"Расписные прянички"
материал (5 класс)

Ваненкова Людмила Анатольевна

Цель : сформировать представление о видах обрядового печенья, научить расписывать пряники, знакомить с пряничным искусством на Руси, знакомить с русскими обычаями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspisnye_pryanichki_2.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Расписные прянички»

Цель : сформировать представление о видах обрядового печенья, научить расписывать пряники, знакомить с пряничным искусством на Руси, знакомить с русскими обычаями

Задачи:

Образовательная: познакомить участников с видами обрядового печенья и научиться расписывать пряники.

Развивающая: развивать и формировать навыки учебной деятельности обучающихся через изучение традиций и обычаев.

Воспитательная: возбудить интерес к традициям русского народа,

Ожидаемые результаты: практическое освоение участниками навыков в рамках транслируемого опыта;

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная и коллективная.

Методы: информационный (словесный), иллюстративный.

Оборудование и материалы: Видео презентация «Пряники», вырезные пряники, принадлежности для росписи пряников: одноразовые полиэтиленовые пакетики с глазурью, тарелки, салфетки, пряники, эскизы расписных пряников.

Ход занятия

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку и усвоению нового материала

2. Сообщение нового материала.

3. Целеполагание.

4. Самостоятельная работа . Закрепление нового материала.

5. Анализ работ и подведение итогов.

Информационная часть.

Пряники русские,

Сладкие, мятные,

К чаю ароматному

Угощенье знатное.

Педагог: Сегодня мы с вами собрались, чтобы побывать в «Пряничной стране», познакомиться с историей изготовления пряников, самим попробовать себя в качестве мастеров. Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и трудом. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники.

Слово «пряник» происходит от слова «пряность». У вас на столах находятся пакетики, прочитайте, что на них написано, понюхайте эти вещества. При замесе пряничного теста обязательно используются эти ароматные продукты.

Такие пряники очень популярны в Архангельской области и называются там козулями. Они считаются одним из символов Поморья и носят обрядовый характер. Архангелогородцы и по сей день не представляют себе без козуль ни одного праздника ни Нового года, ни Рождества, ни Пасхи, ни других знаменательных дат. На Поморье говаривают: «Без козули и праздник не в праздник». Их ставили на видное место – в красный угол, на полку с посудой или в буфет, ими украшали ёлку. Как и другим изделиям из теста им приписывали магические свойства. Ещё в 20-30 годы прошлого века девушки одаривали козулями своих парней на новогодних вечеринках. К этим дням они готовили самое нарядное печенье, состязаясь друг с другом в мастерстве его украшения. В старину роспись козуль носила обрядовый характер. Сегодня архангельские козули – это красивый, ароматный съедобный сувенир, отличный подарок к любому празднику или юбилею.
Козуля – это попросту пряник. Правда, пряник очень не простой и очень нарядный, в отличие от других русских пряников.

В нашей стране пряники делятся по способу производства – печатный, вырезной и лепной; а также – по месту производства – тульский, вяземский, городецкий. Но лишь поморский пряник – козуля – имеет собственное имя. К тому же, козулю можно смело отнести к лепным пряникам, которые являются самым древним видом пряников. Правда, в последние пару столетий козули вырезают с помощью специальных форм, но всё-таки, классическая козуля – лепная.

Печенье вырезается из пластины раскатанного теста ножом или при помощи специальных металлических форм

Начинали делать тесто не позже 22-25 декабря, т. к. его необходимо было выдержать на холоде. У каждой хозяйки был свой рецепт, который держался в секрете. После выпечки пряник раскрашивают разноцветной сахарной глазурью, которая готовится из сахарной пудры, яичного белка и красителей. Традиционно использовалась глазурь белого и розового цветов – палитра северной природы: цвет снега и неяркого солнца. Для приготовления глазури розового цвета использовали, например, сок брусники.

А теперь скажите, какими узорами украшены эти пряники?

Ученики: Эти узоры состоят из разных линий (прямых, волнистых, ломаных), точек, капелек, сеточек.

Педагог: Мастерица раньше расписывала пряники специальной палочкой. Сейчас для этой цели используют кулинарные кулечки. Присыпка сахарным песком по еще не застывшей глазури создает эффект сверкающего морозного инея.

Педагог: Необходимо придумать узор, которым вы украсите свои пряники и расписать их (Целеполагание).

Главное условие при кулинарных работах – это соблюдение санитарно-гигиенических правил. Чтобы не получить отравление или кишечное заболевание, необходимо тщательно вымыть руки с мылом (перед уроком дети вымыли руки).

Сейчас наш урок превращается в мастерскую «Северная роспись», где для росписи будут использоваться только традиционные цвета глазури. В современной технологии росписи используются кондитерские посыпки, украшения из сахарной пудры, гелевые карандаши, сделанные из сиропа.

Первый пряник я распишу сама. Подойдите ко мне и посмотрите, как это делается.

Используются 3 приёма: обводка пряника выполняется глазурью волнистой линией, чтобы подчеркнуть силуэт, затем прямой линией делается графическая прорисовка деталей, общая поверхность заполняется узором из точек, капелек, сеточек, крестиков, волнистых линий.

Возможно использование кондитерских украшений и гелевых карандашей.

Если вы испачкаете руки глазурью, можно вымыть их или вытереть салфеткой, которая у вас на столе. У вас на столах печенье, которое мы будем расписывать. Ваша задача, как можно красивей и оригинальней расписать пряники. Вы можете придумать узор, которым украсите свои пряники, а мы в конце урока оценим ваши работы и посмотрим, у кого получился самый красивый пряник.

Закрепление нового материала:

1. Какие виды пряников по способу изготовления вы узнали?

2. Почему используют белый и розовый цвет глазури? ( Северная палитра красок - много снега и мало солнца)

Какие пословицы вы знаете о пряниках? Как их понимаете?

«Воспитание кнутом и пряником»

«Без работы пряников не купишь»

«Ломается как пряник»

«И пряником не заманишь»

Подведение итогов занятия:

Отметить лучшие работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по предмету ""Товароведение пищевых продуктов" по теме "Пряные овощи"

Дана классификация, химичекий состав и кулинарное использование....

Античная расписная керамика

АНТИЧНАЯ РАСПИСНАЯ КЕРАМИКА.  ЦЕЛИ: познакомить обучающихся с произведениями античного искусства гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи; учи...

АНТИЧНАЯ РАСПИСНАЯ КЕРАМИКА

Цели и задачи: Выполнение эскиза декоративной плитки, тарелки или вазы по мотивам греческой вазописи. Овладение приемами чернофигурного стиля росписи. Формирование навыка декоративного рисования с...

Презентация урока ИЗО в 7 классе по теме "Античная расписная керамика"

Цветовое решение работы "Античная расписная керамика"...

Исследовательская работа "Пряная азбука"

Пряности играют огромную роль в жизни людей уже много-много столетий и даже тысячелетий. Они тесно связаны с политикой, любовью, религией, здоровьем и суевериями.Примечательно то, что пряные травы чел...

Презентация "Пряные культуры", 10 класс, биология

В презентации рассматриваются основыне представители пряных культур, их биологические особенности и использование...