Анализ воспитательной работы.
материал по теме

Ежегодный анализ работы в специальной (коррекционной) школе-интернате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_vospitatelnoy_raboty_za_2010.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы за 2010-2011 г.г.

   Воспитательная работа в любом образовательном  учреждении является одним из основных  направлений педагогической деятельности в системе всестороннего развития личности ученика. За время обучения в школе из ребенка формируется будущий гражданин России, которому необходимо быть готовым к  политическим, экономическим и другим изменениям в жизни страны, тем более это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2010 – 2011 учебном году в  ГБОУ  СО  «Богдановичская  СКШИ» основной целью воспитательной деятельности являлось личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию индивидуальных способностей каждого школьника в творчестве, спорте и общественно-полезном труде. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Формирование у учащихся чувства самостоятельности, творческой активности, гражданско-патриотического сознания и духовно–нравственных ценностей.
  2. Совершенствование оздоровительной работы по привитию     школьникам навыков здорового образа жизни.
  3. Укрепление сотрудничества с родителями учащихся и общественностью в деле повышения имиджа ОУ.  
  4. Повышение качества индивидуальной работы с учащимися группы риска по профилактике девиантного и деликвентного поведения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

           Исходя из цели и задач, были определены приоритетные направления воспитательной деятельности:

     -    гражданско-патриотическое;

     -    спортивно-оздоровительное;

     -    художественно-эстетическое;

     -   семейное (укрепление связи семьи и школы);        

которые включали в себя следующие разделы :

  1. Познавательный (беседы, классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми).

  1. Игровой (развлекательные, сюжетно-ролевые и деловые игры)

  1. Спортивный (занятия в спортивных секциях, соревнования между классами и личное первенство по разным видам спорта, туристический слет).

                               

  1. Творческий (занятия в кружках по интересам, участие в конкурсах ДПИ различного уровня, общешкольные театрализованные представления и выездные концертные программы).

  1. Трудовой (дежурства по школе и столовой, благоустройство территории вокруг здания ОУ, проведение экологических десантов, помощь ветеранам войны и инвалидам).

     Воспитательную деятельность в 2010–2011учебном году осуществляли   11 воспитателей, 9 классных руководителей, педагог-организатор, медицинские работники, заведующая библиотекой, руководитель школьного музея и педагоги дополнительного образования. Учащиеся школы получали всестороннюю помощь,  соответствующую их потребностям в связи с имеющимися отклонениями в развитии для формирования социально адаптированной личности.  Кроме этого были созданы   оптимальные условия для развития творческих способностей каждого ученика через  улучшение материальной базы кружков дополнительного образования, поощрение участников выставок и конкурсов ДПИ подарками и поездками в город Екатеринбург, расширение коммуникативного взаимодействия с учащимися из  других образовательных учреждений.

          В 2010 – 2011 учебном году в образовательном учреждении обучалось 112 детей,70 из которых проживали в интернате. С учетом возрастных данных, года обучения и степени выраженности дефекта развития было сформировано  7 групп для круглосуточного пребывания учащихся в школе-интернате.   Для них оборудовано 14 спальных комнат, 4 – игровые, комната игры и игрушки для младших школьников, гостиная для старшеклассников, все помещения соответствовали требованиям СанПина.

          Воспитательский корпус состоял из 11 человек, стаж работы которых в данном учреждении можно представить следующим образом:

  от 1 до 5 лет   -   3

  от 5 до 10 лет  -   3

  от 10 до 15 лет -  3

  20 и более лет  -  2

  профессиональное мастерство выражалось наличием квалификационной категории :

    1 к.к  -  3

    2 к.к  -  6

  без к.к -  2

    Все воспитатели входили в методическое объединение, которым руководила  Горшкова И.В., для изучения новых педагогических технологий, обмена опытом, получения практической помощи в организации воспитательного процесса. Работа МО строилась в соответствии с утвержденным планом по повышению мастерства педагогов, учитывая профессиональные проблемы каждого. Основными задачами деятельности были:

- совершенствование форм и методов воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья через внедрение в педагогическую  деятельность

передовых технологий Уфимцевой Л.П., Тисленковой И.А., Павловой  М.А., Давыдовой А.В.;

-повышение профессиональной компетенции  путем самообразования ;

- обмен опытом работы с сотрудниками детского дома по повышению продуктивности воспитательного влияния на детей  группы риска;

- методическая помощь Минеевой В.С. и Мотлоховой Е.Н. в прохождении процедуры аттестации на вторую квалификационную категорию.

        Одним из главных показателей эффективности работы воспитателей является уровень воспитанности учащихся образовательного учреждения, который отслеживается в течение всего учебного года с подведением итогов в январе и мае. Это позволяет отслеживать динамику развития каждого ребенка и своевременно проводить коррекционные мероприятия. На конец учебного года  из 104 детей, обучающихся очно, высокий уровень воспитанности имеют   26%, средний 58%, низкий  16%. Результаты мониторинга показали, что в следующем 2011-2012 учебном году необходимо больше внимания уделять развитию у школьников таких личностных качеств как вежливость, ответственное отношение к своим обязанностям, ЗОЖ.

    Вся воспитательная работа проводилась согласно поставленным задачам по следующим направлениям:

1.Гражданско – патриотическое.

       Воспитанию у учащихся гражданственности и патриотизма уделялось большое внимание при проведении внеклассных и общешкольных мероприятий, тематика которых была направлена на то, чтобы закрепить у детей знания о народных традициях, гордость за Родину, победившую в Великой Отечественной Войне, уважение к своей семье и толерантное отношение к окружающим. В связи с празднованием 50-летия полета Ю.А. Гагарина в космос на протяжении всего учебного года проводились различные викторины, конкурсы, театрализованные представления, посвященные российской авиации и космонавтике. В школьном музее была оформлена выставка « Он сказал поехали и махнул рукой ….», для старшеклассников организован просмотр видеофильма «Укрощение огня »

с последующим его обсуждением.                                                                                                                                                                                                          

         Неоценимый вклад в процесс воспитания у школьников чувства восхищения подвигами героев Великой Отечественной Войны  внесли ветераны, которых приглашали в школу для проведения совместных мероприятий:

  - беседы с чаепитием « Час воспоминаний за круглым столом»;

- поздравление с вручением небольших сувениров  с Международным днем пожилых людей;

- конкурс боевых листков и смотр строя и песни, посвященный  Дню защитника Отечества;

- торжественная линейка и  праздничный концерт ко дню Победы.  Учитель физкультуры  Михайлов А.А.  познакомил ребят с настоящим письмом бойца с фронта  и его наградами, после чего  все присутствующие пошли к памятнику  воинам, павшим в борьбе  с немецко -фашистскими захватчиками   и возложили  цветы. Это способствовало  воспитанию патриотических качеств личности у учащихся и чувства уважения к историческому и культурному наследию своих предков.

        Кроме этого ребята из 7 класса (воспитатель  Горшкова И.В.) на протяжении нескольких лет оказывают шефскую помощь ветерану ВОВ   Шерстобитовой  Е.А., что положительно влияет на формирование у них таких  личностных качеств как сочувствие и  желание оказать помощь человеку, который в ней нуждается.

    Классными руководителями в течение года проведена серия тематических классных часов, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся. Уровень заинтересованности школьников подобными мероприятиями  достаточно высокий, что говорит о достаточно хорошем отборе материала для обсуждения, но настораживают случаи недоброжелательности и нетерпимости друг к другу   среди одноклассников. Исходя из этого одним из приоритетных направлений  работы на 2011-2012 учебный год  продолжает оставаться  воспитание у подростков  толерантного отношения к окружающим.

   

2. Спортивно-оздоровительное.

         2010-2011 учебный год начался с традиционного осеннего тур слёта, в котором приняли участие все  учащиеся и педагоги школы. Это было масштабное общешкольное мероприятие с выходом на природу, с проведением спортивных соревнований и подвижных игр, с повторением Правил дорожного движения и безопасности жизнедеятельности. Взрослые и дети получили значительный заряд энергии для предстоящей учебной деятельности. Каждый месяц отмечался самый спортивный класс и отдельные ученики, показавшие отличные  результаты в разных видах спорта. В этом учебном году  проводились дружеские встречи по волейболу между учащимися старших классов и педагогами, что отрадно отметить с переменным успехом.

       Проблема здоровья подрастающего поколения в последние годы вызывает беспокойство государственных организаций, общества и самих граждан. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что « Здоровье – это не все, но без здоровья все - это ничего! ». В рамках пропаганды здорового образа жизни в ОУ регулярно проводились рейды по определению самого чистого класса и группы     (состояние одежды и обуви учащихся, внешний вид, количество пропусков по болезни, наличие «курильщиков»), победители  были отмечены на общешкольной линейке специальными вымпелами и призами. В течение всего учебного года учащиеся  с 1 по 9 класс  принимали участие в конкурсах, викторинах и театрализованных постановках, посвященных профилактике курения и  употребления  ПАВ. Медработниками школы  Гребенщиковой  Т.Н. и Свиридовой О.Н. была организована санитарно-просветительная работа с детьми и родителями по предупреждению заражения инфекционными и простудными  заболеваниями, по повышению общей сопротивляемости организма за счет правильного питания и закаливания,  по оказанию первой помощи при различных травмах. Психиатр  МУ « Богдановичская ЦРБ » Кобелев А.А. неоднократно встречался с учениками школы  по поводу коррекции у них поведенческих отклонений и мотивации на ЗОЖ. В течение  учебного года регулярно проводились  различные акции, направленные на искоренение вредных привычек у учащихся:

-  « Конфета за сигарету»

-  « Берегись дурмана »

-  «Выбираем  здоровье…»

-  « Всемирный день красоты»

-  «Мы против наркотиков»

  Результатом проведенной работы стало хоть и незначительное, но  снижение количества курящих учащихся, больше ребят стали посещать спортивные секции и участвовать в соревнованиях. Снизился показатель общей заболеваемости по школе, за счет снижения пропусков уроков по болезни.

        По традиции, уже в третий раз, команда нашей школы принимала участие в  Окружном  фестивале  для детей с ограниченными возможностями здоровья   «Надежда – 2011» в городе  Каменск-Уральском, что тоже явилось  одной из форм воспитательной работы, направленной на формирование у школьников  навыков здорового образа жизни, так как основной идеей фестиваля была тема «Здоровым  жить  здорово».

      Различные по форме проведения мероприятия по пропаганде здорового образа жизни были организованы на базе школьной библиотеки:

    - «  Трезво жить – век не тужить! »  - час полезной информации;

    -  « Зеленый огонек»  - викторина по ПДД  для учащихся младших классов;

    -  « Чернобыльская трагедия » беседа с презентацией  фильма;

    - « С огнем шутить нельзя…..»  - конкурсная программа.

       В результате проведенных мероприятий у ребят закрепились знания о пагубном влиянии на растущий организм вредных привычек, о необходимости вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом.

3. Художественно-эстетическое.

               Неотъемлемой частью в системе воспитательной работы является дополнительное образование, которое способствует расширению круга взаимодействия учащихся со своими сверстниками из других образовательных учреждений города, района и области. Кроме этого  развитие творческого потенциала и индивидуальных способностей каждого ученика  позволило значительно повысить их самооценку, изменить отношение к окружающему миру.   В 2010-2011 учебном году в школе функционировало 6 кружков и 3 спортивных  секции:

п/п

   Название   кружка, студии, секции

Руководитель

1

Декоративно-прикладное искусство

Памятных   Е.В.

2

«  Живой  мир»

Мотлохова Е.Н.

3

  Макраме

Мотлохова Е.Н.

4

 «Мастерская папы Карло»

Рыжков М.В.

5

Художественная студия

Ленных Л.С.

6

Арттерапия

Пузикова Ю.В.

7

Волейбол, пионербол, « Веселый мяч»

Михайлов А.А.

                                                                                                                                                                                                                                                                 

              Дополнительным образованием было охвачено 84 школьника, что составило  77 % от общего количества  обучающихся  в ОУ. Много  внимания уделялось привлечению к занятиям в кружках и секциях ребят, состоящих на ВШУ, учете в  ПДН и  ТКДНиЗП и находящихся в трудной жизненной ситуации.

                Воспитатель Рыжкова В.К. освоила новую технологию –  «Ковровая вышивка» и обучила этой технике девочек, в результате их работы и работы, выполненные мальчиками старших классов (деревянная игрушка) были представлены на Четвертом  Международном творческом Фестивале детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу!». Петрова Света (6 класс) и Теплоухова Катя (3 класс), Андреев Вова(8 класс) и Потапов Рома(8 класс), Хайбулин Степан(7класс) и Коновалов Женя (9 класс)  прошли отборочный тур и были приглашены в город Санкт-Петербург на открытый этап праздничных мероприятий. В мастерской папы Карло изготовлением изделий из дерева под руководством Рыжкова М.В. занимались старшеклассники: Воробьев Костя (9 класс), Пургин Юрий (9 класс) и Гаренских Алексей (9класс) стали лауреатами областного конкурса «Юные интеллектуалы Среднего Урала» в номинации ДПИ «Живая старина», Потапов Артем (8 класс), Тычинин Сергей (7 класс), Хайбулин Степан   (7 класс), Шаршаков Дмитрий (7 класс)   за участие в конкурсе ДПИ  Окружного фестиваля «Надежда – 2011»  отмечены грамотами и подарками  Областного фонда «Лучик Детства», администрации Южного управленческого округа и сладкими призами  от организаторов фестиваля.

            Традиционно учащиеся до 14 лет, имеющие статус «ребенок-инвалид», принимали участие в районном творческом конкурсе «Мы можем все» и были награждены грамотами и ценными подарками.

         Подводя итоги работы руководителей кружков дополнительного образования необходимо отметить  повышение уровня подготовки ребят в разных направлениях ДПИ.    

          Для развития у детей эстетического вкуса и художественного восприятия  классными руководителями, воспитателями и педагогом – организатором проводились экскурсии в музеи города Богдановича, на  выставку молодых художников « Остановись мгновение!»,  в Екатеринбург для осмотра исторических памятников и достопримечательностей; руководителем школьного музея Ленных Л.С. были  приглашены для проведения совместных мероприятий  фольклерный  ансамбль  «Сударушка» и юные  музыканты  из Детской школы искусств.

         Значительный вклад в формирование общей культуры обучающихся внесла заведующая школьной библиотекой Пилипович Т.В.. Она  путем активизации познавательной деятельности детей  прививала  им любовь к чтению художественной литературы и бережное отношение к книге, помогала в развитии индивидуального творческого потенциала. Общее количество читателей в  2010-2011 учебном году составило 135 человек, из них учащихся – 88, педагогов – 42, с каждым проводились  беседы рекомендательного характера при выдаче книг и сообщалось о  новых поступлениях периодических изданий. В библиотеке оформлен «Уголок читателя», постоянно обновлялись книжные выставки  и подборки детской литературы, такие как  «Про все на свете»,  «Фантастические приключения», «Любимые детские книжки»,  «Дорогой сказок» и др. В конце  года был определен самый активный читатель, им стала  ученица 6 класса Петрова Светлана, которая победила в конкурсе «Лучший читатель года».

    Много внимания Пилипович Т.В. уделяла нравственному воспитанию школьников, используя для этого примеры из художественного наследия:

  - « История гранатового браслета – история любви» - литературный час;

  - « На родине Есенина»  -  беседа с презентацией и прослушиванием песен   на стихи С.А. Есенина;

  - « Самая любимая на свете» - конкурсная программа  для  старшеклассников.                

 

        Итогом работы по этому направлению воспитательной деятельности стало повышение творческой активности детей, расширение коммуникативного пространства для взаимодействия их со сверстниками из других   коррекционных образовательных учреждений области, более 100  Почетных грамот и благодарственных писем, полученных  ребятами  за участие  в конкурсах, выставках и других мероприятиях  разного уровня.

  4. Семейное (укрепление связи семьи и школы)

       Основной целью работы с родителями в 2010 -2011 учебном году было создание союза с семьей для воспитания  здорового, законопослушного, толерантного, социально-адаптированного к современным условиям жизни человека. Как обычно в сентябре проведено общешкольное родительское собрание для знакомства педагогов с членами семей учащихся. Посредством анкетирования выявлены основные предпочтения родителей в плане обучения и воспитания детей в школе, рассмотрены предложения по улучшению условий проживания  в интернате и организации досуговой деятельности.   Общим голосованием был избран родительский комитет в количестве 11человек,  35% (4человека) которого составляли мужчины, председателем осталась  Потапова Оксана Валерьевна.

      В течение всего учебного года осуществлялось тесное взаимодействие с родителями учащихся при подготовке и проведении как классных, так и общешкольных мероприятий:

       - « День учителя »– поздравление за круглым столом;

        - « Новый год «      - праздничное представление  с вручением подарков;

        -  «   Кем быть?»  - встреча с родителями разных профессий, экскурсии на   предприятия города.

     Члены родительского комитета Вострецова И.В. и  Петрова И.А. посетили семьи учащихся, проживающих в сухоложском районе (Вердяна Артема, Московских Павла, Мыльниковой Валерии, Донгузовой Светланы, Кондратенко Светланы и Алексея), в селе Байны и Ильинском (Стерехова Анатолия, Андреева Владимира,  Евгения, Владимира и Надежды Валовых, Казанцева Сергея) с целью привлечения родителей к сотрудничеству с педагогами для улучшения продуктивности учебно-воспитательного процесса и  повышения имиджа образовательного учреждения. Кроме этого  на каждом собрании обсуждались вопросы по оказанию психолого-педагогической помощи родителям по вопросам профилактики негативных проявлений в подростковой среде,  по возможности  осуществления ими контроля за питанием детей  и условиями, созданными для проживания  в интернате. В 2010-2011 учебном году значительно увеличилось количество родителей, посещающих общешкольные родительские собрания   и желающих  принимать активное участие в жизни школы.

      Значительный вклад в укрепление связи семьи и школы внесла социальный педагог ОУ Пузикова Ю.В., которая вела работу по следующим направлениям:

 - обследование жилищно-бытовых и эмоционально-психологических условий жизни учащихся в семье и социуме;

 - профилактика девиантного и деликвентного поведения подростков;

 - оформление представлений на родителей, дети которых пропускают занятия без уважительной причины;

 - привлечение родителей к участию в заседаниях Совета профилактики, основной целью деятельности которого было оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и их семьям, попавшим в сложные жизненные ситуации;  предупреждение правонарушений и преступлений среди учащихся; укрепление дисциплины в ОУ.

 - сотрудничество с социальными учреждениями города: ПДН ОВД, ТКДНиЗП,  Отдел опеки и попечительства УСЗН,  Центр социальной помощи семье и детям.

         В процессе работы социального педагога, направленной на профилактику рецидивов отклоняющегося поведения учащихся и их успешную социализацию в обществе, особое внимание было уделено организации в школе персонифицированного учета подростков, совершающих правонарушения, а также учащихся из малообеспеченных  и многодетных семей.

    По данным социального паспорта в 2010 – 2011 учебном году:

всего учащихся – 112 человек, на домашнем обучении – 8

полных семей – 35, из них детей - 45

неполных семей  -  25, из них детей  - 28

многодетных семей – 12, из них детей 34

малообеспеченных семей – 41, из них детей – 51

семей группы социального риска – 16, из них детей – 25

дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей  -  16, из них находятся под опекой – 3

проживают в детском доме – 13

учащиеся, имеющие статус « ребенок - инвалид»  -  30

учащиеся, состоящие на ВШУ – 13

учащиеся, состоящие на учете в ПДН -3

 учащиеся, состоящие на учете в ТКПНиЗП - 8

.         В связи с тем, что в  образовательном учреждении  функционирует система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних,  количество подростков, совершивших  преступные деяния, уменьшилось на 25% (с 8 до 6).

         В течение учебного года в городских СМИ неоднократно  публиковались статьи  о мероприятиях, проводимых в школе, о  выездных экскурсиях для детей, о творческих  достижениях отдельных учеников и креативных педагогах. Это положительно отразилось на имидже ОУ, многие  родители, имеющие детей с отклонениями в развитии, изменили свое мнение о возможности обучения детей у нас. Большой вклад в расширение  внешних связей внесли спонсоры -  « Метро  Кеш энд Керри», сотрудники которого исполнили новогодние пожелания наших ребят от имени деда Мороза и продолжают  сотрудничество.

           Обобщая вышесказанное, можно отметить, что организация воспитательного процесса соответствовала задачам, стоящим перед ОУ в 2010 – 2011 учебном году.  На основании тех проблем, которые были выявлены в результате анализа проведенной работы, можно сформулировать  задачи на  2011 – 2012 учебный год:  

1.Развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование их нравственной культуры и  гражданской позиции.

2.Создавать условия для активного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания детей.

3.Продолжать формирование системы работы по охране здоровья учащихся.

4Разработать программу по привлечению учащихся из группы риска к занятиям в кружках дополнительного образования и спортивных секциях.

5.Активизировать  деятельность детской организации соуправления «Радость» в жизнедеятельности школы для развития у ребят самостоятельности,  инициативы, ответственности за порученное дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ воспитательной работы

 Несколько лет пользуюсь такой формой для анализа воспитательной работы в классе. Прежде чем составить ее, прочитала много методической литературы по данному вопросу. В анализе дается краткая характер...

Анализ воспитательной работы МОУ "Матюшинская СОШ" за 2009-2010 уч.г.

полный анализ воспитательной работы по школе...

Анализ воспитательной работы

Для достижения поставленных воспитательных задач было проведено большое количество индивидуальных и коллективных бесед, классные часы были посвящены вопросам успеваемости и отношению к учёбе, на родит...

Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 год. Планы работы на 2010, 2011 годы

Анализ воспитательной работы школы проводится по всем направлениям....

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Анализ воспитательной работы классного руководителя 10 «А» класса Фаттаховой З.Х. по итогам работы за 2017-2018 учебный год.

В 10А классе обучается 24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков. Данный коллектив сформирован на базе  9А и 9Д класса, двое из 9г.(, ,) Один из гимназии….. Большинство детей учились вместе до ...

Анализ воспитательной работы за учебный год с презентацией работы

Документ содержит анализ работы классного руководителя за учебный год. Сопровождается показом презентации с данными по классу и фотографиями...