Международный день права
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8 класс)

Данный материал предназначен для внеклассного мероприятия, посвященного дню международного права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdunarodnyy_den_prava.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

20 ноября – международный день права.

                                                       

Человек, его права и свободы являются

высшей ценностью. Признание, соблюдение и

 защита прав и свобод человека и

 гражданина- обязанность государства.

                                                                    Ст.2Конституция РФ.

Человеку много нужно

Чтобы счастливо прожить

Нужен дождь, и даже лужи

Нужно с кем-нибудь дружить

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса

Невозможно без природы

Без синеющих небес

Хорошо иметь свободу

Мир загадок и чудес

Чтобы жить на белом свете

Чтоб остался рядом друг

Надо главное заметить

Все почувствовать вокруг.

 

Вступительное слово ведущего:

  • 20 ноября отмечается международный день права.   На земле, мы это можем увидеть на географической карте существует много стран . Есть богатые и бедные страны, у всех есть правительства. Они объединились в Организацию Объединенных Наций. Однажды поговорив о детях этой Земли, они приняли Конвенцию о правах детей.
  • Работа над понятием: Конвенция- международный договор по какому-нибудь определенному вопросу. ( На доске)
  • Путь к Конвенции о правах ребенка был очень долгим. С 10 декабря 1948-по 20 ноября 1989гг. Но становление прав  и свобод человека относится к 17-18 вв к началу нового времени,  к эпохе просвещения и первых буржуазных революций. Это было первое поколение прав  личные и политические права, которые получили закрепление в появившихся в то время конституциях и декларациях. Борьба за них часто сопровождалась кровавыми событиями, поэтому первое поколение прав можно обозначить красным цветом.
  • Второе поколение прав – социально-экономические и культурные права, которые стали утверждаться на рубеже 19-20вв. Во второй половине 20 века эти права были признаны многими государствами, что нашло закрепление в документах ООн. По аналогии с голубым флагом ООН эти права можно обозначить голубым цветом.
  • К Концу 20 века оформилось третье поколение прав – права целых народов и наций, среди которых – право нации на самоопределение, на свой язык и культуру, также право всех народов на чистую природную среду. Борьба за чистую среду проходит под экологическим зеленым флагом, если бы на схеме были написаны эти права , то мы бы их обозначили зеленым цветом.

На доске: Право на жизнь

                 Право на свободу и личную неприкосновенность

                 Право частной собственности

                 Право на благоприятную окружающую среду

                 Право на воспитание в семье.

                  Право на образование        

                  Право на отдых

                  Свобода передвижения, выбор места жительства

                 Свобода определять национальную принадлежность

                  Свобода совести

                  Свобода мысли

                 Право на жилище

                  Право на труд

         

Здесь перечислены некоторые основные права и свободы гражданина. Какими из них ты пользуешься?                   (Ответы детей).

Права , которые вы назвали и которые перечислены на доске – это и есть ваши личные права.

Личные права человека – такие права, которые принадлежат любому человеку от рождения.

Самое первое право , это право на жизнь. Статья 6 Конвенции гласит. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. И все взрослые любой страны обязаны обеспечивать жизнь, здоровье и развитие детей. Но, к сожалению бывает и так:

Инсценировка сказки «Морозко» (см. приложение)

? Какие права ребенка нарушила эта жестокая женщина? (она подвергла жизнь и здоровье девочки  опасности.)

В одной из статей конвенции речь идет о том, что все дети должны жить в своей  стране и в своей семье. Если случилась беда – ребенка украли, все люди обязаны сделать все возможное, чтобы возвратить ребенка домой.

Инсценировка сказки «Снежная королева».

 ? Какое право нарушено здесь? ( запрещены похищение детей и торговля ими. )

?В каких еще сказках нарушаются права?

Лягушка из сказки Гаршина «лягушка-путешественница», отправилась в путешествие, воспользовалась своим правом на (свободу передвижения)

Буратино схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на (личную неприкосновенность)

Полицейские из сказки «Золотой ключик»силой ворвались в коморку папы Карло , те самым нарушили его право на  (неприкосновенность жилища)

Балда из сказки Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался  своим правом на (труд)

В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на (жизнь )

Вы скажете , что это сказки, нет ребята такое происходит  и в современном  мире.

 А вспомните  литературные произведения , где нарушаются права героев?

Все помнят «Тимур и его команда» Зачитаю отрывок.

Тимур говорит: - Ребята, сейчас мы распределим задания, которые надо выполнить завтра.

Саша Симаков. В доме № 54 по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду, вижу- старуха девочку колотит. Я кричу: «Тетенька, бить не по закону!» Она говорит : « Коза пропала. Ах будь ты проклята!». Хорошо бы вспомнить английскую пословицу : «Твоя свобода  размахивать кулаком ограничивается носом твоего соседа».

? Какое право нарушено? ( на неприкосновенность, нельзя бить детей)

Рассказ Чехова «Ванька», Некрасов «Крестьянские дети», Короленко  «Дети подземелья» В. Гюго «Отверженные» везде показывается бесправное положение детей и подростков.

А вот пример нарушения права на индивидуальность мы найдем в повести В. Железнякова «Чучело». Иногда грубость, бесцеремонность, насмешка перерастает в жестокость. И если физическую жестокость легко определить, так как последствия ее видны: синяки , ссадины, шрамы и т.п. то моральные травмы которые незаметны глазу, не менее тяжелы для человека.

Анкета: «Я и права других людей»  (Для старших)

1.Если я участвую в споре, то, как правило, стараюсь:

 а)любой ценой одержать верх     б)понять другую точку зрения        в)переубедить  партнера.

2.Если я вижу, что кто-то старается учиться лучше других, то я испытываю

а).чувство зависти               б) чувство раздражения                      в)желание учиться не хуже

3.Когда я узнаю, что люди не участвуют в голосовании на выборах, то :

а)Мне все равно           б)соглашаюсь с ними           в)не согласен, т.к. голосовать необходимо

4.Когда говорят, что убийц и насильников нужно  расстреливать  на месте , то я:

а)Соглашаюсь         б)не соглашаюсь         в)мне все равно

5.Если мне пообещали, что моя жизнь в стране станет лучше, но для этого нужно воевать с другой страной и победить ее., то я бы:

а)Согласился    б)мне все равно    в)не согласился, т.к. война только разрушает.

Результаты анкетирования:

30-50 баллов вы достаточно демократичны, то есть уважаете права других людей, их интересы и реально оцениваете свои способности. Люди замечают ваше умение усмирять свои желания и уважают вас за это. Желаю вам сохранить и укрепить это качество.

21-29 баллов. Вы относитесь к людям, для которых главное собственное благополучие и спокойствие, и стараетесь слушать только тех, от кого зависите. Так жить можно , но не интересно.

Черный Ящик: Это волнует людей во многих странах. С этим в цивилизованных странах нельзя приходить на работу, не пускают в общие вагоны поездов, салоны самолетов. Это обсуждают депутаты Государственной думы РФ, и хотят запретить это в ВУЗах, кинотеатрах. Все  объясняют тем, что  это нарушает права других людей. Что в черном ящике.

(Для младших)

Задание на карточках.

Все мы смотрим телевизор и видим что , в художественных фильмах  очень часто нарушаются права и законы государства.

А сейчас ответьте на вопросы , которые мы назвали в «В шутку о серьезном»

 (Ученик читает вопросы) для старшеклассников

Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука» (Черт побери)

Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем -каскадером

   (Юрий Деточкин из к\ф «Берегись автомобиля»)

Как  звали вора-карманника из к\ф «Место встречи изменить нельзя» (кирпич)

А как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жиглов)

В финале этого фильма один из героев публично провозгласил : «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» (Кавказская пленница)

Для младшеклассников.

Кто воровал плюшки у Фрекен Бок (Карлсон)

Кого украл и спрятал в чемодан Урри  (Электроника)

На птичьем дворе , его отовсюду гнали, насмехались на ним. (гадкого утенка)

Выполните задание :

Действие

Какие права и правила имеют к этому отношение

Спал и проснулся

Право на отдых

Пошел в школу

Право на образование

Ужин  в кругу семьи

Право на воспитание в семье

Читал любимую книгу

Право на свободу мысли

Перевел старушку через дорогу

Свобода совести

Отправился в путешествие

Свобода передвижения

Лечил зуб

Право на охрану здоровья

Взаимопроверка (По кругу  по возрастам)        

Теперь мы знаем свои права. Но что это такое. Посмотрите правильно ли так пользоваться своими правами?

Сценка: «Мама и сын»

Мама: Сходи за хлебом в магазин!

Сын: не имеешь право эксплуатировать ребенка

Мама: вымой посуду!

 Сын: Не имеешь право использовать детский труд

Мама: Помой руки!

Сын: это насилие над личностью

Мама: выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отшлепаю.

Сын: детей бить нельзя. Это проявление жестокости.

(ответы)

Кроме прав у каждого человека есть и обязанности:

(на доске)

  • Слушаться родителей и помогать им
  • Соблюдать правила поведения в школе, дома, общественных местах
  • Получать образование
  • Выполнять посильную работу
  • Беречь природу
  • Охранять памятники культуры
  • Защищать  отечество.

Самая главная обязанность – уважать права других людей, а также исполнять обязанности гражданина своей страны. Сейчас для вас важно пользуясь своим  правом на образование, получить его. Ведь в школе вы познаете окружающий         мир, учитесь жить в обществе, отстаивать свои права. В заключении давайте споем песню на известный мотив  «Чему учат в школе?»

Все права свои узнать,

Их на деле применять

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

Применять и изучать,

Все законы соблюдать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

Чтоб друг друга уважать

Никого не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

И воспитанными быть

Права помнить и все чтить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Действие

Какие права и правила имеют к этому отношение

Спал и проснулся

Пошел в школу

Ужин  в кругу семьи

Читал любимую книгу

Перевел старушку через дорогу

Отправился в путешествие

Лечил зуб

Действие

Какие права и правила имеют к этому отношение

Спал и проснулся

Пошел в школу

Ужин  в кругу семьи

Читал любимую книгу

Перевел старушку через дорогу

Отправился в путешествие

Лечил зуб

Действие

Какие права и правила имеют к этому отношение

Спал и проснулся

Пошел в школу

Ужин  в кругу семьи

Читал любимую книгу

Перевел старушку через дорогу

Отправился в путешествие

Лечил зуб

Действие

Какие права и правила имеют к этому отношение

Спал и проснулся

Пошел в школу

Ужин  в кругу семьи

Читал любимую книгу

Перевел старушку через дорогу

Отправился в путешествие

Лечил зуб

Действие

Какие права и правила имеют к этому отношение

Спал и проснулся

Пошел в школу

Ужин  в кругу семьи

Читал любимую книгу

Перевел старушку через дорогу

Отправился в путешествие

Лечил зуб

Действие

Какие права и правила имеют к этому отношение

Спал и проснулся

Пошел в школу

Ужин  в кругу семьи

Читал любимую книгу

Перевел старушку через дорогу

Отправился в путешествие

Лечил зуб

Действие

Какие права и правила имеют к этому отношение

Спал и проснулся

Пошел в школу

Ужин  в кругу семьи

Читал любимую книгу

Перевел старушку через дорогу

Отправился в путешествие

Лечил зуб

 1. а) 3   б) 10   в) 5

2.  а) 5    б) 3     в) 10

3. а) 5     б)3       в) 10

4. а) 3     б) 5      в) 10

5. а) 3      б) 5     в) 10

Все права свои узнать,                                                          

Их на деле применять

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

Применять и изучать,

Все законы соблюдать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

Чтоб друг друга уважать

Никого не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

И воспитанными быть

Права помнить и все чтить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Все права свои узнать,

Их на деле применять

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

Применять и изучать,

Все законы соблюдать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

Чтоб друг друга уважать

Никого не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

И воспитанными быть

Права помнить и все чтить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Все права свои узнать,

Их на деле применять

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

Применять и изучать,

Все законы соблюдать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

Чтоб друг друга уважать

Никого не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

И воспитанными быть

Права помнить и все чтить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Все права свои узнать,

Их на деле применять

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

Применять и изучать,

Все законы соблюдать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

Чтоб друг друга уважать

Никого не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе

И воспитанными быть

Права помнить и все чтить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 декабря- Международный день прав человека. Беседа-презентация.

Цель формирование у учащихся понимания универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации.Задачи:Обучающие:Знакомство учащихся с понятиями “права человека”, “права ре...

15 МАРТА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

  Цели - правовое просвещение и оказание конкретной помощи потребителям услуг дистанционной торговли, связи и Интернет. Познакомить учащихся с такими основными правами...

Урок по Обществознанию (Право) 9 класс тема: "Международное гуманитарное право"

  Данный урок провёл на конкурсе "Учитель года". Тип урока: изложение нового материала. На уроке учащиеся участвуют в групповой работе, высказывают свои точки зрения, строят свои...

Методическая разработка урока обществознания по теме Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста )

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Установлен этот день был  Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года, одним из инициаторов принятия это...

Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля - Международный День родного языка»

Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля -  Международный День родного языка»«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? – ЭТО ВЕСЬ НАРОД. ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ...

"Международный день прав человека"

10 декабрямеждународное сообщество отмечаетДень прав человека(Human Rights Day)....