Паспорт методической разработки для подготовки занятия «Профориентационная работа»
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Мажарова Людмила Ивановна

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.   

  К старшей школе обучающийся должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.

Данная разработка поможет педагогу в проведении профориентационной работы.

В процессе работы учащиеся получат знания о востребованных профессиях, постараются определиться с  профессиональными интересами, определятся с планами на своё будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт методической разработки

для подготовки занятия «Профориентационная работа»

        Мажарова Людмила Ивановна, учитель физической культуры, МБОУ СОШ №25, г.Шахты

Тема

 Профориентация обучающихся Ростовской области

Указать тематическую направленность программы

социально-педагогическая

Аннотация

Современная ситуация в Ростовской области и во всей России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.        К старшей школе обучающийся должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.

Отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Педагогические технологии, которые лежат в основе проведения учебного занятия следующие: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, диалоговая.

Учебная проблема

Несформированность у обучающихся знаний о востребованных на рынке труда Ростовской области профессий.

9 класс 

Цель проекта

Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессии

Задачи

  1. Расширить информированность учащихся о профессиях, по которым наблюдается существенный дефицит кадров;
  2. Помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий

Направление развитие личности

Общеинтеллектуальное (развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, логики мышления), социальное (формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности)

Вид деятельности

познавательная, проблемно-ценностное общение,  социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Вид и сроки исполнения проекта

Краткосрочное (1-2 занятия)

Вид  информационно-практико-ориентированный

Ожидаемые результаты

В результате проведенных мероприятий, посвященных профориентация обучающихся Ростовской области учащиеся:

  • расширят свои представления о профессиях, по которым наблюдается существенный дефицит кадров в Ростовской области;
  • сопоставят свои возможности с требованиями выбираемых профессий.

 Развитие УУД обеспечивает успешную адаптацию учащихся к современному миру и их самостоятельное обучение.

При выборе профессии формируются все ключевые группы универсальных учебных действий (УУД) — личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. Рассмотрим каждую группу подробнее.

1. Личностные УУД

Связаны с самоопределением, ценностными ориентирами и нравственным выбором:

  • профессиональное самоопределение — осознание своих интересов, склонностей, сильных сторон и ограничений;
  • смыслообразование — понимание значимости выбора профессии для личной жизни и общества;
  • нравственно-этическая ориентация — оценка соответствия профессии личным ценностям и моральным принципам;
  • самооценка — реалистичное оценивание своих возможностей и готовности к профессиональной деятельности;
  • мотивация — формирование внутренней заинтересованности в освоении выбранной сферы.

2. Познавательные УУД

Отвечают за работу с информацией и аналитическое мышление:

  • поиск и анализ информации — изучение профессий, рынка труда, требований к специалистам;
  • сравнение и классификация — сопоставление разных профессий по критериям (зарплата, условия труда, перспективы);
  • выявление причинно-следственных связей — понимание, как выбор профессии повлияет на будущее.

3. Коммуникативные УУД

Развиваются через взаимодействие с окружающими:

  • умение задавать вопросы — интервьюирование профессионалов, консультантов, родственников;
  • ведение диалога — обсуждение выбора с педагогами, родителями, друзьями;
  • сотрудничество — участие в профориентационных мероприятиях, групповых проектах;
  • восприятие обратной связи — учёт мнений и рекомендаций других людей.

4. Регулятивные УУД

Помогают управлять процессом выбора и принимать решения:

  • целеполагание — постановка конкретной цели (например, «стать программистом»);
  • планирование — разработка шагов для достижения цели;
  • прогнозирование — оценка возможных трудностей и способов их преодоления;
  • контроль и коррекция — отслеживание прогресса, внесение изменений в план;
  • принятие решений — выбор между альтернативами на основе анализа;
  • саморегуляция — преодоление сомнений, страхов, неуверенности;
  • оценка результатов — рефлексия: «Насколько мой выбор соответствует ожиданиям?».

Итог:
Выбор профессии — это комплексный процесс, который задействует 
все виды УУД. Он учит:

  • понимать себя (личностные УУД);
  • искать и анализировать информацию (познавательные УУД);
  • общаться и договариваться (коммуникативные УУД);
  • ставить цели и добиваться их (регулятивные УУД).

Эти навыки не только помогают сделать осознанный профессиональный выбор, но и становятся фундаментом для дальнейшего саморазвития и успешной карьеры. 

Список источников

Министерство просвещения РФ рекомендует ряд ресурсов и инструментов для профориентации обучающихся в рамках Единой модели профессиональной ориентации (ЕМП) и профориентационного минимума. Основные из них:

  • Платформа «Билет в будущее» (bvbinfo.ru) — единая платформа профориентации, где размещены:
  • Контентно-информационный комплекс (КИК) «Конструктор будущего» с материалами для педагогов и обучающихся: вводные и тематические уроки, виртуальная выставка «Лаборатория будущего», онлайн-пробы, рефлексивные занятия. 
  • Профориентационные диагностики (например, «Мой профиль») для определения интересов и рекомендаций по выбору профиля обучения. 
  • Материалы для разных возрастных групп (6–11 классы), включая адаптированные версии для обучающихся с ОВЗ. педпроект.рф 
  • Курс внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» 
  • Методические рекомендации Минпросвещения России:
  • По реализации Единой модели профориентации (утверждены Протоколом Всероссийского экспертного совета по профориентации №02 от 16.07.2025). minobr.nso.ru
  • Для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (от 28.06.2019 №МР-81/02вн). minobr.nso.ru
  • Онлайн-тренажёры и интерактивные инструменты на платформе «Билет в будущее»:
  • Тренажёры для знакомства с востребованными профессиями в игровой форме.
  • Доступ к информации о профессиях будущего и трендах их развития. legalacts.ru

Анализ и оценка работы

В процессе работы учащиеся получат знания о профессиях, востребованных в Ростовской области, постараются определиться с  профессиональными интересами, определятся с планами на своё будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения занятия с нахимовцами учебного курса по строевой подготовке

ТЕМА : «Строевые приёмы в движении без оружия».       Занятие 1. «Строевые приемы без оружия на месте»....

методическая разработка плана-конспекта занятия по волейболу (передача боком) для группы начальной подготовки 2-го года обучения

подводящие и подготовительные упражнения для освоения и закрепления техники передачи боком в волейболе...

Методическая разработка для проведения занятия по вольной борьбе «Технико-тактическая подготовка юного спортсмена»

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих по физкультурно-спортивному направлению занимающихся вольной борьбой.Она может использоваться воспита...

Методическая разработка для проведения занятия по вольной борьбе «Технико-тактическая подготовка юного спортсмена»

Методическая разработка для проведения занятия по вольной борьбе «Технико-тактическая подготовка юного спортсмена»...

Методическая разработка для проведения занятия по вольной борьбе «Технико-тактическая подготовка юного спортсмена»

Методическая разработка для проведения занятия по вольной борьбе «Технико-тактическая подготовка юного спортсмена»...

Методическая разработка внеурочных предметных занятий по баскетболу в системе подготовки учащихся к выполнению норм ВФСК ГТО под общей редакцией И.Ф. Головановой, к.п.н., методиста. Автор Е.Э.Ткач.

Методическая разработка стала базовым продуктом моего подопечного учителя физкультуры Голицынской гимназии Екатерины Эдуардовны Ткач  в конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учит...

Методическая разработка «Форма самоанализа занятия в работе педагога дополнительного образования»

В методической разработке рассмотрены методики самоанализа занятия педагога дополнительного образования, вопросники и схемы самоанализа учебного занятия, приведен один из вариантов формы сам...