Занятие на тему: «Лидер – это я?»
учебно-методический материал (5 класс)

Бычкова Ксения Викторовна

Вопрос лидерства актуален в любом возрасте. Но отношение к этому вопросу вкаждом возрасте разное. Пятый класс для ребят является переходной ступенью. Учителю необходимо понимать, какой класс его ждет, данный   поможет определить лидеров в новом для него классе. Обучающиесям благодаря игровой методике смогут закрепить знание о лидерстве, понять, какие качества присущи лидеру и какие из этих качеств нужно начать вырабатывать, чтобы стать лидером. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovetnik.docx298 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  на тему:

«Лидер – это я?»

Актуальность: Вопрос лидерства актуален в любом возрасте. Но отношение к этому вопросу вкаждом возрасте разное. Пятый класс для ребят является переходной ступенью. Учителю необходимо понимать, какой класс его ждет, данный   поможет определить лидеров в новом для него классе. Обучающиесяблагодаря игровой методике смогут закрепить знание о лидерстве, понять, какие качества присущи лидеру и какие из этих качеств нужно начать вырабатывать, чтобы стать лидером.

Цель:знакомство с понятиемлидерства ивыявление лидеров занятия.

Задачи:

воспитательные:

  • совершенствовать навыки общения со сверстниками и развивать коммуникабельность;

обучающие:

  • формировать представление о понятии «лидер»;

развивающие:

  • развивать учебно-информационные умения (воспринимать новую информацию, формулировать ответы на вопросы);
  • развивать учебно-интеллектуальные умения (наблюдать, объяснять, сравнивать, делать выводы);
  • развивать критическое мышление.

Ожидаемые результаты:

личностные:

  • развитие коммуникабельности

метапредметные:

  • формирование умения извлекать необходимую информацию из источников;
  • формирование умения развернуто отвечать на вопросы
  • формирование умения обосновывать, аргументировать, доказывать свое мнение, точку зрения, оценку;

предметные:

  • обобщение и углубление знаний о понятии лидер.

Форма проведения:  .

Виды деятельности: работа в группах, работа в парах, тренинг, работа с раздаточным материалом.

Методы:скрайбинг

Целевая аудитория: обучающиеся 5-х классов.

Оборудование:магнитная доска, картинки для создания визуализации на доске, фломастеры, карандаши, белые листы для создания визуального конспекта по количеству обучающихся, приложения распечатать по количеству обучающихся, парты и стулья по количеству обучающихся, маленький чемоданчик для даров.

Предварительная подготовка:в классе в разных местах заранее размещается приложение 1; на столы участников выкладываются заготовки к уроку.

Ход:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Подготовительный этап

- Здравствуйте, ребята!

Для того чтобы наше занятие прошло успешно нам необходимо разделиться на команды. На столах перед вами лежат листочки, возьмите каждый по одному – это часть большой картинки. Вам нужно, подходя друг к другу, собрать картинку, так и появится ваша команда.

Для того, чтобы наше занятие прошло в мажорном тоне, я предлагаю вам начать с двух вещей: знакомства и небольшой разминки.  Для знакомства я перед началом урока положила перед вами бейджи, ваша задача написать на них имена, которые вам хотелось бы слышать, когда к вам обращаются (как вам было бы приятно, чтобы вас называли) и закрепить в любом месте.

Методическая ремарка: Можно сразу проанализировать, как ребята повесили бэджики. Люди ведомые, как правило, закрепляют имя слева на груди. Это хорошие исполнители, но в роли лидеров им некомфортно. Лидеры повесят бэджик с правой стороны. Те, кому комфортно и возглавлять команду, и быть ее частью, разместят имя посерединке. Иногда в классе находятся ребята, помещающие имя в необычное место (на ногу/руку/лоб), это дети, которые вообще не хотят быть частью команды, но хотят привлечь к себе внимание. Для классного руководителя это будут самые сложные подопечные.

Переходим к разминке: я говорю вам слова, а вы повторяете за мной движения: «Руку дай соседу с лева, руку дай соседу справа, поздоровались друзья, улыбнулись ты и я!».

Обучающиеся составляют пазл из кусочков и объединяются в команды по 4-5 человек.

Обучающиеся пишут свои имена на бейджах и закрепляют их на одежде.

Обучающиеся повторяют движения и приветствуют друг друга, настраиваются на продуктивную совместную работу.

Организационный этап

Чтобы урок был запоминающимся, я предлагаю вам создать свой собственный конспект урока, используя скрайбинг. Скрайбинг - новейшая техника презентации, в которой речь иллюстрируется «на лету» рисунками или наклейками на листе бумаги. Перед вами лежат белые листы, цветные фломастеры, карандаши и коробочка с различными картинками. Вы можете брать все, что вам необходимо,для выражения ваших идей. С помощью простых рисунков мы сможем передать увиденное, услышанное, ваши ассоциации и выводы, которые вы будете делать в ходе занятия. Условие только одно — должно получиться интересно.Вам необязательно уметь красиво рисовать, главное – беритесь за дело смело, и передайте основную мысль. Я вместе с вами буду вести конспект на доске.

Обучающиеся смотрят,чем наполнена коробочка, предложенная для занятия. Подготавливают рабочую зону для создания ментальной карты занятия: размещают ватман, разбирают канцелярские принадлежности, которыми хотят воспользоваться.

Постановка учебной задачи

Для начала я предлагаю вам выяснить, кто же такой лидер. Для этого на доске я напишу слово «лидер», а ваша задача– назвать все ваши ассоциации с этим словом.На доске появляется слово ЛИДЕР и от него идут стрелочки, обучающиеся называют ассоциации. «Лидер» (leader) – это английское слово, происходящее от глагола “lead” (вести за собой, руководить, возглавлять, быть первым). “Leader” – человек, ведущий за собой других, руководящий ими, возглавляющий какое-то дело, коллектив.(Учитель делает рисунок). Как бы вы это изобразили? Отлично, молодцы! У меня вот такой вариант…

Обучающиесяназывают по одной ассоциации, педагог вписывает их. (7-8 ассоциации).

Обучающиеся изображают лидера таким, каким они его себе представляют, в центре своих интеллект-карт.

Основная часть

В Древней Греции лидером считался человек, который имел спортивное телосложение, был физически развит, достойно защищал ценности цивилизации. Как можно схематично нарисовать такого человека, чтобы сразу было понятно, что он силен и могуч?(Учитель делает рисунок). У восточных культур лидер обладал широкими познаниями, граничащими с мудростью, был открыт и доброжелателен по отношению к людям.  А как можно изобразить интеллект и доброту? Например, ….(Учитель делает рисунок). В современной культуре основные приметы лидера выражаются в достижении своих целей, подчёркивании своих достоинств. (Учитель делает рисунок)Какие цели могут быть у лидера или у вас как у учеников?Давайте подумаем, какие достоинства и качества могут быть у Лидера. (Учитель пишет слово «качества»).

На стенах кабинета висят листы бумаги, на которых вы увидите различные качества (Приложение 1), каждому из вас необходимо подойти к ним, взять любые три качества и вклеить в свой конспект. На это вам дается 2 минутки.

Какие же у нас были качества?

Самые популярные качества, я сейчас изображу на ментальной карте на доске внизу, как фундамент нашего лидера. Сколько же человек выбрали слово «Активный», поднимите руки… Учитель считает наибольшее количество,самые популярные 3 качества учитель записывает на доске..

А давайте разберемся, что значат все наши качества. У каждой группы н на столе лежит конверт. Поработайте, пожалуйста в группах. Откройте конверт, внутри находятся мозаика из 16 элементов: 8 – это качества лидера, 8 – то, что означают эти качества. Соотнесите качества с их обозначениями. (Приложение 2)

После этого учитель спрашивает у кого, что получилось, и комментирует.

Какие качества есть у лидера, мы с вами разобрали, давайте впишем или вклеим остальные качества в свой конспект.

Скажите, пожалуйста, а кого вы считаете лидерами? Дети приводят свои примеры.Где в жизни можно встретиться с лидерами?

В нашей коробочке есть фотографии и имена различных лидеров: спорта, политики, истории, можно взять отсюда, можно нарисовать самим, на нашем конспекте, лидера.

        Давайте подумаем, а можем ли мы с вами быть лидерами в какой-то конкретной сфере? Например, кто-то лидер по рисованию, и его конспект будет явно лучше, чем мой, а кто-то лидер в танцах. Наши способности в той или иной сфере – это наши «дары». Я предлагаю вам сейчас поделиться своими «дарами».

Для этого я даю вам 3 листочка (Приложение 3). С одной стороны, на нем написано «Мои дары», с другой «Где меня найти». Поверните их к себе стороной,«Где меня найти» и поделитесь своими контактами: страничка в ВК, инстаграм и так далее. А теперь переверните и там, где написано «Мои дары», напишите то, чем вы готовы поделиться с товарищами, например, научу танцевать, научу вышивать, угощу вкусным чаем и т.д. А как же нам теперь поделиться дарами?Все очень просто, у нас есть небольшой чемоданчик, в который мы положим наши дары. Но и они не будут просто так пылиться, мы с вами оформим карту талантов. Ребята есть ли среди вас те,у кого «дар» связан с работой на компьютере? Сегодня мы и воспользуемся вашим «даром» я предлагаю вам совместно составить карту талантов класса: сделать интерактивную страничку или просто плакат с QR-кодами, по которым можно будет перейти на страницы ребят и воспользоваться их дарами. Есть еще одно качество, о котором мы не сказали сегодня ни разу о нем необходимо помнить– это умение слушать и слышать Учитель рисует уши и глаза на конспекте.  Друзья, я предлагаю вам представить, что все находимся в студии, в которой нас и научат слушать и слышать. И для того, чтобы научиться, нам необходимо разбиться на пары.

Упражнение: «Слышать и слушать»

  1. Ребята стоят лицом к лицу, 1 говорит на тему: «Мое любимое животное. Почему?» второй слушает.

Вопрос учителя: 1 номер – было хорошо рассказывать?  2 номер – Было удобно слушать?

  1. Номер первый поворачивается спиной ко второму номеру. 2 номер говорит на тему «Мой любимый урок. Почему?» первый слушает.

Вопрос учителя: 2 номер – было хорошо рассказывать?  1 номер – Было удобно слушать?

  1. Номер второй поворачивается и встает спиной к первому номеру. 1 номер рассуждает на тему «Когда вырасту, я стану…», второй слушает и может повернуть голову в направлении первого.

Вопрос учителя: 1 номер – было хорошо рассказывать?  2 номер – Было удобно слушать?

  1. Оба номера все так же стоят спиной, но теперь поворачиваться нельзя. Первый слушает, второй рассуждает на тему: «Если бы я был президентом…»

После упражнения учитель объясняет, насколько важно быть услышанным, обращает внимание на то, что с каждым новым этапом ребята говорили всё громче ребята с каждым этапом. Спасибо большое, присаживайтесь на свои места!

Обещающиеся предлагают свои варианты, делают рисунки/вклеивают картинки совместно с учителем.

Обучающиеся подходят к листам бумаги выбирают качества и вклеивают в свой конспект.

Дети перечисляют качества лидера:

  • Активный
  •  Инициативный
  •  Общительный
  •  Дружелюбный
  •  Уверенный
  •  Трудолюбивый
  •  Умный
  • Ответственный.

Обучающиеся поднимают руки по количеству взятых качеств.

Обучающиеся работают в группах. Соотносят качества и их определения.

Обучающиеся приводят примеры лидеров.

Зарисовывают/наклеивают лидеров.

Ребята записывают свои «дары» и опускают их в общий чемоданчик.

Формируется группа для создания и интерактивного оформления карты талантов класса.

Рисуют/наклеивают картинки по теме.

Ребята разбиваются на пары и определяют, кто из них будет выполнять роль номер 1, а кто роль номер 2. Выполняют задания тренинга учителя по 20 секунд.

Обучающиеся обсуждают важность умения слушать для настоящего лидера, подводят итоги упражнения.

Рефлексия деятельности

Чтобы быть Лидером, надо при этом быть настоящим Человеком. На занятии мы познакомились с основными качествами лидера, собрали чемоданчик «даров» нашего класса, и научились слышать и слушать. Каждый из нас теперь знает, что нужно делать и какие качества в себе развивать, чтобы стать настоящим лидером.Сегодня вы были активными участниками занятия: высказывали своё мнение, работали в группах, играли, мечтали. Вы сегодня молодцы! Посмотрите какой красочный конспект у нас получился, теперь точно не один из нас не забудет, кто такой лидер, и какие качества включает в себя это понятие.

                        Сейчас я вам раздам вот такие батарейки (Приложение 4) и попрошу вас закрасить заряд батареи, основываясь на том, как вы себя чувствовали на занятии. После этого я попрошу перейти ко второй половинке, на которой изображен скелет рыбы. На голове рыбы я хочу, чтобы вы ответили на вопрос: «Что нового я узнал сегодня?», на хвосте рыбы – «Был ли я активен сегодня?», а на самом скелете напишите ответ на вопрос «Что еще я хочу узнать по этой теме?». Закончили? Подойдите и зарядите нашу батарейку класса, вашими маленькими батарейками. А так же поселите рыбок в один большой аквариум.

Спасибо большое за работу! До новых встреч!

Обучающиеся размещают итоговые интеллект-карты на доске, обсуждают, что получилось у одноклассников.

Обучающиеся раскрашивают батарейки и заполняют рыбок. Подходят к общей батарейки класса и приклеивают свои батарейки, создавая общий заряд.

После этого сажают рыбок в общий аквариум, для того чтобы видеть целостную картинку класса.

Список литературы:

  • Интернет ресурс «Альманах Педагога»https://almanahpedagoga.ru/
  • Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. — СПб.: Издательство «Речь»; ООО «Сидоренко и Ко», 2008. — 336 с.

Приложение 1

КАЧЕСТВА

Активный

Инициативный

Общительный

Дружелюбный

Уверенный

Трудолюбивый

Умный

Ответственный

Приложение 2

Активный

Умеющий действовать энергично

Уверенный

Совершенно убежденный в чем-нибудь

Инициативный

Проявляющий, творческую активность

Трудолюбивый

Желание и стремление, к человека к труду

Общительный

Открытый для других людей

Умный

Обладающий, способностью логически мыслить, быстро понимать

Дружелюбный

Делающий добро другим людям

Ответственный

Несущий ответственность за свои действия.

Приложение 2

Мои дары

Где меня найти

Какими качествами должен обладать лидер?

контакты с людьми.

следствия, определять главное.

Приложение 3

Продуктивен

Уверен в себе

Энергичен

Счастлив


Активный

Инициативный

Общительный

Дружелюбный

Уверенный

Трудолюбивый

Умный

Ответственный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему «Лидером становятся или лидером рождаются?».

Есть множество точек зрения и теорий, которые вращаются вокруг темы лидерства. При этом на сегодняшний день нельзя с уверенностью полагаться и принимать за истину, какую бы то ни было из них....

Практическое занятие Тема: «Создай свою команду лидеров» - сюжетная игра

Занятие направленно на развитие творческих и организаторских способности подростков, развитие способности к целеполаганию и организации групповой работы....

Конспект занятия по теме "Лидер"

Данный материал предназначен для работы со старшеклассниками по изучению Конституции РФ и Конвенции о правах ребёнка...

Занятие с активом школы Тема : «Лидер. Кто он?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение“Бердниковская основная школа”   Занятие с активом школыТема : «Лидер. Кто он?»...

9 кл., занятие по теме: "Лидеры и аутсайдеры".

Занятие-тренинг для подростков....

Занятие 7. Лидер в общении. Мотивация лидера. Тайм-менеджмент лидера.

Цель: научиться межличностному общениюЗадачи:• развитие умения публичных выступлений;• способность убедительного выступления;• эффективное распределение времени....

Школа Актива. Сценарий занятия школы лидеров. Тема: Ценный багаж вожака - организаторские знания и умения.

Представленный материал посвящен теме социализации страрших школьников и решает задачи развития коммуникативных навыков и умения работать в группе\команде. Форма занятия - игровая, с элементами тренин...