Город мой родной.
классный час (7 класс)
Познавательное мероприятие для пятиклассников с викториной.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения по истории г. Улан-Удэ: «Город мой родной».
Подготовила и провела воспитатель I категории Клепикова Т.П. для учеников 5 класса.
Воспитатель: добрый день, ребята, сегодня мы с вами поговорим о столице Бурятии городе Улан-Удэ. Богата событиями история города Улан-Удэ. Три века назад в 1666 году русский казачий отряд поставил в устье реки Уды на высоком скалистом берегу маленький деревянный домик, названный « Удинским казачьим зимовьем», которое через 12 лет превратилось в укрепленный острог.
- Ребята, скажите, век, это сколько лет?
Мы с вами были на экскурсии и видели, где началось строительство нашего города. Сколько лет в 2016 году исполняется городу Улан-Удэ?
Правильно, 350 лет.
-Кто знает, как раньше назывался наш город?
Правильно, Верхнеудинск. Но мало кто знает, что так его стали называть не сразу, а только в 1690 году, когда он получил статус города. А до этого в 1684 году его называли Удинским острогом.
- Ребята, кто знает, что такое острог?
- - Это военный городок. И вот здесь Московское правительство решило его построить. В 1689 году его строительство было закончено.
- Так как с юга оно было защищено рекой Удой, с запада Селенгой, а с севера и востока его прикрывали горы, покрытые лесами, врагам трудно было напасть на него незамеченными.
1 ученик : Улан-Удэ расположен в живописной местности. С севера и юга город окаймлён горами, покрытыми хвойными лесами. А к западу от него раскинулась Иволгинская долина. Через город, словно гигантские артерии, величаво несут свои воды Забайскальская красавица- река Селенга и стремительная Уда.
Раскинув крылья, словно птица,
За отступившею тайгой
Поёт Бурятская столица
Над полноводной Селенгой.
Багульник осыпает росы
По берегам родной реки
И всюду вьются словно косы
Индустриальные дымки.
Воспитатель: так как город лежал на пересечении торговых путей России с Китаем и Монголией жители Верхнеудинска конечно же торговали. В городе стали проводиться ежегодные ярмарки. Самым оживлённым местом города, центром купли и продажи, особенно в период ярмарок являлись «Гостиные ряды», построенные в 1795 году.
Вначале они были деревянные, а в 1865 году построены и ныне сохранившиеся каменные гостиные ряды, которые мы с вами смотрели на экскурсии.
Надо вспомнить и страшный пожар, произошедший в 1878 году. Тогда город почти наполовину выгорел. Дома были в основном все деревянные и одноэтажные. Хорошо, что пожар был летом, люди не погибли от холода. И только через три года жители города смогли как- то выстроить свои дома, лавки.
Первое письменное упоминание о Верхнеудинске встречается в конце XVII века. По описанию оно выглядело так:
2ученик: С левой стороны Селенги-реки с востока, идёт Уда- река, над ней Удинский город, вблизи от Удинского устья. В городе построены 4 башни четырёхугольные, пятая на углу осьмиугольная. В городе изба караульная, погреб зелейный, над ним сарай.
3ученик: Город делился на две части: городскую и слободскую. Городская часть состояла из деревянной крепости с башнями, пороховым погребом и артиллерийским полком.
4ученик: В слободской части размещались магазины,казармы, винные амбары, торговые лавки, частные дома и церкви.
Воспитатель: Население города занималось торговлей, хлебопашеством, перевозкой товаров, охотой, рыбной ловлей, сапожничеством, шитьём сбруй для лошадей.
5ученик: По долинам рек Уды и Селенги издавна обитали бурятские племена,занимавшиеся скотоводческим хозяйством и охотой. Общаясь с русскими казаками и поселенцами, буряты научились у них землевладению.6ученик: не раз русские и буряты совместно отражали набеги иноземных захватчиков. И ещё с тех лет развилась и выросла нерушимая дружбу русского и бурятского народов.
Воспитатель:Кто может сказать, что такое развитие промышленности?
-Это строительство фабрик и заводов и их работа. Так вот развитие промышленности шло в Верхнеудинске очень медленно. Хоть предприятия и назывались заводами и фабриками, на них работало по3-5 человек.
Более или менее быстрое развитие промышленности связано со строительством Великой транспортной железнодорожной магистрали. Которое велось с двух сторон. С запада из Челябинска и с востока из Владивостока. Строилась она в течении 14 лет с 1891-1905гг.
15 августа 1899 года жители Верхнеудинска встретили первый железнодорожный поезд. Это было большое и радостное событие в жизни города.
А вот строительству школ власти не уделяли никакого внимания. Первая народная школа «Малое народное училище» как тогда её называли, была открыта в Верхнеудинске в 1791 году, то есть через сто с лишним лет со дня основания города.
Так же была одна библиотека, одна больница.
После революции 1918 года положение города улучшилось. Началось строительство школ, заводов, фабрик, построили новую типографию. Но все дома ещё были одноэтажные и в основном деревянные.
С 1932 года началось особенно быстрое и широкое промышленное развитие города. Начали строить заводы и фабрики.
-Какие заводы и фабрики вы знаете?
Были построены: авиационный, литейный завод им. Кирова. Паровозо- вагонный завод, Мясокомбинат, Стеклозавод, ЛВРЗ, Теплоприбор, Мелькомбинат, молочный завод, Мебельно-деревообрабатывающий комбинат, сапоговаляльная, кондитерская фабрики, ликёроводочный завод, швейная фабрика и др.
Открылось много учебных заведений, в которых готовились специалисты, которые работали на этих заводах и фабриках. В 1934 году город Верхнеудинск был переименован в город Улан-Удэ.
-Кто знает как в переводе с бурятского звучит это название? Правильно, Красные ворота.
7ученик: Город изменился до неузнаваемости. Жизнь стала налаживаться. Но вот страшный удар постиг нашу страну в 1941 году. Началась великая отечественная война.
-Кто скажет, с кем воевал наш народ? И кто первый напал?
Воспитатель: Все жители Улан-Удэ приняли участие в войне, кто -то пошёл на фронт биться с фашистами, а кто- то работая помогал нашей стране в борьбе с врагами.
За отвагу и мужество, проявленные в защите Родины более десяти тысяч Улан-Удэнцев награждены орденами и медалями, а 37 воинов- земляков удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
8ученик В годы Великой отечественной войны было очень трудно, но взрослые и дети работали не покладая рук, чтобы помочь нашим войнам. Изготавливали на авиазаводе детали для самолётов, многие заводы и цеха были переоборудованы для того, чтобы делать снаряды.
Воспитатель: Наконец в 1945 году война окончилась. После войны Улан-Удэнцы отправились в районы, пострадавшие от войны, для их востановления.
В 1952 году в центральной части было построено одно из красивейших зданий города- театр оперы и балета. Где мы с вами неоднократно бывали.
В 1958 году начала действовать первая трамвайная линия.
В нашем городе есть несколько музеев, в которые мы с вами непременно сходим. Один из известных- Этнографический музей народов Забайкалья- один из крупнейших музеев в России под открытым небом. Так же музей истории Бурятии , музей природы Бурятии, музей города и другие.
Как выглядит город в наше время, вы знаете, многие из вас с родителями бывали в разных местах города, многое мы посмотрели с вами на экскурсии.
А сейчас посмотрим, какую информацию вы запомнили:
Викторина:
-В каком году русский казачий отряд поставил в устье реки Уды на высоком скалистом берегу маленький деревянный домик, названный « Удинским казачьим зимовьем»,
(в 1966 году)
-Кто помнит, как в переводе с бурятского звучит название нашего города?
-Кто скажет, сколько районов нашем городе?
(три: Железнодорожный, Советский и Октябрьский)
-Какие реки пересекают наш город?
(Селенга и Уда)
-Скажите, почему казаки выбрали это место для постройки зимовья и в последствии там вырос острог?
-Как вы думаете, почему именно на месте острога построили город?
-С каких двух сторон началось строительство железнодорожной магистрали?
(С запада из Челябинска и с востока из Владивостока.
Сколько лет шло строительство железной дороги?
(14 лет)
В каком году жители Улан-Удэ встретили первый железнодорожный поезд?
( в 1891 году)
Молодцы ребята, вы очень внимательно слушали и смотрели на нашем мероприятии и на экскурсии. А ещё более подробно об истории нашего города мы с вами узнаем в старших классах.
А сейчас мы послушаем стихи о нашем городе.
Город древних старинных преданий
Город строек в космический век
Пусть же звёзд голубое сиянье
Над тобой не погаснет вовек.
Рассвет из -за крутой гряды
Упал на крыши и сады
Где спит в полночной мгле родной Улан-Удэ.
Я всё готов тебе отдать
Избегу пустых ненужных слов
В хороший праздник и в труде,
Будь счастлив Улан-Удэ.
Там, где Уды слиянье
С серебряной Селенгой
Гордость народа окрепшего
Город стоит вековой.
Раскинув крылья, словно птица,
За отступившейся тайгой
Поёт бурятская столица
Над полноводной Селенгой.
И песней дружною столица
поднимает над горой крутой
И город весь зашевелится,
Как муравейник золотой.
Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Губкин-город мой родной!"
Цели мероприятия: -познакомить детей с историей возникновения города Губкина; - расширить кругозор учащихся о прошлом, настоящем и будущем города, Белгородской области; - воспитывать чувство любви ...

классный час "Электроугли, город мой родной". Методическая разработка
Методическая разработка классного часа "Электроугли, город мой родной". Это классный час, который содержит краеведческую информацию. Это мероприятие - историко-познавательная, заочная экскурсия ...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев Одна из актуальных задач, ...

Сценарий «С Днём рождения, город наш родной»
Воспитывать интерес детей к истории малой Родины, чувство гордости за место, где они родились и живут; чувство гордости за своих горожан. Развивать речевую активность детей. Научить детей давать полны...
Внеклассное мероприятие «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ГОРОД МОЙ РОДНОЙ»
23 октября 2014г в МАОУ Апрелевская СОШ № 1 классным руководителем Кривогорницыной Надеждой Сергеевной и учениками 8 «А» класса было проведено мероприятие «Город мой родной – моя малая Родина». Целью ...

