Метод планирования предстоящей работы при выполнении домашних заданий
статья (5 класс)

Цветков Дмитрий Викторович

Статья посвящена описанию практической работы с воспитанниками Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время приготовления ими домашних заданий. Я описываю один из методов, применяемых мною на примере занятий с учениками 5 класса при выполнении ими домашних задания по русскому языку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод планирования предстоящей работы при выполнении домашних заданий

Приготовление домашних заданий – одна из основных форм внеурочной учебной работы школьника. В большинстве семей приготовление уроков в той или иной степени держится под контролем родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер. В Центре содействия семейному воспитанию, где я работаю с детми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, это задача воспитателей. Часто ребенок в силу своих психологических особенностей не может справиться с домашним заданием без помощи взрослых. Это обусловлено еще и тем, что школа стала воспринимать помощь родителей ученику как обязательную, ребенку изначально дается такое задание, с которым без руководства взрослого не справиться.

Вместе с тем практика показывает, что в организации подготовки домашних заданий и в самом выполнении уроков имеются существенные недостатки. Это связано с отсутствием научно обоснованных рекомендаций для родителей, определяющих содержание и технологию их деятельности в процессе оказания помощи ребенку в выполнении домашних заданий. Иными словами, сама деятельность существует многие годы и становится уже чуть ли не обязательной, а эффективной методики ее проведения нет.

В данной статье я описываю метод планирования предстоящей работы на примере занятий с учениками 5 классов, так как переход из начальной школы в среднее звено для детей сложен: у них меняются учителя, дети в течение дня переходят от одного учителя-предметника к другому, возрастает количество устных предметов, соответственно увеличивается нагрузка и требования к подготовке домашних заданий. Вместе с тем воспитатели в нашем Центре отмечают, что больше возникает сложностей и у них самих: ребенок чувствует себя уже более взрослым, помощь воспитателя не может сводиться только к выявлению ошибок в написании слов или вычислениях. Но, с другой стороны, она должна оставаться именно помощью, а не становиться практически приготовлением уроков за ребенка.

Обучение своих воспитанников методу планирования предстоящей работы я провожу на материале домашних заданий по русскому языку. Этот метод включает: анализ условия задания; осознание цели предстоящей работы; выделение образца конечного результата; определение совокупности необходимых действий для его достижения; установление правильной последовательности действий. То есть в идеале ученику необходимо обладать:

а) умением объяснить, что нужно сделать в задании;

б) умением определить цель предстоящей работы;

в) умением объяснить, как должна выглядеть идеально выполненная домашняя работа;

г) умением объяснить, что же нужно уметь делать, чтобы правильно выполнить упражнение;

д) умением установить правильную последовательность действий.

В начале учебного года анализируются эти умения у каждого из воспитанников. Часто эти результаты оказываются неутешительными, особенно если воспитанник находится в нашем Центре не с 1 класса, а поступает, уже имея существенные пробелы в знаниях. Практика показывает, что можно выявить четыре уровня сформированности у учащихся среднего звена приема планирования предстоящей работы по русскому языку.

К первому уровню можно отнести учащихся, которые слабо осознают действия, входящие в прием. Школьники составляют полностью или частично неверные планы. Их практические действия имеют непоследовательный характер. Эти учащиеся требуют значительной помощи со стороны педагога в школе и со стороны воспитателей при приготовлении домашних заданий. Положительные результаты в работе ими самостоятельно, как правило, не достигаются. Исследования, на протяжении нескольких лет, проводимых мною в Центре, показывают, что таких детей в каждой группе примерно 17%.

Ко второму уровню отнесены школьники, которые в основном усвоили совокупность действий, необходимых для опережающего планирования. В то же время в большинстве случаев действия называются в нелогичной последовательности, что свидетельствует о недостаточной осознанности приема в целом. Учащиеся затрудняются самостоятельно сформулировать цель предстоящей работы и выделить образец конечного результата. Практическая деятельность в большинстве случаев осуществляется нерационально, что приводит к частым ошибкам. Для окончательного завершения работы требуется помощь взрослого по отдельным вопросам. Таких детей в группе обычно большинство – примерно 55%.

Третий уровень характеризуется достаточной осознанностью называемых действий, входящих в прием, полным перспективным планированием конкретного задания. Однако при выполнении работы ребенок иногда требует внимания со стороны взрослого, так как допускает ошибки, связанные с недостаточным развитием у него навыком самоконтроля. Практика показывает, что таких детей в группе примерно 18%.

К четвертому уровню относятся школьники с высоким уровнем осознанности и исполнительности приема в целом. Их практическая деятельность характеризуется полной самостоятельностью. Таких детей в группе обычно 10%.

Вывод: овладение методом планирования письменных заданий – одно из условий успешной учебной работы ребенка.

Обучение методу планирования предстоящей работы я провожу на конкретных упражнениях из учебника русского языка.

Важные моменты:

  • Осознание цели предстоящей работы сразу побуждает ребенка к осознанному повторению и заучиванию правила, ибо ему становиться понятной необходимость такой умственной работы.
  • При обучении приему выделения образца конечного результата можно рассказать детям о правилах оформления тетрадей, как по русскому языку, так и по математике.

Вопрос о том, следует ли исправлять орфографические ошибки ребенка в домашнем задании, рекомендуется решать с конкретным учителем. Есть учителя, которые хотели бы видеть результаты работы самого ребенка, чтобы иметь возможность скорректировать работу над закреплением изучаемого материала. Другие же учителя предпочитают, чтобы ребенок принес работу уже полностью исправленную.

Однако я как воспитатель понимаю, что материал, запущенный в младших классах, когда дети жили в семьях, часто неблагополучных, мне придется проходить с детьми самому. В этом мне помогает систематическое, но недлительное выполнение упражнений из учебников прошлых лет, которые ребенок выполняет, также предварительно разбирая задание.

Кроме этого, следует отметить, что использование черновика при подготовке домашнего задания по русскому языку является нецелесообразным.

Вопросам о дисграфических ошибках также необходимо уделять внимание, но необходимо знать, что по-настоящему справиться с этой проблемой могут только логопед совместно с невропатологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по математике «Исследования временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися»

Содержание 1. Автор проекта 2. Предмет, класс 3. Цели проекта 4. Краткое описание проекта 5. План проведения проекта 6. Материалы по формирующему и итоговому оцениванию 7. Материалы по сопровож...

Работа с учебником при выполнении домашнего задания

Учебник, как известно, главное орудие труда учителя и окно в жизнь для ученика.Презентация. Выступление....

ЗОЖ Рекомендации по выполнению физических упражнений при выполнении домашних заданий

Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий...

Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Совместная работа в системе «Классный руководитель – учитель – предметник – родители» по формированию культуры выполнения домашнего задания.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пристальное внимание к вопросу взаимодействия семьи и школы объясняется определяющей ролью семьи в процессе восп...

Педсовет: Организация работы по выполнению домашнего задания.

Домашние учебные занятия являются необходимым условием образовательной деятельности, но способность прочно усвоить и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в ...

Методы и формы работы при выполнении домашнего задания и повышении мотивации в изучении русского языка

Методы и формы  работы при выполнении домашнего задания  и  повышении мотивации в изучении русского языка...