Мотивация к обучению в школе закрытого типа
статья по теме

Процесс обучения в школе закрытого типа имеет ряд особенностей,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shelegov_yuriy_illarionovich.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Шелегов Юрий Илларионович,

директор МБОУ ВСОШ № 5 Администрации г. Кунгура

Мотивация к обучению в школе закрытого типа

Процесс обучения в школе закрытого типа имеет ряд особенностей, в том числе:

  1. негативное отношение к учебе, которое сформировалось у большинства обучающихся ещё до того, как они повали в школу при ИК;
  2. психологические особенности заключенных;
  3. длительный перерыв между предыдущей и настоящей учебой;
  4. сниженный уровень обученности в результате употребления наркотиков, алкоголя, асоциального образа жизни;
  5. «текучесть» обучающихся, обусловленная режимом содержания в ИК.

Большинство осужденных, которые по Закону об образовании должны получать среднее образование, стремятся уклониться от посещения школы, воспринимая необходимость обучения как дополнительное наказание, поскольку учение не входит в систему ценностей данной категории людей.

Чтобы формировать положительную мотивацию к обучению на начальном этапе необходимо нивелировать негативные проявления обучающихся осужденных. С этой целью необходимо мобилизовать педагогический коллектив на формирование у обучающихся положительной мотивации к учению и самообразованию, что способствовало бы на последующих этапах ресоциализации пересмотру жизненных ценностей осужденного.

Образно говоря, педагогам необходимо «зажечь», «заразить» ученика желанием получать знания, приобщаться к культуре и стремлению совершенствоваться, следуя девизу: «Ученик – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь»

Готовясь к урокам , и проводя их мы должны осознавать, что работаем со взрослыми людьми, у которых уже сформировалась психика, установились свои взгляды на жизнь, которую они оценивают сами, и изменить их мнение о нас, о наших уроках очень сложно.  Это можно сделать, только завоевав их доверие, доказав, что на данный момент мы находимся на ступеньку выше, чем они, для этого надо быть готовыми к самым неожиданным вопросам, на которые мы должны дать аргументированные ответы. Если сказать по иному, то на уроке в условиях ИК учитель должен быть «вожаком стаи». т.е. лидером. Удержать лидерство очень сложно, осужденные редко прощают промахи.

Нами была проведена небольшая исследовательская работа с целью обнаружения мотивов к учению, или наоборот, нежеланию учиться среди осужденных ИК-18 и ИК-40, приведем результаты по осужденным ИК-40 (респонденты мужчины в возрасте от 18 до 30 лет, рецидивисты или осужденные по «тяжелым» статьям к длительным срокам отбывания наказания).

В ходе исследования задавались следующие вопросы:

  1. Какие уроки Вы считаете самыми интересными? Почему?

6 а – литература, русский язык, математика

9 г – биология, литература

10 з – география, история, литература

10 и – литература, география

10 и – география, литература

10 к – биология, история

11 д – история, география

11 е – история, русский язык

12 б – литература, история

Основания для выбора уроков: «всё понятно», «хорошо», «интересно», «доступно объясняют, «не скучно».

  1. Какие уроки Вы считаете неинтересными? Почему?

6 а – алгебра, геометрия

9 г – алгебра, история, физика

10 з – физика, математика

10 и – информатика, обществознание

10 к – физика, химия, информатика

10 л – математика, физика

11 д – математика, физика

11 е – математика, физика, химия

12 б – математика, физика

Основания для выбора уроков: «неинтересно», «быстро и непонятно объясняет», «сложно», «вредный учитель», «терпеть не могу»,  «не пригодится в дальнейшем».

  1. Если бы была моя воля, я бы посещал (а) только урок …

6 а  - русского языка

9 г – географии

10 з – географии

10 и – географии

10 к – биологии

10 л – истории

11 д – истории

11 е – истории

12 б – истории

  1. Если бы была моя воля, я бы совсем не посещал (а) бы урок …

6 а – математики

9 г – литературы

10 з – математики

10 и – русского языка

10 к – информатики

10 л – математики

11д – математики

11 е – информатику

12 б – русский язык

  1. На вопрос «Зачем я посещаю школу?» респонденты ответили:

- занять время;

- бывает интересно;

- получить знания;

- мне нравиться в школе;

- когда-нибудь пригодится;

- нужны поощрения для УДО;

- заставляют, вынужден.

Анализируя ответы учащихся можно сделать выводы:

  1. чтобы усилить мотивацию нужно проводить уроки интересно, насыщенно, нетрадиционно;
  2. наши уроки в традиционной форме учащихся уже не устраивают, они для них просто неинтересны;
  3. необходимо готовится к урокам досконально, а не давать им прочесть и записать.

Для этого требуется дифференциация и индивидуализация обучения. Ведь все наши учащиеся равного уровня обучености. И если, только ориентироваться на среднего ученика, то будет скучно слабому ученику, т.к. он ничего не знал, да и ещё получил объем информации, а ком её нарастает с каждым днем, в итоге он замыкается, становится агрессивным, неуправляемым, пропускает занятия т.к. он ничего не понимает. Сильному ученику это тоже не интересно, для него это давно пройденный этап, у него складывается мнение, что я на одном уровне с учителем, и всегда могу сделать так же как он. Тогда зачем занятия, я появлюсь раз в неделю и достаточно.

Поэтому нужен принципиальный подход к организации обучения, внутренняя дифференциация, которая предлагает создание условий обучения, соответствующих учебным возможностям обучающихся. А для определения индивидуальных возможностей учащихся нужно проводить следующую работу:

  1. Учителя-предметники определяют уровень обученности учащихся, используя разноуровневые задания, наблюдая за деятельностью учащихся на уроке, диагностируя общеучебные умения, навыки, уровень самостоятельности, мотивацию учащихся.
  2. Классный руководитель на основе данных учителей-предметников заполняет по своему классу лист «Уровень обученности», где он записывает каждого ученика и по каждому предмету и выводит средний показатель.
  3. Помимо этого классный руководитель определяет уровень развития психических процессов ученика (память, внимание, мышление и т.д.), что является основой для определения учебных способностей учащегося по отдельным предметам, и в общем.
  4. Классные руководители характеризуют каждого ученика, указывая его качества, сильные и слабые стороны, уровень обученности.

Таким образом, после каждой темы должна проводится проверка уровня обученности. После проведения каждой контрольной работы учитель делает подробный анализ работы, кто из учащихся выполнил свою работу в соответствии со своими учебными возможностями, кто ниже своих возможностей, кто выше своих возможностей, подробно анализирует ошибки, допущенные учениками.

Количество контрольных работ, зачетов, должно быть единым для всей параллели классов и утверждаться в начале учебного года. Для каждого класса должна быть папка с материалами для проведения контрольных работ, зачетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении на уроках географии в школе закрытого типа

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию....

Учитель Полякова Валентина Яковлевна (Серафимовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа) Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"

Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...

Реабилитационное пространство специальной школы закрытого типа

В статье рассматривается реабилитационное пространство специальной школы закрытого типа....

Методика на определение мотивации к обучению в школе,

определение мотивации к обучению и к учебным предметам...

Активизация и интенсификация деятельности обучающихся на уроках истории в условиях специальной школы закрытого типа

Данная статья была представлена на конкурс в рамках I Всероссийской научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития коррекционной педагогики и психологии России: современные тенденци...

Межведомственное взаимодействие при помещении несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа»

Основной целью работы педагогов  с трудными подростками в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процес...