Воспитательная система МОУ "Тавричанская СОШ"
методическая разработка по теме

Климко Александра Владимировна

Воспитательная система МОУ "Тавричанская СОШ"    основанна

Воспитательная система основана на русско-народных традициях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema___.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Тавричанская средняя общеобразовательная школа»

Климко Александра Владимировна -

Зам директора по воспитательной работе

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА   МОУ «ТАВРИЧАНСКАЯ СОШ»

Адрес: 646175

Омская область

Любинский район

Село Тавричанка

Улица Молодежная,2

Телефон: 2-96-30

Email: tawrichlubino@rambler.ru


Основная цель воспитательной системы школы – ориентация развивающегося ребенка на общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого обучающегося с учетом культуры, народных традиций и потребностей современного общества. Школа осуществляет воспитательную работу по направлениям: "Мы патриоты твои - Россия", «Духовно – нравственное воспитание в школе», «Наш путь к здоровью».  С 2011 года к ним добавлена еще одна программа "Внимание, дети".
             Каждая направление направлено на 3 возрастные категории детей: "младший школьник" (7-11 лет), "подросток" (11-14 лет), "старшеклассник" (15-17 лет).

           В структуре отражены цель и задачи, формы работы и предполагаемый результат.                                                                                                                                                                         

            В 2010-2011 учебном году в школе была разработана программа опытно-экспериментальной работы «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе народной культуры и традиций» автор: Динер Эрика Давидовна. Она рассчитана на три года. В ходе реализации программы был создан семейный клуб, руководители Якоб С.И., Сатемирова А.А., Михайленко Г.И.

            Уже второй год школа работает над методической темой "Использование здоровье - сберегающих технологий в учебно-познавательном процессе".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

 

            Актуальность воспитательной цели школы обусловлена тем, что школа является  единственным социально-культурным центром села и  играет ведущую роль в  создании единого воспитательного пространства на основе социального партнерства с включением всех детей села в последовательно расширяющееся воспитательное пространство: семья -  школа – родное село – родная страна.

             Характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей всем миром:  забота о развитии ребенка лежит на плечах родителей, родственников, педагогов школы. Каждый ребенок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств. К работе по формированию межнациональной толерантности школьников привлекаются  родители, люди старшего поколения -  они являются носителями своей национальной культуры.

     Цель: содействие развитию ценностных отношений личности к окружающему миру и к себе на основе межнационального общения, диалога культур, традиций и краеведения  в условиях сельского социума.

               Для реализации данной цели определены следующие задачи:

- способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию малой родины, России, всей планеты;

- создать условия для развития мотивации личности к познанию мира, другого человека, себя;

- организовать продуктивное воспитательное взаимодействие и сотрудничество всех структур школы;

- содействовать развитию творческих задатков и способностей детей;

- создать условия для сохранения здоровья учащихся, воспитать ценностное отношение к здоровому образу жизни;

- содействовать активному включению воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность.

          Важным специфическим фактором социального воспитания школьников является совокупность позитивных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов в общественной и семейной жизни, приверженность сельских жителей к традициям народной педагогики, которые сравнительно легко проникают в сельскую школу. Они отражают трудовые процессы, сезонные изменения в природе, особенности образа жизни, организации досуга.

             Важную роль здесь играют педагогические составляющие сельской среды - природное окружение, сопровождающее ребенка с момента рождения, сельскохозяйственная производственная жизнь взрослых, в которой он так или иначе с ранних лет принимает участие, сохранившиеся общинные традиции.

            В школе ведется работа по возрождению народной культуры: создаются творческие группы учителей, родителей, учащихся по разработке программ, праздников, конкурсов. 

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, В РАМКАХ КОТОРЫХ  ПРОИСХОДИТ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

       В школе сложилась целостная система воспитания, выстроенная на принятии каждого ученика как Личности, на принципах гуманизма, толерантности. В основе работы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по всем направлениям воспитательной работы.

               Все значимые мероприятия школы и села способствуют  формированию интереса к истории своей малой родины и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей.

       Воспитательная работа, осуществляемая в школе, включает в себя 2 взаимосвязанных и взаимозависимых блока: воспитание в процессе обучения; внеурочная воспитательная деятельность.

1. Воспитание в процессе обучения

            Идея патриотического и духовного воспитания находит свое преломление в уроке, который является  основным звеном воспитательной системы школы.

     Русский язык является средством межнационального общения и объединения национальностей. В школе учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством воспитания. Участие в конкурсах,   Интернет - проектах   показали, что успешное  овладение языком позволяет глубже проникнуть в историю, культурные традиции, национальные ценности и признать реалии современного поликультурного мира.

      Литература вызывает искренний отклик в сердцах и душах детей разных национальностей и культурных традиций, так как  пропитана человеколюбием, имеет глубочайшие традиции гуманизма, ненасилия.     

             В рамках школы диалога культур изучение истории России приобретает важный аспект: история страны — это история народов, ее населяющих. С этой точки зрения история России для учеников - неделимая часть истории их народа, особенно с учетом объективной исторической и культурной связи между народами и странами. Использование документальных, архивных материалов  дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования.

            Предмет «Иностранный язык» (немецкий)  занимает в школе особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».

            Информатика  изучается  с 8 класса, что содействует познавательной мотивации учащихся, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но  приобщаются к материалам мировой информационной культуры.

       Воспитание в процессе обучения - это реализация воспитательного потенциала урока  через  творческие уроки, такие как урок - деловая игра, урок- путешествие, урок - диспут, урок - ролевая игра.

2. Внеурочная воспитательная деятельность  -  процесс воспитания ученического самоуправления с выходом на коллективные творческие дела, обеспечивает реализацию таких форм воспитания, как часы классного руководства, смотры, предметные недели, КТД, операции, рейды, выставки, конкурсы. Используются новые формы внеурочной работы, такие как: Интернет - проект, деревенские посиделки, литературное кафе, интеллектуальные игры, викторины, фестивали. Особенно эффективным является участие в акциях, посвященных: Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню Матери, «ВНД», «Лица Победы» и т. д.

Приоритетные направления воспитательной работы  школы

  •  Гражданско - патриотическое воспитание  реализуется в рамках разработанной в школе программы "Мы патриоты твои - Россия" и нацелено на:

- изучение исторического прошлого и настоящего родного края, района,  села, истории становления колхоза, исторических судеб земляков, трудового, боевого пути односельчан;

- активное участие в общественной жизни села, общественно полезной, трудовой, досуговой деятельности сельских тружеников;

- оказание помощи ветеранам войны и труда, семьям погибших воинов, многодетным семьям, престарелым и одиноким людям;

-  осознание исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни своей малой родины, страны.

             Любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близким, к дому, к школе. Гражданско-патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: семья -  школа – родное село – родная страна.

    Сбор материала патриотического, краеведческого направления  происходит во время встреч со старожилами села, знаменитыми земляками, так как стержнем является история - история семьи, школы, отдельного   выпускника,   педагога. В   каждом  из   таких свидетельств отражается какая - то частица истории родного края.

           Традиционные мероприятия:  уроки Мужества, тематические вечера и утренники, клубы встреч с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приемы ветеранов, митинги Памяти, Дни воинской славы России, соревнования по волейболу, баскетболу, спортивные встречи с учащимися других школ. 

  •  Нравственно - эстетическое воспитание реализуется в рамках разработанных  в школе программ  «Духовно – нравственное воспитание в школе»,  является важной составной частью воспитательного процесса и направлено на:

- изучение и распространение прогрессивных национальных традиций, обусловленных духовным обликом нации; изучение языка, обычаев, культуры, истории живущих по соседству наций и народностей;

- изучение культуры родного края, культурного наследия выдающихся земляков;

- знакомство учащихся с народным искусством, сохранение культурных традиций отцов, старшего поколения;

- использование фольклора, природы в эстетическом воспитании школьников;

- формирование толерантности, общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения;

-  развитие творческих способностей и художественного вкуса учеников.

           Воспитательная работа на занятиях творческих объединений направлена на возрождение и сохранение культурных традиций своей малой Родины.

       Традиционные мероприятия: экскурсии в музей, встречи с местными умельцами, неделя искусства в школе, участие в областных выставках-конкурсах творческих работ, участие в районных фестивалях и смотрах художественной самодеятельности.

  • Спортивно - оздоровительная работа  реализуется в рамках разработанной в школе программы «Наш путь к здоровью» и нацелено на:

-  воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- активное участие в решении вопросов здорового образа жизни, наркомании, табакокурения;

- на воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;

- на показ ребёнку, его семье значимости  его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для профессионального становления.

Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа. Все больше и больше детей приходят в школу уже с ослабленным здоровьем. Большая умственная нагрузка, загруженность детей школьной программой при двух часовых занятиях в неделю физической культурой привело к тому, что детям не хватает движения, они устают. Гиподинамия ухудшает общее физическое состояние. В этом учебном году введен третий час физкультуры.

С учетом интересов учащихся в школе работает волейбольная секция, которую посещают ученики с 5 по 11 класс.

Оздоровительная работа в режиме учебного дня включает в себя физкультминутки на уроках, физкультпаузы, подвижные перемены, гимнастика до занятий в начальных классах.

Одним из важных мероприятий внеклассной физкультурно–массовой работы в школе являются спортивные дни здоровья: день бегуна, веселые старты, подвижные игры, и праздники: День защитника Отечества. Последний день занятий в школе – день спортивных игр.

Наша школа участвует в районных соревнованиях: по баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетике, лыжных гонках. Учащиеся, выполнившие нормативы по этим видам спорта, получают грамоты.

В конце учебного года выпускникам 11-х классов вручаются дипломы «Лучший спортсмен школы». 

     Традиционные мероприятия: акция «Мы выбираем здоровый образ жизни», участие в «Кроссе нации», «Лыжне России», соревнования по футболу, волейболу; первенство школы  по шахматам, шашкам, настольному теннису, армрестлингу.

  • Трудовое воспитание учащихся реализуется в рамках школьной программы

     «Трудовое обучение и воспитание на селе», ориентированной на использование национально-этнических особенностей в трудовом воспитании школьников с учетом потребностей селаи нацелено на:

- возрождение и развитие традиций деревни, связанных со спецификой сельскохозяйственного производства, особенностями сельского образа жизни;

- изучение и возрождение народных ремесел, промыслов и семейных традиций сельских жителей;

- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.

            Развитию трудовых навыков способствует процесс дежурства в школе,  уборка территории возле школы, уборка территории села. Ребята участвуют  в акциях «Посади дерево на счастье», «Комнатный цветок», «Чистое село», экологических субботниках  по  благоустройству памятника села Тавричанки.

           В период летних каникул детям (в первую очередь из неблагополучных семей, «группы риска») предоставляется возможность трудоустроиться через Центр занятости населения или через администрацию сельского поселения. В школе создается ремонтная бригада из числа таких ребят.

     

             При  школе существует учебно-опытный участок, учащиеся выращивают овощи для школьной столовой, что значительно уменьшает стоимость питания.

      Традиционные мероприятия: трудовые акции  «Посади дерево на счастье», «Комнатный цветок», «Чистое село»,  трудовые десанты «Домик для скворца», «Помощь пожилым людям»; субботники.

         Внеурочная деятельность – воспитательная работа, дающая ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути в соответствии с его способностями и интересами.

    Система дополнительного образования школы обеспечивает мотивацию учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника,  формирование и укрепление общешкольных традиций.

            Объединение детей, педагогов, родителей и общественности происходит в единой воспитательной окружающей среде. На базе школы работают   кружки и секции – занимательная грамматика, занимательная математика, «Инфознайка», «Изостудия»,  танцевальный кружок «Каблучок»,  спортивные секции  «Волейбол», «Баскетбол», драматический кружок.

     Каждое занятие имеет воспитывающий характер: воспитательная деятельность на занятиях творческих объединений ориентирована на формирование общечеловеческих ценностей, качеств, определенных в Модели личности выпускника.

Ожидаемые результаты 

Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков склонных к вредным привычкам.

Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы.

Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории своего села, края, государства.

Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании.

Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.

Создание системы повышения профессионального мастерства педагогов. Внедрение в практическую деятельность новых технологий, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.

Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.

Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...