Работа с одаренными детьми
материал по теме

Более 10 лет в нашей школе организована серьезная и,на мой взгляд, интересная работа с одаренными детьми. Познакомившись со всеми материалами, Вы поймете ЧТО позволяет нам все эти годы занимать первое или второе место в Подольском районе  по количеству победителей и призеров районных олимпиад. В этом году мы - ПЕРВЫЕ (40 победителей и призеров)!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Дубровицкая средняя общеобразовательная школа имени Героя России А.Г. Монетова

Подольского района Московской области

                                                                             «Утверждаю»

                                                                       ______________________

                                                                     Директор  Бухвостова Н.В.

                                                               «_____» _______________ 2011 года

                                                                                                                                                                 

Программа

 работы с 
одаренными детьми
 


«Одаренные дети – будущая элита страны»

Составила заместитель директора по УВР      Киселева Н.И. 

ЦЕЛИ  ПРОГРАММЫ. 

Воспитательная - воспитание личности, способной к самореализации.

Образовательная - расширение единого образовательного пространства школы для обучения  одаренных детей в рамках общеобразовательного класса (1-9 кл.) и в профильных классах (10-11 кл.)

Развивающая - развитие у одаренных детей способностей к включению в любую  практическую деятельность.

Задачи, стоящие перед педагогическим коллективом: 
1. Создавать благоприятные условия для диагностики  развития
   одаренного ребенка, развития его интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста. 
2. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современного общества
 . 
3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
 
4. Расширять возможности для  повышения квалификации педагогами  школы, способствовать стремлению педагогов  к поиску и творчеству в работе с одаренными учащимися, поддержка (моральная и материальная) педагога , призванного развивать
 детскую одаренность.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Развитие детской одаренности является одним из главных  направлений 
работы школы.
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие способности.

         Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

-         дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития;

-         дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

-         дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Педагоги должны учитывать следующие  особенности одаренных детей:

- непохожесть  друг на друга, как по своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам;

- высокие умственные возможности;

- способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

- потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

-  способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

-  обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

Учителям рекомендуется использовать в работе с одаренными детьми следующие  стратегии обучения:

  1. Стратегия ускорения обучения.

         Ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием, так как оно является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным.

Признано, что ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.

Способы и формы  ускорения:

1.     Дифференцированные задания как для работы на уроках, так и для   выполнения дома - ускорение в обычном классе (2-11 классы).

2.     Профильное обучение– обучение в профильном классе (10-11 классы).
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, не заканчивает раньше других изучение учебного материала, а получает дополнительный материал, большие возможности развития творческого мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. 
2.  Стратегия обогащения обучения.

-   расширение общего кругозора благодаря изучению учебного  материала за пределами учебника;

-  углубленное изучение  отдельных предметов;

-  развитие умения учиться.

               На протяжении  15 лет школа занимает первое или второе место среди школ Подольского муниципального района по количеству победителей и призеров районных олимпиад.

Ежегодный анализ  работы с одаренными детьми, победы наших учащихся на одних районных олимпиадах, поражения на других, изучение причин удачной подготовки учащихся к олимпиадам опытными  учителями и  приход в школу молодых учителей -  все это  побудило к написанию программы «Одаренные дети – будущая элита страны». 

Программа направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.  С этой целью в школе работают:  

  1. предметные кружки,
  2. факультативы,
  3. элективные курсы,
  4. спортивные секции,
  5.  творческие объединения:  «Россияне» (патриотическое), «Юные инспектора движения», «Юные друзья милиции».

Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования (нестандартные факультативные занятия, элективные курсы) и использование учителями инновационных технологий.

Учителям  школы рекомендуется использовать следующие принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

1.Принцип максимального разнообразия  возможностей для развития личности.

2.Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

3.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

4.Принцип свободы выбора учащимися элективных курсов.

5.Принцип гуманного отношения к детям.

6.Принцип преемственности в воспитательных и учебных воздействиях (при переходе одаренного ученика к другому  учителю).

7.Принцип  соответствия технологий, методов взаимодействия индивидуальным особенностям детей.

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

на 2011-2012 учебный год

Учителя

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

Организация обучения в 10 и 11 классах по профилям: физико-математический  и социально-экономический.

 Выявление  детей, способных участвовать в районных олимпиадах.

Подготовка материала об учениках школы, выдвинутых на стипендию Главы Подольского района, Губернатора Московской области.

Директор

Бухвостова Н.В.

Зам.дир. по УВР Киселева Н.И.

Учителя

Зам.дир. по УВР Киселева Н.И.

Сентябрь

Провести  анализ развития и успехов одаренных детей (по результатам всех лет обучения в школе).

Провести психологическое тестирование одаренных учащихся 2-11 классов ( по спискам учителей)

Зам.дир. по УВР Киселева Н.И.

психолог

Сентябрь-январь

Работа с одаренными детьми 6-11 классов по подготовке к районным олимпиадам.

Учителя-предметники

март

Анализ работы   учителей - предметников с одаренными детьми, подведение итогов районных предметных олимпиад.

Зам.дир. по УВР Киселева Н.И.

учителя

апрель

День науки

Зам.дир. по УВР КиселеваН.И.,

Учителя-предметники, подготовившие победителей и призеров районных конкурсов проектов

апрель

День творчества.

Зам.дир. по ВР Собянина Л.Н.

май

День искусства

Зам.дир. по УВР Киселева Н.И.

Работники Дома культуры

 Учащиеся

В течение учебного года

Проводить профориентационную работу с целью помочь выбрать профессию и путь для продолжения образования.

Классные руководители

В течение года

Продолжить работу по осуществлению личностно-ориентированного обучения в

1-11 классах.

Зам.дир. по УВР Киселева Н.И.

Сентябрь-

октябрь

Выявление одаренных детей в начальной школе.

 Проведение олимпиады для уч-ся 2-4 классов начальной школы.

Крылова Н.Ю., куратор начальной школы

 Родители

В течение учебного года

Проводить индивидуальные консультации с родителями одарённых детей.

Зам.дир. по УВР Киселева Н.И.

Учителя- предметники

При условии  выполнения данной программы,  возможно спрогнозировать высокие  показатели эффективности работы с одаренными детьми:

 1.Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа победителей районных, региональных олимпиад и конкурсов. 
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
 
3. Адаптация детей к социуму в настоящее время  и в будущем.
 
4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
 



Предварительный просмотр:

Рекомендации

по проведению ежегодного “Дня науки” и «Дня искусства».

Цели проведения:

1.Презентация проектной деятельности учащихся за текущий учебный год.

2.Вовлечение все большего количества учащихся в проектную и исследовательскую деятельность.

Требования к представлению проекта.

1.Точное и эмоциональное изложение сути работы, выделение актуальности темы, новизны, ее практическое применение.

2.Соответствие содержания проекта заявленной теме.

3.Умение корректно сформулировать цель, задачи, обозначить актуальность проблемы.

4.Уровень анализа темы, проблемы.

5. Наличие логически грамотного построения работы, четкой структуры.

6. Уровень самостоятельности выполнения (Личный вклад учащегося).

7. Оформление работы (титульный лист, список литературы, грамотность, цитирование)

8.  Использование различных источников: архивные, музейные фонды, документы, интервью.

Ожидаемые результаты.

1.Улучшение количественных (число участников) и качественных (число победителей и призеров) показателей участия школьников в районных  и областных олимпиадах и творческих конкурсах.

2.  Положительная динамика проявления интереса учащихся к проектной, исследовательской деятельности.

3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к проектной, исследовательской деятельности.

4. Рост профессионального мастерства учителей, отраженный в “Портфолио” учителя-предметника и его  учеников.

5. Уровень социальной успешности выпускников (поступление в вузы, выбор специальности, связанной  с профильными предметами и предметами, в олимпиадах по которым принимали участие учащиеся на  протяжении всех лет обучения в школе).



Предварительный просмотр:

МОУ Дубровицкая

средняя общеобразовательная школа

имени Героя России А.Г. Монетова

План проведения школьного Дня науки,

посвященного первому полету в космос Ю.А. Гагарина

Цели проведении:

1.Обобщение опыта работы учителей и учащихся школы над проектами.

2. Формирование у учащихся активной жизненной позиции человека, заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества.

3.Повышение престижа ученика, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике.

4. Развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающихся,  умения организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.

Дата проведения: 11 апреля 2011 года, 5-6 уроки

Место проведения: кабинет №12.

Организатор: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Киселева Н.И.

Участники: учителя-предметники, учащиеся 5-11 классов.

Оборудование: мультимедийный проектор и компьютер для показа презентаций и фрагментов фильма.

  1. Вступительное слово заместителя директора по УВР Киселевой Н.И.

О роли и месте научных открытий в нашей жизни, о проектной деятельности учащихся.

  1. Выступление учителя физики Тимонина Г.В.

 «Для чего нужно изучать космос? Какая польза каждому из нас от космических исследований?»

  1. Выступления победителей и призеров  районных конкурсов.

1.Косов Ярослав, ученик 9Б класса. Работа по физике «Первый полет в космос. Юрий Гагарин», руководитель Рязанова Т.Н.

2.Борде Анна, ученица 11 класса. Работа по русскому языку «Топонимика Дубровиц», руководитель Бухвостова Н.В.

3.Куксова Наталья, ученица 7А класса. Работа по биологии

«Л.К. Эрнст – наш соотечественник. Его роль в развитии России», руководитель Пчелкина Л.А.

4. Косов Ярослав, ученик 9Б класса. Работа по истории «С.В.Ковалевская», руководитель Молярова Р.Л.

5. Борде Анна, ученица 11 класса. Работа по биологии «Организмы из пробирки», руководитель Пчелкина Л.А.

6.Быковская Юлия, ученица 10 класса. Работа «Николай II», руководитель Молярова Р.Л.

7.Сальникова Екатерина, ученица 10 класса. Работа по теме «Денис Давыдов», руководитель Молярова Р.Л.

8. Борде Анна, ученица 11 класса, Косов Ярослав, ученик 9Б класса. Работа по английскому языку и на английском языке  «Волшебный мир Эдинбурга», руководитель Шибалина Н.В.

9. Борде Анна, ученица 11 класса. Работа по истории «Революция с гитарой в руках», руководитель Молярова Р.Л.

4.Подведение итогов конференции и награждение ее участников.

5.Просмотр фрагментов фильма о Николе Тесла.



Предварительный просмотр:

МОУ Дубровицкая

средняя общеобразовательная школа

имени Героя России А.Г. Монетова

План проведения школьного Дня искусства

Цели проведении: Формирование у учащихся активной жизненной позиции человека, заинтересованно познающего мир, осознающего ценность и важность искусства в жизни человека.

Развитие творчества учащихся благодаря  знакомству с различными видами  искусства и  творчества.

Воспитание культуры восприятия произведений изобра зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников.

Формирование устойчивого интереса к искусству, спо собности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи:

  1. Помочь сформировать правильное восприятие мира и культурных ценностей, красоты внутреннего и внешнего мира.
  2. Научить создавать  творческие проекты.

Дата проведения: 17мая  2011 года, 5-6 уроки

Место проведения: Дом культуры «Дубровицы».

Организаторы: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Киселева Н.И., директор Дома культуры  Герасимова С.В.

Участники: учащиеся 5-11 классов, военнослужащие воинской части «Кузнечики».

Оборудование: мультимедийный проектор и компьютер для показа презентаций.

  1. Вступительное слово Киселевой Н.И.
  2. Выступление учащихся  с презентациями, подготовленными в качестве итоговой работы по предмету «Искусство». Награждение сертификатами участников Дня искусства.

а)Черепанов Илья, 9 Б класс «Музыка как один из видов искусства»

б)Гончарова Валерия, 8Б класс  «Искусство танца»

в) Хоружая Илона, 9Б класс «Киноискусство»

 г) Зябрева Мария, 9 Б класс  «Фантастика в киноискусстве»

д) Нестеров Максим , 9Б класс « Дизайн как вид искусства»

  1. Музыкальная шкатулка.

а) Бухвостов Владимир, 9Б класс

 Проект «Песня в солдатской шенели»

б) Исполнение музыкальных произведений на фортепиано

Бадалова Ася, 9Б класс  «Аве Марие» Джорджа Каччини

в) Исполнение песен собственного сочинения

 военнослужащий Дудкин Дмитрий

г)военнослужащие Грунер Иван (фортепиано), Князьков Ярослав (скрипка)

 «Минует» Боккерини

д) Военнослужащий Роман Орименко – игра на гитаре

е)Розанов Антон, 11 класс  «Солнечный блюз», «Лиричная», «Сердца стук» - игра на гитаре.

  1. Поэтическая страница. Чтение собственных стихов учениками школы и военнослужащими.

а ) Анна Борде, 11 класс

б)  Кабаков Павел, военнослужащий

  1. Театральная гостиная.

а) Розанов Антон ,Моисеев М., 11 класс театральная постановка отрывка из  трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

     7. Сюрприз для зрителей (Рок-музыка в исполнении трио под руководством Антона Розанова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...