Особенности духовно-нравственного воспитания и образования в сельской школе в контексте ФГОС.
статья

Дылгерова Энгельсина Владимировна

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности любой школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh-nravst.vospit.fgos_.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности духовно-нравственного воспитания и образования

в сельской школе в контексте ФГОС.

В  Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.

Какими возможностями и какими особенностями обладает сельская школа в формировании духовно-нравственных качеств школьников?

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности любой школы.

В нашей Зун-Муринской школе организованы подпространства, которые позволяют учащимся:

  • изучать символы российской государственности и символы Республики Бурятия, родного края; историю, культурные традиции. Этой цели служит щкольный музей;
  •  осваивать эстетические ценности красоты, гармонии помогают кружки  «Изостудия», «Театральный», «Юный литератор», «Танцевальный»;
  • формированию ценности здорового образа жизни служит спортивный зал с прилегающим стадион.
  •  демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности учащиеся могут в кабинетах, актовом зале, где проходят концерты, встречи с ветеранами; есть компьютерный класс, где  учащиеся  демонстрируют свои исследовательские работы;
  •  прививать трудовые навыки, воспитывать любовь и уважение к труду и людям труда помогает работа на пришкольном опытном участке и на покосе.

Большую роль играет школьная библиотека. Здесь проводятся интересные встречи, беседы, книжные выставки, литературные праздники, чтения, КВНы, брейн-ринги.

В учебный план школы включены предметы: Основы религиозной культуры и светской этики (4 класс); Искусство (10-11 классы), Историческое краеведение.

Поставлена работа с одаренными детьми, исследовательская работа. Учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях, занимая призовые места в районе и республике. Так в этом 2014-2015 учебном году ученица 8 класса Хорбухонова Алина заняла 3 место во Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура - Сибирь» с докладом «Элбэк Манзаров – поэт, басенник». (Руководитель Молокшонова Х.О)

Все предметы работают на общий результатблагодаря им соблюдается историческая преемственность поколений, дети имеют возможность брать пример с людей, живших в прошлом, узнают, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Одно из важных положений Стандарта - ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье. В целом многие задания по предметам в начальном звене предполагают  совместную работу детей с родителями.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся заключается в определении основных направлений данного развития и воспитанияорганизации совместных мероприятий, праздников, акций (традиционные Дни здоровья, турслеты, «Прощание с Букварем», празднование  Дня учителя, Дня матери, Дня Защитника Отечества, 8 Марта и т. д.).

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Формы работы по данному направлению разнообразны. Наша школа носит имя нашего земляка, фронтовика, основателя Восточно-сибирского технологического института – профессора Дамнина Шагдуровича Фролова. В школе стали традиционными мероприятия, приуроченные ко дню его рождения - 22 апреля: окружная олимпиада, спартакиада, военно-спортивная игра «Зарница», Вахта Памяти у мемориала павшим воинам. Учащиеся школы оказывают шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, их вдовам, ветеранам тыла, детям войны (расколоть дрова, сложить поленницу, выкопать картофель  и т.д.).

Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. В школе имеется музей,  в котором есть документы (аттестат, кандидатская  диссертация, копии наградных документов, медали и т.д.) Д.Ш. Фролова и который располагает материалами по истории малой Родины и служит для организации работы с обучающимися по военно-патриотическому воспитанию. Музей  постоянно пополняется новым материалом.

Ключевым моментом в решении проблемы духовно-нравственного воспитания является привлечение учащихся к волонтерской деятельности, которая влияет на нравственное становление  подростков,  обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и  оказании помощи другому человеку, способствует  познавательному и эмоциональному развитию. Все это совершенствует такие качества  характера, как открытость, душевная чистота, искренность, щедрость, жертвенность, милосердие, сострадание, любовь к Родине.

Необходимо напоминать нашим детям, что человек обязан учиться, получить образование, чтобы впоследствии быть полезным ближним, творить благо, ведь в этом заключается исполнение заповеди любви к ближнему.

Если мы не будем обращать внимание на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных методиках и программах мы не получим никакого результата, они будут не интересны нашим детям. Сегодня все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, получаемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством только научного образования. Никакие знания не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Сельская школа, конечно, уступает городским школам по материально-техническому оснащению, но вполне располагает всеми возможностями для воспитания у детей духовности и нравственности. Необходимо только строить свою работу по следующим принципам:

1)  подходить к этому вопросу  сообща всем: и родителям, и педагогам, и общественности;

2)  вести воспитательную работу по формированию духовно – нравственных ценностей  не время от времени, а систематически;

3)  любить детей и верить в них, любить  свое дело;

4)  всем педагогам школы демонстрировать образцовое служение детям и людям в целом, ведь именно взрослые создают в школе среду духовности, добропорядочности, контролируют эмоции, бережное и добросердечнее отношение к окружающим.

 Моральные нормы, которыми учитель руководствуется в жизни и профессиональной деятельности, его отношение к своему труду, ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение.

Таким образом, одним из приоритетов в стандартах второго поколения является воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Литература

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 23 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе"

Педагогический совет "Духовно- нравственное воспитание и образование учащихся". Где рассматривается концепция по духовно- нравственному воспитанию....

Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях

Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение,...

«Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

В данной разработке проанализированы негативные последствия отсутствия воспитания детей в школе, сделан вывод об усилении воспитательной работы, указаны  базовые национальные ценности, а также да...

"Некоторые особенности физического воспитания в условиях небольших сельских школ"

Описание о спортивном состязания в рамках Лиги спортивных клубов школы...

Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...