ОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме

Королева Инна Витальевна

 

                Стратегии развития образовательных  учреждений сегодня стали центром внимания образовательной политики.  Управление современной школой требует обоснованности решений,  особого построения организационной структуры управления. Непременным условием эффективности этой структуры выступает ее аналитико-оценочное сопровождение, осуществляемое в соответствии с требованиями госзаказа.

Учебные учреждения, реагируя на запросы рынка образовательных услуг, должны формировать собственную систему оценки их качества, что в свою очередь требует отработанной  критериальной и инструментальной базы.  Эта потребность диктует необходимость определения нормативного основания построения модели внутришкольной  системы  оценки качества образования и  ее методической разработки. В статье рассматривается один из вариантов создания модели оценки качества

Скачать:


Предварительный просмотр:

 И.В. Королева.

ОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Стратегии развития образовательных  учреждений сегодня стали центром внимания образовательной политики.  Управление современной школой требует обоснованности решений,  особого построения организационной структуры управления. Непременным условием эффективности этой структуры выступает ее аналитико-оценочное сопровождение, осуществляемое в соответствии с требованиями госзаказа.

Учебные учреждения, реагируя на запросы рынка образовательных услуг, должны формировать собственную систему оценки их качества, что в свою очередь требует отработанной  критериальной и инструментальной базы.  Эта потребность диктует необходимость определения нормативного основания построения модели внутришкольной  системы  оценки качества образования и  ее методической разработки.

Нормативной базой для разработки модели являются:

  1. Закон РФ "Об образовании" (с изменениями от 24.04.2008 N 50-ФЗ) 10 июля 1992 года N 3266-1;
  2. приказ Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2002 года № 393 "О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года";
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Методический компонент модели включает определение цели, принципов, объекта, предмета оценки, уровня их процедур, технологии проведения, критериев и показателей.

Целью модели  является  получение и анализ информации о состоянии качества образования на базе единой системы диагностики и контроля,  отражающей обеспечение  государственного и социального стандартов.

Основными принципами построения модели выделены:

  1. объективность, обеспечиваемая  единой системой критериев и показателей оценки;
  2.  полнота информации, реализуемая за счет  системности  работы в соответствии с планом;
  3. реалистичность, определяемая  нормами и показателями качества образования, их социальной и личностной значимости;
  4. открытость и прозрачность процедур оценки качества образования.

В качестве объектов и предметов  оценки  определены:

  1.  деятельность образовательного учреждения и качество условий реализации образовательных программ;
  2.  личностные достижения учащихся и качество образовательных результатов;
  3.  компетентность  педагогических работников и качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в образовательном учреждении.

Основное внимание в процессе оценивания сосредотачивается на  уровне индивидуальных достижений обучающихся в освоении программ основного и дополнительного образования; на уровне качества этих программ и  качестве труда педагогических работников,  эффективности управления образовательным учреждением.

Субъектами системы оценки выступают: администрация, службы сопровождения, педагоги, учащиеся.

Основными направлениями  организационно-педагогического сопровождения образовательного процесса  в модели обозначены:

- медико-психологическое сопровождение, направленное на развитие  способностей, которые нужны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком, для обретения личностных смыслов его деятельности и укрепление его  физического здоровья

- научно-методическое сопровождение, направленное на преобразование педагогического  коллектива в коллектив образованный, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху и личностному росту каждого члена коллектива через систему повышения квалификации, которая  реализует две группы целей:

 1. отвечающих за достижение результатов образовательного процесса, поставленных перед учреждением;

 2. направленных на личностный профессиональный рост учителя.

- система стимулирования педагогического труда, которая призвана оценить и поощрить инновационную активность, достижение результатов педагогического труда.

В качестве структурных единиц внутришкольной системы оценки качества были выделены службы: Служба контроля качества, Медико-психологическая служба,  Служба методического сопровождения образовательного процесса,  Служба стимулирования.

Служба контроля качества образования  занимается созданием  и разработкой нормативно-методического обеспечения управления качеством; мониторингом показателей качества. Данная служба координирует работу всех подразделений ОУ; обобщает  опыт деятельности различных структур.  Организационное управление работой Службы качества возложено на заместителя директора.

Медико-психологическая служба обеспечивает  создание благоприятных условий для развития всех субъектов образовательного процесса, обеспечению сохранения психического, нравственного и соматического здоровья и формирования здорового образа.

Деятельность Службы направлена на  создание оптимальных условий для личностного развития учащихся и педагогов, профессионального роста учителей, на организацию психологического комфорта и валеологическое обеспечение образовательного процесса.

Основными направлениями деятельности службы психологов являются: составление  прогноза развития личности; разработка методик коррекции поведения школьников, педагогов, родителей; предотвращение негативных процессов в коллективе.

В задачи службы медиков входит организация обучения учащихся здоровому образу жизни в рамках учебных предметов, включение вопросов о ЗОЖ в тематику педагогических советов, родительских собраний.  

Руководит деятельностью службы заместитель директора по воспитательной работе. В  состав  службы входят: педагоги-психологи; социальный педагог; педагог дополнительного образования, воспитатель группы продленного дня.  

Миссия Службы методического сопровождения образовательного процесса связана с его программно-технологическим обеспечением,  основанным на концепции инновационных изменений и отвечающим  следующим характеристикам:    

- последовательность, когда каждое следующее действие опирается на предыдущее, или включает его в себя;

- разнонаправленность, т.е. охват образованием всех сторон жизни человека;

- комплексность, т.е. совокупность, взаимодополняемость  образовательных программ;

- рациональность, т.е. выбор методов, приемов, технологий обучения с учетом применимости на разных этапах обучения;

-результативность, т.е. признание образования по фактическому результату. на современном уровне педагогического процесса.

В соответствии с этой миссией определяются решаемые службой цели и задачи:

  1. организация работы по подготовке к лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в ОУ;
  2. организационно-методическое обеспечение процесса обучения.

Руководство службой может быть возложено на заместителя директора по учебной работе.

Служба стимулирования предназначена для обеспечения эффективного использования инвестиционных ресурсов и средств государственной поддержки образовательного учреждения.  В ее задачи входят: распределение финансовых ресурсов для обеспечения образовательного процесса; контроль за их целевым использованием. Кроме  распределения и контроля за соблюдением в расходовании выделяемых средств, Служба проводит обоснование и расчеты по стимулированию труда учителя. Уровень творческой самореализации учителей в профессиональной деятельности является самостоятельным предметом исследования, так как   является одним из факторов, влияющих на результаты образования.

Для обеспечения содержательной части аналитико-оценочной деятельности в учреждении разрабатываются Положения о внутришкольной системе комплексной оценки качества образования, Инструкция по составлению отчета по итогам учебного периода, критерии и показатели для оценки качества труда работников школы  и другие нормативные и инструктивно-методические материалы.

Например,  критериями оценки качества труда административно-управленческого аппарата могут выступить:

  1. результативность обучения;
  2. организация предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  3. организация воспитания и дополнительного образования;
  4. положительная динамика сохранения здоровья обучающихся;
  5. сохранение  материально-технической базы образовательного учреждения;
  6. развитие информационно-коммуникационного и методического обеспечения образовательного процесса;
  7. обеспечение качественного состава педагогических работников;
  8. развитие социального партнерства и др.

Труд педагогических работников должен соотноситься с  критериями:

  1. результативности индивидуальных достижений обучающихся;
  2. активности в воспитательной деятельности;
  3. распространение собственного педагогического опыта, участие в инновационной деятельности;
  4.  использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
  5. создание комфортной образовательной среды и др.

Таким образом, модель внутришкольной системы оценки качества образования при ее практическом внедрении может служить  объективной характеристикой работы образовательного учреждения по  реализации требований стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутришкольная система оценки качества образования - эффективность по подготовке к ГИА

Внутришкольная система управления, обеспечивая объективную оценку качества образования в соответствии с требованиями государственных стандартов, способствует прогнозированности результатов своей работ...

Внутришкольная система оценки качества образования

В работе описаны основные подходы к формированию системы оценки качества в школе...

Внутришкольная система оценки качества образования

Качество – вещь забавная. Все о немговорят, все с ним живут, и каждый думает,что знает, что это такое. Но лишьнемногие придут к единому мнению обопределении качества....

Методическая разработка " Организация внутришкольной системы оценки качества образования

Организационная структура оценки  качества образования осуществляется посредством:• системы внутришкольного контроля;• общественной экспертизы качества образования, которая органи...

Модель внутренней системы оценки качества образования обучающихся в общеобразовательной организации

Материал предназначен для руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций с целью организации и осуществления эффективного управления по достижению стабильных положительных р...

Сценарий педагогического совета "Внутришкольная система оценки качества образования (ВСОКО)"

Сценарий педагогического совета содержит материал для ознакомления педагогов с целями, задачами и функциями, отрганизационной структурй и механизмами функционрирования ВСОКО...

Внутришкольная система оценки качества образования

ldquo;Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”. Р. КиплингЦель:определить понятие «качество образования&r...