Экологический хакатон "Экодействие"
методическая разработка

Спичкова Наталья Викторовна

Сегодня то самое время, когда необходимо не просто задумываться об экологических вопросах, но это время действия практических шагов в школах нашей страны, время просвещения и воспитания обучающихся, ответственного отношения к экологии и окружающей среде.

Проведение данного хакатона, позволит максимально доступно и увлекательно погрузить обучающихся в тематику экологических действий для формирования экологической культуры, творчески раскрыться. Свободный и удобный формат общения позволит продуцировать множество идей, которые будут дополняться, корректироваться всеми участниками. Хакатон предполагает получение не только новых знаний и умений, но и найти единомышленников.

Главное назначение хакатона «Экодействие» – побудить к действию каждого участника и задуматься над взаимоотношением природы и общества.

Новизна мероприятия заключается в постановке проблемы для обсуждения - что я лично могу сделать для сохранения окружающего мира: мои действия.

Само обсуждение экологических проблем в школе и поиск решения этих проблем позволит расширить горизонт интересов всех участников. Данный формат мероприятия будет способствовать выработке умений публичных выступлений обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hakaton-24.docx89.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхне-Талызинская СШ

Экологический хакатон «Экодействие»

Автор:

Ст.вожатая

Спичкова Наталья Викторовна

2024 г.


Паспорт практики

Структурные компоненты

Содержание

Регион, в котором реализована практика

Нижегородская область

Муниципальный/городской округ, в котором реализована практика

Сеченовский муниципальный округ

Укажите наименование ОО (в которой велась разработка и апробация практики)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхне-Талызинская средняя школа

Название практики

Экологический хакатон «Экодействие»

Актуальность воспитательной практики

Сегодня то самое время, когда необходимо не просто задумываться об экологических вопросах, но это время действия практических шагов в школах нашей страны, время просвещения и воспитания обучающихся, ответственного отношения к экологии и окружающей среде.

Проведение данного хакатона, позволит максимально доступно и увлекательно погрузить обучающихся в тематику экологических действий для формирования экологической культуры, творчески раскрыться. Свободный и удобный формат общения позволит продуцировать множество идей, которые будут дополняться, корректироваться всеми участниками. Хакатон предполагает получение не только новых знаний и умений, но и найти единомышленников.

Главное назначение хакатона «Экодействие» – побудить к действию каждого участника и задуматься над взаимоотношением природы и общества.

Новизна мероприятия заключается в постановке проблемы для обсуждения - что я лично могу сделать для сохранения окружающего мира: мои действия.

Само обсуждение экологических проблем в школе и поиск решения этих проблем позволит расширить горизонт интересов всех участников. Данный формат мероприятия будет способствовать выработке умений публичных выступлений обучающихся.

Традиционные российские духовно-нравственные ценности, интегрированные в практику

гражданственность, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение

Краткое описание (аннотация) практики

Хакатон представляет собой структурированный процесс, включающий 3 рабочих дня в офлайн формате. Это соревнование, где участвуют 3 команды, и которые в итоге должны получить решение проблемыв виде проекта.Для обсуждения будут предложены три темы мини-проектов: «Человек и природа», «Грамотный потребитель», «Вторая жизнь полезного мусора».

В 1 день «Генерация идей» формируются команды, объявляются темы хакатона,организаторы произносят вдохновляющую речь о важности объявленной темы, и обучающиеся приступают к работе.Начиная с первого дня и в течение всего хакатона 2-3 раза проводятся обязательные консультации с экспертами. Для этого приглашаются 3 учителя из разных областей наук. Их задача — направить обучающихся, подсказать им решение. Эксперты могут сами подходить к командам по ходу работы или к ним могут обратиться сами ребята.

Эксперты не могут быть членами жюри, их задача не судить, а помогать. Даже советы экспертов ребята вправе проигнорировать и сделать все так, как считают нужным, а значит, научиться новому, пусть и на своих ошибках.

Во 2 день «Прототипирование» команды снабжаются

необходимым для работы набором.

В 3 день «Презентация».

Регламент. Презентация — это кульминация хакатона, на этом этапе определяется победитель. Ребята готовят очень четкое и концентрированное выступление, на которое у команды будет всего 5 – 7 минут. За это время нужно рассказать о проекте (с использованием слайдов или без) и продемонстрировать результат.

Чтобы подчеркнуть соревновательный дух, у хакатона есть приз для победителя. Цель хакатона — победа, но это не так. На самом деле, цель хакатона — научиться. Таким образом, выигрывает и команда-победитель, и та, которая заняла последнее место.

Цель практики

Формирование экологической культуры через активизацию познавательной деятельности путем проведения экологического хакатона «Экодействие» для обучающихся 9-11 классов в количестве 15 человек МБОУ Верхне-Талызинской СШ, с 07.04.24г. по 13.04.24г. на территории МБОУ Верхне-Талызинской СШ

Задачи практики

•        повышение экологической компетентности;

•        развитие экологической грамотности;

•        совершенствование работы планирования  и реализации  проекта ;

•        формирование коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде.

Сроки реализации практики

04.24 – 04.24 (7 дней)

Планируемые количественные результаты практики

Количество

Ед. измерения

Способ измерения

Показатель № - 1 участие обучающихся в научно-исследовательской деятельности

15

% от общего количества участников

Участие в научно-практических конференциях

Показатель №2- социальная активность обучающихся, педагогов, родителей

27

% от общего количества участников

Участие в воспитательных и общественно-полезных акциях и делах

Показатель №3 - снижение правонарушений среди несовершеннолетнх

30

% снижения от общего количества правонарушений

Постановка на различные виды контроля

Планируемые качественные результаты практики

Количество

Ед. измерения

Способ измерения

Показатель №1 Повышение интереса к экологической компетентности

Наблюдение

Показатель №2 Развитие самостоятельной экологической грамотности

Наблюдение

Показатель №3 Совершенствование работы планирования и реализации проекта

Наблюдение

Показатель №4 Формирование коммуникативных и исследовательских умений, навыков  проектирования и работы в команде

Беседа

Целевая аудитория практики

Обучающиеся 9-11 классов

Количество участников практики

27

Кадровые ресурсы реализации практики

Старшая вожатая - написание сценария

учитель биологии - консультационный эксперт

1 учитель химии -консультационный эксперт

1 учитель физики - консультационный эксперт

1 заместитель директора по ВР -  член жюри

1 заместитель директора по УВР -  член жюри

1 учитель географии – член жюри

1 председатель совета старшеклассников – член жюри

2 лидера ЦДИ – ведущие

2 представителяшкольного медиацентра – фото, видео репортаж

1 спонсор – предоставление призов

Научно-методические ресурсы реализации практики

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел/И.П.Иванов.-Москва: Педагогика,1989 – 206с.

Материально-технические ресурсы реализации практики

Канцелярские принадлежности: маркеры цветные (15 шт.), офисная бумага (1 пачка), линейки (3 шт.), ватман А1 – 3 шт.

Технические: принтер цветной (1 шт.), аудиоколонки (2 шт.), ноутбук (1 шт.), флэшкарта (1 шт.)

Доступ к сети Интернет – Wi-Fi 50 мб/с

13 столов, 26 стульев

Приз от спонсора – беспроводные наушники – 5 шт.

Помещение/локация для реализации практики

ЦДИ «Точка притяжения» на 30 человек МБОУ Верхне-Талызинской СШ

Социальные партнеры практики

Верхне-Талызинская модельная библиотека – инфраструктурный партнер,

ООО «Александра» - социальный партнер

Краткое описание реализации воспитательной практики, с указанием этапов, механики действий

Подготовительный этап – формирование команд

и распределение обязанностей, привлечение социального и инфраструктурного партнеров, разработка сценария, определение ресурсов, подготовка площадки для проведения воспитательного мероприятия.

Основной этап:

Пролог — вступительное слово ведущего, в котором ведущие настраиваютобучающихся на командное соревнование, стараются заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность; предоставление друг другу всех участников хакатона.

Организационная часть — формированиекоманд, знакомство с правилами, Постановка экологических проблем.

Экспозиция — прохождение этапов хактона по дням, решение задач, работа над проектом.

Завершающий этап — презентация готовых проектов, определение команды победителяи награждение ее членов призами.

Итоговый продукт практики

Готовая разработка экологического хакатона для дальнейшегосоздания единого банка проектов по решению экологических проблем

Сведения об апробации практики

Практика проведена в апреле 2024 года, на территории ЦДИ «Точка притяжения» МБОУ Верхне-Талызинской средней школы.

Устный опрос участников практики показал, что мероприятие понравилось, несет в себе практическую значимость.

В дальнейшем планируется увеличение охвата участников и разработка нового хакатона на  решение социальных проблем, который даст возможность обучающимся получить первый опыт  влияния и контроля над общественной проблемой, и создание собственного варианта ращения.

Использованная литература, ссылки, сайты и иные источники

1. Арефьева Е.А. Педагогический опыт проведения хакатонов Tulahackв ТУЛГУ // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. №2. С. 3–7.

2. Гречушкина Н.В., Арефьева Е.А. Хакатон: определение, практика и перспективы применения в высшей школе // Высшее образование в России.

2023. Т. 32, № 4. С. 83–105. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-83-105.

3. Щербаков С.М., Лозина Е.Н., Веретенникова Е.Г. Хакатоны в учебном

процессе вуза // Преподавание информационных технологий в Российской

Федерации : сборник научных трудов материалов Двадцатой открытой Всероссийской конференции (Москва, 19–20мая 2022 г.). М. : 1 С-Паблишинг,

2022. С. 27–29.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхне-Талызинская средняя школа

Общешкольное воспитательное мероприятие

Хакатон

«Экодействие»

Автор:

Ст.вожатая

Спичкова Н.В.

Пояснительная записка

Для школ хакатон — новый образовательный инструмент, который, на первый взгляд, непрост в применении, но при правильном подходе может с легкостью войти в регулярное использование. Алгоритм подготовки и проведения данного хакатона, о котором пойдет речь, позволит максимально доступно и увлекательно погрузить школьников в тематику экологических действий для формирования экологической культуры учащихся. Поэтому для участников хакатон — это возможность узнать для себя что-то новое, найти единомышленников и главное приобрести новые знания и навыки.

Главное назначение хакатона «Экодействие» – побудить к действию каждого участника и задуматься над взаимоотношением природы и общества.

Новизна мероприятия заключается в постановке проблемы для обсуждения: Что я лично могу сделать для сохранения окружающего мира: мои действия.

Для обсуждения предложены три темы мини-проектов: « Человек и природа», «Грамотный потребитель», «Вторая жизнь полезного мусора»).  По итогам должно быть предложено решение той или иной проблемы в виде проекта.

Три компонента хакатона:

1. В мероприятии участвуют 3 команды. Это соревнование в оффлайн формате и длятся до 3 дней.

2. Чтобы подчеркнуть соревновательный дух, у хакатона есть приз для победителя.

3. Хакатон — это интерактивный процесс, в итоге которого должны получить решение проблемы.

Цели и задачи:

формирование экологической культуры через активизацию познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

•        повышение экологической компетентности;

•        развитие экологической грамотности;

•        совершенствование работы с информационными технологиями ;

•        систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;

•        формирование коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде.

Этапы хакатона:

1 день. Генерация идей

Тема. Утром первого дня объявляется тема хакатона. Это важно: не заранее, а только тогда, когда участники в сборе. Иначе школьники могут прийти на хакатон с готовым решением. В качестве примера темы мероприятия можем привести следующие: загрязнение окружающей среды,

Формирование команд. Важно, чтобы в команде были участники с разными навыками, условными «специализациями»: один школьник, увлеченный ИТ, другой — экономикой, третий — дизайном и т.

Слово организаторам. В самом начале хакатона организаторы произносят вдохновляющую речь о важности объявленной темы, и школьники приступают к работе.

Как генерировать идеи. Для генерации и консолидации идей может использоваться такой прием, как стена проблем и стена решений: на одной размещают стикеры с кратким описанием проблем, на другой — стикеры с решениями. Заполнять стену проблем и стену решений можно одновременно.

Приемы для генерации идей. 1. Мозговой штурм. Каждый участник делает свои предложения в течение ограниченного времени. Важно: в этом процессе запрещено критиковать и отвергать идеи.

Консультации с экспертами. Начиная с первого дня и в течение всего хакатона 2-3 раза проводятся обязательные консультации с экспертами (или менторами). Для этого приглашаются 3 учителя из разных областей наук. Их задача — направить школьников, подсказать им решение. Эксперты могут сами подходить к командам по ходу работы или к ним могут обратиться сами ребята.

Важно: эксперты не могут быть членами жюри, их задача не судить, а помогать. Даже советы экспертов ребята вправе проигнорировать и сделать все так, как считают нужным, а значит, научиться новому, пусть и на своих ошибках.

2 день. Прототипирование

Снабдить необходимым. При организации хакатона необходимо позаботиться, чтобы участники получили комплекты с минимально необходимым для работы набором.

3 день. Презентация

Регламент. Презентация — это кульминация хакатона, на этом этапе определяется победитель. Ребята готовят очень четкое и концентрированное выступление, на которое у команды будет всего 5 – 7 минут. За это время нужно рассказать о проекте (с использованием слайдов или без) и продемонстрировать результат.

Организация работы жюри.

Критерии, по которым оцениваются проекты, это:

1. актуальность решения.

2. качество презентации

3. качество решения поставленной проблемы

4. креативность и оригинальность

5. потенциальный социальный эффект от реализации проекта;

6. работа в команде (была ли команда сплоченной, все ли участники работали над проектом).

Постановка экологических проблем.

1 группа «Грамотный потребитель»

проблемы

Незнание маркировки товаров

Изучить необходимую маркировку товара, изготовить плакат, просвятить родственников. Друзей, поделиться на своей страничке в интернете

Употребление в пищу добавок, зная об их вреде.

Ограничить себя в покупке и употреблении вредных товаров: жвачки, колы.

Высокие цены на качественные продукты

Выращивать овощи на своих огородах

Мелкий шрифт на упаковках

Приобрести лупу и получать все-таки информацию о составе продукта

При покупке на обращается внимание на сроки хранения товара

Внимательно читать упаковку о сроках товара

2 группа «Вторая жизнь полезного мусора»

проблемы

Увеличение объема мусора

Использование ЭКО-пакетов, ЭКО-упаковки.

Использование многоразовых продуктовых пакетов из ткани.

Неинформированность населения о пунктах приема макулатуры, стеклотары, металлических отходов

Распространение информации через  c/сети

самому унифицировать свои отходы. Давать вещам вторую жизнь

3 группа «Человек и природа»

проблемы

Замусоривание территорий для отдыха, пожары.

Экологические заповеди

тушу костер

мусор складываю в экопакеты и вывожу на свалку

Выполнение 10 заповедей:

•        не пользуюсь пластиковыми и бумажными пакетами;

•        не выкидываю у дороги пищевые отходы, так как этим я могу приучить животных кормиться у автострады, где их может сбить автомобиль;

•        не пользуюсь пластиковой посудой, потому что этот материал не разлагается;

•        пишу или печатаю на обеих сторонах листа;

•        имею дома много комнатных растений, что делает воздух чище;

•        экономлю энергоресурсы, экономлю воду

•        соблюдать все заповеди экологического поведения человека;

•        высаживаю деревья

•        помогаю животным, растениям

•        участвую в акциях по защите природы

  Пути решения проблем

1 группа « Грамотный потребитель»

1.        Научись определять маркировку упаковочного материала из пластика по коду SPI и научи этому родителей, друзей, соседей.

2.        Изготовь плакат о вредных консервантах и вывеси в ….

3.        Изучи: влияние пищевых добавок на здоровье школьников, влияние жевательной резинки, газировки на твое здоровье поделись знаниями с ….

4.        Предложи альтернативные способы уборки, успешно заменяющие бытовую химию в нашем доме

5.        Перечисли продукты, которые тебя убивают и поделись с другом информацией.

6.        Изучи травы, поддержи свое здоровье.

2 группа «Вторая жизнь полезного мусора»

1.        Разработай преобразователь бытовых отходов. Вторая жизнь полезного мусора (стеклотары, пластиковых бутылок, упаковки и т.д.) .

2.        Разработай декларацию о правах мусора.

3.        Замени пластиковую посуду на …(деревянную, съедобную…).

4.        Организуй, найди пункт приема стеклотары.

5.        Предложи пути утилизации соломы….

Общие:

1.        Напиши экологический сценарий, поставь экологический спектакль, проведи конференцию.

2.        Напиши Оду воде, реке, озеру, роднику, лесу…..

3 группа «Человек и природа»

1.        Составь экомаршрут, экологическую тропу по…

2.        Защити права граждан на здоровую окружающую среду

3.        Создай «Декларацию ответственности за природу»;

4.        Создай лэпбук по экологическому воспитанию и подари другу,младшей сестре, брату.

5.        Оборудуй или организуй место отдыха на реке, пруду

6.        Оборудуй аквариум, водоем…

   Цель хакатона — победа, но это не так. На самом деле, цель хакатона — научиться. Таким образом, выигрывает и команда-победитель, и та, которая заняла последнее место. И, конечно, выигрывает школа, применяющая эффективную методику.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Перечислить в назывном порядке какие дополнительные файлы или материалы вы прикрепляете к практике, например:

  • Поле для печати игры А4
  • Карточки для участников А5
  • Карточки для педагога-ведущего А5
  • Кубик (оригами, аппликация) – 1 шт.
  • Информационный ресурс «Опросникум»: https://quick.apkpro.ru/

Важно, чтобы в тексте Приложения №1 было четко указано что и в каком формате из приложенных дополнительных материалов используется, чтобы педагогу было понятно, как интегрировать это в ход проведения события.

Ниже в данном приложении можно вставить какие-то из перечисленных дополнительных материалов, остальные – прикрепляются в формате .docx, .pdf, .png на отдельный Яндекс.Диск в единую папку с данным паспортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...