Работа с одаренными детьми
статья по теме

Казанцева Нина Николаевна

Статья посвящена основным направлениям работы с одаренными детьми. Имеется аналитический материал. Интересна тем, что соответствует одному из направлений ННШ - работа с талантливой молодежью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_odarennye_deti.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Казанцева Нина Николаевна,
                                        заместитель директора по НМР

                                            МОУ «Русскополянская СОШ №2»

Работа с одаренными детьми

                                      В каждом человеке — солнце.

                                            Только дайте ему светить.

                                                                          Сократ  

     Одаренные дети — наше будущее. Именно так называется наша программа  работы с одаренной молодежью. Талантливая молодежь - интеллектуальное богатство нации, ее творческий потенциал. Поэтому  заботу о развитии одаренности детей необходимо рассматривать как заботу о будущем нашего государства. Работа по выявлению и развитию одаренности личности только тогда станет успешной, когда она будет иметь системный характер, объединять усилия образовательных учреждений, семьи,  общественных организаций.

         В «Рабочей концепции одаренности» дано следующее определение : «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Таким образом, это определение позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества, включающего мотивацию, направленность личности, уровень саморегуляции и др.

          Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, особенно в русле введения Стандартов нового поколения. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  1. Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  2. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  3. В школе должны быть свои традиции.
  4. Школа должна давать современное образование.
  5. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

   Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным количеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки.

     Поэтому, говоря о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка в школе. Именно поэтому наша программа работы с одаренными детьми предусматривает различные направления деятельности педагогов школы и привлеченных специалистов с учащимися.

      Работа с одаренными детьми   начинается уже на младшей ступени обучения. Педагоги начальной школы и привлеченные специалисты готовят ребят к участию в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. Школьники  младших классов успешно принимают участие в конференции НОУ  в секции младших школьников, в турнире «ПОНИ», в международной игре «Русский медвежонок», в международном конкурсе «Кенгуру».

  Для того, чтобы ни один ребенок не остался без внимания педагогов, чтобы не перегружать учащихся, в школе есть банк данных способностей и возможностей детей. Он составляется из независимых характеристик педагогов, обсуждается дважды в год на психолого-педагогических консилиумах. Банк постоянно обновляется, изменяется, но полезность его огромна. Он помогает простроить стратегию и тактику работы с детьми, проявляющими способности к той иной области знаний. При составлении банка данных большую помощь оказывают родители, которые заинтересованы в развитии детей в определенном направлении. Однако, несмотря на усилия и педагогов, и родителей, в школе есть учащиеся, которые, обладая несомненной одаренностью, все-таки перегружены участием в нескольких олимпиадах и конкурсах одновременно.  Причем это участие очень результативно. Так, только за 2010 год учащаяся Аушина Елизавета стала участницей и дипломантом 1 степени в двух региональных конкурсах и лауреатом 3-х Всероссийских конкурсов: «Поэтическая фантазия», «Познание и творчество» и «Первые шаги в науку».

    Очень результативной формой выявления и развития одаренности учащихся являются предметные недели. Они открывают возможность для представления широкого спектра форм внеурочной деятельности,  повышения мотивации учеников к изучению образовательной области, развития творческих способностей учащихся.

      Одно из важнейших направлений – работа научного общества учащихся «Мысль», которое объединяет школьников 2-11 классов.

Цели работы НОУ:

  1. Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  2. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.  

  Направления работы общества учащихся разные: это и научно-исследовательское, и учебно-исследовательское, и написание проектов, и творческие лаборатории.   Только за последние три года  на районную научно-практическую конференцию было представлено 18 работ учащихся, из которых  12 стали лауреатами.

 Ежегодно члены школьного НОУ становятся лауреатами областной конференции. Достойно выступили на региональном уровне наши ребята в 2010 году. На XLII региональную научно-практическую конференцию школьников и учащейся молодежи Омской области было представлено 5 работ. Исследование Ткач Ирины и Чернеты Анастасии «Золотное шитье русской православной церкви» (руководитель Аушина Елена Георгиевна) получило высший балл, девочки рекомендованы на Премию Губернатора. Работа Грачева Павла «Герои живут рядом с нами» (руководитель Казанцева Нина Николаевна) рекомендована на Всероссийскую конференцию. Работа Уразмухаметовой Айнаш и Шестак Татьяны  «Питьевая вода и здоровье русскополянцев» (руководитель Пономаренко Татьяна Леоновна) признана лучшей на научно-практической конференции «Сохранение природного и культурного наследия» в рамках регионального экологического фестиваля детско-юношеского творчества «Белая береза». В суперфинале регионального  интеллектуального экологического марафона «Эколог года» наша команда «Юный эколог» (руководитель Светлаева Татьяна Станиславовна), состоящая из учащихся 6-9 классов, заняла почетное 3 место.

         Школа является постоянным участником областного слета «Способная и талантливая молодежь — наше будущее». Так, в 2007 году театр моды «Золушка» стал дипломантом 1 степени в номинации «Дизайнер 21 века». А в 2010 году Шамрай Дарья стала дипломантом 1 степени в номинации «Художественное творчество». И это неслучайно: девочка пятый год занимается в клубе «Гармония», проявляет большой интерес к творчеству и хочет связать свое будущее с дизайном. 6 учащихся нашей школы занесены во Всероссийскую энциклопедию «Одаренные дети — будущее России».

       Анализируя работу школы за последние три года, педагоги  пришли к выводу, что если ученик одарен, то он преуспевает во многих видах деятельности. Однако в старших классах такие высокие  достижения не всегда подтверждаются. Это объясняется тем, что на I и II ступени обучения (до 7-8 класса) школа  рассматривает одаренность как общую, универсальную способность; на следующих возрастных этапах общая способность приобретает предметную направленность.

       Возможность проявить себя предоставляется школьникам через участие во всевозможных интеллектуальных  заочных Всероссийских и Международных конкурсах.  В Международной игре-конкурсе «Русский медвежонок» ежегодно участвует 90-100 человек. В 2008 году ученица 6 класса Бойчук Виктория заняла 3 место в России и получила Диплом; Шварц Ирина, учащаяся 5 класса, набрала 120 баллов из 120 возможных и заняла 1 место в России! Сагандыкова Альбина, учащаяся 4 класса, заняла 1 место в регионе.

          В Международном конкурсе «Кенгуру» в прошлом году участвовало около 40 человек. Марченко Виктор (6 класс) и Анищук Илья (5 класс) стали победителями и награждены ценными подарками.

      В IX Всероссийском дистанционном конкурсе «Поэтическая фантазия -2009» Краснова Юлия (10 класс), Аушина Лиза (7 класс)   получили Дипломы и вошли в десятку лучших.

     По итогам Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» Францишко Галина (3 класс)  получила Диплом.

        В Региональном сетевом проекте «Путешествие по Северной Ирландии» команда из шести человек  одержала победу и заняла 1 место.

             В Международном конкурсе «Британский бульдог» участвовало 26 человек. Из них вошли в десятку в регионе 6 учащихся, причем один человек занял первое место.

      В Международном фестивале  «Детство без границ» приняло участие 7 человек. Один стал дипломантом Всероссийского этапа конкурса, 3 человека — Лауреатами областного этапа конкурса.

          13 учащихся школы, члены НОУ «Мысль», стали дипломантами 1 и 2 степени Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги».

        Работа с одаренными детьми требует особых усилий и  педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать свое педагогическое мастерство. За сухими цифрами кроется напряженный,  кропотливый труд педагогов и учащихся, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одаренных детей, от которых,   в конечном счете, зависит наше будущее.

                 

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...