"Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе"
методическая разработка по теме

Маркелова Ирина Степановна

Педагогический совет "Духовно- нравственное воспитание и образование учащихся". Где рассматривается концепция по духовно- нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet_.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет "Духовно-нравственное воспитание и образование учащихся в современной школе"

Маркелова Ирина Степановна, учитель истории и обществознания, заместитель директора

“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,
подростков и юношества от одной из самых больших бед –
пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там,


где есть святыни души…”
(В.А.Сухомлнский)

Повестка дня: 

 Нравственное и духовное воспитания в современных условиях: проблемы, пути решения.

Методы и приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Нравственные и духовные ориентиры на уроках художественно-эстетического цикла.

Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.

1. Выступление заместителя директора по воспитательной работе.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания учащихся, поскольку это затрагивает как судьбы самих учащихя, так и судьбу России. На каком фоне сегодня идёт формирование учащихся? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Кроме того, происходит коммерциализация сфер молодёжного досуга, туризма и спорта, которые всё менее доступны для средне- и малообеспеченных учащихся. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций учащихся оказывают СМИ, особенно телевидения—наиболее влиятельного из них. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

И все- таки, ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

        Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

        Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу духовности, нравственности.

        В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно- нравственной воспитанности.

        В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

( из концепции) Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В концепции отмечается:

  духовно-нравствнное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации

Духовно-нравственное развитие -   осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у учащихся, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

 Духовно-нравственное развитие гражданина России –это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Работа в группах:

мы с вами формируем человека и нам хочется, чтобы наш ученик, выпускник был ближе к тому идеалу, который мы представляем себе с точки зрения нашей темы. Давайте  потрудимся  и найдем тот духовно- нравственный идеал, опираясь на наши условия.

Духовно-нравственный идеал в понимании В.А.Сухомлинского

Умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;

Гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;

Богатство духовного мира, интересов и потребностей;

Потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;

Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;

Любовь к труду;

Открытость сердца радостям и горестям других людей;

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

         Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека  

     Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.

         Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

         Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

     Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

         Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

     Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

При определении направлений нравственного воспитания учащихся очень важно понять как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени. Для полноты картины освоения учащимися основных нравственных ценностей был проведён мониторинг учащихся.

Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?

(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)

Взаимоотношения в семье - 1

Здоровье - 2

Учёба - 3

Будущая карьера - 5

Любовь - 4

Взаимоотношения с одноклассниками - 6

Взаимоотношения с учителями - 7

Возможность заработка - 9

Проведение свободного времени - 8

Нормальное питание - 11

Покупка одежды и других вещей - 10

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей учащимися  важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности. Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.

Справедливость - 1

Счастье - 2

Свобода - 3

Добро - 4

Честь, достоинство и совесть - 5

Дружба -6

Миролюбие -8

Патриотизм -7

Милосердие -9

Вера и идеалы - 11

Истина -10

Коллективизм -12

Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.

Интересны результаты и следующего исследования среди учащихся.

Чему жизненно важному учит Вас школа?

Самостоятельности и уверенности в себе - 1

Умению общаться-2

Уважению к людям, человеколюбию - 3

Дружбе - 4

Самопознанию - 5

Доброте - 6

Творческому отношению к жизни - 7

Организаторским умениям - 8

Жизнелюбию - 9

Преданности – 10

Ничему не учит - 9

Затрудняюсь ответить – 11

Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы.

Первоначальный этап формирования духовно- нравственных идеалов у человека  начинается в семье, в д/садике и далее в школе.Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

2.Выступление учителя начальных классов Самылиной Ольги Юрьевны «Методы и приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста».

Большой духовный капитал кроется в искусстве. Опытные учителя умело используют произведения искусства на уроках. Литература, театр, музыка, изобразительное искусство хранят бесценные накопления. Уроки изобразительного искусства, музыки помогают развитию человека, его становления как духовной цельной личности. Важен не столько результат, сколько сам процесс творчества, в его таинстве и кроется частичка той сущности, которую называют духовной. Каждый получает ее при рождении, но не все продолжают ее развивать.

3. Выступление учителей художественно-эстетическогоцикла Киммеля Ю.Л., Панкратовой Н.Н.  «Нравственные и духовные ориентиры на уроках художественно-эстетического цикла».

4. «Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности».

Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. Т.е. полученные знания должны реализовывать напрактике.

Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, планирование школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей. В этом году школа активно участвовала  в различных мероприятиях школьного, районного, областного, Всероссийского уровня. Мероприятия посвященные знаменательным датам: День учителя, день матери, Единый день краеведения, Новогоднее мероприятие, месячник Служу Отечеству, посвященный 23 февраля, Международный женский день, в районных мероприятиях посвященных юбилейной дате 200- летию Отечественной войны 1812 года, 1100-летию зарождения Российской государственности, День памяти Юлиании Лазаревской и другие. Мероприятия антинаркотической направленности, различные акции.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

 

Что есть духовность?

Синтез совершенства,

Стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу - утверждает духовенство.  

Мудрец ответит просто - путь к себе.

Поэт с художником подскажут – вдохновенье.

Певец и композитор - песнь души.

Политик - совесть, физик – убежденье.

И все они по-своему правы.

Духовность - это творчества начало,

Полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

 Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой, лишь с нею мы богаты. (О. Рубежов)

Проект решение педагогического совета: 

С целью совершенствования духовно-нравственного воспитания создать творческую группу разработать программу освоения нравственных и духовных ценностей учащимися младшего, среднего и старшего звена с учётом преемственности на три учебных года..

В рамках родительского лектория организовать цикл лекций по проблемам нравственного и духовного воспитания с привлечением широкого круга специалистов.

Классным руководителям запланировать и провести родительские собрания “Духовное и нравственное воспитание в семье”, изучить опыт семей в этом вопросе.

Учителям-предметникам при отборе материалов к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

"Духовно-нравственное воспитание и развитие в современной школе"

Презентация к педсовету "Духовно-нравственное воспитание и развитие в современной школе"...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры.

Основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собстве...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Особенности духовно-нравственного воспитания и образования в сельской школе в контексте ФГОС.

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности любой школы....

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...