Педагоги разные нужны, педагоги мотивированные важны
статья на тему

 

Мотивация вообще, и мотивация учителя в частности, является одной из фундаментальных проблем, как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Так  мы  выбрали свой путь. И что же дальше? В наш прагматический  век трудно удивить чем-либо, а нашей профессией тем паче.  И все-таки хочу спросить. Вы  когда-нибудь задумывались  над тем, что мотивированным может быть только ученик, который обучается у педагога,  имеющего высочайший уровень мотивации в своей работе?  И сколько бы мы не говорили о том, что нам все надоело и  некуда бежать, на самом деле, это не так. Тех, кому нужно было уйти, они не остались, их было немало за эти годы.  А истинные аборигены  они и сегодня в едином строю, в едином марше, на школьных «баррикадах».

Учительская работа – трудная. Педагогическая  профессия - будничная, изо дня в день, может показаться, - одно и то же. Но в этом одном и том же - дети, которые всегда неожиданны. Дети, на которых фокуси­руются и тяжкий труд, и романтический полет. Труд, требующий постоянной работы мысли и немедленного действия.  Недумающий учитель, или, по-другому, немотивированный  - педагог никакой. Шаблон школе противопоказан -  так же как неумение смотреть вперед. Перспектива - основа педагогическо­го творчества.

Пишу, пишу конспект урока, мудрю, мудрю, а все затем.

Чтоб зримо ощущались строки  педагогических поэм.

Хорошо бы Макаренских, но…  А вместе с тем, каждый день, на каждом уроке учитель пишет свою педагогическую поэму. Разве это не   мотив?

Мотивация вообще, и мотивация учителя в частности, является одной из фундаментальных проблем, как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Так  мы  выбрали свой путь. И что же дальше? В наш прагматический  век трудно удивить чем-либо, а нашей профессией тем паче.  И все-таки хочу спросить. Вы  когда-нибудь задумывались  над тем, что мотивированным может быть только ученик, который обучается у педагога,  имеющего высочайший уровень мотивации в своей работе?  И сколько бы мы не говорили о том, что нам все надоело и  некуда бежать, на самом деле, это не так. Тех, кому нужно было уйти, они не остались, их было немало за эти годы.  А истинные аборигены  они и сегодня в едином строю, в едином марше, на школьных «баррикадах».

Учительская работа – трудная. Педагогическая  профессия - будничная, изо дня в день, может показаться, - одно и то же. Но в этом одном и том же - дети, которые всегда неожиданны. Дети, на которых фокуси­руются и тяжкий труд, и романтический полет. Труд, требующий постоянной работы мысли и немедленного действия.  Недумающий учитель, или, по-другому, немотивированный  - педагог никакой. Шаблон школе противопоказан -  так же как неумение смотреть вперед. Перспектива - основа педагогическо­го творчества.

Пишу, пишу конспект урока, мудрю, мудрю, а все затем.

Чтоб зримо ощущались строки  педагогических поэм.

Хорошо бы Макаренских, но…  А вместе с тем, каждый день, на каждом уроке учитель пишет свою педагогическую поэму. Разве это не   мотив?

Мотивация вообще, и мотивация учителя в частности, является одной из фундаментальных проблем, как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Так  мы  выбрали свой путь. И что же дальше? В наш прагматический  век трудно удивить чем-либо, а нашей профессией тем паче.  И все-таки хочу спросить. Вы  когда-нибудь задумывались  над тем, что мотивированным может быть только ученик, который обучается у педагога,  имеющего высочайший уровень мотивации в своей работе?  И сколько бы мы не говорили о том, что нам все надоело и  некуда бежать, на самом деле, это не так. Тех, кому нужно было уйти, они не остались, их было немало за эти годы.  А истинные аборигены  они и сегодня в едином строю, в едином марше, на школьных «баррикадах».

Учительская работа – трудная. Педагогическая  профессия - будничная, изо дня в день, может показаться, - одно и то же. Но в этом одном и том же - дети, которые всегда неожиданны. Дети, на которых фокуси­руются и тяжкий труд, и романтический полет. Труд, требующий постоянной работы мысли и немедленного действия.  Недумающий учитель, или, по-другому, немотивированный  - педагог никакой. Шаблон школе противопоказан -  так же как неумение смотреть вперед. Перспектива - основа педагогическо­го творчества.

Пишу, пишу конспект урока, мудрю, мудрю, а все затем.

Чтоб зримо ощущались строки  педагогических поэм.

Хорошо бы Макаренских, но…  А вместе с тем, каждый день, на каждом уроке учитель пишет свою педагогическую поэму. Разве это не   мотив?

Мотивация вообще, и мотивация учителя в частности, является одной из фундаментальных проблем, как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Так  мы  выбрали свой путь. И что же дальше? В наш прагматический  век трудно удивить чем-либо, а нашей профессией тем паче.  И все-таки хочу спросить. Вы  когда-нибудь задумывались  над тем, что мотивированным может быть только ученик, который обучается у педагога,  имеющего высочайший уровень мотивации в своей работе?  И сколько бы мы не говорили о том, что нам все надоело и  некуда бежать, на самом деле, это не так. Тех, кому нужно было уйти, они не остались, их было немало за эти годы.  А истинные аборигены  они и сегодня в едином строю, в едином марше, на школьных «баррикадах».

Учительская работа – трудная. Педагогическая  профессия - будничная, изо дня в день, может показаться, - одно и то же. Но в этом одном и том же - дети, которые всегда неожиданны. Дети, на которых фокуси­руются и тяжкий труд, и романтический полет. Труд, требующий постоянной работы мысли и немедленного действия.  Недумающий учитель, или, по-другому, немотивированный  - педагог никакой. Шаблон школе противопоказан -  так же как неумение смотреть вперед. Перспектива - основа педагогическо­го творчества.

Пишу, пишу конспект урока, мудрю, мудрю, а все затем.

Чтоб зримо ощущались строки  педагогических поэм.

Хорошо бы Макаренских, но…  А вместе с тем, каждый день, на каждом уроке учитель пишет свою педагогическую поэму. Разве это не   мотив?

Мотивация вообще, и мотивация учителя в частности, является одной из фундаментальных проблем, как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Так  мы  выбрали свой путь. И что же дальше? В наш прагматический  век трудно удивить чем-либо, а нашей профессией тем паче.  И все-таки хочу спросить. Вы  когда-нибудь задумывались  над тем, что мотивированным может быть только ученик, который обучается у педагога,  имеющего высочайший уровень мотивации в своей работе?  И сколько бы мы не говорили о том, что нам все надоело и  некуда бежать, на самом деле, это не так. Тех, кому нужно было уйти, они не остались, их было немало за эти годы.  А истинные аборигены  они и сегодня в едином строю, в едином марше, на школьных «баррикадах».

Учительская работа – трудная. Педагогическая  профессия - будничная, изо дня в день, может показаться, - одно и то же. Но в этом одном и том же - дети, которые всегда неожиданны. Дети, на которых фокуси­руются и тяжкий труд, и романтический полет. Труд, требующий постоянной работы мысли и немедленного действия.  Недумающий учитель, или, по-другому, немотивированный  - педагог никакой. Шаблон школе противопоказан -  так же как неумение смотреть вперед. Перспектива - основа педагогическо­го творчества.

Пишу, пишу конспект урока, мудрю, мудрю, а все затем.

Чтоб зримо ощущались строки  педагогических поэм.

Хорошо бы Макаренских, но…  А вместе с тем, каждый день, на каждом уроке учитель пишет свою педагогическую поэму. Разве это не   мотив?

Мотивация вообще, и мотивация учителя в частности, является одной из фундаментальных проблем, как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Так  мы  выбрали свой путь. И что же дальше? В наш прагматический  век трудно удивить чем-либо, а нашей профессией тем паче.  И все-таки хочу спросить. Вы  когда-нибудь задумывались  над тем, что мотивированным может быть только ученик, который обучается у педагога,  имеющего высочайший уровень мотивации в своей работе?  И сколько бы мы не говорили о том, что нам все надоело и  некуда бежать, на самом деле, это не так. Тех, кому нужно было уйти, они не остались, их было немало за эти годы.  А истинные аборигены  они и сегодня в едином строю, в едином марше, на школьных «баррикадах».

Учительская работа – трудная. Педагогическая  профессия - будничная, изо дня в день, может показаться, - одно и то же. Но в этом одном и том же - дети, которые всегда неожиданны. Дети, на которых фокуси­руются и тяжкий труд, и романтический полет. Труд, требующий постоянной работы мысли и немедленного действия.  Недумающий учитель, или, по-другому, немотивированный  - педагог никакой. Шаблон школе противопоказан -  так же как неумение смотреть вперед. Перспектива - основа педагогическо­го творчества.

Пишу, пишу конспект урока, мудрю, мудрю, а все затем.

Чтоб зримо ощущались строки  педагогических поэм.

Хорошо бы Макаренских, но…  А вместе с тем, каждый день, на каждом уроке учитель пишет свою педагогическую поэму. Разве это не   мотив?

Мотивация вообще, и мотивация учителя в частности, является одной из фундаментальных проблем, как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Так  мы  выбрали свой путь. И что же дальше? В наш прагматический  век трудно удивить чем-либо, а нашей профессией тем паче.  И все-таки хочу спросить. Вы  когда-нибудь задумывались  над тем, что мотивированным может быть только ученик, который обучается у педагога,  имеющего высочайший уровень мотивации в своей работе?  И сколько бы мы не говорили о том, что нам все надоело и  некуда бежать, на самом деле, это не так. Тех, кому нужно было уйти, они не остались, их было немало за эти годы.  А истинные аборигены  они и сегодня в едином строю, в едином марше, на школьных «баррикадах».

Учительская работа – трудная. Педагогическая  профессия - будничная, изо дня в день, может показаться, - одно и то же. Но в этом одном и том же - дети, которые всегда неожиданны. Дети, на которых фокуси­руются и тяжкий труд, и романтический полет. Труд, требующий постоянной работы мысли и немедленного действия.  Недумающий учитель, или, по-другому, немотивированный  - педагог никакой. Шаблон школе противопоказан -  так же как неумение смотреть вперед. Перспектива - основа педагогическо­го творчества.

Пишу, пишу конспект урока, мудрю, мудрю, а все затем.

Чтоб зримо ощущались строки  педагогических поэм.

Хорошо бы Макаренских, но…  А вместе с тем, каждый день, на каждом уроке учитель пишет свою педагогическую поэму. Разве это не   мотив?

Мотивация вообще, и мотивация учителя в частности, является одной из фундаментальных проблем, как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Так  мы  выбрали свой путь. И что же дальше? В наш прагматический  век трудно удивить чем-либо, а нашей профессией тем паче.  И все-таки хочу спросить. Вы  когда-нибудь задумывались  над тем, что мотивированным может быть только ученик, который обучается у педагога,  имеющего высочайший уровень мотивации в своей работе?  И сколько бы мы не говорили о том, что нам все надоело и  некуда бежать, на самом деле, это не так. Тех, кому нужно было уйти, они не остались, их было немало за эти годы.  А истинные аборигены  они и сегодня в едином строю, в едином марше, на школьных «баррикадах».

Учительская работа – трудная. Педагогическая  профессия - будничная, изо дня в день, может показаться, - одно и то же. Но в этом одном и том же - дети, которые всегда неожиданны. Дети, на которых фокуси­руются и тяжкий труд, и романтический полет. Труд, требующий постоянной работы мысли и немедленного действия.  Недумающий учитель, или, по-другому, немотивированный  - педагог никакой. Шаблон школе противопоказан -  так же как неумение смотреть вперед. Перспектива - основа педагогическо­го творчества.

Пишу, пишу конспект урока, мудрю, мудрю, а все затем.

Чтоб зримо ощущались строки  педагогических поэм.

Хорошо бы Макаренских, но…  А вместе с тем, каждый день, на каждом уроке учитель пишет свою педагогическую поэму. Разве это не   мотив?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogi_raznye_nuzhny....docx23.28 КБ
Файл pedagogi_raznye_nuzhny....docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Педагоги разные нужны,

педагоги мотивированные важны!

Карташова О.С.

Мотивация вообще, и мотивация учителя в частности, является одной из фундаментальных проблем, как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Так  мы  выбрали свой путь. И что же дальше? В наш прагматический  век трудно удивить чем-либо, а нашей профессией тем паче.  И все-таки хочу спросить. Вы  когда-нибудь задумывались  над тем, что мотивированным может быть только ученик, который обучается у педагога,  имеющего высочайший уровень мотивации в своей работе?  И сколько бы мы не говорили о том, что нам все надоело и  некуда бежать, на самом деле, это не так. Тех, кому нужно было уйти, они не остались, их было немало за эти годы.  А истинные аборигены  они и сегодня в едином строю, в едином марше, на школьных «баррикадах».

Учительская работа – трудная. Педагогическая  профессия - будничная, изо дня в день, может показаться, - одно и то же. Но в этом одном и том же - дети, которые всегда неожиданны. Дети, на которых фокуси руются и тяжкий труд, и романтический полет. Труд, требующий постоянной работы мысли и немедленного действия.  Недумающий учитель, или, по-другому, немотивированный  - педагог никакой. Шаблон школе противопоказан -  так же как неумение смотреть вперед. Перспектива - основа педагогическо го творчества.

Пишу, пишу конспект урока, мудрю, мудрю, а все затем.

Чтоб зримо ощущались строки  педагогических поэм.

Хорошо бы Макаренских, но…  А вместе с тем, каждый день, на каждом уроке учитель пишет свою педагогическую поэму. Разве это не   мотив?

Люди от природы разные. У одних мощная  самомотивация заложена в их ментальности,  у других нет. Романтический призыв и его реализация, к сожале нию, не всегда совпадают. Когда мы учились в педагоги ческом институте, много говорилось о высоком учитель ском призвании. Громче и чаще всех на эту тему вы ступали один умный  юноша из комитета комсомола и одна очень чувствительная девушка из профкома Люся Зайцева. Однако сами они в школе работать не стали, а устроились кто-кем в институте. В принципе я их не осуждаю. «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу...».   Через несколько лет я встретила  Люсю, мы разговорились, и мне показалось, что она завидует мне.

Сегодня стало едва  ли  не хорошим тоном критиковать педагогический институт,  и призывать на работу в школу людей разных специальностей, но годы  работы в школе убеждают в обратном, отсутствие педагогического об разования мешает даже самому талантливому человеку постичь детскую душу: они не знают психологии, методики.

Педагогические желания   вступают в противоречие с жизнью. Одних педагогических мечтаний мало, нужна еще и подготовка.

Существует мнение, что мечтательности под вержены в основном гуманитарии. Может быть, потому, что в их лексиконе мно го высокопарных слов. Теперь, правда, их не хватает... А как прав был Булат Окуджава: «Высокопарных слов не надо опасаться». Они мотивируют, окрыляют человека, их не хватает.

Но если серьезно, то стремление работать в школе не зависит  от предмета, который преподаешь. И вообще, на верное, это индивидуально, то есть прочно тогда, когда это индивидуально. Общий порыв обычно неглубок. Дружно аплодируя и голосуя «за», все, однако, посту пают по-своему. Каждый потом определяется все-таки сам свою траекторию педагогического полета.

Я думаю, что самое ценное качество педагога, учителя - это увлеченность. Если  она есть, то школа приобретает свое особое лицо. Казалось бы, все регламентировано: учебный план, программы, нормативные документы... Но надо ли доказывать то, что школа - не казарма? Устав школы дает  не только свободу творче ству, но всячески поощряет  его. Разнообразие и своеоб разие, свобода и вариативность - вот что должно стать заботой тех, кто хочет, чтобы школа нравилась не толь ко инспектору.

Именно к этому стремился Вячеслав Александрович, создавая свою школу, свой корабль. 

Может быть, именно за этим мифическим кораблем   скрывается что-то такое, что отличает гимназию  от «заведения». Настройте сколько угодно школьных зданий, но, пока в них нет детей и учителей, они все одинаковые. Короб ки,  и всё. Вдохните в них жизнь, пустите в них школь ный народ, и не только все оживет, но все оживет по-своему. Так и в трюме, т.е.  в классе.

Я не хочу, да и не имею права сравнивать  педагогов, кто  лучше - кто более патриотичен,  кто более  мотивирован  на работу в  гимназии.  Я уверена, что Татьяна Ва сильевна работает с увлечением и Елена Петровна - тоже. Мария Павловна и Татьяна Александровна делают свое  дело на «отлично».  И увлечение у каждой из них свое. Плохо только, когда в предметной секции  нет никакой увлеченности, одни ахи и вздохи.

В. А. Сухомлинский назвал свою книгу «Сердце от даю детям». И отдал. Нет, не честолюбие заставило В. А. Котельникова  организовать свою воспитательную  систему сначала в одной школе - в средней школе № 9 г. Липецка, потом и в другой школе -  в гимназии № 64.

Мне повезло: на своем веку я встретила  немало ув леченных учителей, но Котельников В.А. был совсем другой. Бунтарь, мечтатель, искатель новых подходов в работе с детьми. Он прекрасно понимал, что нельзя подходить  одними и теми же мерками к новому поколению. Он боролся с тупостью, леностью, равнодушием. Он умел зажечь детей своим предметом, потому что страстно любил его. У него всегда горели глаза, когда он рассказывал о космосе и звездах, о своем деле. И неслучайно самый высокий % производительности труда выпускники отмечали на его уроках. Разве это не мотив?

Душевные крылья, которые  возносили и сегодня продолжают  возносить над  повседневностью педагога, порой никому не видны, и внешне человек выглядит со вершенно обыкновенным. Но в этих людях есть что-то детское, они и ведут себя иногда почти как дети. И в этом их сила. Они всегда молоды душой, потому что их всегда окружают дети: Ольга Федоровна и Ирина Федоровна, Людмила Васильевна и  Лидия Алексеевна, Татьяна Владимировна и многие, многие другие.

Скажу откровенно: я редко встречала увлеченных среди самых молодых учителей. Может быть, они еще себя ищут? Многое, конечно, зависит от того, как их встретит  коллектив. Дух творчества заразителен.  Но я ра дуюсь, когда Евгения Николаевна охотно едет  с ребятами в Москву в  Гете-институт или везет своих девятиклассников вместе с Татьяной Васильевной в Тарханы и Волгоград, водит ребят в кино, участвует в конкурсах и вузовских встречах. Меня восхищает отношение Нелли Ивановны к  предмету и детям, её терпеливое настойчивое желание сеять добро и искренность.

Я замечаю, что совсем молоденькая  девушка,  еще не окон чившая  университет Юлия Александровна, более самостоятельна, многое успевает, с ребятами возится самозабвенно. А с каким обожанием смотрят дети на уроках на Наталью Анатольевну Ростовцеву?

Или молодой педагог Ольга  Александровна Душкина, что побуждает её  возиться с восьмиклассниками?   В том, что она учит детей биологии, закладывает основы нравственности, она видит высокий смысл? - Вероятно.

Марина Анатольевна Звягина совсем недавно стала и учителем и старшей вожатой. Но уже вместе со старшеклассниками участвовала в фестивале лидеров детского самоуправления. Причем замечу, с удовольствием.

Среди  учителей начальных классов  редко встретишь скептиков и нытиков. И громкие слова о благородстве педагогической про фессии они спокойно соотносят с тем, что делают еже дневно.

Вот они сейчас у меня перед глазами: спокойны, не торопливы, преисполнены достоинства. А ведь им уже не  по восемнадцать лет! Учительницы...

А дни идут, и я держусь.  Не то, чтоб очень унываю.

Как в класс войду, так забываю и потихонечку тружусь.

Тружусь. И  все труды мои  не для инспектора дурного,

А для Марины Ивановой, еще для Юлечки  Барковой,

Еще для Саши Полякова, и для Клейменова  Ильи.

                Что же побуждает учителя идти в класс? Какие мотивы?

М. М. Поташник утверждает,  что  мотивы, побуждающие учителя заниматься своим профессиональным ростом, могут быть разные: мотив самоутверждения, мотив достижения социального успеха, общественного признания, мотив стабильности, защищенности, мотив скорейшего достижения самостоятельности и независимости от кого бы то ни было, мотив реализации себя как творческой личности в коллективе, мотив саморазвития, удовлетворения  интереса в приобретении новой информации, в повышении зарплаты  и  др.  Судите сами, коллеги! Самое главное  в нашей работе, чтобы был ОН. Мотив. А иначе нельзя!



Предварительный просмотр:

Педагоги разные нужны,

педагоги мотивированные важны!

Карташова О.С.

Мотивация вообще, и мотивация учителя в частности, является одной из фундаментальных проблем, как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Так  мы  выбрали свой путь. И что же дальше? В наш прагматический  век трудно удивить чем-либо, а нашей профессией тем паче.  И все-таки хочу спросить. Вы  когда-нибудь задумывались  над тем, что мотивированным может быть только ученик, который обучается у педагога,  имеющего высочайший уровень мотивации в своей работе?  И сколько бы мы не говорили о том, что нам все надоело и  некуда бежать, на самом деле, это не так. Тех, кому нужно было уйти, они не остались, их было немало за эти годы.  А истинные аборигены  они и сегодня в едином строю, в едином марше, на школьных «баррикадах».

Учительская работа – трудная. Педагогическая  профессия - будничная, изо дня в день, может показаться, - одно и то же. Но в этом одном и том же - дети, которые всегда неожиданны. Дети, на которых фокуси руются и тяжкий труд, и романтический полет. Труд, требующий постоянной работы мысли и немедленного действия.  Недумающий учитель, или, по-другому, немотивированный  - педагог никакой. Шаблон школе противопоказан -  так же как неумение смотреть вперед. Перспектива - основа педагогическо го творчества.

Пишу, пишу конспект урока, мудрю, мудрю, а все затем.

Чтоб зримо ощущались строки  педагогических поэм.

Хорошо бы Макаренских, но…  А вместе с тем, каждый день, на каждом уроке учитель пишет свою педагогическую поэму. Разве это не   мотив?

Люди от природы разные. У одних мощная  самомотивация заложена в их ментальности,  у других нет. Романтический призыв и его реализация, к сожале нию, не всегда совпадают. Когда мы учились в педагоги ческом институте, много говорилось о высоком учитель ском призвании. Громче и чаще всех на эту тему вы ступали один умный  юноша из комитета комсомола и одна очень чувствительная девушка из профкома Люся Зайцева. Однако сами они в школе работать не стали, а устроились кто-кем в институте. В принципе я их не осуждаю. «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу...».   Через несколько лет я встретила  Люсю, мы разговорились, и мне показалось, что она завидует мне.

Сегодня стало едва  ли  не хорошим тоном критиковать педагогический институт,  и призывать на работу в школу людей разных специальностей, но годы  работы в школе убеждают в обратном, отсутствие педагогического об разования мешает даже самому талантливому человеку постичь детскую душу: они не знают психологии, методики.

Педагогические желания   вступают в противоречие с жизнью. Одних педагогических мечтаний мало, нужна еще и подготовка.

Существует мнение, что мечтательности под вержены в основном гуманитарии. Может быть, потому, что в их лексиконе мно го высокопарных слов. Теперь, правда, их не хватает... А как прав был Булат Окуджава: «Высокопарных слов не надо опасаться». Они мотивируют, окрыляют человека, их не хватает.

Но если серьезно, то стремление работать в школе не зависит  от предмета, который преподаешь. И вообще, на верное, это индивидуально, то есть прочно тогда, когда это индивидуально. Общий порыв обычно неглубок. Дружно аплодируя и голосуя «за», все, однако, посту пают по-своему. Каждый потом определяется все-таки сам свою траекторию педагогического полета.

Я думаю, что самое ценное качество педагога, учителя - это увлеченность. Если  она есть, то школа приобретает свое особое лицо. Казалось бы, все регламентировано: учебный план, программы, нормативные документы... Но надо ли доказывать то, что школа - не казарма? Устав школы дает  не только свободу творче ству, но всячески поощряет  его. Разнообразие и своеоб разие, свобода и вариативность - вот что должно стать заботой тех, кто хочет, чтобы школа нравилась не толь ко инспектору.

Именно к этому стремился Вячеслав Александрович, создавая свою школу, свой корабль. 

Может быть, именно за этим мифическим кораблем   скрывается что-то такое, что отличает гимназию  от «заведения». Настройте сколько угодно школьных зданий, но, пока в них нет детей и учителей, они все одинаковые. Короб ки,  и всё. Вдохните в них жизнь, пустите в них школь ный народ, и не только все оживет, но все оживет по-своему. Так и в трюме, т.е.  в классе.

Я не хочу, да и не имею права сравнивать  педагогов, кто  лучше - кто более патриотичен,  кто более  мотивирован  на работу в  гимназии.  Я уверена, что Татьяна Ва сильевна работает с увлечением и Елена Петровна - тоже. Мария Павловна и Татьяна Александровна делают свое  дело на «отлично».  И увлечение у каждой из них свое. Плохо только, когда в предметной секции  нет никакой увлеченности, одни ахи и вздохи.

В. А. Сухомлинский назвал свою книгу «Сердце от даю детям». И отдал. Нет, не честолюбие заставило В. А. Котельникова  организовать свою воспитательную  систему сначала в одной школе - в средней школе № 9 г. Липецка, потом и в другой школе -  в гимназии № 64.

Мне повезло: на своем веку я встретила  немало ув леченных учителей, но Котельников В.А. был совсем другой. Бунтарь, мечтатель, искатель новых подходов в работе с детьми. Он прекрасно понимал, что нельзя подходить  одними и теми же мерками к новому поколению. Он боролся с тупостью, леностью, равнодушием. Он умел зажечь детей своим предметом, потому что страстно любил его. У него всегда горели глаза, когда он рассказывал о космосе и звездах, о своем деле. И неслучайно самый высокий % производительности труда выпускники отмечали на его уроках. Разве это не мотив?

Душевные крылья, которые  возносили и сегодня продолжают  возносить над  повседневностью педагога, порой никому не видны, и внешне человек выглядит со вершенно обыкновенным. Но в этих людях есть что-то детское, они и ведут себя иногда почти как дети. И в этом их сила. Они всегда молоды душой, потому что их всегда окружают дети: Ольга Федоровна и Ирина Федоровна, Людмила Васильевна и  Лидия Алексеевна, Татьяна Владимировна и многие, многие другие.

Скажу откровенно: я редко встречала увлеченных среди самых молодых учителей. Может быть, они еще себя ищут? Многое, конечно, зависит от того, как их встретит  коллектив. Дух творчества заразителен.  Но я ра дуюсь, когда Евгения Николаевна охотно едет  с ребятами в Москву в  Гете-институт или везет своих девятиклассников вместе с Татьяной Васильевной в Тарханы и Волгоград, водит ребят в кино, участвует в конкурсах и вузовских встречах. Меня восхищает отношение Нелли Ивановны к  предмету и детям, её терпеливое настойчивое желание сеять добро и искренность.

Я замечаю, что совсем молоденькая  девушка,  еще не окон чившая  университет Юлия Александровна, более самостоятельна, многое успевает, с ребятами возится самозабвенно. А с каким обожанием смотрят дети на уроках на Наталью Анатольевну Ростовцеву?

Или молодой педагог Ольга  Александровна Душкина, что побуждает её  возиться с восьмиклассниками?   В том, что она учит детей биологии, закладывает основы нравственности, она видит высокий смысл? - Вероятно.

Марина Анатольевна Звягина совсем недавно стала и учителем и старшей вожатой. Но уже вместе со старшеклассниками участвовала в фестивале лидеров детского самоуправления. Причем замечу, с удовольствием.

Среди  учителей начальных классов  редко встретишь скептиков и нытиков. И громкие слова о благородстве педагогической про фессии они спокойно соотносят с тем, что делают еже дневно.

Вот они сейчас у меня перед глазами: спокойны, не торопливы, преисполнены достоинства. А ведь им уже не  по восемнадцать лет! Учительницы...

А дни идут, и я держусь.  Не то, чтоб очень унываю.

Как в класс войду, так забываю и потихонечку тружусь.

Тружусь. И  все труды мои  не для инспектора дурного,

А для Марины Ивановой, еще для Юлечки  Барковой,

Еще для Саши Полякова, и для Клейменова  Ильи.

                Что же побуждает учителя идти в класс? Какие мотивы?

М. М. Поташник утверждает,  что  мотивы, побуждающие учителя заниматься своим профессиональным ростом, могут быть разные: мотив самоутверждения, мотив достижения социального успеха, общественного признания, мотив стабильности, защищенности, мотив скорейшего достижения самостоятельности и независимости от кого бы то ни было, мотив реализации себя как творческой личности в коллективе, мотив саморазвития, удовлетворения  интереса в приобретении новой информации, в повышении зарплаты  и  др.  Судите сами, коллеги! Самое главное  в нашей работе, чтобы был ОН. Мотив. А иначе нельзя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - концерт «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

«Мама» - самое первое слово, его малыш произносит, не научившись еще и ходить. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на п...

Сценарий праздника 8 Марта "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!"

Сценарий праздника 8 марта на тему "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!" был разработан для учащихся 1-6 классов школы для глухих детей. В подготовке и проведении праздника приняли участие учителя н...

Врачи разные нужны, врачи разные важны

Обучение приемам общения с работниками поликлиники...

Урок математики "Дроби разные нужны, дроби разные важны"

Урок посвящен отработке умений и навыков по действиям с дробями....

Музыкальный театр «Знаки разные нужны, знаки разные важны»

В сценарии речь идет о правилах дорожного движения; о правилах поведения на улицах и правилах перехода через дорогу. Дети знакомятся с новыми знаками и закрепляют уже известные. Расширяются и закрепля...

Конспект итогового логопедического занятия «Буквы разные нужны, буквы разные важны»

    Это занятие проводилось в группе детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи III уровня и детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных нерезк...