Материалы по написанию Рабочей программы по предмету (Положение, шаблон)
рабочая программа по теме

Балалаева Валентина Федоровна

В материалах представлены

В материалах представлены сновные документы, содержащие требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, на основе которых учитель составляет рабочую программу; структура и требования к разработке Рабочей программы по учебному предмету,   курсу общеобразовательного учреждения ;сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ

 В Шаблоне представлена структура Рабочей программы и разъяснения к ним

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание   учебного курса
  4. Учебно-тематический план
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
  7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
  8. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
  9. Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shablon_rabochey_programmy.doc54 КБ
Microsoft Office document icon polozhenie_o_rabochey_programme.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Согласовано                                                                          Утверждено

Протокол   методического                                      Директор ГБОУ средней школы №229                                                  

объединения от _____ №_____                               ___________________Петрова Н.А.

                                                                                      Приказ от  __________№______              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

………………………………

…..класс

на 2012-2013 учебный год

Составил(а) учитель ……………

                                                        квалификационной категории

Ф……………………

И……………….О………………

Санкт-Петербург

2012

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание   учебного курса
  4. Учебно-тематический план
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
  7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
  8. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
  9. Список литературы

  1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Категория обучающихся

Учащиеся_____ класса ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

___часов

Форма обучения

очная

Режим занятий

__ часов в неделю

 

  1. Пояснительная записка

Цель:

Задачи:

Основные формы:

Основные технологии:

Методы обучения:

  1. Содержание   учебного курса

название темы.

необходимое количество часов для ее изучения.

содержание учебной темы, т. е.основные изучаемые вопросы (3-4 предложения

  1. Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

ЭОР

1

 

 

 

2

 

 

 

ИТОГО

5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

6.Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

8.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

9.Список литературы

10Лист внесения изменений

 

Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с завучем



Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании                                                      Утверждаю    

педагогического совета                                       ГБОУ средней школы №229

                                                                                  Директор школы                      Н.А.Петрова

протокол № ___от  ________2012 года                      Приказ №___ от  _________2012 года                                          

 

Положение

о рабочей программе учебного предмета

 

  1. Общие положения

 

     Положение разработано на основе пп.2.7, 6, 7, статьи 32 «Компетенции и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании». Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательного учреждения..

         Рабочая программа по учебному предмету, курсу общеобразовательного учреждения (далее Рабочая программа) – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа является компонентом основных образовательных программ, средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся..
      Рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Она показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОСа. Это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта

 

 

 

2.Основные документы, содержащие требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, на основе которых учитель составляет рабочую программу:

  1. государственный образовательный стандарт (федеральный и  региональный компонент);
  2.  учебный план школы;
  3. образовательная программа  ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
  4. типовая учебная программа

2.1.   Рабочие программы составляются на основе:

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных  Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;

- в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам) и  проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения.

2.2  Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно  соответствовать                      учебному плану      ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

 2.3.Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в    соответствии с примерной образовательной программой и федеральным государственным образовательным стандартом.  .3. Примерные (типовые) учебные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам

2.4. Учитель составляет Рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных программ, авторских рабочих учебных программ. При этом Рабочая программа может отличаться от вышеназванных программ не более чем на 20 %.

3. Структура и требования к разработке Рабочей программы по учебному предмету,   курсу общеобразовательного учреждения  

  1. титульный лист;
  2. паспорт рабочей программы
  3. пояснительная записка;.
  4. содержание учебного предмета;
  5. тематический план;
  6. перечень   учебно-методических средств обучения ,ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  7. требования к уровню подготовки учащихся;
  8. перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ;
  9. критерии и нормы оценки  результатов освоения программы обучающимися
  10. список литературы для обучающихся и педагогов
  11. лист внесения изменений

  Титульный лист

Титульный лист содержит:

  1. полное наименование образовательного учреждения;
  2. гриф рассмотрения и утверждения программы (методическим объединением  , педагогическим советом, директором   с указанием даты и № приказа);
  3. название учебного курса, для изучения которого написана программа;
  4. фамилию, имя и отчество разработчика программы;
  5. название города, в котором подготовлена программа;
  6. год составления программы

  Паспорт рабочей программы

  1. Тип программы
  2. Статус программы
  3. Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
  4. Назначение программы
  5. Категория обучающихся
  6. Сроки освоения программы
  7. Объём учебного времени
  8. Форма обучения
  9. Режим занятий

Пояснительная записка

     Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

  1. кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
  2. дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

     В пояснительной записке содержатся следующие сведения: -

  1. - цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний,   умений. .При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Задачи предмета группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемыми после завершения изучения курса. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми.                                  Цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и конкретного  класса.
  2. отражение расширения целей и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной программой за счет введения регионального (национально-регионального) компонента.
  1.  Обоснование выбора учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения;
  2. Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала, раскрытие связей основного и дополнительного образования и т. д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений;
  1. общая характеристика учебного процесса: формы, методы и средства обучения, технологии;

  Содержание   учебного курса

     Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

  1. единства содержания обучения на разных его уровнях;
  2. отражения в содержании обучения задач развития личности,
  3. научности и практической значимости содержания обучения,
    доступности обучения;
  4. соблюдения преемственности.

    Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в    соответствии с примерной образовательной программой и федеральным государственным образовательным стандартом

При описании содержания тем рабочей программы рекомендована следующая последовательность изложения:

  1. название темы.
  2. необходимое количество часов для ее изучения.
  3. содержание учебной темы, т. е.основные изучаемые вопросы,

Содержание учебного предмета, курса Рабочей программы включает краткое описание каждой темы (3-4 предложения). Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания

 Учебно-тематический план

     В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программ по годам, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Тематический план может быть представлен в виде таблицы. Кроме того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.

Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения (таблица 1).

Таблица 1


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

ЭОР

1

 

 

 

2

 

 

 

В нижней части таблицы часы суммируются
        
Итого: …                                       
 

Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Указывается  перечень имеющихся   учебно-методических средств обучения как компонент Рабочей программы ( наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование , приборы , электронные образовательные ресурсы. И др).

Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся»  представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

            Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны соответствовать требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

     Дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки  обучающихся. Прописываются основные знания, умения и навыки, уровень сформированности основных компетентностей, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными стандартами по годам обучения. Требования к уровню освоения дисциплины формируются в терминах “иметь представление”, “знать”, “владеть”, “уметь” и т. д.

 

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

     Указывается перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ   в течение всего срока реализации рабочей программы, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

 

 Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

     Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение количественных и качественных задач, лабораторная работа, практическая работа, тестирование, контрольная работа, комплексный анализ текста, выразительное чтение художественных произведений наизусть, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект и т. д.), зачет, экзамен). Формы контроля определяются особенностями класса, в котором преподается данный предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно-научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары.

  1. требования к знаниям и умениям обучающихся;
  2. формы и вопросы контроля;
  3. возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Оценивание производится на основе Положения об оценивании результатов освоения

образовательной программы  общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения

Список литературы

     Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную, учебные и справочные пособия, учебно-методическую литературу. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

      Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию

Лист внесения изменений

При   необходимости  (непроведение уроков по уважительной причине, результаты диагностических работ и пр.) вносится корректировка прохождения программы

Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с завучем

 

 3.Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ

Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы определяется данным положением.

  Первый этап – 1 - 30  июня – Рабочая программа рассматривается на заседании методического  объединения учителей школы   (результаты рассмотрения заносятся в протокол); при отсутствии МО программа согласуется с районным методистом

Второй этап – 20 - 30 августа – Рабочая программа рассматривается на педагогическом совете и утверждается руководителем образовательного учреждения.

После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.

. Рабочая программа обновляется ежегодно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей программе по предмету

В данном положении представлен алгоритм написания рабочей программы по любому предмету....

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов в соответствии с ФГОС

1. Общие положения       1.1. Настоящее положение является нормативным документом, определяющим порядок разработки и утверждения рабочей программы педагогического работни...

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ФГОС ООО)

Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации   «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального Госуд...

Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса

Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений»  для 11 класса (элективный курс) составлена на основе Федерального государственного образовательного станда...