Главные вкладки

    Справка ВШК "Осуществление преемственности в обучении учащихся 1,5,10 классов"
    методическая разработка (11 класс) по теме

    Петрова Надежда Владимировна

    Проблема адаптации учащихся 1,5,10 классов. Выводы по осуществлению преемственности обучения учащихся 1,5,10 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osushchestvlenie_preemstvennosti_obucheniya.spravka_2.doc124 КБ

    Предварительный просмотр:

    Осуществление преемственности обучения, создание условий для успешного протекания адаптационного процесса при переходе на начальную,среднюю и старшую ступени обучения

    Октябрь 2012г.

    Согласно общешкольному плану УВР на 2012-2013 учебный год в октябре проводился классно- обобщающий контроль.

    ЦЕЛЬ КОНТРОЛЯ- преемственность в обучении и адаптация учащихся 1-ых, 5-х,10-го классов.

    ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ- уроки в 1-ых, 5-ых ,10-ом классах, внеклассные мероприятия.

    ПРОБЛЕМА.

    Проблема перехода учеников из ДОУ в начальную, из начальной школы в школу второй ступени, основной-в школу 3 ступени или проблема преемственности заключается в следующем:

    1. педагогический аспект- ученики в 5-ом классе снижают показатели обученности, встречаются с большим числом учителей, предметов, требований, технологий;
    2. психологический аспект- происходит процесс смены ведущей деятельности. Формирование новой социальной позиции.

    Задача ВШК: выявить причины, вызывающие затруднения у учеников и учителей, разработать учебно- воспитательные и управленческие меры по их устранению.

    Наша школа является образовательным учреждением, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в педагогической поддержке. Такая школа с одной стороны стремиться максимально адаптироваться к учащимся с индивидуальными особенностями, с другой стороны гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двухсторонней деятельности является адаптация детей к быстро меняющейся жизни. Нам приходиться учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий.

    1-й класс- это переход от дошкольного образования к начальному, 5-й класс- переход из начального модуля в средний. Для них меняется структура , содержание обучения. Поэтому у детей происходят изменения психологического и деятельностного характера. Например для учащихся 5-х классов это:

    1. возрастает состояние стресса
    2. увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям,
    3. кабинетная система и много учителей- предметников
    4. сложность адаптации к учителям
    5. переутомление
    6. многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке

    Была проведена следующая работа:

    1. Общее знакомство с классом, наблюдения, беседы с учащимися, с классными руководителями, учителями начальной школы.
    2. Анализ итогов 1 четверти.
    3. Анкетирование учащихся 1-х,5-го .10-го классов.
    4. Посещение уроков
    5. Посещение внеклассных мероприятий
    6. Проверка школьной документации

    Посещенны уроки в 1-х, 5-ых,10-ом классах в рамках классно- обобщающего контроля .

    В 1 а классе посещены уроки литературного чтения по теме Согласные звуки Т,т», русского языка «Письмо заглавной и строчной букв Т,т, окружающего мира «Звери – млекопитающие», математики «Сравниваем», учитель Городбина ВА. В 1 б классе посещены уроки математики «Работаем с числами», русского языка «Письмо прописной и заглавной букв П», литературного чтения «Знакомство с буквой Т»,окружающего мира «Дикие животные», Учитель Данилова НП . В 5 а классе посещены уроки математики «Упрощение выражений» Щетинниковой МА, природоведения «Вулканы» Даниловой НП, русского языка «Однородные члены предложения»  Саломатиной ГВ, истории «Ассирийская держава» Тарасовой НВ, англ.яз «Что мы собираемся делать на выходных» Литвиновой ЗП. В 5б классе посещены уроки математики «Порядок выполнения действий» Карповой ОВ, русского языка «Вводные слова» Гришковой ГВ, истории «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» Карповой НА, англ.яз «Животные в нашей жизни» Заволочкиной НП. В 10 классе посещены уроки англ.яз « Материалист ли я» Литвиновой ЗП, биологии «Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток « Скворцовой ЛВ, алгебры и начал анализа «Арккосинус. Решение уравнения cost=a” Щетинниковой МА , геометрии «Свойства параллельных областей» Щетинниковой МА , физкультуры «Ведение мяча» Любимовой ГН. Анализ посещенных уроков показал хорошую активность учащихся. А мы знаем, что процесс обучения двухсторонний, нельзя научить, можно только научиться. Отсутствует активность со стороны учащихся, западает процесс учения. Даже при небольшом разбросе способностей учеников, путь для их развития один- личностно- ориентированный подход. Видна заинтересованность в учебе, дети хорошо отвечают на уроке, охотно дают рецензии на товарища. Учителя обращают внимание вопросам развития у детей навыков самоанализа, самоконтроля, сравнения. Для этого используют возможности интерактивной доски (Щетинникова МА) , интерактивных приставок (Литвинова ЗП, Карпова ОВ), учебные программы (Данилова НП, Карпова ОВ, Щетинникова МА), компьютерные презентации ( Ефимова НВ, Городбина ВА, Саломатина ГВ) . Эффективность и результативность урока повышают используемые учителями технологии дифференцированного обучения, критического мышления, деловой игры, ЛОО, здоровьесбережения, проблемного обучения и др. Преемственные связи сохранены. Индивидуально-возрастные особенности использовались.

    По итогам анкетирования рейтинг учителей среди учащихся следующий:

    10

    СаломатинаГВ

    100

    28

    ГришковаГВ

    90

    ЩетинниковаМА

    73

    39

    КарповаОВ

    85

    СтароваЕВ

    11

    Данилова НП

    60

    11

    СкворцоваЛВ

    22

    БобковаНН

    11

    КарповаНА

    75

    ТарасоваНВ

    36

    83

    ЛитвиноваЗП

    27

    17

    БарнаковаЕБ

    36

    ЩетинниковЮВ

    37

    ЛюбимоваГН

    45

    22

    ГончароваОА

    30

    АрканниковВИ

    22

    Кадровые условия: в 1-х,5-х,10-ом классе работают 11 учителей первой квалификационной категории, 5 учителей высшей категории. По опросам ребят, преподаванием они довольны. Педагогический коллектив творческий. Учительский коллектив стабильный, заинтересованный.

    Нужно отметить изначальную сформированность классных коллективов 5-х,10-го классов. Некоторые трения возникали в связи с приходом новых учеников, но ситуация в плане межличностных отношений нормализовалась быстро благодаря работе опытных классных руководителей Саломатиной ГВ, Гришковой ГВ, Тарасовой НП. Помогли внеклассные мероприятия .

    Педагоги- предметники, работающие в этих классах,  оказались едины в определении педагогической позиции по отношению к учащимся:

    1. не снижать планку требований, тем самым помочь учащимся повысить уровень самоуважения;
    2. ориентировать учащихся на создание в классе повышенного интеллектуального фона;
    3. формировать в классе определенную систему ценностных ориентаций, где приоритетным является достижение образованности.

    Задача, стоящая перед педколлективом в первые месяцы учебного года- сокращение периода адаптации учащихся с целью их скорейшего включения в выполнение намеченных программ и планов, создание максимально- благоприятных условий для самореализации личности детей.

    Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям- сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.

    Результаты анкетирования учащихся показали об отношении учащихся к учебным дисциплинам. Высокий рейтинг учебного предмета помогает ученику преодолеть трудности при его изучении .

    Коллективная деятельность по адаптации.

    1. Ознакомление учащихся с Едиными требованиями в школе
    2. Помощь учащимся по ориентированию в расписании, расположении кабинетов, столовой, раздевалки.
    3. Контроль за соблюдением единых требований
    4. Классные часы знакомства
    5. Встречи в неформальной обстановке( поездки,походы и т.д.)
    6. Посещение уроков
    7. Индивидуальные беседы с учащимися
    8. Индивидуальные беседы с родителями
    9. Анкетирование родителей и учащихся
    10. Распределение общественных нагрузок
    11. Координация взаимодействия всех участников образовательного процесса. Своевременное, оперативное информирование администрации, членов педколлектива, родителей о возникающих проблемах
    12. Беседы с учащимися об отношениях с вновь прибывшими учащимися, о помощи, внимании, дружелюбии
    13. Проведение на уроках минуток отдыха и расслабления
    14. Информирование учащихся о системе внеклассной работы, о традициях школы

    Основная цель образования в  школе- всестороннее общее развитие детей с учетом возрастных особенностей, специфики школьной жизни , наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности ( мотивации, способов, типов общения).

    Как в начальной школе, так и в среднем и старшем  звеньях образовательно- воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка, развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки.

    Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей начальной , средней и старшей  ступеней обучения в целостный педагогический процесс, строим его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно- развивающей основе, которая предполагает:

    Организационная работа.

    В начальной, основной и старшей  школе экскурсии и целевые прогулки по школе.

    Учащиеся  принимают участие в общешкольных мероприятиях: день знаний, день здоровья, последний звонок, праздник отличника, олимпиады, посвящение в читатели, общешкольные праздники. Осуществление единого подхода в привитизации детям гигиенических навыков, в воспитании культуры поведения, умения вести себя со взрослыми, сверстниками, слушать собеседника, быть вежливым, аккуратным.

    Осуществление воспитания детей в игре: использование игры в педагогическом процессе. Обеспечение своевременного медицинского  осмотра детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья детей начальной и средней школы.

    Методическая работа

    Учителя начальной ,основной и старшей школы работают  над единой методической темой  «Управление качеством образования в социально ориентированной школе». Учителя начальной , основной и старшей  школы проводят совместные встречи за круглым столом, открытые методические советы по вопросам преемственности образовательного процесса в соответствии с планом УВР.

    Взаимопосещение уроков проходит во время методических недель, месячников.

    Работа с родителями.

    Родители учащихся начальной, основной и старшей школы принимают участие в общешкольных родительских собраниях, ремонте учебных кабинетов, походах, внеклассных тематических мероприятиях, конференциях,  конкурсах, выставках.

    Посещённые уроки в 5-ых,10-ом  классах, наблюдение показали, что их уровень воспитанности хороший, получение знаний осознанное, стремление учиться   высокое у 82 % учащихся.

    На примере 5-х классов итоги 1 четверти

    класс

    ФИО Кл.рук.

    Всего уч-ся

    отличников

    хорошистов

    троечников

    СОУ

    1

    Городбина ВА

    21

    4

    11

    6

    63

    2

    Ефимова НВ

    18

    3

    7

    8

    58

    2

    Саломатина ГВ

    22

    5

    9

    8

    64

    3

    Гришкова ГВ

    20

    3

    6

    11

    54

    Итоги 1 четверти по учебным дисциплинам

    предмет

    2010-2011

    2011-2012


    класс

    ФИО учителя

    ФИО учителя

    1

    Русский язык

    66

    Городбина ВА

    63

    Саломатина ГВ

    2

    Литература

    70

    Городбина ВА

    89

    Саломатина ГВ

    3

    Ин.яз

    66

    Литвинова ЗП

    67

    Литвинова ЗП

    4

    Математика

    74

    Городбина ВА

    73

    Щетинникова МА

    5

    История

    79

    Тарасова НВ

    6

    Окр.мир\природ

    79

    Городбина ВА

    73

    Данилова НП

    7

    ИЗО

    90

    Городбина ВА

    92

    Барнакова ЕБ

    8

    Физкультура

    83

    Любимова ГН

    84

    Любимова ГН

    9

    Музыка

    100

    Арканников ВИ

    93

    Арканников ВИ

    10

    технология

    88

    Городбина ВА

    100

    Скворцова ЛВ

    предмет

    2010-2011

    2011-2012


    класс

    ФИО учителя

    ФИО учителя

    1

    Русский язык

    48

    Ефимова НВ

    57

    Гришкова ГВ

    2

    Литература

    86

    Ефимова НВ

    83

    Гришкова ГВ

    3

    Ин.яз

    63

    Заволочкина НП

    65

    Заволочкина НП

    4

    Математика

    61

    Ефимова НВ

    59

    Карпова ОВ

    5

    История

    86

    Карпова НА

    6

    Окр.мир\природ

    82

    Ефимова НВ

    72

    Данилова НП

    7

    ИЗО

    96

    Ефимова НВ

    93

    Барнакова ЕБ

    8

    Физкультура

    88

    Гончарова ОА

    82

    Гончарова ОА

    9

    Музыка

    96

    Арканников ВИ

    95

    Арканников ВИ

    10

    технология

    100

    Ефимова НВ

    100

    Скворцова ЛВ

    По результатам 1 четверти, переход из начальной в основную школу безболезненный.

    Поэтому можно с уверенностью сделать вывод, что  выпуск начальной школы, в которой велось обучение по программе «Перспективная начальная школа», подтверждает правильное направление по внедрению в начальную ступень обучения новых программ «Перспективная нач.школа» и «школа 21 века».

    Выводы.

    1. Считать хорошей работу по преемственности в обучении классных руководителей                 Городбиной ВА, Ефимовой НВ, Карповой ОВ, Гришковой ГВ
    2. Считать педагогически целесообразными мероприятия по адаптации учащихся                                    учителей- предметников Саломатиной ГВ (Л-ра), Литвиновой ЗП (Ин.яз), Барнаковой (ИЗО), Любимовой ГН (Ф-ра), Скворцовой ЛВ (технолог), Гришковой ГВ (рус.яз), Заволочкиной НП (Ин.яз).

    РЕКОМЕНДАЦИИ.

    1. Коррекционная и развивающая работа с учащимися, выполняемая еще в 4 классе должна быть продолжена в 5 классе.
    2. Координация действий педагогов выпускающих и принимающих класс.
    3. Организация работы учителей и родителей по коррекции выявленных отставании или нарушений в психическом, личностном развитии учащихся.
    4. Наблюдение за ходом развития в дальнейшем тех детей, проблемы которых могут обострить в старших классах.
    5. Поддерживать на уроке атмосферу интеллектуального и эмоционального напряжения посредством активизации и дифференциации форм опроса.
    6. Определить каждому учителю форму педагогического мониторинга на основе предварительной диагностики.
    7. Расширить систему индивидуальных консультаций.
    8. Ориентировать внеклассную работу на развитие образовательных потребностей учащихся.
    9. Создать условия для развития разнообразных форм самоуправления учащихся.
    10. Помнить правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружать детей заданиями, дифференцируйте их.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие личности на разных ступенях образования (Адаптация учащихся 1, 5, 10 классов).

    Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям,...

    Справке по тематической проверки преемственности в обучении математики в 5 классах

    Справка по тематической проверки преемственности в обучении математики в 5 классах....

    Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

    Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

    Преемственность в обучении учащихся 5-х классов

    Выступление на педсовете. Презентация "Преемственность в обучении учащихся 5-х классов"....

    адаптация учащихся 1,5,10 классов

    как только ребенок пошел учиться, мы, родители проявляем тревогу о нем, как он, где он, как ведет себя на уроках, все ли понял и запомнил что говорил учитель, но когда он становится с каждым годом взр...

    Преемственность в обучении учащихся русскому языку и литературе между начальным и средним звеном.

    Презентация содержит материал об основном принципе дидактики - принципе преемственности. В ней представлены цели и задачи обучения в среднем звене, сложности перехода из начальной школы в среднее звен...