения  фразеологизмов.

1

17

Происхождение имен. Древнерусские имена

2

18

Происхождение имен.

1

19

Имена после принятия христианства

1

20

На какие группы делятся фамилии по происхождению.

1

21

Проект «Происхождение наших фамилий»

1

22

Защита проекта «Происхождение наших фамилий»

1

23

Проект «Этимология моего имени»

1

24

Защита проекта «Этимология моего имени»

1

25

Что такое отчество?

1

26

Топонимика как наука

1

27

Топонимы родного края: ойконимы, гидронимы

1

28

Происхождение названий рек в Ханты-Мансийском округе»

2

29

Топонимы нашего города: годонимы

1

30

Что я узнал за год?

1

ИТОГО

34

Литература

1. Введенская Л.А., Колесников Н.П.- От серьезной науки до словесных шуток. – М: Новая школа, 1996.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – Спб.-М., 1912.

3. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.- – Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

4.  Кобяков Д.Ю. Приключения слов. – Барнаул, Алт.кн.изд., 1975.

5. Колесов В.В. Гордый наш язык… -   Санкт-Петербург: Авалонъ Азбука-классика, 2008.

12. Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н.М.Шанского – Т.I-II.  Вып. 1-7 – М., 1963-1980.

13.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка./пер. с нем и  доп. О.Н. Трубачева. – М., 1964-1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса

   Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочая программа по проектной деятельности "Этимология крылатых выражений" для учащихся 8 классов

Рабочая программа по проектной деятельности "Этимология крылатых выражений" для 8 классов содержит описание основных подходов для организации проектной деятельности учащихся, содержт календа...

Рабочая программа по проектной деятельности "Этимология крылатых выражений" для учащихся 9 классов

Рабочая программа проектной деятельности для 9 классов "Этимология крылатых выражений" предполагает продолжение работы над проектами, начатыми в 8 классе...