Внутришкольная система оценки качества образования - эффективность по подготовке к ГИА
материал на тему

Лихолит Елена Григорьевна

Внутришкольная система управления, обеспечивая объективную оценку качества образования в соответствии с требованиями государственных стандартов, способствует прогнозированности результатов своей работы, оптимальной расстановки кадров, формированию у педагогов мотивации к повышению педагогического мастерства, качественному внутришкольному контролю, позволяющему вносить своевременные коррективы в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie-liholit_e.g.docx53.35 КБ

Предварительный просмотр:

Внутришкольная система оценки качества образования -эффективность по подготовке к ГИА

Сегодня для любой школы важно наличие своей внутришкольной системы мониторинга качества образования, которая выполняла бы диагностические функции и давала ценную информацию для руководства школы по ее модернизации и развитию.

Единой унифицированной системы, пригодной абсолютно для всех школ, не создано, и по всей вероятности, не может быть создано, так как необходим учет специфики каждой школ. Тем не менее, в каждой школе может быть использован тот или иной апробированный инструментарий оценивания. Все образовательные организации в той или иной степени сегодня занимаются мониторингом. В процессе мониторинговой деятельности осуществляется анализ информации для установления необходимой динамики результатов. Внутришкольная система управления способствует прогнозированию результатов своей работы, оптимальной расстановке кадров, формированию у педагогов мотивации к повышению педагогического мастерства, качественному внутришкольному контролю, позволяющему вносить своевременные коррективы в образовательный процесс.

Государственная итоговая аттестация учащихся играет огромную роль, как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся. Внутришкольная система управления, обеспечивая объективную оценку качества образования в соответствии с требованиями государственных стандартов, способствует прогнозированности результатов своей работы, оптимальной расстановки кадров, формированию у педагогов мотивации к повышению педагогического мастерства, качественному внутришкольному контролю, позволяющему вносить своевременные коррективы в образовательный процесс.

Не секрет, что для получения достойных результатов образовательной деятельности необходима кропотливая работа, как всего педагогического коллектива, так и административного руководства. Тщательное планирование, выбор верных стратегических шагов в период подготовки к ГИА это залог будущих успешных показателей. В школе ведётся планомерная и методическая работа по подготовке к ГИА.

На педагогическом совете в августе заслушивается полный анализ результатов ГИА, в котором не только представляются полученные результаты и сравниваются с показателями прошлых лет и по возможности, показателями района, но и также анализируется деятельность каждого педагога, обучающиеся которого принимали участие в сдаче ГИА. На методических объединениях учителя-предметники также анализируют полученные результаты, выявляют недостатки, намечают пути их устранения, обсуждают особенности КИМов, корректируют тематические планы, готовят общий план проведения повторения и т.д.

В начале сентября разрабатывается и утверждается на совещании при директоре план подготовки обучающихся школы к итоговой аттестации. Работа администрации по подготовке к ГИА ведётся по различным направлениям: организация информационной работы с педагогами, обучающимися и родителями по подготовке учащихся к ГИА, мониторинг качества предметной подготовки.

В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ГИА выделяется три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

Информационная работа с педагогами включает в себя информирование учителей на совещаниях о нормативно-правовых документах по ГИА, о ходе подготовки к ГИА в школе, о динамике учебных результатов и др. Информационная работа с учащимися включает в себя различного рода инструктажи, знакомство с нормативными документами, подготовку информационного стенда на котором размещаются нормативные документы, образцы и правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА. На родительских собраниях родители знакомятся с процедурой ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, информируются о результатах административных срезов, работах СтатГрад. Оформляется лист ознакомления с нормативными документами, классные руководители оформляют протоколы классных часов и родительских собраний, на которых рассматриваются вопросы, посвященные ГИА.

Особое внимание в процессе деятельности образовательного учреждения по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам. Мониторинг в школе представлен двумя уровнями.

  • первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям);
  • второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

Мониторингу первого уровня мы придаем большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей. Чем эффективнее работа учителя, тем заметнее продвижение ученика в приобретении знаний. Для отслеживания результатов учителя используют разные виды контроля. Кроме того, каждый учитель-предметник, работающий в 9 и 11 классе, разрабатывает свой стратегический план подготовки к ГИА, включающий как предметную, так и методическую подготовку. В данном плане определяются сроки тематических срезов, планируется работа с обучающимися, которые способны получить высокие баллы на ГИА, а также индивидуальная работа с обучающимися, которые относятся к «группе риска».

Мы не рекомендуем учителю определенные схемы, каждый разрабатывает такую систему отслеживания, которая является эффективной и позволяет:

  • выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;
  • определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету;
  • скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности.

В своей работе учителя используют различные приемы и методы подачи материала, чтобы помочь учащимся в приобретении навыков выполнения заданий различного уровня сложности. На уроках идет систематическое повторение учебного материала, преподаватели учат выпускников заполнять бланки регистрации и бланки ответов.

Учителя предметники работу по подготовке к ГИА в выпускных классах начинают со знакомства учащихся с требованиями, предъявляемыми к их математической подготовке. В течение учебного года выпускники имеют возможность сверять свои достижения с этими требованиями. Это готовит их к успешной сдаче  экзамена. К этим требованиям учителя возвращается на уроках заключительного повторения, стараются обеспечить положительную мотивацию учащихся на повторение ранее изученного и усвоенного материала. При изучении новых тем опираются на КИМы, широко используют дифференцированный подход к обучению, обобщающее повторение проводят с учетом возможностей и способностей конкретного учащегося, проводят диагностику знаний, работают над ошибками с каждым учащимся. На уроках постоянно идет отработка базовых знаний и умений.

Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ст.2 Закона «Об образовании в РФ»).

Обеспечение высокого уровня реализуемых образовательных программ и образовательных услуг зависит от качества деятельности образовательных организаций. Именно школа организует образовательный процесс, контролирует его качество, ведет отбор и переподготовку педагогических кадров, в полной мере отвечает за качество подготовленности обучающихся и выпускников.

Мы считаем, что необходимо как можно раньше выявить обучающихся, планирующих сдавать какой-либо предмет на ГИА. Поэтому, еще в начале года проводится анкетирование обучающихся, проводятся ученические и родительские собрания, на которых уточняется выбор предметов обучающихся. Это необходимо не только для дифференцированного контроля за уровнем подготовки обучающихся, а также для контроля за посещением курсов по выбору. Курсы по выбору способны решить многие проблемы: расширить программу базового обучения, обеспечить углубленную подготовку детям, имеющим более высокий уровень учебной мотивации, а также дают возможность устранить пробелы в знаниях у слабоуспевающих учащихся.

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ГИА, оценок по контрольным и самостоятельным работам, результаты административных срезов, диагностических работ, репетиционных экзаменов. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за вопросы ГИА, анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, классные руководителя доводят до сведения родителей. Такая работа обеспечивает возможность прогнозирования оценок на ГИА.

Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся включает также и такое направление деятельности как посещение администрацией уроков учителей-предметников и методическая помощь педагогам. Посещение уроков проводиться с различной целью: наблюдение за системой работы учителя по подготовке к ГИА, дифференцированная работа на уроке с «сильными» и слабоуспевающими учениками, отработка бланковых и тестовых технологий, контроль над прохождением программного материала.

В соответствии с планом внутришкольного контроля, в рамках подготовки к итоговой аттестации, с целью проверки уровня обученности и готовности обучающихся к сдаче ГИА проводятся административные срезы, как по обязательным предметам, так и по предметам по выбору. Это позволяет выявить детей «группы риска», спланировать с ними индивидуальную работу, проинформировать родителей об их уровне знаний; дать рекомендации педагогам по устранению имеющихся пробелов в знаниях; обратить внимание на объективность выставления оценок.

Пятый год наше учреждение сотрудничает с системой СтатГрад. По результатам выполнения работ проводились собеседования с обучающимися, проводится информирование родителей.

Нельзя не указать на важность участия обучающихся в региональных проверочных работах, всероссийских проверочных работах. Это позволяет учителю определить уровень подготовленности учащихся, выявить недостатки в работе, а также самим обучающимся оценить свои знания.

По результатам ВШК и мониторинговых исследований мы принимаем различные управленческие решения:

  • с целью повышения эффективности работы учителя администрации школы провести диагностику профессиональной компетентности учителя;
  • учителям русского языка и математики взять под контроль ведение мониторинга отслеживания усвоения обязательного стандарта знаний учащимися;
  • организовать дополнительные занятия со слабоуспевающими учениками;
  • посещение уроков учителей, показывающих низкие результаты по срезовым контрольным работам;
  • в план – график ВШК включить классно-обобщающий контроль в классах с низкой успеваемостью;
  • в план ВШК включить административные срезы знаний по предметам для учащихся 9-х и 11-х классов;

Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА будет способствовать повышению эффективности и качества результатов экзамена.

Работа показала, что целенаправленная ориентация педагогической деятельности на создание условий для формирования социализации школьников создает положительную тенденцию в социализации старшеклассников. Значительно выросла инициатива, самостоятельность, ответственность; 80 % обучающихся вовлечены в различные виды социально значимой и проектной деятельности.

Ежегодно наши выпускники получают медали «За успехи в учении», показывают высокий процент поступления в учебные заведения.

Проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, который определен тенденциями социально-экономического развития страны, возникают новые условия, возможности и потребности, обновляются критерии качества, и снова возникает необходимость исследовать и решать эту проблему. Качество образования находится в постоянной динамике, и это хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

              Стратегии развития образовательных  учреждений сегодня стали центром внимания образовательной политики.  Управление современной ...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Внутришкольная система оценки качества образования

В работе описаны основные подходы к формированию системы оценки качества в школе...

Внутришкольная система оценки качества образования

Качество – вещь забавная. Все о немговорят, все с ним живут, и каждый думает,что знает, что это такое. Но лишьнемногие придут к единому мнению обопределении качества....

Методическая разработка " Организация внутришкольной системы оценки качества образования

Организационная структура оценки  качества образования осуществляется посредством:• системы внутришкольного контроля;• общественной экспертизы качества образования, которая органи...

Сценарий педагогического совета "Внутришкольная система оценки качества образования (ВСОКО)"

Сценарий педагогического совета содержит материал для ознакомления педагогов с целями, задачами и функциями, отрганизационной структурй и механизмами функционрирования ВСОКО...

Внутришкольная система оценки качества образования

ldquo;Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”. Р. КиплингЦель:определить понятие «качество образования&r...