Педсовет "Педагогическое мастерство и качество образования"
методическая разработка по теме

Чупенкова Светлана Геннадьевна

«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке,

     в его отношении к знаниям и к вам, учителю.

Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей.

Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»

Василий Александрович Сухомлинский 

 

Реализация  современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я» глазами коллег. 

    Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическое мастерство и качество образования: опыт, мастерство" Деловая игра

Слайд 2

«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы.» В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Объяснительный способ обучения Деятельностный способ обучения Используются внешние мотивы деятельности Опора на внутренние мотивы деятельности Выбираются педагогом, часто используются привычные средства, независимо от поставленной цели Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика Отслеживается внешний результат, главным образом уровень усвоения Главное - внутренние позитивные личностные изменения в процессе обучения Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов

Слайд 4

Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе Сопроводи его позитивную самореализацию Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Ищи истину вместе с ними. Искренне восхищайся всем красивым

Слайд 5

№ п,п 6кл 7кл 8кл 9кл I . Почему (зачем) вы учитесь, ходите в школу? Что вас заставляет учиться? 1. Нравится получать пятёрки 6 6 1 1 2. Родители заставляют 2 4 6 9 3. Учусь потому, что так надо 5 8 5 5 4. Потому что интересно, нравится узнавать новое 8 6 5 1 6. Нравятся отдельные предметы. 9 6 8 11 7. Учиться не нравится, но общаться с друзьями в школе нравится 2 5 6 9

Слайд 6

II . Поставьте свои собственные цели в учебной деятельности: 1. Окончить I Х классов школы 9 16 8 13 2. Учиться без двоек (троек) 9 16 4 8 3. Стать культурным и образованным человеком 9 14 6 3

Слайд 7

ДИАПАЗОН СТИМУЛОВ Оценка Запись благодарности в дневник Словесное поощрение Групповая работа Назначение консультантом Выставка лучших работ

Слайд 8

№ 7кл. 14чел 8кл. 8чел 9кл. 13чел I . Я стараюсь учиться лучше, чтобы 1. Получить хорошую оценку 14 8 7 2. Наш класс был лучшим 10 0 0 3. Меня уважали одноклассники 12 6 2 4. Меня хвалили родители 10 4 0 5. Я больше знал и умел 14 6 5

Слайд 9

II . Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится, что … 1 Буду считаться хорошим учеником 12 4 2 2 Родители будут довольны 9 6 1 3 Меня не будут наказывать 5 4 2 4 Похвалят учителя 13 5 2

Слайд 10

III . Я не могу учиться лучше, так, как… 1 Просто мне не хочется учиться 4 6 6 2 Многое не понимаю 6 4 7 3 Не могу заставить себя работать 2 3 9 4 Я не успеваю работать вместе со всеми 5 4 3

Слайд 11

АНТИТЕЗЫ КРИТЕРИЕВ БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ-ИНИЦИАТИВНЫЙ ЛЕНИВЫЙ-ТРУДОЛЮБИВЫЙ РАССЕЯННЫЙ-СОБРАННЫЙ

Слайд 12

Второе задание. Что вы считаете признаками наличия высокой мотивации достижений в учёбе? (Выберите три ответа). Третье задание . Какие формы стимулирования вы применяете в учебной работе?

Слайд 13

Открытый микрофон

Слайд 14

Действия учителя Реакция учащихся если учитель пользуется ав­торитетом при нейтральном отношении к учителю при отрицательном от­ношении к учителю Просьба Проявление радости Согласие выполнить без обязательности Согласие без выполнения Совет Обязательность выполнения Выполнение при наличии своих интересов Игнорирование Требование Качественное, добросовестное выполнение Формальное выполнение Уход от выполнения тре­бования Наказание Исправление Приспособленчество Озлобление Поощрение Повышение ответственности и требовательности к себе Самодовольство Презрение к учителю Обещание Помощь учителю в выполнении обещанного им Сомнение, скептицизм к обещанному Принижение значения вы­полненного обещания и злорадство по поводу его невыполнения Ошибки Помощь учителю в его работе Повышение критичности к учителю Усиление негативного отношения к учителю



Предварительный просмотр:

               «Педагогическое мастерство и качество образования: опыт, мастерство»

                           Форма проведения данного педсовета – проективно-деловая игра.

 «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы» Василий Александрович Сухомлинский  

Реализация  современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я» глазами коллег.  

    Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

При характеристике понятия "педагогическое мастерство" возникает ряд проблемных вопросов: 
1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?
2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего?

3. Что является критериями педагогического мастерства?
4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.
        Большинство исследователей считают, что  необходимо в первую очередь  рассмотреть вопрос о
личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.  

Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Личность педагога в традиционной системе обучения:

 При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания.

Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное  прохождение программ.

Наблюдения  на уроках позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность  в межличностных отношениях. Как уже отмечали раньше, учитель идет в класс с главной целью -изложить школьникам новую информацию Опытный педагог знает, что ин формация учителя - это еще не знание ученика.

Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Последние достигают того, что школьники выучивают новый материал, но при этом возникает целый блок негативных психологических последствий. Известно, что учителям начальных классов удается сформировать навык беглого чтения почти у всех школьников, но при этом очень часто из-за сильного внешнего принуждения отбивается всякое желание читать. Поэтому в подростковых и старших классах учителя с горечью отмечают, что значительная часть учащихся мало читает,  при этом допускают ошибки, а при обсуждении материала появляются за труднения в объяснении значений отдельных слов и выражений, фиксиру ется и непонимание смысла прочитанного, даже пересказ текста - труд нейшая для многих задача.(ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ) Не секрет, что именно этим и объясняется от ставание многих детей в учении. Последствия принуждения проявляются  у школьников в безынициативности, нежелании включаться в какие бы то ни было виды работ, общей апатии, а затем в полном исчезновении навыка

Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.

Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить |в голову ученика максимально возможный объем учебного материала, не |забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит. Вот как выглядит сравнительная таблица деятельности учителя в традиционной и развивающей технологии обучения:

Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения

Объяснительный способ обучения

Деятельностный способ обучения

Используются внешние мотивы деятельности

Опора на внутренние мотивы деятельно сти

Выбираются педагогом, часто используются привычные средства, независимо от поставленной цели

Совместный с учащимися выбор разнооб разных обучающих средств, адекватных цели

Организуются инвари антные действия, пре дусмотренные учите лем

Вариативность действий, создание ситуа ции выбора в соответствии с возможно стями ученика

Отслеживается внеш ний результат, главным образом  уровень ус воения

Главное - внутренние позитивные лично стные изменения в процессе обучения

Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами

Самооценка на основе применения инди видуальных эталонов

Таким образом, исследуя личность учителя как педагога-профессионала, творческую личность, можно обратиться к историческому опыту суфийского учения в арабской традиции и перефразировать их.

(В СЛАЙД)      Заповеди современного учителя самому себе

  1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообраз ное его природе
  2. Сопроводи его позитивную самореализацию 
  3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам.
  4. Ищи истину вместе с ними.
  5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.

(Нахо ди прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети бу дут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого)

Процесс передачи ответственности возможен не только в  социальной сфере, но и в учебе. Ответственность учеников за достижения в ней - мечта, наверное, всех учителей.  

Она состоит из нескольких этапов, следуя которой  учитель может установить контакт с ребенком, преодолеть отрицательное отношение к учебе и добиться того, чтобы  он успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами.

  1. Педагог должен пробудить у ребенка интерес к предмету,  предоставить ему возможность поверить в собственные силы и способность достичь успеха. (использовать  не личные качества учителя, но и всевозможные педагогические хитрости для того, чтобы у ребенка возникла вера в собственные силы)
  2. Учитель должен оценить, что известно, а что нет ученику по предмету, с тем чтобы разработать программу обучения. Оценка обычно проводится с помощью специальных тестовых заданий.
  3. Программу следует структурировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое достижение успеха
  4. Учитель и ученик должны работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определять зоны трудностей.
  5. Должна быть установлена система поощрения за успех и выполнение задания.

Передавать детям ответственность - работа психологически тяжелая для учителя. Многие учителя испытывают сомнения по поводу разумности таких шагов и боятся, что дети выйдут из-под контроля. Происходит это потому, что учителя стремятся быть хорошими педагогами, а «хороший» в их понимании - тот, кто не дает детям ошибаться и всячески облегчает им жизнь.

Учителя ответственны и добросовестны. Именно поэтому они взваливают на себя ответственность не только за взросление детей, но и за все, что с ними может случиться в жизни. Передача ответственности – строится на доверии и уважении. И детям, и взрослым, в том числе и учителям, свойственно ошибаться. Пусть ребенок приобретает опыт ошибок и их решения в детстве, когда он не несет груза ответственности за окружающих его людей.

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться

         На развитие  и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой живёт человек и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы его к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Стимулирующую роль играет «самоотметка». Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию поможет кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

  1. Верить в каждого ребёнка и его возможности;
  2. Оценивать не личность, а действия, поступки;
  3. Видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;
  4. Проявлять  внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
  5. Не торопиться с выводами;
  6. Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

   Начиная с 5 класса и далее, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо»,  имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 9 классу. Обратите внимание на результаты анкеты «Мотивы и цели», которая была проведена среди учащихся 6 -9 и проранжирована. В анкетировании принимало участие  46уч. Результаты показали следующее:

       Таблица 1 «Результаты анкеты учащихся «Мотивы и цели». 

№ п,п

6кл

7кл

8кл

9кл

I. Почему (зачем) вы учитесь, ходите в школу? Что вас заставляет учиться?

1.

Нравится получать пятёрки

6

6

1

1

2.

Родители заставляют

2

4

6

9

3.

Учусь потому, что так надо

5

8

5

5

4.

Потому что интересно, нравится узнавать новое

8

6

5

1

6.

Нравятся отдельные предметы.

9

6

8

11

7.

Учиться не нравится, но общаться с друзьями в школе нравится

2

5

6

9

II. Поставьте свои собственные цели в учебной деятельности:

1.

Окончить IХ классов школы

9

16

8

13

2.

Учиться без двоек (троек)

9

16

4

8

3.

Стать культурным и образованным человеком

9

14

6

3

Из анкеты видно, что именно в 8-9 классе нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами.     Одной из главных причин понижения успехов в учёбе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

      Педагогическое стимулирование понимается как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребёнку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением; как своевременная оценка деятельности учащегося.

       Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:

  1. Оценка
  2. Запись благодарности в дневник
  3. Словесное поощрение
  4. Групповая работа
  5. Назначение консультантом
  6. Выставка лучших работ

Сбор стимульного материала осуществлялся через посещение уроков, через опрос и анкетирование учащихся.

Наиболее часто называются стимулы:

  1. В 5-х классах – похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористические минутки, взаимопроверка;
  2. В 6-7-х классах – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;
  3. В 8-9-х классах – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.

      Познавательный интерес есть у каждого ребёнка, его отсутствие на ранних этапах развития – признак психического отклонения ребёнка.

     Познавательный интерес тесно связан с познавательной мотивацией. В психологии есть понятие «зона ближайшего развития», введённое психологом Л.С. Выготским. Она определяется содержанием тех задач, которые ребёнок не может решить самостоятельно, но осуществляет с помощью взрослого, что потом становится его собственным достоянием.      Учителя-предметники не всегда замечают интересы учащихся в другой сфере.  Познавательный интерес стимулируется иногда благодаря тому, что учитель оценивает не только формальный результат работы, но и те усилия, которые прикладывает ученик в процессе его выполнения.

     Итак, познавательный интерес – это факел, горение которого нужно всегда поддерживать и не допускать, чтобы он затухал.

Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.

Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.

Общие показатели успешного обучения: 

  1. Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.
  2. Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации.
  3. Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.
  4. Стабильность здоровья учащихся.
  5. Удовлетворённость учителя своей работой.

   Проведено исследование в школе через использование в 5-9классах методики «Отношение к учебной деятельности».

    По результатам методики легко обнаруживается мотив благополучия прежде всего получения хорошей оценки знаний. Сильным побуждающим фактором является чувство долга перед родителями и получение знаний.

    Многие снижают свою успеваемость из-за того, что не успевают работать на уроке в заданном учителем темпе. В силу этого появляется отставание в учёбе. Это видно из ответов:

 - Многое не понимаю

  -Не могу заставить себя работать

Таблица 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В 7-9 КЛАССАХ

«Отношение к учебной деятельности»

7кл.

14чел

8кл.

8чел

9кл.

13чел

I. Я стараюсь учиться лучше, чтобы

1.

Получить хорошую оценку

14

8

7

2.

Наш класс был лучшим

10

0

0

3.  

Меня уважали одноклассники

12

6

2

4.  

Меня хвалили родители

10

4

0

5.

Я больше знал и умел

14

6

5

II. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится, что

1

Буду считаться хорошим учеником

12

4

2

2

Родители будут довольны

9

6

1

3

Меня не будут наказывать

5

4

2

4  

Похвалят учителя

13

5

2

III.   Я не могу учиться лучше, так, как…

1

Просто мне не хочется учиться

4

6

6

2

Многое не понимаю

6

4

7

3

Не могу заставить себя работать

2

3

9

4

Я не успеваю работать вместе со всеми

5

4

3

      Каждому ребёнку учиться приятно тогда, когда он чувствует успех, когда он верит в свои способности.

А сейчас проведём с вами «Деловую игру»

«Мотивационная и стимулирующая деятельность в обучении школьников»

Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом”. Актуальная проблема нашей школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными возможностями.

Прошу вас разделиться на три группы:

  1. Учителя начальных классов;
  2. Учителя основной школы;
  3. Учителя старших классов

Вам предлагается выполнить задания и защитить их

Первое задание.

 Перед Вами характерные признаки неуспевающего ученика.

Назовите антитезы критериев неуспеваемости (например: Успешный – неуспешный, умный – глупый).

Например:

Безынициативный

Инициативный

Ленивый

Трудолюбивый

Рассеянный

Собранный

Второе задание.

 Что вы считаете признаками наличия высокой мотивации достижений в учёбе? (Выбрать три ответа)

  1. Стремление получить более высокую оценку.
  2. Стремление исправить плохие отметки
  3. Желание считаться хорошим учеником
  4. Желание не получать плохих оценок
  5. Желание избежать замечаний учителей и родителей
  6. Добросовестное отношение к выполнению заданий учителя
  7. Старание, исполнительность, ответственность
  8. Интерес к изучаемому предмету, желание больше узнать в этой области
  9. Интерес к учебной деятельности, процессу познания, поиску; желание экспериментировать, делать самостоятельные открытия.
  10. Стремление добиться высоких результатов в какой-то области знаний, а затем ещё больших результатов, постоянное выдвижение перед собой новых идей.

Третье задание

Какие формы стимулирования вы применяете в учебной работе?(3мин)

Четвертое задание

«Успевающих школьников учитель вызывает отвечать на уроке чаще, чем неуспевающих, даже в тех случаях, когда неуспевающий школьник вызывается отвечать сам, выбор учителя чаще останавливается не на нем, а на его успевающем однокласснике» (Р.Берне).

Вопросы для обсуждения:

  1. Сегодня в подавляющем большинстве случаев дети на уроках молчат, даже на так называемых устных предметах. Тем самым ребенок не получает навыка высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, размышлять вслух, учиться говорить на публике. Как вернуть диалог на уроки?
  1. Какими новыми компетенциями должен обладать учитель, будучи посредником в осуществлении диалога ученика и социума?
  2. Диалог на уроке это хорошо или плохо? Возможно ли отрицательное воздействие воспитания в диалоге?

Какие бы частные задачи не решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.

Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом. Хочется обратить внимание на типичные ошибки педагогов при оценивании обучающихся на уроках:

  1. Традиционный контроль, (Проводится в форме опроса, является выборочным и случайным), при этом  создается нервно-напряженная обстановка
  2. Традиционные  формы контроля, не учитывают рациональность учебной деятельности учащихся:   приемы   и   способы, обеспечивающие усвоение учебного материала.
  3. На процесс оценивания знаний не влияет качество работы учителя .
  4. Учителя, (сами  не желая), предвзято (субъективно) относятся к различным обучающимся.

Существуют основные требования системы оценивания знаний обучающихся

  1. 1)Система оценивания  должна  давать возможность сверить достигнутый обучающимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
  2. 2) Необходимо фиксировать  изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и  динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности.  Желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.
  3. 3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации,  прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,
  4. 4) Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание обучающимися своих достижений  (рефлексия деятельности).
  5. 5)Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.
  6. 6)  Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.
  7. 7)  Система оценивания должна быть выстроена таким образом,  чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми.

Фиксированное наблюдение за реакциями учащихся при изучении их отношений с учителями

Действия учителя

Реакция учащихся

если учитель пользуется ав торитетом

при нейтральном отношении к учителю

при отрицательном от ношении к учителю

Просьба

Проявление радости

Согласие выполнить без обязательности

Согласие без выполнения

Совет

Обязательность   выполнения

Выполнение при наличии своих интересов

Игнорирование

Требование

Качественное, добросовестное выполнение

Формальное выполнение

Уход от выполнения тре бования

Наказание

Исправление

Приспособленчество

Озлобление

Поощрение

Повышение ответственности и требовательности к себе

Самодовольство

Презрение к учителю

Обещание

Помощь учителю в выполнении обещанного им

Сомнение, скептицизм к обещанному

Принижение значения вы полненного обещания и злорадство по поводу его невыполнения

Ошибки

Помощь учителю в его работе

Повышение критичности к учителю

Усиление негативного отношения к учителю

Пожелание всем присутствующим:

1. Быть преданными ученикам и делу обучения

2.Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство

3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями

4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.

Решение

Продолжить работу по систематизации и подготовке к печати дидактического материала, наглядных пособий, раздаточного материала   учителей, чей опыт преподавания свидетельствует о высоком уровне профессионального мастерства педагога

На заседаниях МО рассмотреть вопрос о применении новых педагогических технологий обучения с целью профилактики неуспеваемости и разработать систему индивидуальных домашних заданий.

 Разработать систему обратной связи с родителями неуспевающих учеников.

Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование деятельности учителей предметников по повышению качества знаний учащихся.

Разработать открытые уроки по предметам с целью распространения опыта по проблеме мотивации  учащихся успеха к учебно-познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

"Диагностика и оценка профессионального мастерства учителей школы – средство повышения качества образования"

    В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает с...

выступление на школьном методическом объединении естественно-математического цикла "Повышение качества образования путем совершенствования профессионального мастерства педагога"

Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельн...

«Педагогическое мастерство = качество образования?»

Качество образования сегодня представляет интерес не как абстрактная тема, а как ключ к решению назревших в обществе практических проблем. Качественное образование рассматривается с позиций целостност...

Повышение профессионального мастерства преподавателя СПО как фактор обеспечения качества образования

Роль педагога в наше время велика как никогда: современное общество требует от образовательных систем компетентных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Вследствие этого, на сегодняшний де...

«Совершенствование педагогического и методического мастерства через знакомство с современными воспитательными технологиями для повышения качества образования»

laquo;Совершенствование педагогического и методического мастерства через знакомство с современными воспитательными технологиями для повышения качества образования» доклад на совещание при...

Выступление к семинару по теме: «Персонифицированная программа – путь к повышению педагогического мастерства и качества образования»

             Развитие дополнительного образования в России перешло на новый этап. Сфера дополнительного образования детей стала одним из трёх новых напра...