Опыт работы по теме "Культурологический компонент в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности – важное условие духовно-нравственного развития учащихся"
проект

Аврамова Инна Николаевна

Авторы данного педагогического опыта описывают аспекты использования культурологического компонента на уроках литературы, русского языка, истории, обществознания и во внеурочной деятельности в МАОУ «Гимназия № 24» г.Магадана, который играет важную функцию в образовательном пространстве гимназии, реализуемый через интеграцию факультатива «Основы православной культуры» с учебными предметами гуманитарного цикла. Данная педагогическая технология имеет особенное значение для углубленного литературного образования, способствует полноценному  восприятию духовно - нравственных ценностей через   изучение культуры и истории Древней Руси, отражённых в произведениях, ставших литературными памятниками.

Данный педагогический опыт может быть использован в общеобразовательных учреждениях на уроках истории, литературы, ОПК, ОРКСЭ, факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_kapitanovoy_i_avramovoy.doc536 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Магаданской области

Департамент образования мэрии г. Магадана

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия № 24» г. Магадана

Культурологический компонент в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности – важное условие духовно-нравственного развития учащихся

Аврамова Инна Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия № 24» г. Магадана

Капитанова Ульяна Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 24» г. Магадана

Магадан, 2025

Опыт работы рекомендован для обобщения на региональном уровне педагогическим советом МАОУ «Гимназия № 24».

Протокол № ______ от ___________

Директор                 Т.А. Ильяшенко                        Подпись

Аврамова И.Н., Капитанова У.А. Культурологический компонент в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности – важное условие духовно-нравственного развития учащихся

Аннотация

Авторы данного педагогического опыта описывают аспекты использования культурологического компонента на уроках литературы, русского языка, истории, обществознания и во внеурочной деятельности в МАОУ «Гимназия № 24» г.Магадана, который играет важную функцию в образовательном пространстве гимназии, реализуемый через интеграцию факультатива «Основы православной культуры» с учебными предметами гуманитарного цикла. Данная педагогическая технология имеет особенное значение для углубленного литературного образования, способствует полноценному  восприятию духовно - нравственных ценностей через   изучение культуры и истории Древней Руси, отражённых в произведениях, ставших литературными памятниками.

Данный педагогический опыт может быть использован в общеобразовательных учреждениях на уроках истории, литературы, ОПК, ОРКСЭ, факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.

Оглавление

Фотография Аврамовой И.Н…………………………………………………4

Информационный лист (анкета) Аврамовой И.Н…………………………5-8

Фотография Капитановой У.А……………………………………………….9

Информационный лист (анкета) Капитановой У.А……………………..10-13

Представление администрации МАОУ «Гимназия № 24» на опыт учителей Аврамовой И.Н. и Капитановой У.А………………………………………..14

Информационная карта актуального педагогического опыта…………15-18

Рецензия на актуальный педагогический опыт Истоминой М.Б, учителя начальных классов МАОУ «Гимназия № 30», председателя городского методического объединения учителей ОПК………………………….…19-20

Рецензия на актуальный педагогический опыт Орловой В.В., заместителя директора МАОУ «Гимназия № 24»………………………………………...21

  1. Информация об опыте………………………………………………22-27
  1. Условия возникновения и становления опыта………………………22-23
  2. Актуальность опыта………………………………………………23-24
  3. Ведущая педагогическая идея опыта………………………………..24
  4. Длительность работы над опытом……………………………….24-25

1.5. Диапазон опыта………………………………………………………..25

1.6. Теоретическая база опыта…………………………………………25-27

1.7. Новизна опыта…………………………………………………………27

1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта……………………………………………………………………………..27

  1. Технология опыта……………………………………………………27-33
  2. Результативность опыта…………………………………………..33-36

Библиографический список……………………………………………..37-38

Заявка на изучение обобщения и диссеминации актуального педагогического опыта на региональном уровне педагогических и руководящих работников образовательных организаций в 2016 году Аврамовой И.Н., Капитановой У.А………………………………………….39

Приложения

Приложение 1. Методическая разработка православной гостиной «Русь выбирает Православие».

Приложение 2. Методическая разработка интегрированного урока история-литература-ОПК «Чтобы в человеке человеческое торжествовало» (8 класс).

Приложение 3. Публикации выступлений Аврамовой И.Н. и Капитановой У.А.

Приложение 4. Методическая разработка открытого урока «Житие Бориса и Глеба. Тема святости в русской культуре».

Приложение 5. Публикация методической разработки интегрированного урока «О то, кто жизнь дарует…».

Приложение 6. Копия сертификата Аврамова И.Н., участника международной научно-практической конференции в г. Смоленске «Создание условий для социокультурного и медиакультурного развития личности обучающихся при реализации новых форм внеурочной деятельности».

Приложение 7. Копии Благодарственных писем Амурской епархии Русской Православной Церкви Аврамовой И.Н. и Капитановой У.А. за участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя».

Приложение 8. Копии Дипломов, Грамот, сертификатов учащихся МАОУ «Гимназия № 24» г.Магадана.

Приложение 9. Фотоматериалы, копия Диплома, сертификатов участников Общероссийской олимпиады по ОПК (заключительный этап, г.Москва).

Приложение 10. Копия Диплома Всероссийского конкурса творческих работ старшеклассников педагога-наставника Аврамовой И.Н.

Приложение 11. Уровень воспитанности учащихся.

Аврамова Инна Николаевна

Информационный лист (анкета)

Ф.И.О. (без сокращений)

Аврамова Инна Николаевна

Полное наименование образовательной организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 24» г. Магадана

Должность (если учитель – указать предмет, воспитатель (педагог) – направление деятельности)

учитель истории и обществознания

Образование

высшее

Название учебного заведения, год его окончания, специальность по диплому

Хабаровский государственный педагогический институт, 1992 г., учитель истории и обществознания, методист по воспитательной работе

Категория

высшая

Звания, награды

Победитель конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений Российской Федерации, удостоена президентского Гранта в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 2008 г.; Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2014 г.; Почетная грамота Департамента образования мэрии г.Магадана, 2016 г.; Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики Магаданской области, 2016 г., Памятная медаль «25 лет Магаданской епархии» за вклад в развитие духовно-нравственного воспитания школьников, 2016 г.

Стаж работы общий (педагогический)

24/24

Недельная нагрузка

32 часа

Внеклассная работа (если есть)

профильные курсы в 11 классах «Человек. Общество. Мир»

В каком профессиональном сообществе состоит

Председатель Магаданского Регионального отделения Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания»; активный участник общероссийского проекта «Школа цифрового века»; заместитель председателя регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание»; заместитель председателя профсоюзного комитета МАОУ «Гимназия № 24».

Участие в профессиональных конкурсах (год, название, результат)

Всероссийский конкурс «Лучший урок о России» (2004 год, диплом участника); муниципальный этап Всероссийского конкурса «Педагог года – 2006» (третье место и звание лауреата); региональный этап Всероссийского конкурса «Педагог года – 2006» (диплом участника); региональный конкурс классных руководителей на лучшую разработку классного часа по теме «Государственная символика» (2007 год, победитель); победитель конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений Российской Федерации на получение денежного вознаграждения  в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 2008 г.; Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2014 г.; Диплом призера областного конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения», 2015 г.; региональный конкурс лучших мероприятий патриотической направленности в категории «Информационно-просветительские мероприятия» - Православная гостиная «Воспитание сердца» (2016 год, победитель).

Наличие кабинета (оборудован ли кабинет в соответствии с требованиями ФГОС) (приказ Минобрнауки РФ от 04 октября 2010 № 286 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

кабинет № 20, в соответствии с требованиями ФГОС необходимо новое оборудование

Количество открытых уроков за последние 3 года

5 Православных гостиных (региональный уровень), 6 уроков (региональный уровень), 5 уроков (муниципальный уровень), 5 уроков (школьный уровень)

Форма и место представления своего опыта работы за последние 3 года

Православные гостиные, открытые уроки (в рамках Рождественских чтений, конкурсов и фестивалей различных уровней); Международная научно-практическая конференция в г.Смоленске «Создание условий для социокультурного и медиакультурного развития личности обучающихся при реализации новых форм внеурочной деятельности»; публикации в информационно-аналитическом вестнике «Образование в Магаданской области» и в сборниках докладов областных Рождественских образовательных чтений

Капитанова Ульяна Александровна

Информационный лист (анкета)

Ф.И.О. (без сокращений)

Капитанова Ульяна Александровна

Полное наименование образовательной организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 24» г. Магадана

Должность (если учитель – указать предмет, воспитатель (педагог) – направление деятельности)

учитель русского языка и литературы

Образование

высшее

Название учебного заведения, год его окончания, специальность по диплому

Северный международный университет, г. Магадан, 1999 г., учитель русского языка и литературы

Категория

высшая

Звания, награды

победитель конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений Российской Федерации, удостоена президентского Гранта в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 2009 г.; Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2014 г.; Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики Магаданской области, 2016 г., Памятная медаль «25 лет Магаданской епархии» за вклад в развитие духовно-нравственного воспитания школьников, 2016 г.

Стаж работы общий (педагогический)

17/17

Недельная нагрузка

26 часа

Внеклассная работа (если есть)

внеурочная деятельность в рамках ФГОС «К тайнам слова» (7 класс)

В каком профессиональном сообществе состоит

Председатель Общественного совета при Министерстве образования и молодежной политики Магаданской области; председатель регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание»; председатель профсоюзного комитета МАОУ «Гимназия № 24»; активный участник общероссийского проекта «Школа цифрового века»

Участие в профессиональных конкурсах (год, название, результат)

Всероссийский конкурс «Мой лучший урок» (2007 год, диплом участника); муниципальный этап Всероссийского конкурса «Педагог года – 2009» (победитель в номинации «За творчество и целеустремленность»); муниципальный этап Всероссийского конкурса «Самый классный классный» (победитель номинации «За творчество и артистизм в профессии», 2009 год); региональный конкурс классных руководителей на лучшую разработку классного часа по теме «Где родился, там и пригодился» (2007 год, победитель); победитель конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений Российской Федерации на получение денежного вознаграждения в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 2009 г.; Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2014 г.; Диплом призера областного конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения», 2015 г.; региональный конкурс лучших мероприятий патриотической направленности в категории «Информационно-просветительские мероприятия» - Православная гостиная «Воспитание сердца» (2016 год, победитель).

Наличие кабинета (оборудован ли кабинет в соответствии с требованиями ФГОС) (приказ Минобрнауки РФ от 04 октября 2010 № 286 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

кабинет № 6, в соответствии с требованиями ФГОС необходимо новое оборудование

Количество открытых уроков за последние 3 года

5 Православных гостиных (региональный уровень), 6 уроков (региональный уровень), 5 уроков (муниципальный уровень), 5 уроков (школьный уровень)

Форма и место представления своего опыта работы за последние 3 года

Православные гостиные, открытые уроки (в рамках Рождественских чтений, конкурсов и фестивалей различных уровней); Международная научно-практическая конференция в г.Смоленске «Создание условий для социокультурного и медиакультурного развития личности обучающихся при реализации новых форм внеурочной деятельности»; публикации в информационно-аналитическом вестнике «Образование в Магаданской области» и в сборниках докладов областных Рождественских образовательных чтений.

В Ученый совет

                                                        МОГАУ ДПО «ИПК ПК»

                        

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Просим  рассмотреть опыт Аврамовой И.Н., учителя истории и обществознания МАОУ «Гимназия № 24»; Капитановой У.А., учителя русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 24» на предмет их обобщения на региональном уровне по теме «Культурологический компонент в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности – важное условие духовно-нравственного развития учащихся»

Подпись педагогов:

Аврамова И.Н._________________

Капитанова У.А. _______________

М.П.             Директор МАОУ «Гимназия № 24» Т.А. Ильяшенко  _____________

Информационная карта актуального педагогического опыта

Ф.И.О.

Аврамова Инна Николаевна,

Капитанова Ульяна Александровна

Район/город, поселок

Магаданская область, г. Магадан

Образовательная организация

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 24» , 65-78-00, esya02@mail.ru

Должность

Учитель истории и обществознания; учитель русского языка и литературы

Стаж работы в должности

Аврамова Инна Николаевна - 24 года

Капитанова Ульяна Александровна – 17 лет

1.Тема актуального педагогического опыта

Культурологический компонент в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности – важное условие духовно-нравственного развития учащихся

2.Источник изменений

Данный педагогический опыт возник в результате противоречия между воспитанием и образованием, так как в начале XXI века в обществе были утрачены нравственные и духовные ценности; приоритет отдавался обучению, а не воспитанию подрастающего поколения. В связи с этим в МОУ «Гимназия № 24» в 2002 году было решено организовать работу факультатива «Основы православной культуры», который вел иерей Евгений Беляков. В 2005 году был введен культурологический компонент на уроках гуманитарного цикла. Новой формой внеурочных мероприятий стала Православная гостиная.

3.Идея изменений

Сущность опыта заключается в использовании следующих основных образовательных технологий: коммуникационно-информационной,  критического мышления, проведения дискуссий, личностно развивающегося диалога в условиях использования культурологического компонента в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.

4.Концепция изменений

Впервые в Магаданской области школа, Церковь, общественность города Магадана и области объединили свои усилия для защиты молодежи и передачи подрастающему поколению отечественных непреходящих духовных и культурных ценностей. На первоначальном этапе работы по данному направлению возникли сложности в православном просвещении родителей, не желающих, чтобы их дети посещали факультатив ОПК.

5.Условия реализации изменений предлагаемого опыта

Воспитание – процесс длительный и трудоемкий. И ждать от него сиюминутного результата было бы ошибочным. А воспитание на основе православных ценностей требует от личности педагога определенных качеств и самообразования, поэтому в начале работы упор был сделан на изучение трудов педагогов, занимающихся вопросами православного воспитания учащихся. Кроме этого, педагогами были пройдены курсы повышения квалификации при СВГУ, при Магаданской и Синегорской епархии.

6.Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания)

Ежегодно учащиеся становятся победителями и призерами региональных творческих конкурсов «Красота Божьего мира», «Моя православная Колыма»; Пасхальных ученических чтений; Всероссийских олимпиад по ОПК разного уровня. За период с 2011 по 2016 год в предметных олимпиадах по литературе, русскому языку, истории, обществознанию, ОПК на муниципальном и региональном уровнях стали: победителями – 24 человека, призерами – 34. В 2013 году ученица 10-Б класса Высочина Анастасия стала победителем Общероссийской олимпиады по ОПК. А 2014 году ученица 9-А класса Мурашкина София стала призером Общероссийской олимпиады по ОПК. 

Ежегодно наши воспитанники принимают активное участие в школьной научно-практической конференции по ОПК, где становятся победителями и призерами. Количество участников секции «Культурология» растет из года в год, что свидетельствует о повышенном интересе учащихся к истории,  православной культуре и литературе русского народа.

В 2014 году ученица 10-Б класса Гринько Дарья стала призером Всероссийского конкурса творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С.Лихачева и современность» по теме «Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни…».

Уровень воспитанности учащихся в классах, где проводится курс ОПК значительно выше (на 40%).

7.Публикации (если есть)

2011 г. – Воспитание нового поколения на основе христианских ценностей и традиций – современность и перспективы: сб. докл. XI обл. Рождеств. образоват. чтений, 11-12 февр. 2011 г. – Магадан: изд-во СВГУ, 2011. (Капитанова У.А. «Роль православной традиции в духовно-нравственном становлении личности»).

2013 г. – Информационно-аналитический вестник «Образование в Магаданской области», вып. № 17, Магадан, 2013. (Аврамова И.Н., Капитанова У.А. О той, кто жизнь дарует).

2013 г. – Просвещение и нравственность: православная культура в региональном образовании: сб. докл. XII обл. Рождеств. образоват. чтений, 27-28 янв. 2012г. – Магадан: СВГУ, 2013. (Капитанова У.А. «Духовные ценности как основа формирования здорового образа жизни»).

2015 г. – Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее: сб. докл. XIV обл. Рождеств. образоват. чтений, 20-21 дек. 2013 г. / Сев. Вост. гос. ун-т.- Магадан: СВГУ 2015. (Аврамова И.Н., Капитанова У.А. Образ преподобного Сергия в тематике классных часов (из опыта работы классного руководителя).

2015 г. – Сборник педагогических идей, выпуск № 8. (Аврамова И.Н. О той, кто жизнь дарует, Капитанова У.А. Сияние России).

2016 г. – Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси: сб. докл. XV обл. Рождеств. образоват. чтений, 12-13 дек. 2014 г. / Сев. Вост. гос. ун-т.- Магадан: СВГУ 2016. (Аврамова И.Н. Закон и благодать: проблема разводов, Капитанова У.А. Духовная энергия семьи (учебно-методическая разработка классного часа).

Описание актуального педагогического опыта

На уроках и во внеурочной деятельности при реализации культурологического компонента используются следующие технологии: коммуникационно-информационная,  критического мышления, проведение дискуссий, личностно развивающегося диалога; а также методы: «Карусель», «Мозговой штурм», «Дискуссия», «Погружение», «Творческие задания», «Философский стол», «Сократовская беседа», «Пять минут с искусством».

Используемые методы и технологии позволяют осознать школьникам ведущие ценностные ориентации отечественной цивилизации, приобщить новые поколения к смыслам родной культуры, развить внутренний мир детей ради утверждения ими себя деятельными субьектами сохранения отечественной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта.

Экспертное заключение

Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Последователи (если есть)

Кто и когда изучал

Дата оформления                                             Подпись авторов______________

                                                                                ________________

Рецензия

на актуальный педагогический опыт

Аврамовой Инны Николаевны

учителя истории и обществознания,

Капитановой Ульяны Александровны                                                        учителя русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 24» г. Магадана

на тему «Культурологический компонент в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности – важное условие духовно-нравственного развития учащихся»

Актуальность представленной работы обусловлена возрождением в последнее десятилетие интереса к отечественным духовным традициям и ценностям в сфере гуманитарных наук. Авторы представленного опыта предпринимают новаторскую попытку восстановить нарушенную в XX в. связь педагогики и духовной культуры, о которой К.Д. Ушинский говорил так: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая: безголовый урод и деятельность без цели…». Такой подход рассматривает важнейшие принципы нравственности, ее духовные и философские аспекты с точки зрения государство- и культурообразующей духовной традиции России – Православного Христианства. Содержание работы нацелено на воспитание нравственной личности, на формирование у школьников нравственных качеств: любви к ближнему, понятий о добре и зле, чувства долга и ответственности, патриотизма, понятия о верности, целомудрии, милосердии, великодушии, способствует целостному восприятию гуманитарных предметов в современной школе.

Особенность рассматриваемого опыта заключается с одной стороны, в изучении отечественной словесности в ее культурно-генетической связи с православной духовностью. А с другой, в изучении светской истории нашего Отечества в неразрывной связи с его духовной историей. Это обстоятельство сообщает программе мощный воспитательный потенциал. Рассматривая важнейшие основы нравственности, ее психологические, социологические и эстетические аспекты через призму христианской аксиологии, их воплощение в творчестве классиков русской литературы, а также отражение в конкретных событиях и поступках героев отечественной истории, авторы не только показывают влияние христианских идей на жизнь и культуру народов России, но и создают условия для формирования у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению. Актуализируя в сознании школьников духовные смыслы отечественной истории и культуры, интегрируя в учебно-воспитательный процесс Гимназии знания о духовной традиции, восстанавливая разорванные в отечественной педагогике XX в. звенья культуры и религиозной традиции, авторы работы приближаются к решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Работу педагогов МАОУ «Гимназия №24» Аврамовой И.Н. и Капитановой У.А. по данной теме считаем успешной, обобщенный опыт может быть рекомендован к распространению в педагогической среде.

Дата_________

Истомина М.Б, учитель начальных                         Подпись __________      

классов МАОУ «Гимназия № 30», председатель городского методического объединения учителей ОПК, Отличник общего образования, Почетный работник г. Магадана        

Рецензия

на актуальный педагогический опыт

Аврамовой Инны Николаевны

учителя истории и обществознания,

Капитановой Ульяны Александровны                                                        учителя русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 24» г. Магадана

на тему «Культурологический компонент в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности – важное условие духовно-нравственного развития учащихся»

Тема использования культурологического компонента в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, как важное условие духовно-нравственного развития учащихся в современном мире является особенно актуальной. Идет поиск эффективных моделей воспитания подрастающего поколения через различные формы и приемы, используемые в образовательном процессе. Все эти факты были учтены авторами  при выборе темы обобщения.

Работа состоит из нескольких разделов, в которых прослеживается система работы педагогов. Четко обозначены цели, задачи, направления деятельности, критерии эффективности работы учителей. 

Работа соответствует методическим требованиям по теме использования культурологического компонента в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности. 

Работу педагогов МАОУ «Гимназия №24» Аврамовой И.Н. и Капитановой У.А. по данной теме считаем успешной, обобщенный опыт может быть рекомендован к распространению в педагогической среде.

Дата_________

Орлова В.В, зам. директора МАОУ «Гимназия № 24»      Подпись __________      

М.П.

Раздел I.

Информация об опыте

  1. Условия возникновения и становления опыта

Данный опыт формировался на базе МОУ «Гимназия № 24». «Гимназия № 24» является общеобразовательным учреждением инновационного типа повышенного уровня. В школе апробируются новые общеобразовательные программы, внедряются современные педагогические технологии, осуществляется обучение иностранным языкам (английский, немецкий, французский, латинский, японский), действуют экспериментальные площадки разных уровней. В настоящее время в гимназии работает экспериментальная площадка «Интеграция основ православной культуры в образовательный процесс гимназии».

Внедрение культурологического компонента было обусловлено тем, что в XXI веке произошел невиданный разрыв между образованием и культурой. Информационная война, проникновение западной культуры на русскую почву, непрерывно отчуждали человека от фундаментальных духовных ценностей, породили миф о всемогуществе технократического разума. Образование стало рассматриваться сугубо с утилитарных позиций, а воспитанию в школах уделялось минимум внимания. Цель образования была сведена, главным образом, к освоению обучаемых знаний, формированию у него умений и навыков.

В XXI веке стало очевидным это противоречие, показывающее, что модель «человека образованного» для нашего времени оказалась отжившей. На смену ей должна прийти другая модель – «человека культуры». В свете этой модели образование сможет выполнять свою основную цель – «возделывание» личности воспитуемого, его самопроектирование, самосовершенствование, духовное взросление.

2002 год стал отправной точкой для духовно-нравственного воспитания и просвещения учащихся нашей гимназии. Это был первый опыт православного воспитания школьников в г. Магадане и Магаданской области.  Инициаторами  и идейными вдохновителями этого направления стали Ильяшенко Т.А., Тукиш В.А. и Сапецкая Е.Н., а духовным наставником и бессменным руководителем творческой группы учителей, внедряющих культурологический компонент на своих уроках, был священник Евгений Беляков.

Работа началась с введения факультативного курса «Основы национальной духовной культуры». Вначале мы задавали себе вопросы: для чего учить? чему учить? как учить? кого учить? Учить нужно для того, чтобы не пополнять ряды Иванов, не помнящих родства, ибо человек, утративший понимание своих культурно-исторических традиций,- явление не нормальное и опасное для жизнедеятельности государства. Вопрос «чему учить» тесно связан с вопросом «кого будут учить этому предмету?», т.е. о возможностях и готовностях школьника к восприятию предмета «Православная культура». Вопрос «как учить», пожалуй, на тот момент был самым сложным, т.к. методика преподавания данного предмета была еще не изучена. В своей работе мы использовали существующие программы по курсу ОПК, составляли модифицированные на основе уже имеющихся. Мы были убеждены в том, что православное культурологическое образование не подменяет, а расширяет и углубляет образовательные области.

На первоначальном этапе работы над темой опыта стало проведение диагностики по определению нравственной воспитанности учащихся 2-7 классов МОУ «Гимназия № 24» г. Магадана.

Для изучения исходного состояния сформированности нравственной воспитанности учащихся была использована методика доктора педагогических наук Г.П. Будановой «Диагностика нравственной воспитанности». По результатам диагностики оказалось, что только 5% учащихся с высоким уровнем нравственной самооценки, 55% учащихся находились на среднем уровне, 23% учащихся имели нравственную самооценку на уровне ниже среднего, 17% - низкий уровень самооценки.

В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности нравственной воспитанности учащихся определилась необходимость активизации   их духовно-нравственного воспитания.

  1. Актуальность опыта

Проблема использования культурологического компонента в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности является одним из приоритетных направлений современной школы.

Нынешнее школьное образование, через которое проходит каждый человек, есть образование информационное. Но в то же время образование есть историко-культурный феномен, процесс, результат и условия развития духовных начал каждого человека и конкретного народа. Человек образовывается в соответствии с духовными историко-культурными традициями данного народа, его идеалами и нравственными ценностями.

Педагогика есть совместный путь педагога и ученика к духовно-нравственному совершенству, это наука, изучающая объективные законы душевно-духовного развития человека. Поэтому задача современного образования – это забота о том, чтобы наши дети были богаты прежде всего благочестием, целомудрием, милосердием, чувством ответственности, долга, патриотизма.

Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения – одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, смена ценностных ориентиров привела нас к мысли о необходимости введения культурологического компонента в рамках предметов гуманитарного цикла.

Анализ методической и педагогической литературы, практический опыт внедрения культурологического компонента на уроках гуманитарного цикла в МАОУ «Гимназия № 24» показал, что духовно-нравственное воспитание учащихся  способствует приобретению культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формированию мировоззрения школьников; обеспечению самоопределения личности, созданию условий ее самореализации; воспитанию гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам; формированию патриотических чувств и сознанию граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

  1.  Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для формирования у учащихся на уроках гуманитарного цикла (через интеграцию предметов и внеурочную деятельность) таких нравственных качеств, как милосердие, сорадование, сопереживание, гуманизм, кротость, понимание, отзывчивость, любовь.

1.4. Длительность работы над опытом

Работа по разрешению противоречия между возникшими переосмысленными ценностями в современном обществе и традиционными православными ценностями была разделена на несколько этапов.

I этап - начальный (констатирующий) - сентябрь 2002 - декабрь 2002 года.

П этап - основной (формирующий) - январь 2002 - май 2012 года.

III этап - заключительный (контрольный) - сентябрь 2012 - декабрь 2016 года.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности нравственной воспитанности учащихся. На формирующем этапе была проведена апробация технологии «Интеграция в обучении» с целью формирования творческих начал в воспитуемом, его потребностей в высших духовных ценностях.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы

1.5 Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта – это единая система «урок-внеклассная работа-индивидуальная работа», выстроенная с опорой на интеграцию предметов гуманитарного цикла.

1.6. Теоретическая база опыта

Мысль о необходимости введения культурологического компонента на уроках  гуманитарного цикла возникла после обращения к трудам известного педагога  XIX века К.Д. Ушинского.

Он считал, что в основе модели образования находится триада: народность, православие, наука.

К.Д. Ушинский выдвинул целый ряд педагогических требований к религиозному воспитанию, которые и сегодня остаются верными: совместные участие учителя и священника в религиозном воспитании, соответствие религиозного воспитания возрасту ребенка, разумная включенность религиозного воспитания в другие школьные предметы.

Самая главная идея Ушинского - построение образования и воспитания всех сословий русского общества на основе народности, науки и православной веры, несущей в себе громадный потенциал религиозной, исторической, социальной, этической, эстетической, педагогической культуры русского народа. Именно это единство, по убеждению Ушинского, и должно было составить фундамент воспитания всего подрастающего поколения от крестьянского сына в самой глухой деревушки до наследника престола; воспитание, призванного связать воедино весь русский народ.

Православная церковь и ее роль в русской истории - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема взаимоотношений Русской Православной Церкви и общества во все времена представляла неугасающий интерес. Прослеживая историю нашей страны, мы видим, что Православная Церковь всегда стояла на позиции духовного формирования. Менялось общество, политика государства, но общие духовные ценности, исходящие от Русской Православной Церкви, оставались неизменными. Люди всегда пробуждались ото сна с молитвой, садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах. Нет и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви.

Изучение методической литературы, трудов и опыта работы отечественных педагогов: К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, С.А.Рачинского, В.В.Зеньковского, П.Ф.Каптерева дали почву для использовании межпредметной интеграции на уроках гуманитарного цикла.  

Межпредметная  интеграция  включает в себя синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Каждый из этих уроков ведут два и более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Межпредметная интеграция имеет следующие особенности:

  • предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах;
  • сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой;
  • включение в процесс познания всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и тактильно-двигательных), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.

Стало доброй традицией в нашей гимназии проводить православные тематические гостиные, которые объединяют учеников, родителей, педагогов. Встречи с духовными наставниками обогащают неокрепшие души наших воспитанников, а нам, учителям, дают духовную пищу для размышлений о смысле жизни, любви, терпении.

Избранная форма внеурочной деятельности – гостиная удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности. Задачи гостиной:

  • информационно–предметная – расширение гуманитарного образования;
  • деятельно–коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
  • ценностно-ориентационная – усвоение гуманистического потенциала, формирование мировоззрения;
  • духовно-нравственная – воспитание в детях чувства любви к ближнему, любви к Родине, чувства патриотизма, как важнейшей нравственной и духовной основы человека.

Гостиная — более гибкая форма работы, предполагающая свободное общение на литературном материале; наличие гостей, то есть приглашенных представителей русской православной церкви, родителей, педагогов, учащихся, творческих людей, журналистов; «живой» диалог «на равных». (см. Приложение № 1).

1.7 Новизна опыта

Новизна опыта состоит в том, что школа, Церковь, общественность города Магадана и области объединили свои усилия для защиты молодежи и передачи подрастающему поколению отечественных непреходящих духовных и культурных ценностей.

1.8 Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный педагогический опыт может быть использован при изучении предметов гуманитарного цикла во всех предметных линиях учебно- методических комплексов, а также при организации внеурочной деятельности для учащихся 5-11 классов в образовательных организациях г.Магадана и Магаданской области.

II. Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является осознание школьниками ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, приобщение новых поколений к смыслам родной культуры, развитие внутреннего мира детей ради утверждения ими себя деятельными субъектами сохранения и приумножения богатства, отечественной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта.

Достижение    планируемых    результатов    предполагает решение следующих задач:

  • служение своему Отечеству и народу;
  • усвоение моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории;
  • сохранение и приумножение нравственных и научных ценностей общества;
  • гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желание заботиться о ближнем, укрепление семейных уз, любви к детям и уважение к старшим.


Внедрение культурологического компонента на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности предполагают использование следующих методов и приемов, форм организации работы:

Методы реализации:

  1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, иллюстрирование библейских сюжетов).

2. Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).

3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Формы работы с детьми:

– Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы нравственного и духовного содержания.
– Творческая художественная деятельность детей: рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.
– Проведение праздников и мероприятий.
– Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
– Исследовательская деятельность учащихся.
– Экскурсии.
– Организация выставок.
– Тематические и творческие вечера, Православные гостиные.
– Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Формы работы с родителями:

– Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
– Лекторий для родителей.
– Вечера вопросов и ответов.
– Выставки, конкурсы.
– Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
– Совместно организованные с родителями праздники, Православные гостиные.

Предполагаемый результат:

– Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
– Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
– Потребность к сопереживанию.

– Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.

– Приобщение к опыту православной культуры.

– Деятельное отношение к труду.

– Ответственность за свои дела и поступки.

Реализация культурологического компонента на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности предполагает использование следующих педагогических технологий и их методов.

Технология критического мышления. Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиска ее решения. Основы методики включает в себя три стадии. Это стадии вызова, осмысления и размышления.

Первая стадия актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием «мозгового штурма», наработка различных версий в отношении изучаемого материала. На основе имеющихся знаний, учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия – осмысление нового материала. Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко: это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также речь учителя, видеоматериалы. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц.

Третья стадия – размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание исторического сочинения, эссе, фиксация распространенного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составление схемы.

Технология проведения дискуссии. Цель технологии: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры. Дискуссия – это возможность развивать умение слушать, говорить по очереди, воспитывать толерантность. Чтобы дискуссия была откровенной, важно создать в классе атмосферу доверия и взаимного уважения.

Технология личностно развивающегося диалога. Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем.

Диалог как личностноразвивающая технология предполагает некие границы деятельности педагога, в которых содержание и процесс учебно-воспитательной работы выстроены с ориентацией на цель – становление личности. Диалог здесь выступает в качестве многомерного явления: форма, содержание и метод. Единицей измерения становится диалогическая ситуация.

Педагогические технологии, применяемые на различных этапах учебного занятия являются составляющими алгоритма учебной деятельности школьников (см. Таблицу).

Этапы урока

Используемые техники (приёмы)

Описание

Проверка выполнения домашнего задания

«Фасолины»

При предварительной подготовке к уроку учащимся необходимо прочитать текст художественного произведения, в котором описана ситуация нравственного выбора. Ученикам предлагается сделать свой выбор на основе прочитанного произведения. Свой выбор они должны аргументировать. А для этого положить на чашу весов фасолину.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе

 «Философский стол»

Учитель начинает урок с чтения под музыку притчи. После прослушивания притчи учащимся предлагается поразмышлять над философскими  вопросами, исходя из их жизненного опыта.

Изучение новых знаний и способов действий

«Мозговой штурм»

Учащимся задаются проблемные вопросы по теме урока. Ответы на которые они формулируют самостоятельно. В ходе «мозгового штурма» ученики отрабатывают понятийный аппарат по теме урока, обращаются за помощью к словарям.

Первичная

проверка

понимания

изученного

 «Погружение», «Пять минут с искусством»

Ученикам предлагается погрузиться в историческую эпоху через работу с историческими источниками, отрывками из летописей, документами и другими материалами, помогающими соприкоснуться с традициями, обычаями, нравственными, непреходящими ценностями того времени.

Применение знаний и способов действий

«Карусель», «Творческие задания»

Используется при работе в группе. Каждой группе предлагается ряд вопросов к тексту художественного произведения. Этот метод вовлекает всех учащихся в дискуссию, дает возможность каждой группе поделиться своими идеями.

Систематизация

знаний и способов

действий

«Творческие задания», «Синквейн»

Учащимся даются такие учебные задания, которые требуют от них не просто воспроизводство информации, а творчества, поскольку задания содержать больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько «правильных ответов».

Выбор представленных средств соответствует поставленным образовательным целям. Под средствами авторы опыта подразумевают различные виды деятельности и совокупность   предметов   и   произведений   материальной   и  духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы  (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная   литература,  произведения  изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления и т. п.).

Преобладающими видами деятельности в реализации культурологического компонента на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности являются:

  • поисковая деятельность, которая предусматривает включение в учебно-воспитательную работу на уроке механизмов аналитико-синтетической деятельности учащихся. Учебное познание строится как система задач, учитель организует учебно-познавательную деятельность учащихся по следующему алгоритму:

1) осознание проблемности предъявляемой задачи;

2) нахождение личностно-значимых способов разрешения проблемной ситуации;

3) анализ проблемной ситуации;

4) вычленение новых проблем и постановка новых задач;

  • исследовательская деятельность как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем по следующим этапам:
  • наблюдение и изучение исторических фактов и явлений;
  • выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;
  • выдвижение гипотез;
  • построение плана исследования;
  • осуществление плана исследования;
  • практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
  • проектная деятельность, обеспечивающая самостоятельное получение результата в специально организованных учителем условиях дифференциации образовательного пространства;
  • организация самостоятельной деятельности по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и направляется им. Автор опыта практикует следующие формы организации самостоятельной деятельности:

а) индивидуализированную (ученик выполняет по указанию учителя самостоятельное задание, учитывающее его учебные возможности, с этой целью применяются специально        разработанные        карточки;        

б) индивидуализировано-групповую, когда учитель специально уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно.

Средства обучения

  • Раздаточный материал:

- тексты художественных произведений, исторических документов;

- толковые и исторические словари;

  • медиа-ресурсы и электронные учебники по ОПК, литературе, истории, МХК, обществознанию;
  • коллекция творческих работ учащихся, которая постоянно пополняется оригинальными сочинениями;
  • «Картинная галерея» - сменная выставка, к примеру, детских рисунков.

Технология применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами, частично представлена в разработках уроков (см. Приложение № 2).

III. Результативность опыта

Важную функцию в образовательном пространстве гимназии выполняет культурологический компонент, реализуемый через интеграцию факультатива «Основы православной культуры» с учебными предметами гуманитарного цикла.  Особенное значение культурологический компонент  имеет для углубления литературного образования, способствует полноценному  восприятию духовно - нравственных ценностей через   изучение культуры и истории Древней Руси, отражённой в произведениях, ставших литературными памятниками.

 Капитанова Ульяна Александровна и Аврамова Инна Николаевна входили в состав творческой группы по реализации программы опытно - экспериментальной работы «Интеграция православной культуры в учебно- воспитательный процесс школы» 2007-2012 гг. (городская экспериментальная площадка). Научные руководители программы -  Кудина О.Н., к.п.н, доцент кафедры алгебры и геометрии СВГУ, зам. декана факультета естественных наук и математики по воспитательной работе; Чурсина Э.А., к.п.н, доцент кафедры педагогики СВГУ.

Ульяна Александровна и Инна Николаевна на протяжении семи лет  принимают активное участие в Рождественских образовательных чтениях. Их доклады, основанные на опыте педагогической деятельности по духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения, роли семьи и школы  в этом процессе, вызывают живой интерес у слушателей (см. Приложение № 3).

  С целью пропаганды педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию учащихся проводят открытые уроки для учителей города и области, на них присутствуют коллеги-единомышленники, родители, священнослужители. Давая отзыв на один из таких уроков «Чтобы в человеке человеческое торжествовало», коллеги отметили высокий профессионализм Ульяны Александровны и Инны Николаевны,  мастерство, умение создавать духовное поле урока.

Произведения, анализируемые на занятиях, рассматриваются в контексте мировой литературы. Объяснение нового материала происходит с привлечением картин известных художников. Методическая база уроков работы способствует глубокому осмыслению  обсуждаемых нравственных проблем. Создаётся особая атмосфера совместного поиска ответов на нелёгкие вопросы, которая оказывает положительное эмоциональное воздействие на душу ребёнка. Возникают особые ниточки, связывающие учителя и ученика. Современная концепция  содержания обучения литературе и истории в школе отводит значительную роль формированию коммуникативной компетенции школьников, связанной  с овладением всеми видами  речевой деятельности, а также культурой устной  и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных  сферах общения. Понимая важность данной компетенции для общекультурной подготовки  подростков и юношества, Ульяна Александровна и Инна Николаевна ведут целенаправленную работу для включения своих учеников в различные виды деятельности по её формированию. Один из них - творческие работы. Для повышения мотивации к творческой деятельности, популяризации лучших творческих работ учащихся в 2008 году ими был издан альманах лучших творческих работ с целью  -  пропаганды  опыта работы по совершенствованию речевых компетенций и навыков учащихся.

Процесс работы над повышением речевой культуры учащихся  требует высокого методического мастерства учителя, поэтому параллельно с ним идёт напряжённый процесс самообразования: изучение теоретической и методической литературы, апробирование педагогического опыта, использование проблемно - поисковых методов обучения, освоение новых педагогических технологий.

В сентябре 2007 года Ульяна Александровна провела открытый урок  «Житие Бориса и Глеба. Тема святости в русской культуре». Урок был признан лучшим и рекомендован на проходивший с 17 по 23 ноября 2007 года второй Всероссийский конкурс педагогического мастерства  «Мой лучший урок», проходивший в г. Москве,  посвящённый 175-летию Д.И. Менделеева. Организаторами конкурса являлись Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Российское химическое общество им. Д. И. Менделеева, Российский химико-технологический  университет им. Д.И. Менделеева, НО «Благотворительный фонд наследия Менделеева», Центр «Педагогический поиск», редакция «Учительской газеты».

 В первом заочном этапе конкурса приняли участие 400 учителей из различных регионов России, в финале - 200 человек. Ульяна Александровна одна из финалистов.

 Она успешно представила свой урок и награждена Грамотой за активное участие (см. Приложение № 4).

В 2012 году в рамках Года российской истории учителя Капитанова У.А, Аврамова И.Н. приняли участие в фестивале открытых уроков и внеклассных мероприятий «Великая история великой России», где заняли первое место в одной из номинаций.

    Участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня позволило учителям выйти на новый педагогический уровень. Лучшие методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, открытий были опубликованы в информационно-аналитическом вестнике «Образование в Магаданской области», в сборниках докладов областных Рождественских образовательных чтений и других средствах массовой информации. (см. Приложение № 5).

В 2014 году учителя, Аврамова И.Н. и Капитанова У.А., заочно приняли участие в Международной научно-практической конференции в г. Смоленске «Создание условий для социокультурного и медиакультурного развития личности обучающихся при реализации новых форм внеурочной деятельности» (см. Приложение № 6).

В 2015 году учителя, Аврамова И.Н. и Капитанова У.А., стали дипломантами X Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» на региональном уровне и награждены Благодарственным письмом Амурской епархии.

В 2016 году учителя, Аврамова И.Н. и Капитанова У.А., стали дипломантами XI Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» на региональном уровне.

В 2016 году учителя, Аврамова И.Н. и Капитанова У.А., стали победителями регионального конкурса лучших мероприятий патриотической направленности в категории «Информационно-просветительские мероприятия» - «Православная гостиная «Воспитание сердца» (см. Приложение № 7).

Одним из результатов подвижнической деятельности авторов опыта является участие детей в олимпиадах, Пасхальных ученических чтениях.

Так, за период с 2011 по 2016 год в предметных олимпиадах по литературе, русскому языку, истории, обществознанию, ОПК на муниципальном и региональном уровнях стали: победителями – 24 человек, призерами – 34 (см. Приложение № 8).

В 2013 году ученица 10-Б класса Высочина Анастасия стала победителем Общероссийской олимпиады по ОПК. А 2014 году ученица 9-А класса Мурашкина София стала призером Общероссийской олимпиады по ОПК (см. Приложение № 9).

Ежегодно наши воспитанники принимают активное участие в школьной научно-практической конференции по ОПК, где становятся победителями и призерами. Количество участников секции «Культурология» растет из года в год, что свидетельствует о повышенном интересе учащихся к истории,  православной культуре и литературе русского народа.

В 2014 году ученица 10-Б класса Гринько Дарья стала призером Всероссийского конкурса творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С.Лихачева и современность» по теме «Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни…»  (Приложение № 10).

Уровень воспитанности учащихся в классах, где проводится курс ОПК значительно выше (на 40%) (Приложение № 11).

Библиографический список

1. Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2011.

2. Айрапетова В.В. Н.О. Лосский о морали и духовно-нравственном развитии личности. - Пятигорск: ПГЛУ, 2011.

3. Аллагулов А.М. Проблема нравственного воспитания личности школьника в современных образовательных учреждениях: (В контексте идей В.А. Сухомлинского) // Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии, качество. - Оренбург: Изд-во ОГПУ. - 2013.

4. Богданова О.С., Черникова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. – М.: Просвещение, 2008.

5. Власова Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика – 2006. - №10.

6. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.: Педагогика, 2008.

7. Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011.

8. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 2007.

9. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Избр. Пед. Соч. Т.2., М., 1977.

10. Юдина П. Культурные истоки духовной традиции в отечественной педагогике. Проблемы духовно-нравственного образования: материалы краевой научно-практической конференции / под ред. к. пс. н. доцента Т.В. Ермолаевой. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2013.

Ректору

МОГАУ ДПО «ИПК ПК»

Лиходед Ю. Р.

ЗАЯВКА

МАОУ «Гимназия № 24» направляет в ваш адрес заявку для изучения, обобщения и диссеминации актуального педагогического опыта на региональном уровне педагогических и руководящих работников образовательных организаций в 2016 году Аврамовой И.Н., Капитановой У.А.

Руководитель

МАОУ «Гимназия № 24»                      подпись____________ (_______________)

Аврамова Инна Николаевна, Капитанова Ульяна Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«« Интегративный подход в преподавании предмета гуманитарного цикла - Мировая художественная культура »

рассматриваются вопросы : Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК. 1.2. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла. 1.3. Пути становления Миро...

Роль интерактивного оборудования в преподавании предметов гуманитарного цикла

ИспользованиеИКТ на уроках казахского языка и казахской литературыКабдыева Асель Бахыткириевна учитель казахского языка и литературы...

Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной работе

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.  Речь идет об искусстве организации исследовательской работы обучающихся с ...

Технология критического мышления в преподавании предметов гуманитарного цикла

«Развитие  критического мышления учащихся через  организацию их  деятельности по работе  над  учебными вопросами». Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по ег...

Уроки истории как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности в контексте духовно-нравственного развития учащихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Учебный процесс тесно связан с нрав...