Открытое занятие по развитию речи «Хлеб – кормилец»
план-конспект занятия (6 класс)

Формировать у учащихся представление о ценности хлеба; содействовать духовно-нравственному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_kormilets.docx57.58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи

«Хлеб – кормилец»

Программное содержание

Цель: формировать у учащихся представление о ценности хлеба; содействовать  духовно-нравственному развитию детей.

Задачи:

- образовательная – уточнить и расширить представления детей о значении хлеба в жизни человека, как много разных профессий трудится, чтобы на столе появился хлеб;

систематизировать знания детей о пользе хлебе, закрепить правила поведения с хлебом;  

- коррекционно-развивающая – активизировать речевую деятельность детей в процессе работы с предметными картинками;

знакомить воспитанников со стихосложением, применяя метод синквейна, опираясь на алгоритм написания синквейна и вопросы педагога;

развить связную речь, зрительное внимание, память и наглядно-образное мышление в процессе динамических игр;

- воспитательная – воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, которые участвуют в производстве хлеба.

Оборудование: ПК, флэш-карта с презентацией «Хлеб – кормилец», предметные картинки, колосья и зерна пшеницы, магниты, магнитная доска.

Предварительная работа: чтение рассказов и стихов о хлебе; беседа как выращивают хлеб; отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок; проращивание зерен пшеницы.

Использованы методы: словесный (изложение нового материала), наглядный (изучение наглядного материала), практический (показ способа действия, упражнения), контроля и самоконтроля, формирования личностных результатов (методы воспитания).

Форма проведения: занятие с использованием презентации, групповая форма работы.

Приложение к занятию: раздаточный материал к занятию.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

А теперь, сядем поудобнее, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнём занятие. Прочитаем загадку. (читает ребенок) Слайд1.

                 Рос сперва на воле в поле.

                Летом цвёл и колосился,

                А когда обмолотился,

                Он в зерно вдруг превратился.

                 Из зерна - в муку и тесто,

                 В магазине занял место.  (Хлеб).

II. Основная часть.

Воспитатель: - Верно, молодцы. Сегодня мы поговорим о хлебе, о его важности в жизни человека.

Тема нашего занятия: «Хлеб – кормилец». Слайд 2.

- Сегодня, 16 октября в мире отмечается «Международный день хлеба». Слайд 3.

Всемирный день хлеба был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. Это профессиональный праздник всех работников этой сферы, так и дань уважения самому. Слайд 4.

– Хлеб – символ жизни, здоровья и благополучия человека.

– Хлеб всегда считается кормильцем. 

– Главным хлебом на Руси – был круглый ржаной хлеб на закваске. Он был основной пищей на большей части территории нашей страны.

 Интересно, что и каравай, изначально был из ржаной муки.

– Белый же хлеб появился только во второй половине 19 века. Слайд 5.

– Рожь была основной культурой уже 1000 лет назад - в летописях при перечислении злаков она стоит на первом месте.

– Рожь неприхотлива, устойчива к холоду, а пшеница капризна и давала высокие урожаи лишь в южных губерниях.

  – Постоянную и главную пищу крестьян составляли: ржаной хлеб, щи и каша гречневая или просяная. Слайд 6.

– Хлеб – это ценный и полезный продукт. Он содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку, поэтому можно достаточно долго прожить на хлебе и воде без всякого ущерба для здоровья.

– Хлеб — это источник энергии, растительного белка, клетчатки, углеводов, пищевых волокон, витаминов группы В, РР, А, Е, микроэлементов, таких как магний, селен, железо. Они необходимы для поддержания здоровья и хорошего самочувствия человека. Слайд 7.

– Давайте вспомним, как хлеб попадает к нам на стол. На столе лежат картинки, которые нужно расставить в правильном порядке.

Игра «Путь зерна» Слайд 8.     

Воспитатель: – Молодцы.

–  Далее разгадаете кроссворд и узнаете кто выращивает хлеб.  Слайд 9.                                

1.  Мнут и катают,

     В печи запекают,

     А потом за столом

     Нарезают ножом. (Хлеб)

2. Я красива и кругла,

     Меня бабушка пекла,

     Маслом поливала,

     Маком посыпала. (Булочка)

3. Если рифму поискать,

    Можно вот что подобрать:

    Фекс-брекс-пекс,

    А на самом деле - … (Кекс)

4. Выпек булочку умело

    Хлеб душистый, всегда белый.

    Вот лежит на полке он

    Пшеничный нарезной … (Батон)

 5.Обожают взрослые и маленькие

     Вкусные, с маком… (Рогалики)

6. Он бывает с толокном,

    С рисом, мясом и пшеном,

    С вишней сладкою бывает.

    В печь сперва его сажают,

    А как выйдет он оттуда,

    То кладут его на блюдо.

    Ну, теперь зови ребят!

    По кусочку все съедят. (Пирог)

7. С детства он известен всем:

    В середине сладкий крем,

    Из безе начинка,

    Из орехов спинка. (Торт)

8. На шпагате кольца к чаю

    В магазине покупаю. (Баранки)

Воспитатель: – Молодцы. Это хлебороб. Теперь вспомним, какие профессии относятся к хлеборобу.

Игра «Отгадай-ка» Слайд 10-12.                                

1. Он науки изучил.

   Землю словно приручил.

   Знает он, когда сажать,

   Сеять, как и убирать.

   Он знаток в краю родном

   И зовется... (Агроном)

2. Кто на ранней зорьке встал

    И всё поле распахал? (Тракторист)

3. В поле комбайнов слышится хор –

    Хлебный корабль ведет... (Комбайнер)

4. Он по запчастям — начальник,

    Чинит трактор и комбайн.

    Найдёт неисправность в любом механизме,

    Обслужит, починит, ремонт проведёт. (Механизатор)

5. В самолёте он летает,

    Поля наши от вредителей охраняет. (Лётчик)

6. Бублик, баранку, батон и буханку

    Из теста испёк спозаранку. (Пекарь)

7. Ох, какой у мамы цех!
   Ароматный, сладкий!
   Мама сахар и орех
   Сыплет в шоколадки.
   Здесь порядок, чистота,
   Не работа - красота! (Кондитер)

8. Он сыплет в мельницу зерно.

    Ты назови скорей его. (Мукомол)

9. Ежедневно спозаранку

    В руки он берет баранку,

    Крутит, вертит так и сяк,

    Но не съест ее никак! (Водитель)

Воспитатель: - Молодцы. Давайте немного подвигаемся.

  Физкультминутка Слайд 13.                                

Вырос в поле колосок:

Он не низок, не высок.

Ветерок его качает,

Влево, вправо наклоняет.

Колоски мы все пожнем –

Много хлеба напечём,

А ещё наварим каши

И подкрепим силы наши.  

Воспитатель: – Давайте поиграем и узнаем, какие продукты нужны, чтобы испечь хлеб.

Игра «Без чего хлеба не испечешь?» Слайд14.

– Бела беляна, по полю гуляла,

Домой пришла, в сусек легла. (Мука)

– В воде родится, а воды боится. (Соль)

– Я бел как снег, в чести у всех,

 И нравлюсь вам, но вред зубам. (Сахар)

– Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной стать могу. (Вода)

– Они знают свое место -
Заставляют "расти" тесто. (Дрожжи)

– Горячая старушка на одном месте стоит,

И из угла в угол не переставишь. (Печка)

Воспитатель: – Молодцы.

– Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением.

С древних времен существует традиция встречать гостей хлебом и солью — это значит желать им добра и благополучия. И сейчас гостеприимных хозяев называют «хлебосольными». Слайд 15.

–  Хлебу посвящено много народных пословиц и поговорок. Они учат ценить и уважать хлеб и труд хлеборобов. Слайд 16.

Воспитатель: – Сейчас вспомним пословицы, а картинки вам в этом помогут.

Игра «Разгадай- ка» Слайд 17-23.

«Хлеб наше богатство», «Без соли, без хлеба - половина обеда», «Хлеб всему голова», «Хлеб – кормилец», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Без хлеба куска везде тоска», «Хлеб на стол, и стол – престол», «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», « Во рту хлеб, в руках сила», «Без хлеба - не обеда», «Из одной муки хлеба не испечешь», «Покуда есть хлеб и вода, всё не беда», «Ржаной хлебушко - калачу дедушка», «Сколько не думай , а лучше хлеба и соли не придумаешь»

Воспитатель: – Очень хорошо знаете пословицы, молодцы! 

Послушайте историю, стихотворение С. Михалкова Слайд 24.

              Булка

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

— Вы кто такой?- спросили дети,

Забыв на время про футбол.

— Я пекарь!- человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Воспитатель: – Как вы думаете, ребята, можно играть хлебом как мячом? (ответ детей)

 Хорошо написала в стихотворении о хлебе Светлана Богдан. Слайд 25.

Хлеб, ребята, берегите!

Никогда им не сорите!
Много рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печи стояли,
Чтоб для нас испечь полезный
Хлеб душистый и чудесный!
Вот так малый колосок
На стол хлебом прийти смог!

 Помните правила:

– Бери хлеба столько, сколько съешь.

– Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

– Нельзя играть с хлебом.

– Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других. Слайд 26.

III. Практическая часть. Подведение итогов.

Воспитатель: – Наше занятие подходит к завершению. Слайд 27.

Давайте теперь составим на доске синквейн (стихотворение из пяти строк) по теме занятия. Вам в этом поможет алгоритм написания синквейна. Нужно будет вспомнить все, о чем мы сегодня говорили. (На доску вывешивается алгоритм).

СИНКВЕЙН

Алгоритм написания синквейна:

В первой строке – тема называется одним словом (существительным);

Вторая строка – это описание темы в двух словах (качества первого слова, прилагательные);

Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (действия первого слова, глаголы);

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, по теме первого слова, мысль;

Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Воспитатель: О чем мы говорили сегодня на занятии? (Ответы) О хлебе.

Хлеб какой? (Ответ) Полезный, вкусный.

Как хлеб попадает к нам? (Ответ) Растёт, печётся.

Чем полезен хлеб? (Ответ) Укрепляет.

– Какая роль хлеба в жизни человека? (Ответ)Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Хлеб с кем сравнивается в пословицах? (Ответ) С кормильцем.

                        Хлеб
           Полезный, вкусный
      Растёт, печётся, укрепляет.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
                   Кормилец.

Воспитатель: Ребята, хлеб – символ жизни, здоровья и благополучия.

Берегите его. Пусть у вас всегда на столе будет ваш любимый хлеб.

Вы сегодня старались, все хорошо отвечали. Спасибо за работу, все молодцы! Слайд 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в 1 классе по теме "Сад-огород.Буква С. Звуки[c],[c"].

Урок по развитию речи проводился на учащихся 1 класса общеобразовательной школы. Тема урока "Сад-огород. Буква С. Звуки [c],[c\']." Присутствовали на уроке :Администрация школы, педагоги начального зве...

конспект открытого занятия по развитию речи вне класса по теме "Я и мои права"

на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме  игры КВН...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...