Как пдготовить открытый урок
методическая разработка по теме

Бронникова Любовь Ивановна

Конспект выступления и презентация помогут в подтовке и проведении открытого урока. материал можно использовать для выступления на МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_otkrytyy_urok.rar74.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОМУ НУЖНЫ ОТКРЫТЫЕ УРОКИ

Открытый урок - это урок открытий.

Открытый урок обычно расположен в плане методической работы на год, и его проведение не отражает, как правило, желание, инициативу, потребность и восторг учителя. Просто для аттестации и для отчетности нужны открытые уроки, вот учитель и вынужден это делать. Тогда как понятно, что открытый урок может быть дан только в тех немногих случаях, когда:

  1. учитель сумел достигнуть высоких и очень высоких результатов в обучении;
  2. когда его ученики показывают выдающиеся или, уж во всяком случае, достойные результаты на соответствующих соревнованиях и конкурсах;
  3. когда он разработал авторскую или научился качественно применять чужую технологию и методику;
  4. когда в рамках данной темы или урока он сумел применить новые подходы, приемы и формы, способствующие повышению качества обучения;
  5. когда учитель   научился использовать какие-либо новые информационные технологии;
  6. когда  он  способен  показать  не отрепетированную   познавательную активность, а творческий поиск, проектные способы и модели обучения,    активные организационные формы взаимодействия учащихся в процессе обучения, работу с педагогически запущенными, одаренными, нейтральными учащимися;
  7. когда он может включить в процесс и канву деятельности педагогов, пришедших к нему на открытый урок, и тем самым способствовать освоению ими предлагаемых методов обучения;
  8. когда специально подготовлен раздаточный и методический материал, позволяющий   отследить планируемое и реальное, характер инноваций, особенности и последовательность действий в рамках предлагаемых технологий;
  9. когда можно показать, наконец, в рамках целостной темы, включающей в себя определенный цикл, усилия педагога, направленные на формирование у учащихся определенных умений, социальных ценностей, поведенчески оправданных стереотипов.

Однако при проведении отрытых уроков почти всегда администрация школы преследует, как правило, другую, нежели поиск инноваций, цель. Просто в рамках внутри-

школьного контроля администрация обязана проверить у учителя определенное количество уроков, и появляется великолепная возможность сочетать проверку урока с проведением открытых уроков.

Есть не менее ценный способ выявления качества и особенностей профессиональной деятельности педагогов, когда открытый урок проводится по заданной и специально предварительно отработанной тематике.

Этот способ (или эта модель) может вести к оттачиванию каких-то частных моделей обучения, может строиться на реперном подходе, когда берутся наиболее важные и необходимые в данном случае болевые точки или проблемы, и по ним находятся и демонстрируются возможные педагогические шаги, могут также использоваться составляющие единой методической темы как основания для практического подтверждения полезности и практической значимости работы над этой темой.

Другой способ позволяет проводить не собственно открытый урок, а, сняв на камеру несколько совпадающих элементов урока (например: выдача домашнего задания, организационно-психологический момент, активизация деятельности учащихся в процессе объяснения нового материала, понятийная работа, активные методы обучения, игровые методы обучения и т.д.) или несколько уроков целиком, можно собрать всех заинтересованных учителей, осуществить организационно-методический и содержательный разбор каждого элемента урока (проводит заместитель директора, методист, лучший учитель, учитель, уроки которого обсуждаются), провести дискуссию (если это необходимо) и коллективно выработать идеи и предложения по оптимизации не только данного урока, но и учебно-воспитательной деятельности педагогов в целом.

Довольно часто, вследствие слабо развитой рефлексивной культуры, встречаются педагоги, считающие себя талантливыми или выдающимися и потому готовыми «давать» открытые уроки в любое время. Они ставят перед педагогами и администрацией серьезную и достаточно конфликтную задачу: показать и объяснить несостоятельность и нередко неуспешность проведенных уроков, и здесь следует проявлять чудеса дипломатии, чтобы последовательно и психологически выверено повышать качество работы педагога. В этом смысле помогает закрытая анкета успешности урока, заполнение педагогом листа самоанализа по следующей форме (по просьбе или с согласия педагога этот лист могли бы заполнить коллеги и, может быть, учащиеся):

1.   Я в восторге (я довольна уроком,   урок  прошел  терпимо,   интересно, провально, ужасно, посредственно) от проведенного урока.

2.   Оцените успешность урока по 10-балльной шкале,

3.   Вы  успели  сделать  все,   что задумали.

4.   Урок принес ощутимую пользу ученикам.

5.   Какие фазы урока не получились.

6.   Урок был  рассчитан  на  лучших, средних, худших, на всех учащихся.

7.   Носил   ли   урок   воспитывающий характер или был абстрактно информационным?

8.   Показали  ли  учащиеся  искомый результат на следующем уроке?

9.   Была ли достигнута на уроке высокая     степень     включенности учащихся в деятельность, были ли дети увлечены, взволнованы, заинтересованы,  испытали ли высокие чувства?

10.  Каково было соотношение на уроке творческого и репродуктивного (в долях)?

11.  Остались   ли   учащиеся   довольны полученными оценками?

12.  Хорош   ли    был    психолого-педагогический климат и отношения учителя   с   учениками   и   учеников между собой?

13.  Какие   замечательные   приемы, способы воздействия, стимулы, оригинальные задания, видео-, технические,    мнемонические,    музыкальные,   эвристические   ряды   использовал с успехом   на уроке учитель?

14.  Получилась   ли   выдача   домашнего задания?

15.  Остались  ли  довольны  уроком учащиеся?

Среди маститых педагогов существует взгляд, что талантливый учитель может приглашать специалистов и родителей на уроки «открытых дверей», то есть на любые уроки и в любое время. И действительно, такие уроки могут быть полезны для начинающих учителей, для всех педагогов, если у мастера есть чему поучиться.

Важно только помнить, что урок имеет свою природу, и уроки, как и люди, могут быть стеснительными и воинственными, добрыми и жесткими, готовыми и начинающими. И что на уроке ученик, общаясь с талантливым, любимым, увлеченным и духовно близким учителем, ждет некоей камерности и поддержки, иногда прощения, чаще ничем не отвлекаемого момента истины, совместного поиска и открытия, того восторга, который порождает прикосновение к прекрасному и таинственному, непонятному и вдруг понятому. Поэтому частые публичные уроки могут разрушить тонкую ниточку доверительности и интимности, которых учитель добивается в течение долгого педагогического времени.

В большинстве случаев открытый урок - это урок напоказ, это гастрольное выступление учителя, нередко отрепетированное вместе с детьми, требующее от педагога гигантских усилий, нервов и отдачи. Показав этот спектакль, учитель нередко говорит себе: «Боже, кого мы обманываем, ведь урок - это таинство, и собственно сложный длительный процесс обучения и воспитания идет за закрытыми дверями, и что там происходит, известно только детям и учителю, и узнать об этом можно только лишь по отзывам детей и родителей, да по результатам учебной деятельности, да по характерным проявлениям в поведении детей».

Поэтому более привлекательным мне кажется такой подход к проведению открытых уроков, при котором с согласия учителей разрабатывается школьная программа открытых уроков.

Модель школьной программы открытых уроков

1. Цели проведения открытых уроков.

2.Открытый урок, как правило, является составной частью изучения профессиональной деятельности учителя в его системном проявлении. Речь идет об изучении работы учителя по диагностированию успешности, анализу, документальному обеспечению образовательно-воспитательного процесса, его общественно-педагогической деятельности, организации внеклассной работы по предмету, его кабинетной работы, его методической деятельности, проводимым им внеклассным мероприятиям, урокам, подготовке учащихся к конкурсам и полученным вообще результатам обучения, работе с родителями, проектно-исследовательской и экспериментальной работе, классному руководству.

3.  Выбор ключевых тем для подготовки   и   проведения   комплекса предъявляемых педагогических мероприятий    (предположим,    показ нескольких уроков темы, внеклассных  занятий   по   индивидуальным программам с одаренными детьми, специальная работа с учащимися, требующими дополнительного  педагогического внимания,  работа с учащимися, подготовляемыми для участия в олимпиадах и предметных    соревнованиях,    проведение межпредметного вечера,  проведение профориентационного классного часа и экскурсии).

4.  Совместная (учителя с заместителем директора школы по учебно-воспитательной   работе   или   с заместителем директора по научно-методической   работе)   работа   по подготовке к проведению открытых мероприятий,   или   создание   временного творческого  коллектива с той же целью, или создание диалогической  пары,  или  создание  консультационной группы для помощи учителю.

5.  Разработка     единого    плана проведения открытых мероприятий с указанием сроков, выбор или назначение   группы   поддержки   или группы анализа и оценки, определение уровня, на котором будет представлен изучаемый опыт, форма поддержки и распространения предъявленного опыта.

6. Разработка шкалы и ресурсов стимулирования творческого труда педагогов (за что, на основании каких критериев, в какой форме и в каких величинах будет оценена деятельность педагога и лиц, принимавших участие в этой деятельности, в том числе и учащихся и родителей).

В этом смысле важно представлять всю палитру возможных стимулов, которые могут быть задействованы администрацией и общественными организациями школы с целью повышения мотивации педагогов к творческой продуктивной деятельности.

Возможный набор стимулов:

1.  Присвоение по итогам аттестации более высокого разряда.

2.  Выдвижение   на   обобщение накопленного педагогического опыта учителя.

3.  Направление   на   районный, городской конкурс профессионального мастерства.

4.  Награждение   грамотой,   дипломом.

5.  Предоставление   права   самоконтроля,   самоанализа,   самообобщения накопленного опыта и представления     полученных    результатов   администрации   и   коллективу школы.

6.  Предоставление   права   выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме.

7.  Награждение  премией,  надбавка к окладу.

8.  Награждение ценным подарком.

9.  Подготовка очерка или отчета в местной печати и школьной газете.

10.  Выпуск листовки или буклета с изложением инноваций и достижений педагога в работе.

11.  Подготовка    передачи    на радио или местном телевидении.

12.  Подготовка   и   проведение творческого  вечера успешного педагога.

13.  Награждение педагога благодарственным письмом.

14.  Представление педагога   к местным или государственным наградам.

15.  Выдвижение    педагога    на грант или другую форму финансовой поддержки (стипендия).

16.  Изготовление       полномасштабной видеоверсии   комплексного   творческого    отчета    педагога, дайджеста    материалов,    которые педагог  использовал     в  процессе учебно-воспитательной   деятельности, плана и сценария всех интересных     открытых     мероприятий, проведенных педагогом.

17.  Предоставление    педагогу права и возможности пройти обучение у известных ученых и практиков.

18.   Награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для повышения его профессиональной готовности.

19.  Подготовка    брошюры    по итогам серии открытых педагогических мероприятий.

20.  Награждение школьной медалью,   именной   премией   (например,   премия  губернатора,   премия имени   великого   земляка,   премия имени выдающегося педагога, премия имени первого директора школы), выдвижение в книгу и на школьную доску почета по итогам достижений учащихся на различного рода соревнованиях, олимпиадах, смотрах.

21.  Подготовка  школьного фото- или кинофильма о достижениях педагога и его учеников (выпускников).

22.  Проведение научно-практического  семинара   или  конференции   по   изучению   предложенного опыта.

23.  Предоставление     педагогу права и возможности открыть собственную школьную или межшкольную научно-исследовательскую лабораторию.

24.  Предоставление     педагогу права вести школу молодого учителя или передового опыта.

25.  Выдвижение педагога в резерв на повышение.

26.  Представление  педагога  в институте   повышения   квалификации диссертации в качестве соискателя или аспиранта для подготовки кандидатской диссертации.

Таким образом, я рассматриваю открытый урок не как случайное событие, обязательное для учителя, но как целостный процесс, характерный для лучших учителей, способных быть маяками или, вернее, лоцманами в деле повышения качества образования детей.

Отношение к проведению открытых уроков показывает характер школьной демократии: либо это силовое решение и обязательное навязывание педагогам, либо это профессиональное желание педагогов продемонстрировать свои педагогические достижения.

Эффектным проявлением административной готовности к проведению открытых мероприятий можно считать фазу предварительных договоренностей, в ходе которых формулируются задания или некоторые условия, определяются критерии успешности, выстраивается фабула деятельности педагога в ходе показа своих достижений и определяются возможные стимулы.

Критериями успешности открытых мероприятий можно считать:

1.  Удовлетворенность      самого учителя,   коллег,   администрации   и учащихся.

2.  Наличие    оправданной,    полезной  и  педагогически  привлекательной новизны.

3.  Факт достижения заявленных целей.

4.  Возможность   использования показанного опыта в работе коллег.

5.  Сбалансированность   воспитательно-образовательных взаимодействий.

6.  Активизацию      познавательной деятельности учащихся.

7.  Наличие    доверительно-уважительной,  эмоционально  положительной   обстановки, увлеченность и   включенность  учащихся   в   процесс.

8.  Сбалансированность форм и методов, применяемых в процессе деятельности.

9.  Учет интересов каждой группы учащихся (нуждающихся в педагогической   поддержке,   одаренных, успешных, средних).

10.  Использование   необходимых и достаточных вспомогательных средств обучения, средств наглядности, технических средств.

11.  Разумное соотношение репродуктивного,    репетиционного   и поискового, творческого.

Сценарии, видеозаписи и анализ открытых уроков постепенно могут составить золотую коллекцию лучших уроков школы, что позволит учить на этом благодатном материале новых учителей школы.

Особый ряд могут составить неудачные или провальные открытые уроки, которые обычно оставляют тяжелый след в жизни педагога и могут надломить его и даже способствовать его уходу из школы. В этом случае администрация школы обязана не допустить резко критического разбора урока, - с одной стороны, и терапевтической поддержки педагога - с другой. Не отступая, медленно, но совместно с педагогом следует подготовить новое педагогическое событие, ответственность за успех или неуспех которого поделят между собой как учитель, так и директор, или заместитель директора, или тот учитель-методист, с которым этот новый урок будет подготовлен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...