Модель краеведческой работы
методическая разработка по теме

Представлена сама модель и результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_kraeved_2011.docx133.99 КБ

Предварительный просмотр:

Модель краеведческой работы и ее реализация  в муниципальном общеобразовательном

учреждении

«Средняя общеобразовательная школа №2» округа Мурома

2011 год


План

  1. Введение

Возможности краеведения в демократизации и гуманизации образовательного  процесса.

Цели и задачи краеведческого образования.

  1. Модель краеведческой работы и ее реализация  в средней школе №2 округа Мурома
  1. История внедрения краеведческого подхода в обучении.
  2. Модель краеведческого образования в средней школе №2 и ее связь с программой развития школы.
  3. Итоги реализации модели краеведческого образования.
  1. Заключение.

Проблемы дальнейшего развития краеведческого образования в средней школе №2


Введение

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Д.С. Лихачев

В условиях современного образования возникает необходимость в изменении сущности, типа образовательного процесса. Это связано с тем, что для учащихся становится все более актуальным не процесс научения, не знания, умения и навыки как результат этого процесса, а учение и самообразование, при котором знания и умения становятся средствами развития и саморазвития личности. Гуманистический подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится личность учащегося как целостная система, которая сама способна развиваться.

В условиях демократизации современного общества возникает необходимость в появлении не просто дисциплинированного, конформного исполнителя, а творческого человека, способного к самообразованию и непрерывному духовному и личностному росту.

Все это возможно лишь на основе становления нравственной и духовной личности, обладающей интеллектуальными, волевыми качествами, человеческими достоинствами, национальной гордостью.

Сущность гуманизации и демократизации образовательного процесса состоит в следующем: необходимо создание таких содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие, саморазвитие индивидуальности ребенка - его познавательных процессов, личностных и духовных качеств; а также создание таких условий, при которых ребенок лично заинтересован в том, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие.

        Современные философы считают, что в наше время «образованный человек – это не столько «человек знающий», сколько приготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в  мире». Для того, чтобы подготовить такого человека, современная школа вводит новые, интеграционные предметы, среди которых значительное место занимает краеведение.

        Под краеведческим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социокультурной и природной среде.

Школа, почти для каждого оставаясь одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяет и жизнь последующую, лепит и формирует не окрепшую еще юную душу, подготавливая ее для будущих земных путей-дорог. И у краеведения роль здесь наиглавнейшая. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу – литературой, культурным наследием родного края.

        Изучение литературы родного края – это одно из новых направлений преподавания литературы в школе, главная цель которого изучить и возродить традиции литературного краеведения, вызвать у учащихся интерес к своей «малой» Родине, пробудить чувство любви к своему городу, литературе и культуре родного края, развить творческие способности  учащихся.

        Целью краеведческого образования является становление духовной, нравственной культуры общества и личности человека для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности.

        Задачи краеведческого образования представляются  в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

        Обучение: формирование знаний об истории и культуре своей страны, представлений о человеке как соучастнике бытия прошлого, настоящего и будущего, продолжателе традиций своей семьи, своих земляков, своего народа, понимание значимости активного участия в современной жизни.

        Воспитание чувства любви к Отечеству, к своей земле, родному дому; гордости достижениями культуры прошлого и моральной ответственности за будущее своей малой и большой Родины.

        Развитие интеллектуальной сферы – способности к поисково-исследовательской деятельности;

         эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки памятников архитектуры, живописи, литературы, местных обычаев и традиций;

        волевой сферы – убеждения в ценности и значимости культурных традиций родного края, стремления к распространению краеведческих знаний и личному участию в практических делах по сохранению и защите социокультурной среды.


Глава I

История внедрения краеведческого

подхода в обучении

Гордиться славою предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С. Пушкин

        Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К.Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что «поля Родины, ее язык, ее предания  и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека»[1]. Они помогают и возгореться «искрами любви к Отчеству»[2]. Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности», умение сопоставлять изучаемое со знакомой местностью – способность, чрезвычайно полезную и «в практической деятельности».

        Идеи К.Д. Ушинского о создании учебников краеведческого характера и использовании их в обучении поддерживал Л.Н. Толстой. Великого писателя занимала и главная проблема краеведения – соотношение изучаемого в школе и окружающей действительности. В статье «Об общественной действительности на поприще народного образования» Л.Н. Толстой утверждал: «Школа забывала то, что если бы жизнь не подготавливала к ней учеников, не давала бы ее ученикам такого материала, который будет перерабатывать школа, сама школа была бы бессильна и бесплодна»[3]. Жизнь бессознательным путем дает понятия. Школа сознательным путем приводит их в гармонию и систему.

        Во второй половине XIX века велось не только теоретическое исследование проблем краеведения, но были сделаны и практические шаги по внедрению краеведческого подхода в обучение. Так, в василеостровской женской гимназии А. Карновой была составлена программа отчизноведения. В некоторых учебных заведениях Иркутской, Вологодской губерний ввели сочинения краеведческого характера. Сбором фольклора занимались учащиеся в Вятке, Петрозаводске, Самарской, Томской губернии, Омске и других. Таким образом, уже к XX веку русскими педагогами-методистами были разработаны общие вопросы школьного краеведения. Временем начала бурного развития краеведения считаются 20-е годы XX века. В эти годы еще более усилилось увлечение краеведческими экскурсиями, которые рассматривались как средство организации активного отношения школьников к окружающей действительности, формирования у них жизненного опыта. По мнению Я.А. Ротковича, литературные экскурсии 20-х годов «давали материал для интересных сопоставлений художественного образа и реальной жизни, создавали у учащихся нужную эмоциональную настроенность».

        Дань увлечению литературными экскурсиями отдала и известный методист М.А. Рыбникова, но ее привлекали прежде всего путешествия в природу, особенно при изучении пейзажной лирики. Учитель, по мнению методиста, должен помочь подростку, пассивно воспринимающему материал, «активно и сознательно отнестись к объекту», научить «видеть облака на небе и грязь под ногами, радостный смех праздника и озабоченность трудового дня»[4]. В программах школ I и II ступени в 1926 и 1930 годах краеведение определяли как основу преподавания.

В 20-е годы, называемые «золотым десятилетием» краеведения, были подняты и разработаны многие краеведческие вопросы, опробованы различные формы привлечения местного материала как в учебной, так и во внеклассной работе. Но оценить свой вклад в науку и школьную практику краеведы не успели. Несколько оживилась краеведческая работа в 40-е годы в связи с усилением патриотического воспитания.

Наш современник академик Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения  в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость, ведь если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Краеведение учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники.

Когда мы говорим о краеведении в школе, следует различать «уровни» краеведческой познавательной работы учащихся. Условно можно говорить о трех таких уровнях:

1. Получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из сообщений средств массовой информации.

2. Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, художественная литература.

3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, - когда ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков, слушатели факультативов.

В решение задач краеведческого воспитания подрастающего поколения в настоящее время включаются образовательные учреждения разных уровней, что позволяет осуществлять принцип непрерывности образования.

В средней школе №2 округа Муром работа по краеведческому образованию учащихся строится на основе программы развития школы, главная цель которой расширить поле выбора обучающихся в культурно-образовательном пространстве, воспитать у каждого школьника культуру жизненного самоопределения, которая исходит из понимания необходимости  становления и развития разносторонней личности школьника как субъекта процесса образования и субъекта русской культуры.

Ведущая цель программы – формирование деятельной нравственной личности как субъекта процесса образования и субъекта русской культуры.


В практике своей работы коллектив школы руководствуется следующими принципами:

-  концентризм – изучение учащимися  родного края по концентрам:

1. Родной дом. Моя родословная.

2. Поселок (микрорайон), город: прошлое, настоящее и будущее.

3. Школа, ее история, традиции и т.д.

4. История района, ее духовные ценности, литература.

5. История, язык и литература области;

- изучение различных сторон общественной жизни края. Особое внимание уделяется познанию духовно-нравственной жизни людей;

- сочетание исторического краеведения с другими областями краеведения: литературным, географическим, этнографическим и др.;

- направленность на воспитание нравственности, духовности и гражданственности школьников на основе приобщения их к духовным, общечеловеческим национальным ценностям, идеалам, традициям;

- приобщение учащихся к самостоятельному изучению различных источников по истории и литературе края, творческий подход к организации познавательной деятельности учащихся, использование разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы, обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в деятельности учеников; единство учебного, внеклассного и внешкольного краеведения;

- постоянные связи с краеведческими и другими общественными организациями, библиотеками, архивами, музеями; участие в работе местной общественности.


Глава II

Модель краеведческой работы и ее реализация  

в средней школе №2 округа Мурома

Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может вести себя как дикарь.

Д.С. Лихачев

Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.

Д.С. Лихачев

Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру, не любить родителей. Она – выражение души народа.

Д.С. Лихачев

Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.

Д.С. Лихачев

В соответствии с реальными условиями и сложившимися  традициями коллектив школы выбрал такую модель краеведческого образования, которая предполагает изучение краеведческого материала как с использованием возможностей вариативной части базисного учебного плана, так и  путем включения краеведческой составляющей в различные учебные дисциплины:  гуманитарно-эстетического, естественнонаучного,  технико-технологического и других  циклов. Спецкурсы, факультативные занятия, музейные уроки, библиотечные уроки, внеклассные мероприятия способствуют развитию процесса гуманизации образования, решению важнейших учебно-воспитательных задач, оказывают воздействие на систему ценностей детей в тот период, когда она находится в процессе становления личности, вызывают интерес к малой родине, пробуждают чувство любви к родному городу, формируют  исследовательский интерес к предметному миру, учат ребенка понимать, что на каждом предмете лежит отпечаток эпохи, используют огромные возможности художественных произведений в плане идейно-нравственного, патриотического и эмоционального воспитания, литературного развития учащихся, профессиональной ориентации.

Структура краеведческого образования

Базисный учебный план

Вариативная часть

Школа I ступени

Школа II ступени

Школа III ступени

«Наш край» (факультатив)

спецкурсы

- «История Владимирского края и города Мурома» (8-9 кл.)

- «География Владимирской области» (9 кл.)

- «Литературное краеведение» (в рамках уроков внеклассного чтения)

- «Основы православной культуры» (5-8 кл.)

спецкурс «Литературное краеведение» (10 кл.)

Краеведение как приоритетное направление в рамках традиционных учебных предметов

Предметы общественно-исторического цикла

(история, обществознание, география)

Предметы гуманитарно-эстетического цикла (русский язык, литература, музыка, изобразительное искусство, иностранные языки)

Предметы технико-технологического цикла (трудовое обучение, производственное обучение)

Математические дисциплины (через содержание задач)

Предметы естественнонаучного цикла

(природоведение, биология, физика, химия)

Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности

Первостепенное значение в изучении родного края в нашей модели краеведческого образования имеет спецкурс «История Владимирского края и города Мурома», который преподается в параллелях 8-9 классов. Он удовлетворяет социальным потребностям в развитии региональной культуры, регионализации образования, обеспечивает привлечение фольклорного, этнографического, архивного, музейного материалов и общекраеведческих дисциплин для формирования у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.

Не секрет, что преподавание школьных предметов чаще всего  изолировано от истории и культуры родного края, а учебники не учитывают местный (региональный) материал.

Необходимо максимально приблизить изучение учебных дисциплин к личному опыту учащихся, не просто расширить представления детей благодаря новым фактам, но и дать возможность почувствовать себя звеном в цепи литературных, общественных, исторических событий.

Межпредметные связи создают условия для достижения единого воспитательного результата – формирование таких свойств личности как готовность и способность активно действовать по познанию, защите и сохранению культурно-исторического наследия нашей местности, по улучшению окружающей среды. Это помогает при минимальных затратах учебного времени повысить емкость учебного содержания, обогатить конкретные знания краеведческого характера, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, искать пути и способы решения возникающих проблем, способствует устранению дублирования, определяет достижения единого результата в воспитании нравственной культуры учащихся и любви к своей малой родине.

В соответствии с комплексно-целевым планом работы по краеведческому образованию в начале учебного года все учителя проходят собеседование с завучем по календарно-тематическому планированию на предмет включения вопросов краеведения в содержание всех предметов.

Анализ тематического планирования позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены  возможности для осуществления краеведческого образования учащихся.

В содержании предметов гуманитарно-эстетического цикла раскрываются знания о родной природе, памятниках архитектуры, живописи, литературе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека.

В школе разработана и реализуется системное изучение литературы родного края в контексте литературы классической: созданы рекомендательные списки для уроков внеклассного чтения. Учителя литературы широко используют в своей педагогической практике ее опыт, а также программу учителя средней школы №33 Митиной Г.И. В процессе изучения литературы учащиеся получают наряду с другими общекраеведческие литературные знания (о связях писателей-классиков с нашим краем, о влиянии определенных мест на творчество писателя, о литературных местах России).

Предметы естественнонаучного цикла позволяют прежде всего раскрыть эколого-краеведческие знания: природа-объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; человек несет ответственность перед будущими поколениями, перед своими потомками, перед родной землей. На уроках физики, химии, биологии, географии учащиеся знакомятся с личностью, а также научными изысканиями и открытиями знаменитых ученых, чьи имена связаны с Муромским и Владимирским краем.

На уроках математики и экономики учащиеся решают задачи, в условии которых отражаются местные демографические, экологические, экономические, социальные и другие факторы.

На теоретических уроках физической культуры пропагандируются спортивные достижения наших земляков. На уроках трудового обучения школьники получают знания о традиционных муромских и владимирских ремеслах, народных костюмах, о национальной кухне и т.д.

Объем и уровень сложности краеведческого материала, включенного в учебный процесс, определяется уровнем общего развития, интересами и способностями учащихся.

Интеграция краеведческого материала в содержание других предметов осуществляется большинством учителей школы. Это прежде всего уроки истории, уроки граждановедения - "Что такое государство", "Герб. Флаг. Гимн.", "Империализм и фашизм" (герои Великой Отечественной войны - земляки), уроки литературы - Суздальцева "Муромские легенды и сказания", былины об Илье Муромце", "Сказание о Петре и Февронии Муромских", "Сказание о Петре Муромском", "Прогулки по старому Мурому", "Лирика Ю. Мятлевского", Некрасов и Муромский край, Пушкин и Муромский край, уроки развития речи - "История моей семьи в фотографиях", "Наш школьный музей", "Памятник воинам - вербовчанам", "Памятник Илье Муромцу", "Люблю тебя, мой край родной", уроки иностранного - "Мой родной город", "В деревне", "Мои соседи и я", "Летние каникулы", уроки биологии - "Охрана растений", "Растительный и животный мир Владимирской области", экскурсии в лес, на реку, на очистные сооружения посёлка, уроки химии - "Вода", "Керамическая промышленность", "Полиэтилен", уроки физики - "Проблема загрязнения водоёмов АЗС в городе и окрестностях, уроки географии - "Литосфера", "Гидросфера", "Биосфера", "Атмосфера", уроки музыки – «Владимирские рожечники», уроки ИЗО – «Пейзаж с натуры», «Народные промыслы», на уроках математики и экономики используются задачи с краеведческим содержанием.

Спецкурс «Литературное краеведение» в школе II  ступени и III ступени ведется интегрировано  в рамках уроков литературы. Данный спецкурс позволяет расширить знания учащихся о родном крае через углубленное изучение фольклора и художественной литературы муромской и владимирской земли, в том числе современной и публицистической, а также реализовать и развить поисково-исследовательские способности учащихся.

Спецкурс «География Владимирской области» является обязательным для изучения в программе 9 класса. Наряду с курсом «История Владимирской области и города Мурома» он преподается интегрировано с основным учебным содержанием и позволяет школьникам получить целостную картину владимирской земли, которая сыграла и играет большую роль в формировании русской нации и Российского государства. Данный курс знакомит учащихся с природой, населением, экономикой и экологическими проблемами нашей местности.

Пропедевтикой для краеведческих курсов в основной школе служит курс в начальной школе «Наш край», где дети в форме экскурсий, игр, бесед начинают приобщаться к истории и культуре родного края, получают базу для дальнейшего развития знаний о своей малой родине.

Показателями сформированности нравственно-эстетической краеведческой культуры учащихся могут служить следующие направления:

  1. оценивать свое поведение и поведение других людей в окружающей социокультурной среде, приводя конкретные примеры;
  2. проявлять озабоченность о сохранении памятников исторического и культурного наследия, то есть высказывать предположения о возможных последствиях и результатах деятельности человека, делать выводы научного и нравственного плана;
  3. формулировать предписания и запреты экологического характера, обосновывая целесообразность с точки зрения сохранения среды обитания;
  4. выражать свое нравственное и эстетическое отношение к родному краю пропагандистскими средствами;
  5. практически использовать знания по краеведению в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности;
  6. планировать и осуществлять коллективные виды работ;
  7. проявлять устойчивый интерес к самостоятельному изучению различных источников по истории, культуре и литературе края;
  8. демонстрировать поисково-исследовательские навыки;
  9. пропагандировать идеи заботливого, бережного отношения к окружающей природной среде, к общественному достоянию, к электроэнергии, запасам воды, продуктам питания;
  10. в личном поведении соблюдать установленные для данной местности правила сбора растений, не наносить вреда деревьям и кустарникам.

Отслеживание уровня сформированности краеведческих знаний проходит в период итоговой аттестации в переводных и выпускных классах. Экзаменационные материалы анализируются на предмет включения вопросов краеведческого содержания.

        Анализируя ответы учащихся, можно сделать выводы, что они обладают общекраеведческими знаниями, осведомлены в вопросах культуры и литературы родного края, могут высказывать предположения о возможных последствиях и результатах деятельности человека, делать выводы нравственного плана, выражать свое нравственное и эстетическое отношение к природе, обосновывать целесообразность сохранения памятников истории и культуры, среды обитания.

Не вызывает сомнения факт, что сформированность нравственно-эстетической краеведческой культуры учащихся напрямую связана с кадровой политикой школы в вопросе преподавания краеведческих дисциплин.

В средней школе №2 округа Муром спецкурс «История Владимирского края и города Мурома» преподавала опытный, методически грамотный  педагог, учитель истории Конышева Г.Н., которая одной из первых в городе начала преподавание курса ИВК, прошла курсовую подготовку, делилась опытом своей работы на «Ярмарке педагогических идей», Горшонкова Н.Ю. и молодой специалист Гущина Л.В., которая является руководителем кружка «Музейное дело» и участником краеведческих конференций;

спецкурс «Литературное краеведение» ведет квалифицированный учитель русского языка и литературы Томилина А.С., Саргсян И.А. опыт работы которой по данному направлению обобщен на уровне округа в 2004 году, опубликован в сборнике «С любовью к Отечеству», свою систему работы она представила на конкурсе «Учитель года – 2000», на семинарах и мастер-классах, на ярмарках педагогических идей, ее учащиеся демонстрируют высокую результативность, неоднократно становились победителями окружных и областных краеведческих научно-практических конференций;

спецкурс «География Владимирской области» преподает учитель географии Табашникова Р.И., которая, в основном, практикует деятельностный подход к обучению и выводит учащихся на уровень практического изучения родного края;

курс «Наш край» (авт. Харчевникова Е.Л.) в рамках регионального компонента  учебного плана ведут учителя начальных классов в параллели 3-4 классов, в программе клубных часов в группах продленного дня реализуется краеведение для младших школьников. Основные  формы  работы – экскурсии, игры, конкурсы направлены на активацию познавательной деятельности учащихся;

несомненно ярко выраженное краеведческое направление имеет религиоведческий курс «Основы православной культуры» (авт. Ионова Т.А.), в основе изучения которого – культурологический подход; культура Муромского и Владимирского края – источник учебного материала данного курса; его ведут опытные, заинтересованные учителя русского языка и литературы Морозова Н.А., Парусова И.Н., обе прошли курсовую подготовку в ВИПКРО, Морозова Н.А. является тьютором и руководит окружной творческой группой учителей, ведущих этот курс. Опыт работы Морозовой Н.А. неоднократно был представлен на региональных семинарах и научно-практических конференциях по  «Основам православной культуры».

Учителя школы в течение предыдущих лет постоянно повышали свой образовательный уровень по краеведению, занимаясь в городских творческих группах:

2009-2010 учебный год

Проблемный семинар «Методы и приемы преподавания курса «Основы православной культуры» в школе 2 ступени» рук. Морозова Н.А.

учитель иностранного языка Колонцова Н.В.

Семинар-практикум «Формирование исследовательской и коммуникативной компетенции у учащихся на уроках истории и обществознания»

Учитель истории и обществознания Горшонкова Н.Ю.

2010-2011 учебный год

Творческая краеведческая лаборатория «Организация поисково-исследовательской и экспедиционной деятельности»

Педагог-организатор Кобяшова Е.А.

Проблемный семинар «Методы и приемы преподавания курса «Основы православной культуры» в школе 2 ступени» рук. Морозова Н.А.

учитель русского языка и литературы Парусова И.Н., учитель иностранного языка Колонцова Н.В.

Семинар-практикум «Формы и методы работы по эколого-краеведческому образованию школьников»

Учитель биологии Кокина В.Н.

Семинар-практикум «Использование современных геоинформационных систем на практических уроках географии и исследовательской деятельности учащихся»

Учитель географии Табашникова Р.И.

Это позволяет им квалифицированно преподавать краеведческий материал на уроках различных циклов.

Учителя школы активно делились собственным опытом реализации краеведческого аспекта как приоритетного аспекта образования, систематически принимали участие в научно-практических краеведческих конференциях педагогов:

2000 год

Жданова И.В.

«Внедрение краеведческого аспекта в рамки традиционной программы по литературе»

Лагутина З.К.

«Художественное краеведение как часть единой системы возрождения духовной культуры и развития личности»

2002 год

Зязев С.А.

«Краеведческий аспект в работе туристического кружка»

Борисова Н.И.

«Система работы краеведческого кружка в школе»

2004 год

Галкина И.В.

«Модель краеведческой работы и ее реализация в средней школе №2 округа Муром»

Жданова И.В.

«Подготовка и защита творческого проекта по краеведению как средство активизации познавательной деятельности учащегося»

Томилина А.С.

«Патриотическое воспитание в системе работы классного руководителя»

2006 год

Морозова Н.А.

Региональная научно-практическая конференция«Образование и духовность: перспективы 21 века» представлен опыт ведения курса «Основы православной культуры»

Жданова И.В.

Региональная научно-практическая конференция «Образование и духовность: перспективы 21 века» представлен опыт ведения курса «Основы православной культуры»

2008 год

Морозова Н.А.

«Возможности элективных курсов  при формировании культуроведческой компетенции» опубликована в областном методическом сборнике  «Портфолио учителя – словесника»

2010 год

Морозова Н.А.

Областной конкурс методических разработок по курсу «Основы православной культуры»(май-октябрь)

Морозова Н.А.

Региональный семинар по духовно-нравственному воспитанию (Подведение итогов регионального конкурса методических разработок по курсу «Основы православной культуры»)

Диплом 1 степени

Курсовая подготовка педагогов

Морозова Н.А.

«Основы православной культуры»

2006

Парусова И.Н.

«Основы православной культуры»

2007

Морозова Н.А.

«Основы православной культуры»

2010

Показателем эффективности этой работы является успешное выступление учащихся на городской краеведческой конференции

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

I место

Пронина Алена

II место

Логашова Алина, Кокина Дарья 10Б

Пронина Алена

Логашова Алина, Кокина Дарья 11Б

III место

Всего участников

3

2

1

Дни славянской письменности

2007-2008 уч. год

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. год

Кулаева Ира 11А – 2 место, рук. учитель русского языка и литературы Морозова Н.А.

Пронина Алена 10А – 2 место в конкурсе рисунков, рук. учитель русского языка и литературы Морозова Н.А.

Завалова Настя - 4 место, рук. учитель русского языка и литературы Саргсян И.А.

Подшивалова Ирина 10А – 2 место в конкурсе стихотворений, рук. учитель русского языка и литературы Морозова Н.А.

2010-2011 уч. год


Глава III

Итоги реализации модели

краеведческого образования

        Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем.

Д.С. Лихачев.

В школе создана единая модель краеведческого образования, которая объединяет учебный процесс (ведение спецкурса "История Владимирского края и города Мурома", краеведческие уроки, единые дни краеведения, внесение краеведческих вопросов в рамки традиционных программ по предметам) и воспитательную работу, кружки по интересам, повышение методического мастерства, обобщение передового педагогического опыта.

Показателем эффективности этой работы является ежегодное успешное выступление учащихся на городской краеведческой конференции

2002

2003

2003

2004

2004

2005

2005

2006

2006

2007

2007

2008

2008

2009

2009

2010

20102011

I

место

Галкин Тимур, 11А

Кравченко Юля, 10А

Кравченко Юля, 11А

Завьялова Татьяна, 11А

Калиниченко Елена, 11Б

Пронина Алена

II

место

Костакова Оксана 11Б

Завьялова Таня 8В

Кабанова Катя, 10А

Васина Наталья, 11Б

Кабанова Катя, 11А

Завьялова Татьяна, 10А

Кокина Дарья

Логашова Алина, Кокина Дарья

10Б

Пронина Алена

Логашова Алина, Кокина Дарья

11Б

III место

Молоденова Наташа, 10А

Щеникова Света, 11А

Завьялова Татьяна, 11А

Кокина Дарья, 8В

Всего участников

6

7

6

6

Олимпиады по курсу «Основы православной культуры»

2009

Пронина Алена

1 место в области

Пронин Алексей

2 место в области

2010

Прохорова Алена

1 место в области

Кузнецова Катя

1 место на муниципальном уровне

Для самореализации личности учащихся, удовлетворения их интересов, развития творческих и исследовательских способностей в школе создано немало различных кружков по интересам всесторонней направленности, которые в той или иной степени затрагивают краеведческий материал.

Кружок "Юный эколог" начал свою работу в 1999 году. Экологическое состояние родной школы и родного посёлка в первую очередь интересует ребят. Совместно со своим руководителем Песковой Т.Н. они произвели замеры содержания свинца в почве в районе школы, исследовано состояние воздуха вокруг школы, состояние воды в водоемах поселка.

        В 2009 года в рамках сетевого взаимодействия совместными усилиями школы и комитета общественного самоуправления 16 создан экологический патруль, основным направлением деятельности которого стала забота о чистоте микрорайона, охрана зеленых насаждений, уборка парковой зоны и лесного массива, борьба с несанкционированными свалками. Членами патруля совместно с инспекторами КОС проводятся систематические рейды, в ходе которых составляются протоколы в адрес нарушителей экологической обстановки микрорайона. За период работы патруля составлено и предъявлено нарушителям 14 протоколов.

Члены экологического патруля стали активными участниками мероприятий против строительства атомной электростанции в селе Монаково Нижегородской области. Принимают участие в пикетах, митингах, турслете, собирают подписи протеста, выпускают листовки.

         В 2010 году на окружной научно-практической конференции «За экологическую безопасность» учащиеся Завьялова Фая -10А, Жидоморова Светлана – 9А школы с исследовательскими работами заняли два 2 места.

        С 1996 года в школе работает фольклорный коллектив «Лада» под руководством педагога дополнительного образования Шульпиной С.Г. Коллектив постоянно  занимает призовые  места в окружном фольклорном конкурсе и успешно представляет защиту народного костюма. В мае 2010 года фольклорный коллектив стал участником межрегионального фольклорного праздника в поселке Красные Баки Нижегородской области. Коллектив – постоянный участник окружного праздника, посвященного Дню семьи, любви и согласия в честь  Муромских святых Петра и Февронии.  

        В 2000 году в школе начал работать и продолжает свою деятельность поэтический клуб "Свеча" (руководитель Морозова Н.А.). Сама творческий человек, Морозова Н.А. и ребят заразила любовью к слову, желанием писать стихи. Традиционными стали встречи кружковцев с местными поэтами. Литературный клуб «Свеча» создает возможности для речевого творчества школьников: на протяжении десяти лет команда школы становится победителем окружного конкурса авторских стихотворений, которые потом публикуются в школьном, окружном и областном поэтических сборниках и альманахах.  Поддерживает взаимосвязи с аналогичными клубами «Алые паруса», «Зеленая лампа», литературными объединениями «Муромские родники», «Окские зори», общественной организацией «Мемориал».

Учителя школы тесно сотрудничают с редакцией городской газеты «Переходный возраст» и заводской газеты «Импульс», в которых также публикуются материалы краеведческого характера.

         Результатом работы стало участие учеников школы в конкурсе авторских стихотворений. Силами учащихся подготовлены 6 номеров "Литературного альманаха". Кроме того, стихотворения собственного сочинения Погодиной Ирины 5А, Смолиной Юлии 8В, Мочалова Вадима 9В, Бурлакова Леонида 11Б, Тарасовой Татьяны 11А, Казаровой Евгении 11А, Бахрамовой Дили 11Б,  Туркиной Марии 11Б, Прониной Алены 11А, Брагиной Анастасии 11Б, Прохоровой Алены 8Б опубликованы в окружном литературно-краеведческом сборнике клуба  «Алые паруса» и получили высокую оценку в городском литературном некрасовском  празднике в селе Алешунино. В 2010 году стихи собственного сочинения, посвященные учителям, работающим в школе № 2, были опубликованы в окружном сборнике «Мне кажется, нас ждут учителя». Творчество педагогов и учащихся школы опубликовано в сборнике управления образования «Учителями славится Россия», посвященному педагогическому труду.

        В школе сильна традиция художественного чтения. Ученики школы ежегодно становятся победителями и призерами окружного конкурса чтецов. В их репертуаре значительное место занимают стихи о родном крае. В 2008 году Сачкова Настя, ученица 9 класса заняла 2 место  с отрывком из поэмы А.Вознесенского «Андрей Полисадов», Туркина Маша, ученица 10 класса, 2 место со стихотворением «Утро на Вербовском». В 2009 году ученики 11 класса Бармотин Кирилл и Туркина Маша заняли 1 место, ученица 9 класса Туркина Ирина – 3 место. В 2010 году Сачкова Настя, ученица 11 класса, заняла 1 место в конкурсе, Туркина Ирина, ученица 10 класса, 3 место, группа чтецов 3-го класса – 2 место в своей возрастной группе.

 В 2009-2010 учебном году на областном конкурсе «Отчество» удостоена дипломом Гусева Полина 10А с работой, посвященной своему отцу – руководителю группы «Эпицентр».

        В 2010-2011 учебном году Тыщенко Оксана на олимпиаде Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» заняла 1 место в конкурсе «Ритор» с использованием краеведческого материала о городе Муроме. Гусева Марина 9Б  заняла 2 место в окружном конкурсе сочинений «Святые заступники Руси»

Краеведческая секция научного общества учащихся объединяет школьников, заинтересованных в изучении родного края. Организация поисково-исследовательской работы начинается с индивидуального собеседования с учениками, с определения их склонностей и желания работать по той или другой теме, с определения готовности к собственно поисковой и самостоятельной работе. В начале учебного года учащиеся знакомятся с задачами предстоящей работы:

  1. сбор материала (поисковые работы);
  2. оформление собранных материалов (доклады, рефераты, наглядность);
  3. выступления на школьных, окружных и областных краеведческих конференциях;
  4. пропаганда полученных в результате поиска и составления реферата сведений среди учащихся школы, выступления на классных часах, уроках, дне краеведения, а в конце года – творческий отчет на конференции НОУ и выставках лучших творческих работ.

Любое исследование начинается с постановки цели и задач. За основу выбора темы берется ее актуальность и новизна.

В 2011 году были подготовлены 2 исследовательские работы «Знаменитые деятели образования. 55 лет в школе», посвященная учителю русского языка и литературы Борисовой Раисе Ивановне и «Новая школа со старым именем», в результате которой были созданы 2 макета старой и новой школы (результат поисковых заданий 2010-2011), ставшие новыми экспонатами музея. Борисова Раиса Ивановна, в прошлом руководитель школьного музея, подарила в музей подарочный вариант книги «Московский кремль. Из глубины веков».

Краеведение является одним из направлений деятельности пионерской дружины "Новое поколение" (5-8 классы). Активистами детских общественных организаций ведётся поисковая работа по сбору материала для школьного музея, проводятся краеведческие конференции и слёты, Дни памяти погибших в дни Великой Отечественной войны вербовчан и т.д. Традиционно классные руководители проводят экскурсии по родному краю. Пионерские отряды на старт-линейке ежегодно получают краеведческие задания. В течении учебного года собирают материал по заданной теме, в конце года на итоговом пионерском сборе ребята представляют результат своей работы.

Школьный музей «История образования Вербовского поселка» открыт в 1999 году к 20-летнему юбилею школы. Сформировалась его основная экспозиция – история средней школы №2 от ее истоков до сегодняшнего дня, собрано большое количество экспонатов, в том числе раритетных (например, аттестат о получении среднего образования 1898года, повестка 1941 года о призыве на действительную военную службу директора школы Покровского К.В.), разработаны  тематические экскурсии по параллелям, музейные уроки, постоянно пополняется архив, создаются сменные выставки. Руководила работой музея опытнейший учитель, проработавший в школе все ее годы существования, первый завуч  школы Борисова Р.И. Она определяла следующие задачи своей работы:

  1. совершенствовать формы и виды музейной работы;
  2. участвовать в формировании, обеспечении сохранности, творческом и активном использовании музейного фонда;
  3. сохранять и пропагандировать памятники истории, культуры, традиции родного края;
  4. вести активную, охватывающую все звенья школьного коллектива культурно-просветительскую работу;
  5. создать условия для дальнейшего развития школьного музея по новым направлениям в соответствии с новыми требованиями музейной педагогики.

Возглавляет кружок «Музейное дело» - Гущина Л.В.. Учащиеся овладевают практическими навыками поисковой деятельности, работы в архиве, умениями брать интервью, систематизировать и обобщать воспоминания, вести экскурсии.

В течение всех лет существования активисты музея ежегодно принимают участие в слетах школьных музеев, в окружных и областных научно-практических краеведческих конференциях школьников, представляя исследовательские работы о педагогических династиях, учителях-легендах, о школе в годы войны, об эвакуированных детях-ленинградцах, о спортивных традициях поселка.

        Школьный музей «История развития образования микрорайона Вербовский» стал центром краеведческой работы в школе. Экспозиция музея охватывает историю всех образовательных учреждений микрорайона, начиная с земской школы девятнадцатого века и до сегодняшнего дня. Жизненный путь педагогов-ветеранов Великой Отечественной войны, лучших учителей, знаменитых выпускников, развитие детских общественных объединений, история школьных принадлежностей – темы экспозиций.

         В 2009 году, когда школа торжественно отмечала свой 30-летний юбилей, совместными усилиями  совета музея, администрации школы, педагогов-ветеранов и при финансовой поддержке выпускников школы была выпущена книга «Мы в школьный мир вошли как в песню…», посвященная судьбе педагогов нашей школы.

В мае 2005 года школьники, члены молодежного комитета МПЗ, ветераны и участники Великой Отечественной войны и локальных войн посадили деревья около мемориала погибшим воинам-вербовчанам, заложив «Аллею памяти», и ежегодно возобновляют сложившуюся традицию. Школьники шефствуют над могилами воинов, погибших в Афганистане и Чечне. Традиционной стала также декада Памяти репрессированных, в продолжение которой в школе проводятся встречи с членами общества «Мемориал», конкурсы сочинений, стихотворений, рисунков.

         В 2009-2010 учебном году членами военно-патриотического клуба «Витязь» разработан и реализован социальный проект «Алтарь Победы». Проведена большая поисковая работа по установлению фамилий и судеб воинов-вербовчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, но не упомянутых в Книге Памяти Владимирской области и не занесенных на памятные плиты мемориала в микрорайоне Вербовский. Итогом работы стало  торжественное открытие на митинге 9 мая новых мемориальных досок и выпуск  местной Книги Памяти.

В 2009-2010 учебном году на окружной конференции «Шаг в будущее» Гусева Полина – 3 место с материалом о героях- муромлянах к 60-летию победы.

     


Заключение

Сложившаяся в обществе, в сфере образования в целом социокультурная ситуация, процессы гуманизации, модернизации, происходящие в общеобразовательной школе, попытки создать условия для формирования у учащихся ценностных отношений к достижениям культуры, потребности в интеллектуальной и духовной деятельности, в самообразовании и саморазвитии необычайно актуализируют проблему использования краеведения в образовании школьников.

 Однако следует отметить снижение эффективности работы по данному направлению, что отражается в качестве подготовленных исследовательских работ, выставляемых на краеведческой конференции.

Проходит реорганизация школьного музея, что привело к снижению активности поисково-исследовательской работы. В связи с этим школа в прошлом учебном году не участвовала в конкурсе школьных музеев. Необходимо отметить также, что последнее обновление интернет-странички музея на школьном сайте было лишь в мае 2010 года.

В условиях сетевого взаимодействия воспитательного пространства микрорайона необходимо вывести деятельность музея на уровень постоянного и открытого взаимодействия со всеми заинтересованными структурами, а также широко отражать его деятельность в интернет пространстве, устанавливая взаимосвязи и участвуя в различных интернет-конкурсах.

Для успешного решения проблем, стоящих перед школой и связанных с потенциальными  воспитательными возможностями краеведения необходимо:

  1. ежегодно изыскивать возможности введения в вариативную часть базисного учебного плана краеведческой составляющей;
  2. создать все условия для успешной реорганизации школьного музея, обновления экспозиций, пополнения фондов, сделать его центром воспитательной системы школы;
  3. сохранить уже сложившиеся в школе традиции краеведческого образования и воспитания;
  4. повысить качество работы научного общества «Поиск», индивидуальных исследований;
  5. осуществлять тесную связь с музеями микрорайона и города;
  6. продолжить работу над второй частью книги, посвященной судьбе педагогов нашей школы.


Библиография

  1. История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца XX в. Уч. пособие. Муром. 2001 г.
  2. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М. «Советская Россия», 1984 г.
  3. Морозов А.В. К вопросу о краеведении в школе. // История в школе. №6, 1989 г.
  4. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. М., Гос. изд-во худ. литературы. 1962 г.
  5. С любовью к Отечеству. Сборник работ учащихся и педагогических работников. Владимир. 2003 г.
  6. Толстой Л.Н. Избранные сочинения. Библиотека учителя. М., «Художественная литература». 1989 г.


[1] Морозов А.В. К вопросу о краеведении в школе. // История в школе. №6, 1989 г., с.8

[2] Там же.

[3] Толстой Л.Н. Избранные сочинения. Библиотека учителя. М., «Художественная литература». 1989 г., с. 267

[4] Морозов А.В. К вопросу о краеведении в школе. // История в школе. №6, 1989 г., с.8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристско - краеведческая работа в изучении природы посёлка Духовницкое.

Экскурсии и самостоятельные наблюдения просто необходимы для установления взаимосвязей в природнеых компонентах при изучении природы "Малой Родины"...

Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России» Номинация «Земляки»

Исследовательская  краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России»...

Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"

Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...

Описание туристско-краеведческой работы в СП «Центр внешкольной работы» ГБОУ СОШ «Центр образования пос. Варламово

 Воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности велики: она позволяет решать задачи развития личности, воспитания патриотизма, любви к малой родине, гражданского самосозна...

Областная конференция исследовательских краеведческих работ Обучающихся «Отечество». Номинация «Земляки. Исторический некрополь России». Тема работы «Герои рядом с нами»

Я –Носова Екатерина, ученица 9 А класса Травниковской средней школы. Я представляю работу, посвященную моим землякам, которые принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской Атомной элект...

Открытый урок по информатике "Виды информационных моделей. Практическая работа №11 "Создание табличных моделей"" в 6 классе

Урок - закрепления и отработки знаний о видах информационных моделей, отработка на практике умений работать с табличными информационными моделями (в текстовом процессоре)...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «КРАЙ МОЙ СМОЛЕНСКИЙ» Номинация: « Археология» Тема работы: « Наши находки »

Работа содержит исследование школьного  музейного экспоната. Автор в своем исследовании опирается на книги известных смоленских авторов на тему археологии Е.А. Шмидта,Ю.Г. Иванова, Е.Н.Агинской и...