Трудовое воспитание в процессе реабилитации несовершеннолетних в условиях школы закрытого типа.
статья на тему

Осипов Олег Анатольевич

1. Роль трудового воспитания в процессе реабилитации в СОШЗТ                                                                                                                        

1.1. Понятие о трудовом воспитании                                                                         

1.2. Цели и задачи трудового воспитания в СОШЗТ                                          

2. Методы и формы организации трудового воспитания в СОШЗТ

3.Заключение                                                                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Трудовое воспитание в процессе реабилитации несовершеннолетних в условиях школы закрытого типа.

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                 

1. Роль трудового воспитания в процессе реабилитации в СОШЗТ                                                                                                                        

1.1. Понятие о трудовом воспитании                                                                         1.2. Цели и задачи трудового воспитания в СОШЗТ                                          

2. Методы и формы организации трудового воспитания в СОШЗТ

3.Заключение                                                                                                      

4. Список использованных Интернет- ресурсов.


Роль трудового воспитания в процессе реабилитации несовершеннолетних в СОШЗТ.

  1.   Понятие о трудовом воспитании                                                                    

Труд представляет собой сложную деятельность, осуществление которой предполагает определенный уровень физического и психического развития. Необходимые для трудовой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.

 Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренней потребности работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека. 

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.

2.  Цель   трудового воспитания  в СОШЗТ направляется на воспитание психологической и практической готовности  подростков к труду.

 Трудовое воспитание учащихся  СОШЗТ   ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего:

 1) реабилитацией воспитанников и адаптацией к окружающей среде

2) воспитанием личности, обладающей индивидуальностью и такими важными качествами, как:

 - ответственность;

 - трудолюбие;

 - работоспособность;

- коммуникабельность;

 - толерантность;

 - стрессоустойчивость;

 - умение рационально организовывать и использовать свой потенциал.

 Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков  .

Методы и формы организации трудового воспитания в СОШЗТ.

   На протяжении существования Казенного  специального учебно-воспитательного учреждения ХМАО-Югры для детей и подростков с девиантным поведением «СОШЗТ»  неоднократно  ставилась проблема  наиболее  эффективного  осуществления трудового воспитания в условиях нашей школы . В процессе становления личности красной линией проходит трудовое воспитание от начала нахождения воспитанника  в данном учебном заведении и до выпуска.  Трудовое воспитание должно осуществляться с учётом перспектив развития каждого подростка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, типологических особенностей. Выпускники  школы по окончанию срока пребывания должны успешно социализироваться: продолжить обучение в других учебных заведениях (возможно, профессиональных),  зарабатывать себе на жизнь,   выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствии с законами и правилами, регулирующими поведение человека в макро- и микросоциуме. Для создания условий реабилитации и адаптации   целесообразно использование следующих методов и форм  организации трудового воспитания:  

- методы формирования сознания личности.

 - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

 - методы стимулирования поведения и деятельности.

(Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.)

Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения  .

В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее - методами убеждения, поскольку главное их назначение - формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки  подростков с формами девиатного поведения, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.

Весьма важным в трудовой деятельности воспитанников является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональных способов его выполнения.  

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование воспитанников.

Значительную роль в формировании положительного отношения   к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение подростков,  стимулирует у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности - упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

К третьей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ребенок испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости - и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой  личности .

 Формами трудового воспитания в школе  являются :

1) средства морального и материального поощрения (грамоты, кубки, сувениры и т.д.)

2) представление широких возможностей для повышения своих способностей (кружки и секции по интересам)

3) подготовка воспитанников к труду методами коллективного воспитания в условиях закрытого учебного учреждения

4) использование средств массовой информации в целях трудового воспитания (наличие в школе местного радио и издание газеты «Муравейник» )

5) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями

Формы работы по организации трудового воспитания следующие: озеленение территории школы, ремонтные работы (спортивная площадка, мастерские), благоустройство территории и помещений  спального  и учебного корпусов,  самообслуживающий труд, декоративное облагораживание территории, работы в  школьной теплице, «трудовой десант»  на территории школы и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение многих вопросов трудового воспитания подростков с формами девиантного поведения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Труд воспитанников в условиях нашей школы имеет свою специфику. Прежде всего, труд подростков, находящихся  в режимном  учреждении закрытого типа, отличается от труда  всех остальных тем, ради чего он организован -для  достижения и реализации воспитательных целей и задач.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков

 Трудовое воспитание учащихся  СОШЗТ  ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего

1) реабилитацией воспитанников и адаптацией к окружающей среде ;

2) воспитанием личности, обладающей индивидуальностью и такими важными качествами, как :

 - ответственность;

 - трудолюбие;

 - работоспособность;

- коммуникабельность;

 - толерантность;

 - стрессоустойчивость;

 - умение рационально организовывать и использовать свой потенциал.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности - способности к труду.

Труд занимает большую часть времени  подростков, поэтому оказывает огромное влияние на их воспитание. Роль обучения в трудовом воспитании детей надо рассматривать как источник приобретения определенных знаний о значении труда в жизни человека, о характере труда в нашем обществе, о нравственном облике современника-труженика и формирования определенных черт характера, трудовых умений и навыков в самом процессе организации труда.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.

Проанализировав опыт работы других учебных заведений подобного типа по данному направлению , можно сделать следующие выводы:

 -формы и методы работы по организации трудового воспитания схожи. Это обусловлено условиями содержания детей, спецификой закрытого учреждения и исходящими целями и задачами воспитания;

-наша школа решает  такие же проблемы, что и другие учебные заведения подобного профиля.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Таким образом, трудовое воспитание в сочетании с другими формами воспитания в условиях специальной школы закрытого типа должно правильно, педагогически целесообразно организовано, что дает возможность воспитанникам после окончания срока пребывания выбрать правильный жизненный путь законопослушного гражданина страны .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги....

Активизация и интенсификация деятельности обучающихся на уроках истории в условиях специальной школы закрытого типа

Данная статья была представлена на конкурс в рамках I Всероссийской научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития коррекционной педагогики и психологии России: современные тенденци...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Наиболее востребованным и интегрированным...

Взаимодействие педагогов по формированию правовой культуры воспитанников в условиях учреждений закрытого типа

В последние десятилетия в России произошли значительные изменения в области правовых отношений в связи с провозглашением курса на формирование правового государства и гражданского общества. Эффективно...

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы...

Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...

Межведомственное взаимодействие при помещении несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа»

Основной целью работы педагогов  с трудными подростками в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процес...