Об ученическом самоуправлении.
материал по теме

 

В школе действует ученическое самоуправление, обеспечивающее формирование и развитие творческой инициативы учащихся, умение учащимися ставить цели и достигать их, самостоятельно решать личные и общественные проблемы, нести ответственность за себя и других.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Принципы деятельности ученического самоуправления:

  • Регулярная, поочередная сменяемость выборного актива;

  • Расширение реальных прав и полномочий органов самоуправления;

  • доброжелательная требовательность;

  • конкретизация личностно-ориентированных коллективных творческих дел (КТД);

  • дифференциация и индивидуализация (создание условий для полного проявления и развития способностей каждого).

Органы школьного самоуправления являются представительными органами, включающими в себя доверенных лиц первичных коллективов.

Главные условия развития органов школьного ученического самоуправления:

  • не наделять органы ученического самоуправления властными полномочиями;

  • ставить перед ними посильные задачи;

  • помогать, включать в систему школьного самоуправления педагогов.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_uchenicheskom_samoupravlenii.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Об ученическом самоуправлении.

         В школе действует ученическое самоуправление, обеспечивающее формирование и развитие творческой инициативы учащихся, умение учащимися ставить цели и достигать их, самостоятельно решать личные и общественные проблемы, нести ответственность за себя и других.

       Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

      Принципы деятельности ученического самоуправления:

  1. Регулярная, поочередная сменяемость выборного актива;
  2. Расширение реальных прав и полномочий органов самоуправления;
  3. доброжелательная требовательность;
  4. конкретизация личностно-ориентированных коллективных творческих дел (КТД);
  5. дифференциация и индивидуализация (создание условий для полного проявления и развития способностей каждого).

     Органы школьного самоуправления являются представительными органами, включающими в себя доверенных лиц первичных коллективов.

     Главные условия развития органов школьного ученического самоуправления:

  1. не наделять органы ученического самоуправления властными полномочиями;
  2. ставить перед ними посильные задачи;
  3. помогать, включать в систему школьного самоуправления педагогов.

Компоненты системы школьного самоуправления.

Орган учени-

ческого само-

управ-

ления

Роль в системе

 ученического

самоуправ-

ления

Цели

деятельности

Функции органа

1.

Общешкольная      конференция

Руководящий орган, обеспечивающий мобилизацию всех органов школьного самоуправления на решение общешкольных проблем и развитие образовательного учреждения.

Управление деятельностью всех органов общешколь-

ного само-управления.

  1. Утверждает перспективы развития образовательного учреждения и планы их реализации путем объединения усилий учителей, учащихся и родителей.

  1. Определяет содержание деятельности всех органов школьного самоуправления в соответствии с целями и задачами развития школы.

  1. Устанавливает связи между всеми органами общешкольного самоуправления.

  1. Устанавливает степень участия каждого органа школьного самоуправления в решении наиболее значимых для школы дел.

  1. Контролирует и оценивает эффективность деятельности каждого органа и всей системы школьного самоуправления.

  1. Принимает и утверждает документы, регламентирующие деятельность школьного коллектива.

  1. Определяет и создает условия, необходимые для реализации программы образовательного учреждения.

  1. Разрабатывает и утверждает систему стимулирования деятельности органов школьного самоуправления.

2.

Совет   школы

Исполнительный орган, обеспечивающий связь между конференцией и всеми другими исполнительными органами школьного самоуправления с целью выполнения принимаемых конференцией решений, обеспечивающий все необходимые для этого связи с другими исполнительными органами.

Управление реализацией программы развития образователь-

ного учреждения путем объединения и координации усилий родителей, педагогов, учащихся и обществен-

ности.

  1. Разрабатывает и организует выполнение документов, регламентирующих деятельность школьного коллектива.

  1. Определяет и корректирует содержание школьного образования путем ежегодного обсуждения и утверждения образовательной программы школы.

  1. Участвует в обсуждении вводимых в школе педагогических инноваций и направлений.

  1. Разрабатывает положение о стимулировании труда учащихся, педагогов, родителей и обеспечивает введение механизмов морального и материального поощрения.

  1. Обеспечивает социальную защиту учащихся, учителей, родителей и представляет интересы школы в вышестоящих органах.

  1. Организует и осуществляет контроль состояния и эффективности педагогического процесса в школе.

  1. Устанавливает и координирует связи с другими органами школьного самоуправления, внешкольными организациями и учреждениями.

  1. Анализирует причины конфликтных ситуаций в школе и разрабатывает систему мер по их предупреждению.

  1. Организует работу школьного фонда.

  1. Обсуждает вопросы, связанные с подготовкой и проведением важных общешкольных мероприятий.

3.

Совет            учащихся

Исполнительный орган, обеспечива-

ющий связь между советом школы и всеми исполнитель-

ными органами школьного самоуправления – объединение усилий детского коллектива и организация его взаимодействия

Управление деятельностью всех органов школьного самоуправ-

ления и обеспечение их развития.

  1. Принимает участие  в разработке годового плана работы школы.

  1. Разрабатывает план собственной деятельности и помогает осуществлять планирование других органов ученического самоуправления.

  1. Изучает и оценивает, систематизирует и обобщает состояние деятельности всех органов ученического самоуправления, общественное мнение учащихся школы.

  1. Определяет цели, функции и содержание деятельности всех органов ученического самоуправления.

  1. Координирует деятельность всех органов ученического самоуправления.

  1. Обеспечивает мобилизацию коллективных усилий школьников и отдельных органов ученического самоуправления.

  1. Создает при необходимости временные инициативные группы школьников.

  1. Выносит в вышестоящие органы ученического самоуправления предложения по улучшению качества деятельности школы.

  1. Организует и проводит общешкольные мероприятия.
  2. Изучает, обобщает и распространяет опыт проведения КТД, организует выявление творческого потенциала учащихся.
  3. Осуществляет контроль реализации предложений и критических замечаний ученического коллектива.
  4. Оказывает помощь и поддержку руководителям и членам Советов классов, Советам дел.

4.

Совет      старшеклассников

Исполнительный орган, обеспечива-ющий связь между Советом Учащихся и всеми другими органами ученического самоуправления с целью выполнения принимаемых Советом учащихся решений, обеспечива-ющий все необходимые для этого связи с другими исполнительными органами.

Направление деятельности Советов классов и обеспечение их взаимодей-ствий при организации общешколь-ных мероприятий.

  1. Принимает участие в планировании и организации работы Совета учащихся.
  2. Разрабатывает план собственной деятельности и организует его выполнение.
  3. Участвует в координации взаимодействия Совета учащихся с администрацией школы.
  4. Принимает участие в разработке и организации выполнения документов, регламентирующих деятельность Совета учащихся.
  5. Организует и проводит учебу классных органов ученического самоуправления.
  6. Организует работу временных инициативных групп школьников.
  7. Координирует работу Советов классов и Советов дел.
  8. Оказывает помощь и поддержку руководителям и членам Советов классов и Советам дел.

5.

                                                                 

                                                    Совет  дела

Временный исполнительный орган, создающийся Советом учащихся для решения какой-либо общешкольной проблемы или проведения школьного КТД

Организация работы временных инициативных групп школьников.

  1. Планирует, организует и обеспечивает совместно с Советом учащихся конкретное коллективное дело школы.

  1. Несет ответственность за выполнение конкретного дела перед Советом учащихся.

  1. Осуществляет контроль, анализ и оценку результативности конкретного дела школы.

  1. Информирует коллектив учащихся школы о результатах проведенного дела.

  1. Координирует деятельность временных инициативных групп.

6.

 

Совет  класса

 

Исполнительный орган, обеспечива-ющий связь со всеми исполнительными органами ученического самоуправления путем объединения усилий классного коллектива и организации его деятельности.

Управление работой классного коллектива и мобилизация классного коллектива на решение целей и задач его деятельности.

  1. Планирует и организует взаимодействие классного коллектива.

  1. Устанавливает связи со всеми органами школьного самоуправления, осуществляет координацию связей с Советом учащихся, Советами дел.

  1. Планирует, организует и проводит КТД.

  1. Изучает интересы учащихся класса и в соответствии с этим организует все виды воспитывающей деятельности.

  1. Осуществляет контроль реализации предложений и критических замечаний классного коллектива в Совете учащихся.

  1. Изучает, обобщает и распространяет опыт проведения КТД и состояние деятельности органов самоуправления классного коллектива.

                                  Структура ученического самоуправления.

                   Совет учащихся

                     Совет  школы

          Общешкольная    конференция

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

           Совет  старшеклассников

        

  Пресс-центр

(информирование субъектов           школьного

самоуправления  в различных формах)

     Вожатые

(шефская работа по различным направлениям)

   Организаторы

(организация школьного досуга, КТД, спортивно-массовых дел, взаимодействие с внешкольными )

Хозяйственный                                        сектор

(сохранность школьного имущества)

        

            Собрание учащихся класса

                      Совет  класса

Редколлегия

Учебный сектор

Физкультурный и трудовой сектор

Сектор культурно-массовых дел

        

              Учащиеся классов школы

        

Уровень  воспитанности

учащихся школы в 2004 – 2005 учебном году.

Класс

Количество

учащихся

Низкий уровень

Средний уровень

Хороший уровень

Высокий уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

10

9

6

9

__

8

8

13

9

5

10

40%

44%

__

11%

__

13%

13%

16%

11%

__

__

30%

33%

84%

44%

__

37%

50%

22%

11%

40%

50%

30%

22%

16%

22%

__

25%

13%

22%

55%

40%

40%

__

__

__

22%

__

25%

25%

40%

22%

20%

10%

Уровень  воспитанности

учащихся школы в 2005 – 2006  учебном году.

Класс

Количество

учащихся

Низкий уровень

Средний уровень

Хороший уровень

Высокий уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

10

9

6

9

__

8

9

13

5

4

40%

33%

__

__

__

13%

11%

8%

__

__

30%

22%

50%

45%

__

25%

44%

20%

40%

25%

10%

33%

50%

33%

__

37%

22%

32%

40%

50%

20%

11%

__

22%

__

25%

22%

40%

20%

25%

      Из приведенных выше таблиц видно, что низкий процент уровня воспитанности преобладает у учащихся начальных классов, а наиболее высокий процент уровня воспитанности у учащихся старшего звена. Такую оценку дали себе сами учащиеся, их друзья, одноклассники, родители, преподаватели.

      В теории и практике педагогики довольно часто исполь зуется термин «воспитанность», под которым, как пра вило, понимается нравственность личности. Но до сих пор нет единого мнения о том, какие показатели опре деляют воспитанность школьника. Можно выделить несколько составляющих воспитанности:

1.  Наличие социально значимых качеств, таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисципли нированность и т.д.

2.  Уровень сформированности различных личностных качеств.

3. Направленность личности:

•   положительная — на добро и отрицательная — на зло;

•   общественная направленность (на себя, на объект, на других людей — альтруизм, эгоизм).

4.  Отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, к прекрасному, природе, к самому себе.

  1. Поведение, поступки учащихся (ведущие мотивы поведения детей, ценности и ориентации).

         Каждый педагог сам определяет, по каким критериям он будет отслеживать воспитанность школьников, делая это в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания во вверенном ему классном коллективе. Для того чтобы диагностика носила сис темный характер, классные руководители опре деляют, какие задачи воспитания будут приоритетными в данном классе в ближайшие 2-3 года, каким об разом можно отслеживать их выполнение. В школе апробируется комплект методик, ко торые может использовать классный руководитель при диагностике и в дальнейшем при планировании воспитательной работы в классе.

         I. Выявление направленности личности

1) «Ситуация выбора»

2) Тест «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор»)

Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.

3) Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородовой) Цель: выявление мотивов поведения учащихся.

        II. Поступки, поведение учащихся

1.  Педагогическое наблюдение и фиксация его ре зультатов

Проводится постоянно. Его результаты фиксируются в дневнике классного руководителя.

2.  Изучение структуры межличностных отноше ний в ученическом коллективе (социометрия)

        III. Наличие социально-значи мых качеств

1) Тест «Поставь себе оценку за вежливость»

Оценка за вежливость —

2) Тест «Репка», или «Что во мне выросло?»

        IV. Ценностные ориен тации личности

1) Методика «Что важнее?»

Цель— выявить мотивы дружбы в коллективе.

2) Методика «Магазин» (по О.В. Соловь еву)

Цель — изучение уровня нравственного развития лич ности и коллектива.

              С целью развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в школе развивается система дополнительного образования: работают предметные кружки и факультативы, кружки эстетического и экологического цикла, спортивные секции. Работа кружков имеет логическое завершение: творческие выставки, концерты для родителей, ветеранов войны и труда, населения поселка. Кружковцы принимают активное участие в районных мероприятиях.

             В целом в школе кружковой работой охвачено  80%  учащихся: в предметных кружках – 42 уч., в кружках эстетического цикла –61 уч., в спортивных секциях – 17 уч.

             В школе нет учащихся, состоящих на учете в КДН. Но особую тревогу вызывают семьи Богдановых, Череповских, Воробьевых, где родители не оказывают должного внимания детям, а также семьи Морозовых и Вдовенко, где родители злоупотребляют спиртными напитками. Под постоянным контролем школы находятся учащиеся из  многодетных семей (их в школе 17) и учащиеся, находящиеся под опекой (2 уч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученическое самоуправление

Проект "Ученическое самоуправление"  (дан в сокращении) может помочь классным руководителям заметителям директоров по воспитатетльной работе в даннм направлении....

Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых ц...

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

Характеристика ученического самоуправления

Как работает ученическое самоуправление в нашей школе...

Описание модели ученического самоуправления

Пояснительная запискаВ отечественной системе образования произошли сущностные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых у...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...