Экологический хакатон "Экодействие"
методическая разработка
Сегодня то самое время, когда необходимо не просто задумываться об экологических вопросах, но это время действия практических шагов в школах нашей страны, время просвещения и воспитания обучающихся, ответственного отношения к экологии и окружающей среде.
Проведение данного хакатона, позволит максимально доступно и увлекательно погрузить обучающихся в тематику экологических действий для формирования экологической культуры, творчески раскрыться. Свободный и удобный формат общения позволит продуцировать множество идей, которые будут дополняться, корректироваться всеми участниками. Хакатон предполагает получение не только новых знаний и умений, но и найти единомышленников.
Главное назначение хакатона «Экодействие» – побудить к действию каждого участника и задуматься над взаимоотношением природы и общества.
Новизна мероприятия заключается в постановке проблемы для обсуждения - что я лично могу сделать для сохранения окружающего мира: мои действия.
Само обсуждение экологических проблем в школе и поиск решения этих проблем позволит расширить горизонт интересов всех участников. Данный формат мероприятия будет способствовать выработке умений публичных выступлений обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 89.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Верхне-Талызинская СШ
Экологический хакатон «Экодействие»
Автор:
Ст.вожатая
Спичкова Наталья Викторовна
2024 г.
Паспорт практики
№ | Структурные компоненты | Содержание | ||
Регион, в котором реализована практика | Нижегородская область | |||
Муниципальный/городской округ, в котором реализована практика | Сеченовский муниципальный округ | |||
Укажите наименование ОО (в которой велась разработка и апробация практики) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхне-Талызинская средняя школа | |||
Название практики | Экологический хакатон «Экодействие» | |||
Актуальность воспитательной практики | Сегодня то самое время, когда необходимо не просто задумываться об экологических вопросах, но это время действия практических шагов в школах нашей страны, время просвещения и воспитания обучающихся, ответственного отношения к экологии и окружающей среде. Проведение данного хакатона, позволит максимально доступно и увлекательно погрузить обучающихся в тематику экологических действий для формирования экологической культуры, творчески раскрыться. Свободный и удобный формат общения позволит продуцировать множество идей, которые будут дополняться, корректироваться всеми участниками. Хакатон предполагает получение не только новых знаний и умений, но и найти единомышленников. Главное назначение хакатона «Экодействие» – побудить к действию каждого участника и задуматься над взаимоотношением природы и общества. Новизна мероприятия заключается в постановке проблемы для обсуждения - что я лично могу сделать для сохранения окружающего мира: мои действия. Само обсуждение экологических проблем в школе и поиск решения этих проблем позволит расширить горизонт интересов всех участников. Данный формат мероприятия будет способствовать выработке умений публичных выступлений обучающихся. | |||
Традиционные российские духовно-нравственные ценности, интегрированные в практику | гражданственность, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение | |||
Краткое описание (аннотация) практики | Хакатон представляет собой структурированный процесс, включающий 3 рабочих дня в офлайн формате. Это соревнование, где участвуют 3 команды, и которые в итоге должны получить решение проблемыв виде проекта.Для обсуждения будут предложены три темы мини-проектов: «Человек и природа», «Грамотный потребитель», «Вторая жизнь полезного мусора». В 1 день «Генерация идей» формируются команды, объявляются темы хакатона,организаторы произносят вдохновляющую речь о важности объявленной темы, и обучающиеся приступают к работе.Начиная с первого дня и в течение всего хакатона 2-3 раза проводятся обязательные консультации с экспертами. Для этого приглашаются 3 учителя из разных областей наук. Их задача — направить обучающихся, подсказать им решение. Эксперты могут сами подходить к командам по ходу работы или к ним могут обратиться сами ребята. Эксперты не могут быть членами жюри, их задача не судить, а помогать. Даже советы экспертов ребята вправе проигнорировать и сделать все так, как считают нужным, а значит, научиться новому, пусть и на своих ошибках. Во 2 день «Прототипирование» команды снабжаются необходимым для работы набором. В 3 день «Презентация». Регламент. Презентация — это кульминация хакатона, на этом этапе определяется победитель. Ребята готовят очень четкое и концентрированное выступление, на которое у команды будет всего 5 – 7 минут. За это время нужно рассказать о проекте (с использованием слайдов или без) и продемонстрировать результат. Чтобы подчеркнуть соревновательный дух, у хакатона есть приз для победителя. Цель хакатона — победа, но это не так. На самом деле, цель хакатона — научиться. Таким образом, выигрывает и команда-победитель, и та, которая заняла последнее место. | |||
Цель практики | Формирование экологической культуры через активизацию познавательной деятельности путем проведения экологического хакатона «Экодействие» для обучающихся 9-11 классов в количестве 15 человек МБОУ Верхне-Талызинской СШ, с 07.04.24г. по 13.04.24г. на территории МБОУ Верхне-Талызинской СШ | |||
Задачи практики | • повышение экологической компетентности; • развитие экологической грамотности; • совершенствование работы планирования и реализации проекта ; • формирование коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде. | |||
Сроки реализации практики | 04.24 – 04.24 (7 дней) | |||
Планируемые количественные результаты практики | Количество | Ед. измерения | Способ измерения | |
Показатель № - 1 участие обучающихся в научно-исследовательской деятельности | 15 | % от общего количества участников | Участие в научно-практических конференциях | |
Показатель №2- социальная активность обучающихся, педагогов, родителей | 27 | % от общего количества участников | Участие в воспитательных и общественно-полезных акциях и делах | |
Показатель №3 - снижение правонарушений среди несовершеннолетнх | 30 | % снижения от общего количества правонарушений | Постановка на различные виды контроля | |
Планируемые качественные результаты практики | Количество | Ед. измерения | Способ измерения | |
Показатель №1 Повышение интереса к экологической компетентности | Наблюдение | |||
Показатель №2 Развитие самостоятельной экологической грамотности | Наблюдение | |||
Показатель №3 Совершенствование работы планирования и реализации проекта | Наблюдение | |||
Показатель №4 Формирование коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде | Беседа | |||
Целевая аудитория практики | Обучающиеся 9-11 классов | |||
Количество участников практики | 27 | |||
Кадровые ресурсы реализации практики | Старшая вожатая - написание сценария учитель биологии - консультационный эксперт 1 учитель химии -консультационный эксперт 1 учитель физики - консультационный эксперт 1 заместитель директора по ВР - член жюри 1 заместитель директора по УВР - член жюри 1 учитель географии – член жюри 1 председатель совета старшеклассников – член жюри 2 лидера ЦДИ – ведущие 2 представителяшкольного медиацентра – фото, видео репортаж 1 спонсор – предоставление призов | |||
Научно-методические ресурсы реализации практики | Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел/И.П.Иванов.-Москва: Педагогика,1989 – 206с. | |||
Материально-технические ресурсы реализации практики | Канцелярские принадлежности: маркеры цветные (15 шт.), офисная бумага (1 пачка), линейки (3 шт.), ватман А1 – 3 шт. Технические: принтер цветной (1 шт.), аудиоколонки (2 шт.), ноутбук (1 шт.), флэшкарта (1 шт.) Доступ к сети Интернет – Wi-Fi 50 мб/с 13 столов, 26 стульев Приз от спонсора – беспроводные наушники – 5 шт. | |||
Помещение/локация для реализации практики | ЦДИ «Точка притяжения» на 30 человек МБОУ Верхне-Талызинской СШ | |||
Социальные партнеры практики | Верхне-Талызинская модельная библиотека – инфраструктурный партнер, ООО «Александра» - социальный партнер | |||
Краткое описание реализации воспитательной практики, с указанием этапов, механики действий | Подготовительный этап – формирование команд и распределение обязанностей, привлечение социального и инфраструктурного партнеров, разработка сценария, определение ресурсов, подготовка площадки для проведения воспитательного мероприятия. Основной этап: Пролог — вступительное слово ведущего, в котором ведущие настраиваютобучающихся на командное соревнование, стараются заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность; предоставление друг другу всех участников хакатона. Организационная часть — формированиекоманд, знакомство с правилами, Постановка экологических проблем. Экспозиция — прохождение этапов хактона по дням, решение задач, работа над проектом. Завершающий этап — презентация готовых проектов, определение команды победителяи награждение ее членов призами. | |||
Итоговый продукт практики | Готовая разработка экологического хакатона для дальнейшегосоздания единого банка проектов по решению экологических проблем | |||
Сведения об апробации практики | Практика проведена в апреле 2024 года, на территории ЦДИ «Точка притяжения» МБОУ Верхне-Талызинской средней школы. Устный опрос участников практики показал, что мероприятие понравилось, несет в себе практическую значимость. В дальнейшем планируется увеличение охвата участников и разработка нового хакатона на решение социальных проблем, который даст возможность обучающимся получить первый опыт влияния и контроля над общественной проблемой, и создание собственного варианта ращения. | |||
Использованная литература, ссылки, сайты и иные источники | 1. Арефьева Е.А. Педагогический опыт проведения хакатонов Tulahackв ТУЛГУ // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. №2. С. 3–7. 2. Гречушкина Н.В., Арефьева Е.А. Хакатон: определение, практика и перспективы применения в высшей школе // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 4. С. 83–105. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-83-105. 3. Щербаков С.М., Лозина Е.Н., Веретенникова Е.Г. Хакатоны в учебном процессе вуза // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации : сборник научных трудов материалов Двадцатой открытой Всероссийской конференции (Москва, 19–20мая 2022 г.). М. : 1 С-Паблишинг, 2022. С. 27–29. | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхне-Талызинская средняя школа
Общешкольное воспитательное мероприятие
Хакатон
«Экодействие»
Автор:
Ст.вожатая
Спичкова Н.В.
Пояснительная записка
Для школ хакатон — новый образовательный инструмент, который, на первый взгляд, непрост в применении, но при правильном подходе может с легкостью войти в регулярное использование. Алгоритм подготовки и проведения данного хакатона, о котором пойдет речь, позволит максимально доступно и увлекательно погрузить школьников в тематику экологических действий для формирования экологической культуры учащихся. Поэтому для участников хакатон — это возможность узнать для себя что-то новое, найти единомышленников и главное приобрести новые знания и навыки.
Главное назначение хакатона «Экодействие» – побудить к действию каждого участника и задуматься над взаимоотношением природы и общества.
Новизна мероприятия заключается в постановке проблемы для обсуждения: Что я лично могу сделать для сохранения окружающего мира: мои действия.
Для обсуждения предложены три темы мини-проектов: « Человек и природа», «Грамотный потребитель», «Вторая жизнь полезного мусора»). По итогам должно быть предложено решение той или иной проблемы в виде проекта.
Три компонента хакатона:
1. В мероприятии участвуют 3 команды. Это соревнование в оффлайн формате и длятся до 3 дней.
2. Чтобы подчеркнуть соревновательный дух, у хакатона есть приз для победителя.
3. Хакатон — это интерактивный процесс, в итоге которого должны получить решение проблемы.
Цели и задачи:
формирование экологической культуры через активизацию познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
• повышение экологической компетентности;
• развитие экологической грамотности;
• совершенствование работы с информационными технологиями ;
• систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
• формирование коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде.
Этапы хакатона:
1 день. Генерация идей
Тема. Утром первого дня объявляется тема хакатона. Это важно: не заранее, а только тогда, когда участники в сборе. Иначе школьники могут прийти на хакатон с готовым решением. В качестве примера темы мероприятия можем привести следующие: загрязнение окружающей среды,
Формирование команд. Важно, чтобы в команде были участники с разными навыками, условными «специализациями»: один школьник, увлеченный ИТ, другой — экономикой, третий — дизайном и т.
Слово организаторам. В самом начале хакатона организаторы произносят вдохновляющую речь о важности объявленной темы, и школьники приступают к работе.
Как генерировать идеи. Для генерации и консолидации идей может использоваться такой прием, как стена проблем и стена решений: на одной размещают стикеры с кратким описанием проблем, на другой — стикеры с решениями. Заполнять стену проблем и стену решений можно одновременно.
Приемы для генерации идей. 1. Мозговой штурм. Каждый участник делает свои предложения в течение ограниченного времени. Важно: в этом процессе запрещено критиковать и отвергать идеи.
Консультации с экспертами. Начиная с первого дня и в течение всего хакатона 2-3 раза проводятся обязательные консультации с экспертами (или менторами). Для этого приглашаются 3 учителя из разных областей наук. Их задача — направить школьников, подсказать им решение. Эксперты могут сами подходить к командам по ходу работы или к ним могут обратиться сами ребята.
Важно: эксперты не могут быть членами жюри, их задача не судить, а помогать. Даже советы экспертов ребята вправе проигнорировать и сделать все так, как считают нужным, а значит, научиться новому, пусть и на своих ошибках.
2 день. Прототипирование
Снабдить необходимым. При организации хакатона необходимо позаботиться, чтобы участники получили комплекты с минимально необходимым для работы набором.
3 день. Презентация
Регламент. Презентация — это кульминация хакатона, на этом этапе определяется победитель. Ребята готовят очень четкое и концентрированное выступление, на которое у команды будет всего 5 – 7 минут. За это время нужно рассказать о проекте (с использованием слайдов или без) и продемонстрировать результат.
Организация работы жюри.
Критерии, по которым оцениваются проекты, это:
1. актуальность решения.
2. качество презентации
3. качество решения поставленной проблемы
4. креативность и оригинальность
5. потенциальный социальный эффект от реализации проекта;
6. работа в команде (была ли команда сплоченной, все ли участники работали над проектом).
Постановка экологических проблем.
1 группа «Грамотный потребитель»
проблемы
Незнание маркировки товаров
Изучить необходимую маркировку товара, изготовить плакат, просвятить родственников. Друзей, поделиться на своей страничке в интернете
Употребление в пищу добавок, зная об их вреде.
Ограничить себя в покупке и употреблении вредных товаров: жвачки, колы.
Высокие цены на качественные продукты
Выращивать овощи на своих огородах
Мелкий шрифт на упаковках
Приобрести лупу и получать все-таки информацию о составе продукта
При покупке на обращается внимание на сроки хранения товара
Внимательно читать упаковку о сроках товара
2 группа «Вторая жизнь полезного мусора»
проблемы
Увеличение объема мусора
Использование ЭКО-пакетов, ЭКО-упаковки.
Использование многоразовых продуктовых пакетов из ткани.
Неинформированность населения о пунктах приема макулатуры, стеклотары, металлических отходов
Распространение информации через c/сети
самому унифицировать свои отходы. Давать вещам вторую жизнь
3 группа «Человек и природа»
проблемы
Замусоривание территорий для отдыха, пожары.
Экологические заповеди
тушу костер
мусор складываю в экопакеты и вывожу на свалку
Выполнение 10 заповедей:
• не пользуюсь пластиковыми и бумажными пакетами;
• не выкидываю у дороги пищевые отходы, так как этим я могу приучить животных кормиться у автострады, где их может сбить автомобиль;
• не пользуюсь пластиковой посудой, потому что этот материал не разлагается;
• пишу или печатаю на обеих сторонах листа;
• имею дома много комнатных растений, что делает воздух чище;
• экономлю энергоресурсы, экономлю воду
• соблюдать все заповеди экологического поведения человека;
• высаживаю деревья
• помогаю животным, растениям
• участвую в акциях по защите природы
Пути решения проблем
1 группа « Грамотный потребитель»
1. Научись определять маркировку упаковочного материала из пластика по коду SPI и научи этому родителей, друзей, соседей.
2. Изготовь плакат о вредных консервантах и вывеси в ….
3. Изучи: влияние пищевых добавок на здоровье школьников, влияние жевательной резинки, газировки на твое здоровье поделись знаниями с ….
4. Предложи альтернативные способы уборки, успешно заменяющие бытовую химию в нашем доме
5. Перечисли продукты, которые тебя убивают и поделись с другом информацией.
6. Изучи травы, поддержи свое здоровье.
2 группа «Вторая жизнь полезного мусора»
1. Разработай преобразователь бытовых отходов. Вторая жизнь полезного мусора (стеклотары, пластиковых бутылок, упаковки и т.д.) .
2. Разработай декларацию о правах мусора.
3. Замени пластиковую посуду на …(деревянную, съедобную…).
4. Организуй, найди пункт приема стеклотары.
5. Предложи пути утилизации соломы….
Общие:
1. Напиши экологический сценарий, поставь экологический спектакль, проведи конференцию.
2. Напиши Оду воде, реке, озеру, роднику, лесу…..
3 группа «Человек и природа»
1. Составь экомаршрут, экологическую тропу по…
2. Защити права граждан на здоровую окружающую среду
3. Создай «Декларацию ответственности за природу»;
4. Создай лэпбук по экологическому воспитанию и подари другу,младшей сестре, брату.
5. Оборудуй или организуй место отдыха на реке, пруду
6. Оборудуй аквариум, водоем…
Цель хакатона — победа, но это не так. На самом деле, цель хакатона — научиться. Таким образом, выигрывает и команда-победитель, и та, которая заняла последнее место. И, конечно, выигрывает школа, применяющая эффективную методику.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Перечислить в назывном порядке какие дополнительные файлы или материалы вы прикрепляете к практике, например:
- Поле для печати игры А4
- Карточки для участников А5
- Карточки для педагога-ведущего А5
- Кубик (оригами, аппликация) – 1 шт.
- Информационный ресурс «Опросникум»: https://quick.apkpro.ru/
Важно, чтобы в тексте Приложения №1 было четко указано что и в каком формате из приложенных дополнительных материалов используется, чтобы педагогу было понятно, как интегрировать это в ход проведения события.
Ниже в данном приложении можно вставить какие-то из перечисленных дополнительных материалов, остальные – прикрепляются в формате .docx, .pdf, .png на отдельный Яндекс.Диск в единую папку с данным паспортом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")
p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...
Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»
ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...
