Формирование здорового образа жизни и культуры здорового питания
материал по теме

Филькина Валентина Ивановна

 

Формирование здорового образа жизни и культуры здорового питания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_mou_sosh_no1soloveva_filkina_.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни

и культуры здорового питания

                             Соловьева В.А., зам.директора по УВР

                                Филькина В.И., зам. директора по НМР

    В МАОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» ежедневно ведется пропаганда и формирование культуры питания и здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – важнейший показатель успешности реализации образовательной программы  школы.

На здоровье ребенка влияют разные факторы: экологическая  обстановка, режим дня, психологические перегрузки, стрессовые ситуации, некачественное питание и др. Исследования, проведенные медицинским  работником, не выявили заболеваний, спровоцированных недостатками организации учебного процесса в школе.

Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся  свидетельствуют об эффективности образовательной программы, реализуемой в учреждении. Однако высокий процент детей, имеющих хронические заболевания, а также удаленность школы от детских учреждений здравоохранения, предполагают решение  проблемы дальнейшего сотрудничества со спортивными  учреждениями (ДЮСШ, ДС «Кристалл», СК «Горняк»), организации совместной деятельности коллектива школы с медицинским персоналом детских амбулаторно-поликлинических учреждений, создания на базе школы центра  здоровья.

        В школе созданы условия для организации полноценного питания обучающихся. Горячими обедами охвачено 100 % . Столовая обеспечена буфетной продукцией, прежде всего выпечкой, соками, овощными салатами.  85% учащихся ежедневно покупают эту продукцию. 92 % опрошенных учащихся довольны школьным питанием .  Все учащиеся школы  ежедневно получают молоко и молочные завтраки.

 

        Весь педагогический коллектив школы работает над тремя  аспектами  здоровья или благополучия учащихся . Это физическое, душевное, и социальное здоровье. Для того, что бы у детей было достаточно энергии для учебы в школе и для всех необходимых дел дома, ребенок    должен быть  физически здоров. В связи с этим  ежемесячно проводятся «Дни Здоровья», различные спортивные соревнования,  акции «Спорт вместо наркотиков», «Школьники выбирают ЗОЖ» .Создан совет физической культуры, который помогает в работе учителям.  Регулярные  занятия   физической   культурой   и   спортивно-массовая  работа  позволили коллективу школы добиваться стабильных результатов на городских соревнованиях.

                                   Систематическая работа по организации спортивно-оздоровительной деятельности позволила сократить число заболеваний ОРЗ, ОРВИ, гриппа на 17% .

      С 2008-2009 учебного года реализуется эксперимент, тема: «Формирование физической культуры личности на основе народных, подвижных и спортивных игр». В школе имеется необходимая нормативно-правовая база:   приказы Департамента образования, культуры и молодежной политики, приказы УОиН Администрации Губкинского городского округа, приказы по школе.

         Преподавание ведется по программе под редакцией В.И.Ляха, А.А. Зданевича. В соответствии с методическими рекомендациями по составлению календарно-тематического планирования, утвержденными приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, учителями физической культуры разработано календарно-тематическое планирование с использованием народных, подвижных и спортивных игр.

       Преподавание в 5-11 классах  ведут учителя высшей категории Витовтова Вера Михайловна и Шаров Игорь Васильевич.

Уроки физической культуры в 5-8 классах (спаренные 2 часа в неделю) ведутся на базе ДЮСШ согласно утвержденному расписанию

Третий урок в 5-8 классах и уроки физкультуры в 9-11 классах проводятся на базе спортивного зала и спортивных площадок школы.

Согласно приказу УОиН в 5-8 классах введен четвертый час физкультуры за счет дополнительного образования. Занятия проходят во внеурочное время с 14.20 до 15.05.

Учителями ведется строгий учет посещаемости учениками уроков физкультуры. Дети, освобожденные по состоянию здоровья от уроков физкультуры, присутствуют на уроках.

Из 535 учеников к основной группе здоровья отнесено 386 ученика (72,2%), к подготовительной –135 (25%), освобождены 7 учеников (1,4%), рекомендованы занятия в спецгруппе 7 (1,4%) ученикам. В связи с недостаточным количеством учеников для создания специальной группы дети, отнесенные по состоянию здоровья к спецгруппе, занимаются вместе со всеми учениками по специально разработанным комплексам упражнений.

Учителя внедряют в практику работы игровые упражнения, элементы подвижных и спортивных игр:

5, 6-е -е классы: различные эстафеты, русская лапта, элементы футбола, баскетбола, соревнования с элементами спортивных игр, подвижные  игры «Мяч капитану», «Выбей мяч», «День и ночь»,  «Не дай обручу упасть» «Перетягивание  каната» и др.

7-е классы:  эстафеты с прыжками, со скакалками и мячами,  элементы спортивных игр (баскетбола, футбола), подвижные игры «Охотники и утка». «Кто дальше бросит», «Мяч с четырех сторон», «перестрелка» и др.

8-е классы: спортивные игры (русская лапта, футбол, баскетбол), эстафеты с бросками, с приставными шагами, с мячом, подвижные игры «Блуждающий мяч», «Вагони мяч», 2салки», «Кто самый гибкий?» и др.

Уроки проходят в соревновательной форме между классами 1 и 2 школы, между классами своей школы в параллели, между командами одного класса.

В тематическое планирование  9-11 классов включены элементы спортивных игр (баскетбол, волейбол), силовые, акробатические  упражнения и др.

Учителя ведут журнал инструктажа по технике безопасности, проводят все необходимые виды инструктажа (вводный, инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики и др. инструктажи записываются и в классных журналах.

Об успешной работе учителей физкультуры свидетельствуют стабильные показатели качества знаний.

 

        Учителями физической культуры проводится большая внеклассная работа по предмету. Школьные спортсмены под руководством учителей физкультуры успешно принимают участие в городской спартакиаде школьников (в 2007-2008 учебном году – 2 место среди школ повышенного статуса,  в 1 четверти 2008-2009 уч.  года 1 место по русской лапте, 2 место по шахматам). В школе работают кружки футбола, баскетбола,  которые ведут учителя школы (в общей сложности 9 часов в неделю).

Большую работу проводят учителя физической культуры по вовлечению учеников школы в занятия  спортом: 97 % обучающихся посещают занятия в спортивных секциях на базе школы и спортивных учреждений города.

        В школе имеется хорошая материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом. В спортивном зале имеется необходимое спортивное оборудование для занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми.

       

           Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. Учитель может находить убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках литературы, биологии, граждановедения, химии и других предметов. Учителя начальной школы формируют навыки личной гигиены и труда по самообслуживанию, воспитывают чувство ответственности школьников за свои поступки, учат правильно действовать при предложении наркотических веществ.

На уроках естественного цикла рассматриваются конкретные примеры влияния алкоголя и наркотиков на физиологические процессы, происходящие в организме человека. Необходимо специально остановиться на так называемых молодежных аспектах наркотизма. Разговоры с молодыми, здоровыми людьми о проблемах здоровья, как правило, не имеют успеха. Однако вопросы любви, брака и деторождения интересуют молодежную аудиторию, особенно в старших классах. И здесь обязательно надо говорить о влиянии наркотических веществ на потомство.

Гуманитарные дисциплины несут большие возможности эмоционального воздействия на школьников, на их нравственные и эстетические чувства, представления, на их общественные убеждения. Впечатляющие изображения распада личности, преступлений, очерствения души человека, утраты интереса к окружающим, как постоянных спутников алкоголизма и наркомании, а также изображение людей честных, трезвых, принципиальных — все это должно быть выявлено в ходе анализа тех литературных произведений, которые дают для этого богатый материал. На уроках литературы и граждановедения должен быть раскрыт следующий круг вопросов:

  1. Народ в своем фольклоре, обычаях и традициях всегда выступал с осуждением нетрезвого образа жизни.
  2. Пьянство и наркомания во все века были несовместимы с созидательной трудовой и познавательной деятельностью людей.
  3. Пьянство во многих конкретных исторических ситуациях приводило к трагическим и разрушительным последствиям для целых народов.
  4. Наркомания несовместима с движением человечества вперед по пути экономического и социального прогресса.

Научность и личностный смысл — вот основные принципы при выборе содержания и формы урока. В средней школе рекомендуется максимальное использование наглядности, демонстрационных опытов, в старшей — активные формы обучения, привлечение школьников как носителей информации.

              Педагоги на классных часах ,  индивидуальных беседах  учат детей уважать права других, поддерживать отношения с родственниками, уметь находить новых друзей, выразить свои потребности и нужды. (Социальное здоровье).

     

      В течении 3-х лет,  ежедневно в  8-15 перед началом учебных занятий,  учащиеся делают 10 мин.  утреннюю гимнастику.

 

           На   переменах классными руководителями  проводится по  2-3 игры.   Игры доступны детям, проводятся с учетом интересов учащихся. Все игры, проводимые на переменах ,  выполняют   воспитательную, образовательную и развивающую функции физического воспитания;  соответствуют условиям, в которых  проводятся. Каждый учитель на уроках проводит физкультминутки. Проводятся ежедневные спортивные часы в группах продленного дня.

  Успешно действует и пользуется успехом у учащихся и учителей немедикометозные оздоровительные средства как чай и кислородные коктейли приготовленные в школьном фитобаре.

   

                  В школе имеется необходимая нормативно-правовая база по обеспечению недопустимости правонарушений, направленных на употребление несовершеннолетними табака и алкоголя : постановление главы местного самоуправления г. Губкина, закон Белоррдской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области, кодекс административных правонарушений РФ, федеральный закон об ограничении табакокуренияю.

                   Действует комплексная целевая программа «Создание условий для обеспечения здоровья и здорового образа жизни». Разработана тематика классных часов по пропаганде здорового образа жизни.  Проводятся мониторинги состояния здоровья учащихся, дни профилактики курения, алкоголя, анкеты для учащихся по изучению уровня осведомленности детей и подростков по проблеме табакокурения. Участвуем в различных всемирных, городских акциях: «Борьба с гриппом», «Всемирный день с туберкулезом», «Всемирный день здоровья», «Школьники за ЗОЖ», « Борьба с наркоманией», «Всемирный день без табака». Проводятся брейн- ринги «Зона риска», игры «Лекарство для слабых» , «Будьте здоровы», дискотека «Скажи нет наркотикам», Урок-игра «Хозяин судьбы».  

    Не реже одного раза в месяц проходят выступления агитбригады «Мы»,  которые пропагандируют ЗОЖ.  

          Активными формами внеурочной работы, развивающими творческие способности обучающихся   являются  выставки и конкурсы:

 школьные конкурсы рисунков: «Школьники выбирают ЗОЖ»

школьные конкурсы плакатов:   «Мы – за здоровый образ жизни!»

        В целях психолого- педагогического просвещения родителей, взаимо- действия коллектива педагогов , учащихся и их родителей по вопросам здорового образа жизни  в школе  действует система работы  с родителями, которая включает в себя заседания родительского комитета школы, общешкольные родительские собрания,  классные родительские собрания, совместные мероприятия ( экскурсии, походы, школьные праздники, спортивные соревнования и др.), индивидуальные беседы и консультации,  тематические круглые  столы.

                На заседаниях методического объединения   заслушиваются выступления классных руководителей по темам самообразования, ЗОЖ и др. Внеурочная деятельность так же  осуществлялась через предметные недели здоровья , факультативы, олимпиады, кружки.
Каждый учитель принимает активное участие в проведении мероприятий по своему предмету через здоровый образ жизни , что делает предметную неделю насыщенной, разнообразной. В течение недели проводятся викторины, праздники, турниры, выпускаются стенгазеты, составляются занимательные задания.    

          Согласно плана внутришкольного контроля  за воспитательной работой  проводиться  контроль за изучение интересов и склонностей учащихся, количество планируемой воспитывающей деятельности школьников в классах, клубах, кружках, секциях, выполнение планов воспитывающей деятельности школьников в классах, клубах, кружках, секциях, качество общешкольных мероприятий, классных часов, клубных, кружковых и секционных занятий, состояние индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в педагогической поддержке, организация и состояние работы с воспитателями ГПД, организация и состояние работы с родителями учащихся, организация и состояние работы школы как социокультурного образовательного комплекса, стиль взаимоотношений в системе «учитель-ученик», микроклимат в школе, организация горячего питания учащихся.

          Медицинский кабинет находится в хорошем состоянии и оснащен  всем необходимым оборудованием и медикаментами . Соответствует  санитарно- гигиеническим нормам.  

 

Директор школы                                                   Г. Колесникова

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...

Программа по формированию здорового образа жизни и культуры здоровья кадет

В данной презентации представлена программа по формированию здорового образа жизни и культуры здоровья кадет....

Формирование здорового образа жизни. Факторы определяющие здоровый образ жизни.

     Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладател...

"Формирование здорового образа жизни через культуру питания"

В нашей школе учатся дети с различными сочетанными нарушениями опорно-двигательного аппарата: гиперкинезы, различные степени порезов правой или левой стороны;  многочисленные аутоподобные синдром...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

МБДОУ «ЦРР - Д/с «Золушка»КонсультацияУчитель-логопед: Рогалёва Н.А.  ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ  Здоровье - ...