Технологическая карта внеурочного занятия "Образ учителя вчера, сегодня и завтра"
методическая разработка (10 класс)

Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна

Предмет: Внеурочное занятие, интеграция русского языка, информатики и спецкурса.

Тема: Образ учителя вчера, сегодня и завтра.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Класс: 10 А

Учитель: Гайнутдинова Г.З.

Предмет: Внеурочное занятие, интеграция русского языка, информатики и спецкурса.

Тема урока: Образ учителя вчера, сегодня и завтра.

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД):

Личностные:

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств;

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками;

- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.

Регулятивные: - организовать работу учащихся в группах;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.

Познавательные:

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

Коммуникативные: при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Образовательные технологии: технология критического мышления, информационные технологии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, приёмы технологии развития критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, интерактивные задания.

I этап. Организационный.

Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на внеурочном занятии.

Все вы когда-либо играли в ассоциации. Давайте вспомним условия игры. Я называю слово, а вы продолжаете цепочку ассоциаций. Например, к слову «мороженое» можно предложить следующие варианты ассоциаций: радость, беззаботность, вкусное, сладкое, детство …

Итак, составим цепочку ассоциаций к слову «учитель». (ученики предлагают свою цепочку ассоциаций: добрый, умный, справедливый, нужный, преданный и надёжный друг, тактичный, понимающий).

Несомненно, каждый из вас прав, радует, что со словом «учитель» у всех вас чаще связаны самые трепетные воспоминания: первый учитель, любимый учитель, самый справедливый учитель...

         Сегодня мы поговорим о нашем видении профессии педагога. Надеемся, что это поможет вам определиться с выбором профессии.

II этап. Актуализация субъективного опыта учащихся.

Ассоциация молодых учителей России обратилась в Союз кинематографистов с просьбой перестать очернять в сериалах и фильмах образ учителя. По мнению заместителя председателя Ассоциации молодых учителей Максима Давыдова, результатом дискредитации педагогов на экране стало нежелание молодого поколения выбирать эту профессию. Для того чтобы убедиться в обоснованности требований учителей к телеканалам, посмотрим видеоролик. 

Видеоролик

После просмотра подобных фильмов один известный педагог сказал, что ему стало совестно за звание Народный учитель РФ.

Я ознакомилась с некоторой информацией о современных режиссерах, говорящих, что они показывают реальную картину школы. Так вот некоторые из них получали семейное образование и традиционную школу не посещали.

Вопрос: - Я хотела бы спросить у вас, ребята, как вы относитесь к образу таких педагогов, которых мы увидели в видеоролике? Что вы думаете о внешнем виде, речи, манерах поведения так называемых экранных учителей?

Вопрос: - Вы согласны с тем, что современный учитель такой? Или у вас другое представление?

Посмотрим еще один собирательный видеоролик. Это нарезки из фильмов конца 20 века.

Мы видим, что школа показана в этих фильмах как специфическое место, где происходит взаимный воспитательный процесс, сложный духовный рост и учителя, и его подопечных, где реализуются лучшие принципы гуманистической педагогики. 

Вопрос: - Симпатичны ли вам образы этих экранных педагогов? Почему?

Вопрос: - Одни ругают советскую школу, другие гордятся ею. Намного ли отличаются ваши представления об учителях?

Вопрос: - Ребята, как вы думаете, важен ли эстетический идеал учителя, воплощённый в советском кинематографе? Актуален ли он сегодня?

Вопрос: - Считаете ли вы, что у учителя особая роль и особый статус?

Вопрос: - Вы ученики, 6 дней в неделю 10-ый год видите пред собой учителей. Все они разные. Что вы можете в целом сказать о собирательном образе учителя нашей гимназии? Какие мы?

- Попробуем создать портрет современного учителя. Ребята, каким должен быть современный учитель, с вашей точки зрения? (работа с залом: стройный, умный, понимающий, отпускающий с урока на 10 минут раньше, друг, с юмором… )       

Неплохой получился портрет. Тогда почему выпускники школ не рвутся в учителя, с чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, разделимся на скептиков и оптимистов.

Итак, скептики, что не привлекает в профессии учителя…(низкая зарплата, не престижная, нет возможности карьерного роста).

 А теперь, что скажут оптимисты, что вас привлекает в учительской профессии? (уважение и любовь учеников, возможность постоянно учиться самим, творческая работа…).

Специалисты говорят, что работа учителя требует универсальных   способностей   и умений. Учитель должен в какой-то мере быть врачом, психологом, социологом, дипломатом и даже артистом, да еще много кем…, ведь к каким только трюкам учителя не прибегают, чтобы удержать внимание детей на уроке.

Я предлагаю, попробовать, проверить себя, имеете ли так называемые универсальные способности. Представьте такую ситуацию: Класс пришёл на урок после урока музыки, где учились отбивать ритм. Все ребята весело барабанят по столу. Как вы утихомирите весельчаков? (Тренинг с залом).

 Вот видите, как непросто порой бывает … Мне кажется, что учитель - это искусство, труд не менее творческий, чем труд художника или композитора, но более тяжелый и ответственный. Он воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к окружающим. Наверно справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель - в мыслях и поступках людей.

III этап. Работа с текстом. Фрагмент рассказа Юрия Нагибина «Зимний дуб» (1953 год).

Ученики читают фрагмент рассказа.

«Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице нравилось, что мороз покусывает нос и щеки.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.

Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» — с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону — мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

— С добрым утром, Анна Васильевна! — Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.

— Да будет вам! Сейчас же наденьте, такой морозище!..

Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем.

— Как Леша-то мой, не балует? — почтительно спросил Фролов.

— Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границы, — в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

Фролов усмехнулся:

— Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен. Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка. И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.

— Здравствуйте, Анна Васильевна! — звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам.

— Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..

Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала:

— Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет».

Работа в тестовом формате с QR кодами-карточками.

  1. Анна Васильевна – педагог с многолетним стажем? (нет, 2 года. Как она себя зарекомендовала?)
  2. Можно ли сказать, что объездчик Фролов несколько пострадал от встречи с учителем? (Да. Уступив дорогу, утонул в снегу. Сняв шапку, едва не отморозил уши). Как во встрече с родителем ученика проявляется отношение людей к учителям? Возможна ли сегодня подобная картина? А лет через 10?
  3. Анна Васильевна – уверенный в себе педагог, поэтому никогда не волнуется? (Нет. Волновалась перед уроком, все ли усвоят материал.  Что изменилось за один год работы?).

Вопрос: - Какие эмоции вызывает этот текст? Почему от него веет добротой и чистотой?

Вопрос: - Как вы думаете современный молодой педагог так же волнуется перед уроком, как Анна Васильевна?

         Конечно, начинать всегда тяжело. Но работа с детьми дорогого стоит.

Учитель - чуть ли не единственная профессия, в которой профессиональные качества человека так же важны, как и личные качества. Это значит, что учитель вчера, сегодня, завтра – это человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий лучшее в другом человеке, способный возрождать души детей, наделённый Разумом, Добротой и Любовью.

Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа.  Хочу привести слова нашего президента В.В. Путина: «За последнее время возможности наших школ серьёзно возросли. Но никакие технологии не заменят хорошего педагога». 

IV этап. Работа в группах с электронной доской.

А теперь я попрошу вас, ребята, представить, какими бы вы хотели видеть учителей ваших будущих детей. Какой он – идеальный учитель середины 21 века?  Напишите на виртуальной доске Miro ваши мысли. Работаем в группе.

V этап. Этап обобщения и рефлексии. Учитель озвучивает результаты групповой работы.

Подошёл к концу наш душевный разговор. Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольного мероприятия "Круглый стол: Учитель вчера, сегодня, завтра".

В общешкольном мероприятии в форме  ток-шоу  «Школьный учитель вчера, сегодня, завтра», участвуют ученики 9 - 10 классов, которым предстоит определиться с выбором профессии.   Приг...

«Вакцинация: вчера, сегодня и завтра»

Цель:  представление о вакцинации;Задачи:-рассказать историю о вакцинации;-заставить задуматься о необходимости делать прививки;-объяснить роль прививок....

Проект "Балет: вчера, сегодня и завтра" 21.12.2017г

Балет -вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый "классический" (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; сценическое...

Программа внеурочной деятельности "Литература: вчера, сегодня, завтра"

Программа внеурочной деятельности по литературе...

Эссе на конкурс "Учитель года": Учитель : вчера, сегодня, завтра

Сочинение-эссе, в котором я рассматриваю цель и функции профессии учитель, в статье поднимаю актуальные вопросы и проблемы, с которыми сталкивается современный учитель: система оценивпния, дисциплина,...

Сценарий мероприятия: "Диалог поколений: профессия учителя вчера, сегодня"

Методическая разработка направлена на формирование представлений о профессии учителя, содействие преемственности поколений педагогов. Может быть использована на факультативных занятиях, при проведении...