Технология критического мышления в преподавании предметов гуманитарного цикла
статья ( класс) по теме

Копкова Екатерина Владимировна

«Развитие  критического мышления учащихся через  организацию их  деятельности по работе  над  учебными вопросами».

 

Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по его ответам.
                                                                                   (Гастон де Левис)

 

 

 

 

Сегодня  очень часто говорим о формирование тех или иных  компетенций. Структура компетенций сложна и включает в себя не только традиционные знания и умения, но и ситуационный компонент (готовность человека на основе ранее полученного опыта мобилизовать необходимые знания и умения  в конкретной ситуации).Наиболее универсальные компетенции, необходимые человеку как в профессиональной так и во в непрофессиональной сфере (готовность к решению проблем, к конструктивной коммуникации, к сотрудничеству с себе подобными и т.д)

  Главной целью обучения истории является формирование социально-развитой активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры, личности самостоятельной и творческой. До сих пор у нас преобладает текущая проверка знаний, выявляющая, главным образом, запоминание материала. Она, безусловно, нужна, и нельзя умалять ее значение. Но ее преобладание не оправдано. Совершенно необходима и другая проверка – активно развивающая учащихся и формирующая их самостоятельность.

 

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Преподавание социально –гуманитарных дисциплин не возможно без  использования новых  педагогических  технологий. Их бесконечное  множество Одной из таких технологий является технология критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие  критического мышления учащихся через  организацию их  деятельности по работе  над  учебными вопросами».

Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по его ответам.
                                                                                  (Гастон де Левис)

Слайд 2 -5.

Сегодня  очень часто говорим о формирование тех или иных  компетенций. Структура компетенций сложна и включает в себя не только традиционные знания и умения, но и ситуационный компонент (готовность человека на основе ранее полученного опыта мобилизовать необходимые знания и умения  в конкретной ситуации).Наиболее универсальные компетенции, необходимые человеку как в профессиональной так и во в непрофессиональной сфере (готовность к решению проблем, к конструктивной коммуникации, к сотрудничеству с себе подобными и т.д)

  Главной целью обучения истории является формирование социально-развитой активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры, личности самостоятельной и творческой. До сих пор у нас преобладает текущая проверка знаний, выявляющая, главным образом, запоминание материала. Она, безусловно, нужна, и нельзя умалять ее значение. Но ее преобладание не оправдано. Совершенно необходима и другая проверка – активно развивающая учащихся и формирующая их самостоятельность.

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Преподавание социально –гуманитарных дисциплин не возможно без  использования новых  педагогических  технологий. Их бесконечное  множество Одной из таких технологий является технология критического мышления.

Слайд.7 - 8

Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается умение творчески работать с источниками информации для самостоятельного получения знаний

Технология фокусирует внимание учащихся на проблемах и нахождении способов их решения.

Центром внимания является ученик, а не проходимая тема и набор знаний по ней

Основные  стадии урока организуемого в технологии КМ

Слайд 11 - 20
1.Вызов.

  • Активизирует слабых  и сильных, настраивает на  восприятие материала через моболизацию собственного жизненнго опыта.

«Что вы знаете о..

  • Введение  в тему
  • Введение  в курс
  • Введение в урок

Включение учащихся  в деятельность по наработке понятия «вопрос».

  • формулирования учащимися собственных представлений понятия «вопрос»;
    - сопоставление полученного понятия с примерами понятий, имеющихся в научных разработках.

Создание условий для осмысления учащимися разнообразных  видов  вопросов

  • индивидуальное  формулирование вопросов и предъявлению  их классу;
    - первичная классификация вопросв самими учащимися;
    - сопоставление полученных данных с классификацией вопросов на основе памятки.

2. «Осмысление».

  • -особенность данного этапа является возможность увязать новые понятия, идеи с уже имеющимся знаниям, за счёт постановки репродуктивных вопросов;
  • - анализ и усвоение информации продолжается при формулировке продуктивных вопросов и ответов к ним.

Включение учащихся в деятельность по формулировке

  • РЕПРОДУКТИВНЫХ ВОПРОСОВ

*Чтение текста учащимися

*Индивидуальное формулирование учащимися репродуктивных вопросов к тексту

*Организация деятельности по предъявлению вопросов

*Формулировка ответов на поставленные вопросы.

  • ПРОДУКТИВНЫХ ВОПРОСОВ

*Ознакомление учащихся с памяткой по выполнению мыслительных действий

*Чтение того же текста и индивидуальное формулирование вопросов, более высокого уровня сложности (на анализ, на выделение сущности, на обобщение, на прогнозирование …)

*Организация деятельности учащихся по предъявлению вопросов по вариантам

*Оценка учащимися представленных вопросов.

*Организация корректировки вопросов.

*Оформление ответов на поставленные вопросы.

3. «Рефлексия».

  • Стадия предполагает использование учениками полученных навыков производить анализ информации, на его  основе задавать вопросы, корректировать их, выносить оценочные суждения в нестандартных ситуациях.
    !Акцент на анализе конкретных жизненных ситуаций.

Организация деятельности ученика

Включение учащихся в анализ авторской позиции отвечающего ученика по изучаемому материалу во время индивидуальной,
групповой работы, ролевых и деловых игр, разбор ситуативных задач на основе памятки

Приём развития критического мышления учащихся предполагает

  • последовательное включение их в мыслительную деятельность, следование по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения ими мыслительными операциями

Роль  учителя, на мой взгляд, состоит  в том, что бы  помогая ученику взбираться на  вершину  успеха, не  тянуть его за  руку, а  идти,  рядом преодолевая  совместно  все  препятствия  и трудности. Очень  важно создать  условия  для  реализации  способностей  ученика, не  указать  проторенный  путь  познания,  а помочь  найти свою, пусть даже  узенькую  и труднопроходимую  тропу. Сотрудничество  ученика  и  учителя – это совместное  развитие, это  совместные поиск   ответов  на  вопросы, совместная  социализация учителя и ученика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие критического мышления учащихся через организацию их деятельности по работе над учебными вопросами». Копкова Е.В. – учитель истории и обществознания

Слайд 2

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”. Эдисон

Слайд 3

конкурентоспособность готовность к практической деятельности вооруженность знаниями вселяет чувство оптимизма и перспективы средство формирования жизненного успеха важнейший капитал ЗНАНИЯ

Слайд 4

УЧИТЕЛЬ интеллект общенаучные знания деятельностная личность способность к самосовершенствованию коммуникативные способности быть открытым к новому ЛИЧНОСТЬ

Слайд 5

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология критического мышления .

Слайд 6

Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается умение творчески работать с источниками информации для самостоятельного получения знаний.

Слайд 7

Технология фокусирует внимание учащихся на проблемах и нахождении способов их решения.

Слайд 8

Центром внимания является ученик, а не проходимая тема и набор знаний по ней

Слайд 9

Основные стадии урока организуемого в технологии КМ

Слайд 10

l .«ВЫЗОВ» Активизирует слабых и сильных,настраивает на восприятие материала через моболизацию собственного жизненнго опыта.

Слайд 11

«Что вы знаете о…» Введение в тему Введение в курс Введение в урок

Слайд 12

Включение учащихся в деятельность по наработке понятия «вопрос». ?

Слайд 13

Включение учащихся в деятельность по наработке понятия «вопрос». - формулирования учащимися собственных представлений понятия «вопрос»; - сопоставление полученного понятия с примерами понятий, имеющихся в научных разработках.

Слайд 14

«Вопрос» - это.. Обращение, требующее ответа; То или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка) Вопрос — форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть узнать какую-то информацию.

Слайд 15

Создание условий для осмысления учащимися разнообразных видов вопросов - индивидуальное формулирование вопросов и предъявлению их классу; - первичная классификация вопросв самими учащимися; - сопоставление полученных данных с классификацией вопросов на основе памятки.

Слайд 16

РЕПРОДУКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ 1.Какие события описываются, (в статье, рассказе, документе..)? 2. Что называют …? (при условии что в тексте было определение слова). 3.перечислите основных участников событий. 4.Назовите этапы события 5.Назовите действия участников ситуации.

Слайд 17

ПРОДУКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ 1.Вопросы на анализ а) В чём причины? б) Каковы последствия? в) Что послужило толчком к событиям? 2.Вопросы на обобщение а) Каковы итоги? б) Какой вывод можно сделать? в) Дайте общую оценку. 3.Вопросы на прогнозирование Как вы думаете, что будет, если…? 4.Проектные вопросы( вопросы на синтез информации) а) Что можно было бы сделать, чтобы ситуация не стала столь запутанной? б) Предложите свои пути выхода из кризиса, из создавшейся проблемы. 5.Вопросы на выделение сущности. а) Что составляет основу? б) В чём смысл ситуации? в) Какова главная идея (мысль)? 6.Вопросы на обоснование позиции, идеи а) Почему вы считаете, что…? б) Чем вы можете доказать? в) Приведите аргументы, подтверждающие… г) Обоснуйте свою позицию.

Слайд 18

ll . «ОСМЫСЛЕНИЕ» -особенность данного этапа является возможность увязать новые понятия, идеи с уже имеющимся знаниям, за счёт постановки репродуктивных вопросов; - анализ и усвоение информации продолжается при формулировке продуктивных вопросов и ответов к ним.

Слайд 19

Включение учащихся в деятельность по формулировке РЕПРОДУКТИВНЫХ ВОПРОСОВ * Чтение текста учащимися *Индивидуальное формулирование учащимися репродуктивных вопросов к тексту *Организация деятельности по предъявлению вопросов *Формулировка ответов на поставленные вопросы. ПРОДУКТИВНЫХ ВОПРОСОВ *Ознакомление учащихся с памяткой по выполнению мыслительных действий *Чтение того же текста и индивидуальное формулирование вопросов, более высокого уровня сложности (на анализ, на выделение сущности, на обобщение, на прогнозирование …) *Организация деятельности учащихся по предъявлению вопросов по вариантам *Оценка учащимися представленных вопросов. *Организация корректировки вопросов. *Оформление ответов на поставленные вопросы.

Слайд 20

lll . «РЕФЛЕКСИЯ» Стадия предполагает использование учениками полученных навыков производить анализ информации, на его основе задавать вопросы, корректировать их, выносить оценочные суждения в нестандартных ситуациях. !Акцент на анализе конкретных жизненных ситуаций.

Слайд 21

Организация деятельности ученика Включение учащихся в анализ авторской позиции отвечающего ученика по изучаемому материалу во время индивидуальной, групповой работы, ролевых и деловых игр, разбор ситуативных задач на основе памятки

Слайд 22

Приём развития критического мышления учащихся предполагает последовательное включение их в мыслительную деятельность, следование по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения ими мыслительными операциями

Слайд 23

ОБ уме человека легче судить по его вопросам, чем по его ответам. (Гастон де Левис)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«« Интегративный подход в преподавании предмета гуманитарного цикла - Мировая художественная культура »

рассматриваются вопросы : Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК. 1.2. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла. 1.3. Пути становления Миро...

Роль интерактивного оборудования в преподавании предметов гуманитарного цикла

ИспользованиеИКТ на уроках казахского языка и казахской литературыКабдыева Асель Бахыткириевна учитель казахского языка и литературы...

Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

Использование интерактивной доски в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Данная работа знакомит с применением ИД SMART Board на уроках гуманитарного цикла, использованием новых возможностей, позволяющих усилить мотивацию учения и учитывать индивидуальные особенности учащих...

Интегрированный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла

Интегрированный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла...

Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла

Обобщение опыта по теме "Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла"...