"Основные аспекты воспитательной системы школы"
статья по теме

Зебницкая Варвара Александровна

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющих воспитательное пространство.

          Воспитательная система школы имеет следующую структуру. Ее компоненты:

 - цели - совокупность идей, для реализации которых она создается;

- деятельность, обеспечивающая ее реализацию;

- субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;

- отношения, рождающиеся в деятельности и в общении, интегрирующие субъектов в некую общность;

- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

         Цель воспитательной системы - создание условий для развития и реализации задатков и способностей личности ребенка.

        Школа должна помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить четыре задачи: Самосознания, самоопределения, самореализации, саморегуляции, в пяти основных сферах жизнедеятельности:

1. Сфера познания (учеба, информация, знания).

2. Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умение, навыки).

3. Сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей).

4. Сфера физического развития (реализация физических возможностей).

5. Сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними).

        Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребенка-это процесс создания в школе системы отношений, помогающий ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

               Задачи воспитательной системы:

1. Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;

2. Формирование гражданского самосознания;

3. Приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование у учащихся адекватного этим ценностям поведения;

4. Развитие творческих способностей;

5. Формирование самосознания, самоопределения, осознания собственного "Я", помощь ребенку в самореализации и социализации.

             Реализация цели и задач воспитания основывается на принципах государственной политики в области образования:

1. Демократический характер школьного образования под которым мы понимаем в первую очередь:

- демократизацию школьного управления;

- демократизацию содержания и организаций образовательного процесса, основанного на идеях педагогики сотрудничества.

2. Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе:

- поворот школы к ребенку, уважеие его личности, достоинства, доверии к нему, принятие его личных целей, запросов и интересов;

- создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарования ребенка, для его полноценной жизни, его  самоопределения. Основным смыслом образовательного процесса в школе становится развитие ученика.

3. Дифференцированный подход к воспитанию детей, под которыми мы понимаем создание веера возможностей для удовлетворения интересов,  склонностей и способностей обучающихся, с учетом психофизических особенностей возрастных этапов их развития.

4. Эстетизация среды жизнедеятельности развития ребенка.

5. Непрерывный характер школьнго воспитания, под которым мы понимаем единство, целостность и преемственность на всех возрастных этапах.

6. Свзь воспитания с жизнью.

7. Опора на положительное в воспитании.

             Таким образом, воспитание предполагается строить с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

Основные направления воспитательной системы школы

Основные направления воспитательной системы школы...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...